Файл: Сборник статей по проблеме Проектное финансирование взгляд со стороны отражает практическое содержание дисциплины Проектное финансирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные заинтересованные стороны и соотношения между ни- ми представлены на рисунке 3:
Рисунок 3 – Основные заинтересованные стороны
Источник: составлено авторами по данным [4]
федеральные органы государственной власти – Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, исполнение поручения
Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр–781, в со- ответствии с федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" [5],
региональные органы государственной власти – Министер- ство природных ресурсов Хабаровского края (в рамках реализации
Государственной программы Хабаровского края «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае»
, подпрограмма «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами»)[6];
общественность – снижение уровня загрязнения окружающей среды
бизнес – утилизация отходов, образование вторичного сырья для производства пластмасс, термопластов, полиэтилена. (Промыш- ленные предприятия, использующие втор. Сырье заинтересованы в его приобретении, так как снижаются расходы на производство, втор. сы- рье дешевле).
Адрес строительства: Хабаровский край, Хабаровск, р-н Крас- нофлотский, Трехгорная ул., покупка коммерческой земли (63 сот. В черте города).
Для мусороперерабатывающего завода необходимо вместитель- ное помещение. Минимальный его размер – 500 кв.м. Из них для пере-
Федеральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Население
Бизнес
95
рабатывающего цеха – 300 кв. м., а для склада – 200 кв. м. Помимо это- го, надо иметь около 100 кв. м. для административного помещения.
Таблица 1
Проектные расходы “ЭкоЗавода”
Первоначальные затраты цена за 1 ед./руб.
Итого (руб)
Покупка земли (63 сот)
1 500 000
Строительство административного здания (100 м2)
16 000 за 1 м2 1 600 000
Строительство перерабатывающего цеха (300 м2)
10 000 за 1 м2 3 000 000
Строительство склада (200 м2)
10 000 за 1 м2 2 000 000
Оборудование (Комплекс "ПИРО-
ТЕКС"):
9 700 000
Оборудование (Подвесная монорель- совая дорога)
954 130
Оборудование (Устройство опроки- дывания киглей)
496 000
Брикетировщик
1 495 000
Офисное оборудование
145 000
Транспортное средство (Kamaz)
4 000 000
Погрузчик (SZM ZL 30)
1 500 000
Мусоросборочные контейнеры (7 шт)
10 250 71 750
Итого
26 461 880
Структура источников финансирования:
14 437 195 руб. – размер собственного капитала (25%). На собственные средства планируется покупка земли, строительство и ча- стичное финансирование оборотного капитала.
Лизинг (оборудование) – 12 645 130 руб. Наш проект участву- ет в программе льготного лизинга. Срок 3 года, става по лизингу – 6 %.
Оборотные активы за счет банковского кредита –
30 666 455 руб.
Согласно льготной программе кредитования малого и среднего бизнеса ставка по банковскому кредиту на приоритетные отрасли [7] составляет 6,5%. Срок кредитования 3 года.
Расчет рентабельности и окупаемости проекта:
WACC = 0,25*15% +0,53*6,5%+0,22*6 = 8,29%.
На рисунке 4 и в таблице 2 представлено влияние негативных факторов на данный проект.
96
Таблица 1
Проектные расходы “ЭкоЗавода”
Первоначальные затраты цена за 1 ед./руб.
Итого (руб)
Покупка земли (63 сот)
1 500 000
Строительство административного здания (100 м2)
16 000 за 1 м2 1 600 000
Строительство перерабатывающего цеха (300 м2)
10 000 за 1 м2 3 000 000
Строительство склада (200 м2)
10 000 за 1 м2 2 000 000
Оборудование (Комплекс "ПИРО-
ТЕКС"):
9 700 000
Оборудование (Подвесная монорель- совая дорога)
954 130
Оборудование (Устройство опроки- дывания киглей)
496 000
Брикетировщик
1 495 000
Офисное оборудование
145 000
Транспортное средство (Kamaz)
4 000 000
Погрузчик (SZM ZL 30)
1 500 000
Мусоросборочные контейнеры (7 шт)
10 250 71 750
Итого
26 461 880
Структура источников финансирования:
14 437 195 руб. – размер собственного капитала (25%). На собственные средства планируется покупка земли, строительство и ча- стичное финансирование оборотного капитала.
Лизинг (оборудование) – 12 645 130 руб. Наш проект участву- ет в программе льготного лизинга. Срок 3 года, става по лизингу – 6 %.
Оборотные активы за счет банковского кредита –
30 666 455 руб.
Согласно льготной программе кредитования малого и среднего бизнеса ставка по банковскому кредиту на приоритетные отрасли [7] составляет 6,5%. Срок кредитования 3 года.
Расчет рентабельности и окупаемости проекта:
WACC = 0,25*15% +0,53*6,5%+0,22*6 = 8,29%.
На рисунке 4 и в таблице 2 представлено влияние негативных факторов на данный проект.
96
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 23
Рисунок 4 – Возможные убытки
Таблица 2
Возможные убытки проекта
Название риска
Возможные убытки/прибыль, тыс.руб
Степень риска, бал- лы
Социальный риск
–1 529 094 3
Технический риск
–1 019 396 2
Финансово- экономический риск
–509 698 1
Основными рисками проекта являются:
Социальный риск – Предполагает сложности с подбором опыт- ных кадров, текучесть кадров, по причине чего вероятно снижение ско- рости выполнения работ, рост брака, аварий на производстве. Для устранения этих факторов можно проводить курсы для обучения или повышению квалификации, вводить вознаграждения, и устанавливать приемлемую стоимость заработной платы.
Технический риск – Присутствует вероятность брака оборудова- ния, но из-за того, что оно новое вероятность мала, однако, это может стать причиной увеличения затрачиваемого времени на освоение, сле- довательно, уменьшения объемов производства. Вероятность возник- новения аварийных ситуаций. Для избежания рисков стоит системати- чески осуществлять плановые проверки оборудования, подбирать надежных поставщиков и выполнять контроль за качеством.
Финансово-экономический риск – Следует следить за актуально- стью спроса, угрозой конкурентов, роста налогов и платежеспособно- сти клиентов. Возможность попадания под дефицит финансирования и поддержки со стороны государства. Вероятность затруднения сбыта.
-2000000
-1500000
-1000000
-500000 0
0 1
2 3
4
Возможные убытки/прибыль, тыс.руб
97
Список использованных источников
1.
Финансирование инвестиционных проектов. Учебное пособие: учебное пособие / Т.Г. Бондаренко, В.В. Коокуева, Ю.С. Церцеил. –
Москва : КноРус, 2018. – 220 с. – ISBN 978–5–4365–3071–0. Москва,
2018.
2.
Официальный сайт Федеральная служба государственной статисти- ки: [Электронный ресурс] // URL:http://www.gks.ru
3.
А.Ф. Малышевский Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах
России
[Электронный ресурс]
//
URL:http://rpn.gov.ru/sites/all/files/users/rpnglavred/filebrowser/docs/do klad_po_tbo.pdf
4.
Бондаренко Т.Г. Особенности инвестиционного и проектного фи- нансирования // В сборнике: Механизмы снижения уязвимости бан- ковского сектора России Материалы научно-практической конфе- ренции "Сегодня и завтра банковского сектора России". 2016. С. 54–
65.
5.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от
24.06.1998 N 89-ФЗ
6.
Государственная программа Хабаровского края "Охрана окружаю- щей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаров- ском крае"
[Электронный ресурс]
//
URL:https://minfin.khabkrai.ru/portal/upload/docs/programs/%D0%9E%
D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%B
A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%
D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B%20%D0
%B8%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%
D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%B
A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5
%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B5%D0%
B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8 1%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%A5%D0%B0%D0%B1%
D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D
0%BC%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5.doc
7
Бондаренко Т.Г. Использование модели факторного анализа дея- тельности банка при разработке мероприятий менеджмента // Изве- стия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1–1. С. 91–96.
98
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.
Плеханова»
Финансовый факультет
Подготовили
:
Шумилина Екатерина Владимировна,
Зубрев Александр Максимович, Михайлова Елена Юрьевна,
Христофорова Анастасия Алексеевна, Цыганова Алена Игоревна
гр. 17ОМ–
03/18ФА
АНАЛИЗ СХЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА «ПЕРЕРАБОТКА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ»
Краткое описание проекта.
Проект «Переработка бытовых отходов» представляет собой со- здание завода по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) в городе Конаково Тверской области с планируемой производственной мощностью 480 000 тонн отходов в год.
Актуальность реализации именно этого проекта объясняется тем, что согласно данным Федеральной службы государственной статистики в
2018 году в Российской Федерации образовалось порядка 7,3 млрд. тонн промышленных и бытовых отходов, что в 1,87 раз превышает показатель десятилетней давности и на 17% больше показателя 2017 года (рис. 1).
Рисунок 1 – Динамика образования промышленных и бытовых отходов в
Российской Федерации (млн. тонн)
Источник: Составлено авторами на основе данных Федеральной служ- бы государственной статистики [1].
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 99
Что же касается твердых коммунальных отходов (ТКО), то еже- годно в России их образуется от 40 до 60 млн. тонн, большая часть из которых отправляется на свалки и полигоны без какой-либо предвари- тельной сортировки и обезвреживания. При этом «вторую» жизнь по- сле утилизации обретает лишь несколько процентов всех отходов [2].
Более того, особое внимание «мусорной проблеме» в России уделяется и на высшем правительственном уровне. Так, 20 февраля
2019 года Президент в своем Послании Федерльному собранию под- черкнул, что ситуация с коммунальными отходами является «болезнен- ной» и для решения данной проблемы необходимо сформировать «ци- вилизованную, безопасную систему обращения с отходами, их перера- ботки и утилизации» и повысить долю перерабатываемых отходов с
9 до 60% [3].
Кроме этого, 24.12.2018 года Правительством РФ был утвержден национальный проект «Экология» на 2018–2024 гг., одной из целей ко- торого является формирование комплексной системы обращения с
ТКО, выявление и ликвидация свалок, в том числе и несанкциониро- ванных, а также создание условий для вторичной переработки всех от- ходов производства и потребления [4].
Нельзя также не отметить успешный европейский опыт решения вышеупомянутой проблемы. В самом центре Вены (Австрия) находит- ся один из самых экологически чистых и безопасных мусоросжига- тельных заводов в мире, построенный еще в 1992 году. Он отвечает самым строгим экологическим стандартам и использует новейшие тех- нологии сжигания мусора с ежегодной мощностью 250 000 тонн, а также вырабатывает тепловую энергию для нескольких районов ав- стрийской столицы – тепло, выделяемое от сжигания мусора, идет на обогрев 107000 венских домов [5].
Старт проекта запланирован в 2020 году. Предполагается, что за- вод будет открыт на базе уже построенного помещения свободного назначения в городе Конаково Тверской области.
Так как согласно Федеральному закону № 89-ФЗ от 24.06.1998
(ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» данный вид деятельности является лицензируемым, то в I-II квартале 2020 года будет получена лицензия в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на переработку ТКО, а также будут задокументированы отношения с жилищно-коммунальными хо- зяйствами – поставщиками отходов и производственными предприяти- ями Твери и Тверской области – покупателями вторичного сырья (ме- талла, пластика, бумаги, органики и КГМ) [6].
100
Общие затраты на проект составляют 1 734 млн. рублей (табл. 1).
Таблица 1
Общие затраты на проект (тыс. руб.)
Наименование
Цена
Количество Стоимость
Лицензия
300 1
300
Мусоросортировочный комплекс (кон- вейеры + пресс для вторсырья), в т.ч.:
12 000 12 158 400 строительно-монтажные работы
14 400
Оборудование для переработки, в т.ч.:
1 426 157 переработка пластика
54 538 18 981 684 переработка алюминиевых, консервных, жестяных банок
18 181 9
163 630 переработка КГМ
16 725 4
66 900 переработка органических отходов
21 073 4
84 292 строительно-монтажные работы
129 651
Экскаваторы
1 500 4
6 000
Грузовики
4 770 30 143 100
Источник: Составлено авторами.
70% данных затрат было обеспечено с помощью инструментов проектного финансирования – кредит на 5 лет в размере 700 млн. руб. по ставке 8,5% годовых, государственная субсидия в рамках нацио- нального проекта «Экология» – 364 млн. руб., лизинг на 3 года в разме- ре 149 млн. руб. с процентом удорожания 8,94% в год, 30% – взносы в уставный капитал компании (рис. 2).
Рисунок 2 – Инструменты проектного финансирования
Источник: Составлено авторами
101
Структура проекта и основные заинтересованные стороны.
Основные заинтересованные стороны (стейкхолдеры), взаимо- связи и соглашения между ними представлены на рисунке 3.
Одной из ключевых заинтересованных сторон является государ- ство в лице администрации Тверской области, а также Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации в лице Феде- ральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрод- надзор), так как данный проект способствует реализации национально- го проекта «Экология», утвержденного Правительством РФ на 2018–
2024 гг.
Более того, рассматриваемый проект обладает бюджетной и со- циальной эффективностью. Так, открытие завода способствует увели- чению поступлений налогов в бюджеты разных уровней (налог на имущество организаций, налог на прибыль и др.) более чем на 1 млрд. руб. в год, а также позволит создать 340 новых рабочих мест, что при- ведет в росту социальных отчислений в бюджет в размере 3,7 млн. руб- лей ежегодно.
Кроме этого, реализация проекта снизит негативное влияние на экологию региона, так как большая часть собираемого мусора будет подлежать переработке и дальнейшему использованию в производстве, а не накапливаться на переполненных полигонах, что должно также положительно сказаться на общественном мнении и восприятии.
Проект является эффективным и с коммерческой точки зрения
(табл. 2)
Таблица 2
Коммерческая эффективность проекта
Показатель
Значение
NPV (чистый дисконтированный доход)
2 675 994 тыс. руб.
DPP (дисконтированный срок окупаемости)
Менее 3-х лет
IRR (внутренняя норма доходности)
58%
PI (рентабельность инвестиций)
1,69
Источник: Составлено авторами.
Банк и лизинговые компании также являются ключевыми сторо- нами в данном проекте, поэтому представленные в таблице
2 показатели коммерческой эффективности должны существенно по- влиять на решение данных участников о вложении в проект [по данным источников 7, 8, 9].
102