Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.

2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).

3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

Брачно-семейное право

Законы Ману: уголовное право и процесс.

9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

11. Основные черты афинского права.

12. Общественный и государственный строй Спарты.

13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)

14. Государственный строй Римской республики.

15. оСОБЕННОСТИ общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты.

Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.

16.Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, триумвираты.

17.Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи.

18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.

19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву

20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву

21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право

22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву

23. Брак и семья по римскому праву

24. Наследование по римскому праву

25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме

26.Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков

27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.

28.«Салическая, правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право.

30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX

Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.

31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.

32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.

Реформы Ришелье

Вопрос 33: Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензива, сделки с землей, наследование земли.

Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.

35 вопрос: Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.

Реформы Генриха II

36 вопрос: Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента.

Великая хартия вольностей. 

Возникновение парламента

37 вопрос: Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г.

«Золотая булла» 1356 г.

38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.

40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.

41 вопрос: Своеобразие феодального права в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право. Классификация феодальных земельных держаний, доверительная собственность.

42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.

43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».

44 вопрос: Феодальное право Германии. «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Каролина». «Прусское земское уложение» 1794 г.

45. Уголовное право и процесс по «Каролине».

46.Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

47. Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 г.

48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.

49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.

52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.

53. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи конфедерации» 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации

Декларация независимости 1776 г.

54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.

55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.

56.Общая характеристика Великой французской революции XVIII в.: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.

58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.

59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.

60. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.

61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.

62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.

63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.

64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.

65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.

66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.

67.Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны.

68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г

69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

70.Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIXв.. Конституция 1871 г

71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.

72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г

73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.

74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.

75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.

77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.

78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.

79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.

80) Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г.

81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии

83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии

84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.

85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время

86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время

87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.

Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)


  • Разделение римлян по имущественному принципу на 6 разрядов

  • Территория города делилась на четыре округа-трибы

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.


Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями.

Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений.

Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. В этой борьбе можно выделить два основных этапа:

  • В V в. До н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

  • Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово «плебей», судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.




  • Второй этап относится к IV в. До н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364— 337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи. Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний




14. Государственный строй Римской республики.


В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов.

Высшие государственные органы:

  • народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные);

  • сенат (сенаторы);

  • магистратуры (ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные)).

Народные собрания:

Кратко:

  • Центуриатные собрания принимали законы, объявляли войну, рассматривали жалобы на приговоры о смертной казни;




  • Трибутные собрания избирали должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов;




  • Куриатные собрания контролировали усыновление, утверждали завещани.

Развернуто:

  1. Центуриатные собрания – это был главный вид народного собрания, которые обеспечивали, благодаря своей структуре и порядку, принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

  • Их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373;

  • преобладание аристократии и богатства все же сохранилось (в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию);

  • В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

  1. Трибутные собрания – второй вид народных собраний, которые в зависимости от состава жителей, триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские.


  • Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

  • Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

  1. Куриатные собрания - постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н. э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий.

  • К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума

  • Они также сохраняли за собой право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Сенат:

  • Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались.

  • Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

  • Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты.

Но компетенция сената была обширной:

  • Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты;

  • Им контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии— кандидатур);

  • Устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

  • Осуществлял надзор за храмами и священными местами;

  • Обеспечивал соблюдение безопасности в городе;

  • Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената;

  • Сенат утверждал мирный договор, а также договор о союзе;

  • Разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

  • В чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т. п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.