Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.

2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).

3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

Брачно-семейное право

Законы Ману: уголовное право и процесс.

9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

11. Основные черты афинского права.

12. Общественный и государственный строй Спарты.

13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)

14. Государственный строй Римской республики.

15. оСОБЕННОСТИ общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты.

Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.

16.Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, триумвираты.

17.Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи.

18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.

19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву

20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву

21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право

22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву

23. Брак и семья по римскому праву

24. Наследование по римскому праву

25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме

26.Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков

27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.

28.«Салическая, правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право.

30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX

Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.

31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.

32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.

Реформы Ришелье

Вопрос 33: Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензива, сделки с землей, наследование земли.

Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.

35 вопрос: Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.

Реформы Генриха II

36 вопрос: Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента.

Великая хартия вольностей. 

Возникновение парламента

37 вопрос: Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г.

«Золотая булла» 1356 г.

38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.

40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.

41 вопрос: Своеобразие феодального права в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право. Классификация феодальных земельных держаний, доверительная собственность.

42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.

43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».

44 вопрос: Феодальное право Германии. «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Каролина». «Прусское земское уложение» 1794 г.

45. Уголовное право и процесс по «Каролине».

46.Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

47. Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 г.

48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.

49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.

52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.

53. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи конфедерации» 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации

Декларация независимости 1776 г.

54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.

55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.

56.Общая характеристика Великой французской революции XVIII в.: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.

58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.

59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.

60. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.

61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.

62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.

63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.

64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.

65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.

66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.

67.Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны.

68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г

69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

70.Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIXв.. Конституция 1871 г

71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.

72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г

73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.

74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.

75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.

77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.

78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.

79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.

80) Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г.

81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии

83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии

84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.

85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время

86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время

87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.



Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Широкое распространение получают пекулий и колонат. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй.

Традиционная политическая структура Рима, сложившаяся ещё в республиканский период, сохраняется и в первые века существования империи. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства – "империя" – было достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае, до середины 3 в. императоры получали свой титул как почётный военный титул по нескольку раз ( Октавиан, например, 21 раз, последним был Гордиан 3, получивший этот титул за шесть лет своего правления шесть раз)

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в её маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодиски возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу 2 в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором.

Период империи принято делить на два этапа: 1) принципат (от "принцепс-сенатус"- первый сенатор) – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.; 2) доминат (от "доминус" – господин, владыка) – 3-5 вв., окончательное признание абсолютной власти императора.


Принципат.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью (imperium). В связи с этим происходит избрание принцепса на важнейшие должности, создание им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, получение права распоряжения собственной казной и командования всеми армиями.

Октавиан, обладая imperium, получил право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом инцерсии, отменить решение любого магистрата, как цензор – формировать сенат из своих сторонников, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понитифика – верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с 1 в. постановления сената — сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со 2 в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.



Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну (эрарий), которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса – фиск. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к 3 в. они все стали императорскими.

Армия.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9 тыс. человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в три с половиной раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса.

Основную часть армии (при Октавиане 300 тыс. человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 тыс. человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.


Доминат.

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II— III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (193-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений – сенат- окончательно подчинился принцепсу. С конца 3 в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 г. и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора — Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, в дохристианский период императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своим религиозным культом. Население империи превратилось из граждан в подданных императора.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Чиновничество делится на иерархические ранги. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц.


Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска.

Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен. Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина. Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы.

В экономической области Диоклетиан безуспешно попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана.

Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 г. назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую сотую провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.