Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 364
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.
4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.
5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.
Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
Законы Ману: уголовное право и процесс.
9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Основные черты афинского права.
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)
14. Государственный строй Римской республики.
Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.
19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву
20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву
21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву
23. Брак и семья по римскому праву
24. Наследование по римскому праву
25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме
27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX
Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.
31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.
38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.
40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.
42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».
45. Уголовное право и процесс по «Каролине».
48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
Декларация независимости 1776 г.
54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.
55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.
57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.
62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.
63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.
64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.
65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.
68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.
74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.
75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии
83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии
84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.
85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время
87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и. укрепление в них демократического строя.
Период демократии в Афинах можно условно разделить на 2 этапа:
-
508-462 гг. до н.э.-проводилась политика, направленная на свержение господствующей аристократии. -
462-412 гг. до н.э.-происходило продвижение демократии с центром в полисах.
Характерные черты государственного строя в Афинах:
-
Сосуществование аристократических и торгово-ремесленных структур. -
Постепенное отстранение аристократических органов от ключевых вопросов управления. -
Активное привлечение граждан к управлению государством. -
Равные права граждан в управлении государством независимо от происхождения и дохода. -
Наличие институтов, препятствующих появлению единоличной власти. -
Помощь беднейшим слоям населения.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан. Оно (государство) обеспечивало защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными органами Афинского государства являлись:
-
народное собрание, -
Совет пятисот, -
гелиэя, -
коллегии стратегов -
коллегии архонтов.
-
Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики (верховный орган власти Афин). Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.
-
Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т. д.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия - открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет (по 50 представителей от каждой из 10 фил). Срок полномочий членов совета - 1 год.
-
К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.
Гелиэя — это высший судебный орган государства. Она состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались путем жребия на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных.
-
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Должностные лица:
-
Коллегия стратегов - осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве (Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве).
-
Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.
Коллегия архонтов - рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
-
Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. -
Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. -
Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах. -
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т. Д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Реформы Эфиальта и Перикла
Эфиальт – почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его функции народному собранию, совету пятисот и Гелиэе, сохранив за ареопагом некоторые судебные и религиозные функции (вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами - Совету 500; законы стали выставляться для всеобщего обозрения).
Перикл (афинский стратег)
Цель: расширение влияния Афин, отток беднейшего населения из Афин.
-
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона. -
Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей. -
Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки
Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу (Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, Частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем)
Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях,
Частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.
Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.
Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни