Файл: Сборник статей по проблеме Проектное финансирование взгляд со стороны отражает практическое содержание дисциплины Проектное финансирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Строительство мусоросжигательного завода предполагается в период с 2019 по 2020 год. В этом году будут задокументированы от- ношения с поставщиками оборудования и подрядчиками при строи- тельстве и оформлены финансовые соглашения.
Собственный капитал предоставлен единым траншем в первый год реализации в размере 3 млрд рублей.
Общие затраты на проект показаны в таблице 1.
Таблица 1
Структура капитальных расходов
2019 2020
Здания и сооружения
615 1685
Общестроительные работы
104 131
Основное оборудование:
3430 380
Котел
2750
Очистка газа (контроль содержания твердых частиц и ртути
СНКВ для удаления Nox)
215
Подача топлива и золоудаления
405
Паровая турбина
275
Дымовая труба+система непрервыного мониторинга выбросов
135
Водяные насосы и баки
10
Электрооборудование
20
Электрическая и механическая части
275 101
Проектирование и пуск установки
197 28
Всего
4621 2325
Расходы составляют около 7 миллиардов рублей, финансирова- ние которых осуществляется за счет кредита.
Российскому рынку мусора требуются значительные инвестиции в развитие вторичной переработки. В 2017 году общий объем образова- ния отходов в России составил около 5,7 млрд. тонн., а объем рынка переработки отходов – до 3,5 млрд долларов в год, из них ТБО – 1,5–
2,0 млрд долларов. Потенциал переработки ТБО оценивается в 14 млн. тонн. Также на свалки ежегодно попадает 15–20 млн. тонн органиче- ских отходов, а ежегодный объем отходов бумаги и картона насчитыва- ет около 15 млн. тонн. По данным Росприроднадзора, в настоящее вре- мя на территории страны на свалках и полигонах накопилось более
40 млрд. тонн твердых отходов. Ежегодно добавляется по 50–60 млн. тонн коммунальных отходов. Возможными мерами решения проблем являются: повышение экологической культуры населения, организация необходимой инфраструктуры по сбору и сортировке отходов населе- нием и т.д.
114
Структура проекта.
ООО «Garbage invest» работает в компаниях и в секторах пере- довых индустриальных технологий, в сфере обращения с отходами, информационных систем и транспортной телематики, производства строительных материалов.
Основные заинтересованные стороны и соглашения между ними представлены на рисунке 1.
Заинтересованные стороны
О компании, которая внедряет новую культуру обращения с от- ходами. Генеральный директор – Аксенов Степан Уставный капитал –
163,2 млн руб. Создана в 2012 году при участии Госкорпорации «Ро- стех» и ООО «LU Capital». Владеет компанией «Ромашка» – Занимаю- щего второе место на рынке мусоропереработки Приволжского феде- рального округа (90% рынка утилизации бытовых отходов и 85% – по вывозу в Казани). Предоставляет услуги по сбору, вывозу, переработке и захоронению коммунальных отходов, ежегодно перерабатывается
2,5 млн. кубометров отходов. Владеет компанией «Спецтранс» – один из крупнейших операторов обращения с ТБО в Москве.
ООО “Cтрим" – компания, управляющая активами “Garbage invest" в сфере ЖХК, в частности, предприятиями "ПЖКХ", "Спецтранс" (в
Москве).
Положительные факторы, влияющие на реализацию проекта: острая актуальность проблемы переработки ТБО в обществе, надёжные и опытные спонсоры, заинтересованность местной власти и обще- ственности в данном регионе. Отрицательные факторы: негативное отношение общества к мусоросжигательным заводам.
Зеленый тариф – это стоимость одного киловатта электрической энергии, выработанного в единицу времени путем использования аль- тернативных, возобновляемых источников энергии, каковыми являются энергия солнца, ветра, воды и биотоплива.
Зеленый тариф несколько выше, чем тот, что установлен для электроснабжающих организаций, тем самым государство стимулирует развитие альтернативной энергетики на своей территории, позволяя индивидуальным пользователям и предприятиям, имеющим на своем балансе подобные установки, частично компенсировать затраты на их приобретение и монтаж.
115
Рисунок 1 – Структура проекта
Источник: составлено авторами на основе анализа компании
Если рассматривать достоинства и недостатки введения зеленого тарифа, то для населения и обладателей малых генерирующих устано- вок, это в основном плюсы: получение дополнительного дохода; отсут- ствие или снижение налогов на полученный доход; уменьшение вред- ных выбросов в атмосферу, в сравнении с использование традицион- ных видов топлива.
Зеленый тариф («feed-in tariff»), это мера, стимулирующая разви- тие малой энергетики, использование которой позволяет сделать нашу планету чище и безопаснее для всех живых организмов, проживающих на ней.
Коммерческая эффективность объясняется тем, что рынок крайне низко конкурентный, также имеются субсидии и государственный кон- тракт [по данным источников [7], [8] .
116
Финансовая структура проекта
Таблица 2
Финансирование проекта
Сумма
Срок
Погашение долга
Тело долга
Проценты
Кредит
7 млрд руб
10 лет
Равными выпла- тами 875 млн год
(с 2021 года)
Неравными годовы- ми выплатами (с
2019 года)
Анализ рисков и механизмы их минимизации
Таблица 2
Риски проекта
Риск
Распределение риска
Суть риска и механизм воздействия
Риски фонди- рования
Наша компания
Банк-кредитор
Структура капитала проекта определена классической схемой финансирования для сделок project finance 70/30. Соответствен- но, 70% капитала является заемным, 30% – собственный капитал.
Проектные риски
Наша компания
Функции запуска, операционного и техни- ческого сопровождения проекта выполняет
«наша компания». У нас есть уже подоб- ный опыт запуска и технического сопро- вождения подобных проектов.
На строительство завода заключен ЕРС- контракт с опытным подрядчиком, кото- рый гарантировано качественно подойдет к выполнению своих работ в качестве
EPC-подрядчика
Политические риски
Данный тип рисков перекрывается, так как на территории осуществления проекта, а именно в Российской Федерации, сохраня- ется достаточно стабильная и спокойная политическая обстановка. Так же данный тип риска нивелируется госконтрактом.
Процентные риски
Риски повышения ключевой ставки ниве- лируются договоренностью компании с банком о предоставлении кредита по фик- сированной ставке.
Валютные риски
Валютные риски не оказывают влияния на проект, так как кредит предоставляется в рублях, а сбыт продукции осуществляется на внутреннем рынке
117
Риск
Распределение риска
Суть риска и механизм воздействия
Риски конку- рентной сре- ды
Нивелируются отсутствием конкурентов в выбранном регионе
Риски сбыта
Россети
Наша компания
Заключен контракт с «Россети» на покупку электроэнергии, которую будет произво- дить завод
Источник: составлено авторами по данным источников [7], [9].
Заключение
Положительный эффект участия в финансировании и реализации данного проекта заключается в эффективной экономической модели, отсутствии конкурентов в регионе и актуальности рода деятельности предприятия, существует крайне низкий политический риск, который может повлиять на плату за мощность, так как основные статьи выруч- ки – это продажа электроэнергии, так же риск сбыта продукции по сути тоже отсутствует, так как всю электроэнергию покупают Россети.
Список использованных источников
1.
Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/
2.
Каталог организаций России [Электронный ресурс] // URL: https://www.list-org.com/?search=inn
3.
Министерство энергетики Российской федерации [Электронный ресурс] // URL: https://minenergo.gov.ru/
4.
Официальный сайт РТ Инвест [Электронный ресурс] // URL: http://rt-invest.com/
5.
Официальный сайт консалтинговой компании НеоАналитикс [Элек- тронный ресурс] // URL: http://www.neoanalytics.ru/
6.
Энциклопедия российского бизнеса [Электронный ресурс] // URL: https://www.openbusiness.ru/special/
7.
Финансирование инвестиционных проектов. Учебное пособие: учебное пособие / Т.Г. Бондаренко, В.В. Коокуева, Ю.С. Церцеил. – Москва :
КноРус, 2018. – 220 с. – ISBN 978–5–4365–3071–0. Москва, 2018.
8.
Бондаренко Т.Г. Особенности инвестиционного и проектного финан- сирования // В сборнике: Механизмы снижения уязвимости банков- ского сектора России Материалы научно-практической конференции "Сегодня и завтра банковского сектора России". 2016. С. 54–65.
9.
Бондаренко Т.Г. Использование модели факторного анализа дея- тельности банка при разработке мероприятий менеджмента // Изве- стия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1–1. С. 91–96.
118
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.
Плеханова»
Финансовый факультет
Проект подготовили:
Гузь Евгения Юрьевна, Кутибашвили Екатерина Алексеевна,
Перетейко Кристина Константиновна,
Тертышный Игорь Петрович, Сазонова Екатерина Андреевна
АНАЛИЗ СХЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА «МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД»
студенты группы 17ОЗМ–01/18ФА
Проект по разработке Мусороперерабатывающего завода пред- ставляет собой бизнес-план по открытию предприятия и структуру фи- нансирования проекта.
Актуальность реализации нашего проекта объясняется тем, что в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о переработке отходов особенно в мегаполисах нашей страны и мира в целом. Мы видим, что близлежащие окрестности крупных городов перенасыщены свалками.
Мусороперерабатывающие заводы помогают решить данную проблему, но их не хватает, так как количество людей в городах только увеличива- ется, а вместе с этим и количество производимого мусора.
На данный момент россияне производят 337,2 млн кубометров мусора в год, из который на Москву и Московскую область приходится
15% (52 млн кубометров). Значительная часть московского мусора вы- возится в Подмосковье. Вокруг находится большое количество свалок, которые еще не рекультивируются. Официальные данные по производ- ству мусора в разных регионах России представлены в таблице 1 [1].
Мусороперерабатывающий завод будет располагаться в арендо- ванном помещении площадью 1000 м
2 в Московской области в районе
Звенигорода.
Общие затраты на проект представлены в таблице 2 и составля- ют около 47 миллионов рублей, 70% из которых обеспечено с помощью кредита под 12% годовых, 30% составляют собственные средства. На рисунке 1 представлена структура денежных средств.
119
Таблица 1
Объем производства мусора в регионах России в 2018 году [1].
№
Регион
Средний объем мусора в кубометрах на жителя региона
Ежегодный объем мусора в млн кубометров
1
Московская область
3.60 27.50 2
Москва
1.90 24.10 3
Краснодарский край
3.10 17.40 4
Башкортостан
3.20 12.80 5
Свердловская область
2.60 11.10 6
Санкт-Петербург
2.10 11.10 7
Ростовская область
2.50 10.50 8
Татарстан
2.50 9.60 9
Нижегородская область
2.80 8.90 10
Самарская область
2.40 7.60
Рисунок 1 – Источники финансирования
Основные потребители – компании, которые в своем производ- стве используют переработанные материалы – вторсырье. На данный момент таких компаний становится все больше, на рынке прослежива- ется тренд на экологичное производство, все больше компаний запус- кают проекты, производство которых основано на вторичном сырье. В следствие спрос на данный товар растет.
120
Таблица 2
Затраты на проект
Первоначальные вложения
39 900 000
Аренда помещений (первые 6 мес)
2 100 000
Охрана (первые 3 мес)
468 720
Покрытие убытка в 6-м мес.
2 365 036
Установка, наладка, пусконаладка
2 300 000
Итого затрат в предпроизводственный месяц
47 133 756
Жизненный цикл проекта равен 3 годам.
Прединвестиционная стадия равна 2 месяцам. На данном этапе оформляются все необходимые разрешительные документы. Затраты составляют 10 тыс.
Инвестиционная стадия равна 4 мес. На этом этапе производится закупка, установка и наладка оборудования; производятся расходы на аренду здания и охрану территории; погашается убыток в первый ме- сяц работы предприятия. Затраты периода составляют 47 123 756
Эксплуатационная стадия занимает 27 месяцев. В этот период происходит выход предприятия на 100% мощность, генерируются де- нежные потоки и погашается основной долг компании. Передача прав собственности на объект.
Завершающая стадия равна 4 мес. Здесь происходит прода- жа/перевод в другую собственность проекта.
Структура проекта.
Проект реализуется на базе SPV – Мусороперерабатывающий за- вод.
Основные заинтересованные стороны и соглашения между ними представлены на рисунке 2.
Заинтересованные стороны.
Открытие мусороперерабатывающего завода планируется в Мос- ковской области (недалеко от г. Звенигород), так как именно эта область является наиболее замусоренным регионом страны. Ежегодный объем мусора там составляет 27,5 миллионов м
3
Второй причиной выбора месторасположения завода является
Федеральный проект по рекультивации полигонов ТКО «Чистая стра- на» [2]. По данным проекта на начало 2018 года в Московской области имеется более 10 полигонов, для которых разрабатывается проектная документация по рекультивации.
121
С ближайшими тремя полигонами планируется заключить дого- воры на поставку ТКО на мусороперерабатывающий завод на три года.
Также планируется заключить соглашения о поставке ТКО с ежегодной пролонгацией с ближайшими действующими полигонами.
Для того, чтобы оснастить мусороперерабатывающий завод тех- никой по разбору мусора, переработке ПЭТ, бумаги и алюминия будет заключен договор на закупку и поставку оборудования. Для поддержки технического состояния оборудования в процессе использования пла- нируется внести в договор пункт об эксплуатационном обслуживании оборудования.
Большую часть переработанного сырья планируется по договору продажи вторсырья передавать компаниям, которые занимаются закуп- кой и использованием вторсырья. Оставшуюся часть сырья, непригод- ную к переработке и повторному использованию планируется сжигать.
Факторы, влияющие на реализацию проекта.
Существуют факторы, которые могут влиять на реализацию про- екта как положительно, так и отрицательно. Факторы, описанные ниже, представлены на рисунке 3 в виде пузырьковой диаграммы.
Отрицательные факторы:
Фактор не пролонгации федерального проекта "Чистая стра- на" – 1
Фактор не покупки вторичного сырья – 2
Фактор остановки линии разбора мусора из-за технической неисправности – 3
Фактор изменения законодательства в сфере экологии в не- благоприятную сторону – 4 (-)
Фактор структурного изменения состава первичного сырья в неблагоприятную сторону – 5 (-)
Положительные факторы:
Фактор структурного изменения состава первичного сырья в благоприятную сторону – 5 (+)
Фактор дополнительной поставки отсортированного пластика для дальнейшей переработки и продажи – 6
Фактор увеличения цен на вторичное сырье, в связи с повы- шением тренда на данное сырье
Фактор изменения законодательства в сфере экологии в бла- гоприятную сторону – 7
Имиджевый фактор – 8 122
Рисунок 3 – Структура проекта
Источник: составлено авторами
123
Рисунок 3 – Пузырьковая диаграмма отрицательных
и положительных факторов
Источник: составлено авторами
Экономическая/коммерческая и бюджетная/социальная эф-
фективности проекта
Экономическая/коммерческая эффективность:
Для оценки экономической эффективности проекта нами бы- ли использованы следующие показатели:
– чистая дисконтированная стоимость проекта (NPV);
– внутренняя норма доходности (IRR);
А также рассчитаны показатели средневзвешенной стоимости капитала (WACC) для дисконтирования ожидаемых доходов, и рента- бельность собственного капитала (ROE) для оценки эффективности использования собственного капитала.
В результате произведённых расчётов в эксплуатационной ста- дии есть следующие данные:
– NPV проекта равен 22 339 334
– это показывает, что проект экономически эффективен. При наличии нескольких проектов на рас- смотрении выбирается проект с наибольшим значением NPV.
– IRR проекта равен 23,02% – значение выше ставки кредита
12%, что показывает значительный запас прочности проекта по при- влечению заёмных средств.
124
– ROE = 10,54%, что больше WACC (9,88%) на 0,66%, показы- вает, что вложение собственных средств на начальном этапе в проект рентабельно.
Так как проект в целом имеет среднесрочный период (до 5 лет), а прединвестиционная и инвестиционная стадии имеют короткий срок
(2 и 4 месяца соответственно), то данные показатели отдельно для вы- шеуказанных периодов не рассчитывались.
Бюджетная эффективность:
рост занятости низкоквалифицированного населения
поступление налогов в бюджет страны
Социальная эффективность:
улучшение качества жизни населения
улучшение экологической обстановки
поддержка государственной программ
Анализ рисков и механизмы их минимизации
Основные риски при ведении данного вида бизнеса состоят в следующем:
1.
Низкий уровень государственной поддержки.
Решение: обращать внимание общественности к вопросу зеленой экономики, выходить на митинги и требовать льготное кредитование для открытия мусороперерабатывающих заводов.
2.
Высокий уровень текучки персонала.
Решение: повышать ежегодно уровень ЗП относительно рынка для привлечения более квалифицированных рабочих, а также снижения уровня текучки персонала. Предоставление ДМС (после трех лет рабо- ты на предприятии).
3.
Маленькое количество контрагентов по выкупу переработан- ных отходов. Данный риск влечет за собой создание складских поме- щений для переработанного сырья на продажу.
Решение: необходимо сразу после открытия юр. лица заключить договоры с возможными контрагентами о продаже переработанного сырья.
4.
Риск препятствия со стороны местной администрации
Решение: огласка открытия социально значимого объекта в мест- ных СМИ.
5.
Риск возрастания издержек на обслуживания оборудования
125