Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.
4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.
5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.
Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
Законы Ману: уголовное право и процесс.
9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Основные черты афинского права.
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)
14. Государственный строй Римской республики.
Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.
19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву
20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву
21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву
23. Брак и семья по римскому праву
24. Наследование по римскому праву
25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме
27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX
Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.
31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.
38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.
40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.
42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».
45. Уголовное право и процесс по «Каролине».
48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
Декларация независимости 1776 г.
54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.
55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.
57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.
62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.
63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.
64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.
65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.
68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.
74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.
75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии
83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии
84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.
85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время
87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.
Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформысводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти "щитовые деньги" содержалось наемное рыцарское войско. С другой стороны, Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение. В соответствии с Ассизой о вооружении 1181г. все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам. В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации государства.
Административные преобразования затронули несколько областей. В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права). Следующее направление перемен составило утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства. Неудачными оказались попытки короля подчинить себе духовенство и церковные суды, а также присвоить право замещения высших церковных должностей (Кларендонские конституции 1164 г.). Тем не менее королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.
36 вопрос: Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента.
Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Центральным политическим лицом в государстве остаётся царь. Сословно-представительная монархия являлась переходной формой от периода раннего феодализма к абсолютной монархии. Особенностью складывания сословно-представительной монархии в Англии было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над королем.
Временные рамки: XIII-XV века.
Общественный строй:
В XIII в. соотношение социальных и политических сил в стране продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.
В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель. В течение XIII в. были существенно ограничены и иммунитетные права крупных феодалов. Глостерский статут 1278 года провозгласил проверку иммунитетных привилегий английских феодалов судебным путем. В целом же дворянский титул в Англии не сопровождался какими-либо податными и судебными привилегиями. Феодалы уплачивали налоги формально наравне с другими свободными и были подсудны одним и тем же судам. Однако политический вес английского высшего дворянства был значителен: оно являлось непременным участником работы высших совещательных и некоторых других органов при короле. В XIII в. крупные феодалы Англии постоянно вели между собой и с королем ожесточенную борьбу за землю и источники доходов, за политическое влияние в стране. В результате субинфеодации и дробления крупных бароний количество средних и мелких феодалов увеличивается, составив к концу XIII в. не менее 3/4 господствующего класса Англии. Эти слои феодалов особенно нуждались в усилении государственной централизации, сплачивались вокруг короля. Развитие товарно-денежных отношений заметно сказалось на положении крестьянства. Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов. Крепостное крестьянство — вилланы — в XIII в. оставалось бесправным. Исключение вилланов из всех привилегий "общего права", формально гарантированных всем свободным, получало название принципа "исключения вилланства". Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд. Вместе с тем юридическая теория и законодательство XIII в. признали за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего господина. Этот факт отражал объективные процессы развития феодализма и определенные интересы королевской власти, заинтересованной в общегосударственном обложении вилланов наряду со свободным населением (в выплате всех поборов местного значения, тальи, налога с движимого имущества). С конца XIV в. вилланы постепенно выкупают личную свободу, исчезает барщина, основной формой феодальной ренты становится денежная.
Среди горожан, как и среди других слоев населения, в XIII–XIV вв. усиливается социальная дифференциация, которая шла параллельно с консолидацией городского сословия в масштабе всей страны. Города Англии, за исключением Лондона, были невелики. Городские корпорации, как и город в целом, не получили здесь такой самостоятельности, как на европейском континенте.
Таким образом, процессы государственной централизации в Англии (XIII в.) были ускорены наличием все возрастающей прослойки свободного крестьянства, сближением в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и, напротив, усилением различий между верхушкой феодалов и остальными их слоями. Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской массы способствовали установлению их политического союза. Возрастание же экономической и политической роли этих слоев обеспечило им последующее политическое признание и участие в образовавшемся парламенте.
Государственный строй:
В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась.Собрания графств в конце XIII–XV вв. созывались главным образом для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц. Они могли рассматривать споры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов.В XIII в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне — его помощник, бейлиф. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями. Огромная власть шерифа со временем стала вызывать недоверие короны, опасавшейся "феодализации" этой должности, превращения ее в наследственную. Не случайно после междоусобных войн в XIII в. должность шерифа стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Статья 24 Великой хартии вольностей 1215 года запретила шерифам разбирать иски короны, и с этого времени должность шерифа стала постепенно утрачивать свое значение, по крайней мере, в области правосудия.
С конца XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. По статуту 1390 года в каждое графство назначалось восемь мировых судей. Мировые судьи контролировали цены на продукты питания, следили за единством мер и весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор за проведением в жизнь законов о рабочих (1349 и 1351 гг.), о еретиках (1414 год) и даже устанавливали размеры заработной платы (статут 1427 года). Имущественный ценз для занятия этой должности составлял 20 фунтов стерлингов годового дохода.В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов "четвертных сессий".В XIII–XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами "общего права" в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания (еще в 20-х гг. XII в.), был в основном специализирован на рассмотрении финансовых споров, и прежде всего споров, касающихся долгов казны и короны.Суд общих тяжб, или "общая скамья", рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Все дебаты в суде записывались и размножались для ознакомления заинтересованных сторон и с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был также местом практики для всех студентов, изучающих право.Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местными и манориальными судами. По приказу из канцелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда, а благодаря специальным судебным приказам Суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других судов.Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая "общие тяжбы", но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился
Суд лорда-канцлера, который решал вопросы "по справедливости". С деятельностью этого суда было связано возникновение новых форм процесса и норм права (права справедливости).Более разветвленной и разнообразной стала в XIII–XIV вв. система королевского разъездного судопроизводства.Поскольку процедура общих судебных объездов была громоздкой и дорогостоящей, в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в семь лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри присяжных заседателей. Большое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судами обвинительных присяжных. Оно стало органом предания суду. Всего в жюри было 23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно для утверждения обвинительного акта против подозреваемого.Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда. Члены этого жюри участвовали в рассмотрении дела по существу и выносили вердикт, требовавший единогласия присяжных. По закону 1239 года для присяжных был установлен ценз в 40 шиллингов годового дохода.Юрисдикция манориальных судов в XIII в. продолжала неуклонно ограничиваться. Лишь немногие крупнейшие феодалы сохранили право суда по делам, подсудным короне. Статуты 1260–1280 гг. запретили магнатам оказывать давление на свободных держателей с целью их явки в курии, выступать в качестве апелляционной инстанции. Шерифам было разрешено нарушать иммунитеты лордов для изъятия захваченного ими скота, а также во всех случаях, если лорд или его подручный хотя бы один раз не выполнили королевский приказ. Взаимоотношения светских и церковных судов по-прежнему отличались значительной напряженностью и сложностью в вопросах разграничения компетенции. В результате многочисленных коллизий был установлен принцип, согласно которому подсудность обоих видов судов определялась по характеру наказаний: только светские суды могли налагать светские наказания, например, взимать штрафы.