Файл: Сборник статей по проблеме Проектное финансирование взгляд со стороны отражает практическое содержание дисциплины Проектное финансирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение: заключение доп. соглашения на постгарантийное об- служивание оборудования
Финансовая структура проекта
Исходный план финансирования предполагает комбинацию дву- сторонних договоров с кредитной организацией. Итоговый вариант привлечения 70% долгового капитала представлен в таблице 3.
Для финансирования данного проекта был выбран банковский кредит от одного из крупнейших банков РФ. Данный выбор кредитова- ния обусловлен следующими критериями:
1 – получение кредита по схеме, удобной для проекта (отсрочка выплат процентов и основного тела кредита);
2 – относительно не высокая процентная ставка;
3 – сумма кредита меньше 1 млн. $, что делает не целесообраз- ным выпуск облигаций.
Таблица 3
Финансирование проекта
Сумма Срок
Выплата
Проценты
Прочее
Банковский кредит
32 993 629

2,6 года
Неравными ежемесячными аннуитетными выплатами (с
2020 года)
T12 + 250bp
Погашение:
40,63% пер- вый год,
48,57% – второй год,
10,78% – третий год
Источник: составлено авторами
Долевое финансирование для этого проекта не предусмотрено.
Сумма кредита составит 32 993 629

, планируется выплата про- центов в сумме 4 606 888

. Общая сумма выплат равна 37 600 517

Срок выплат по проекту составляет 27 месяцев. Погашение кредита планируется со второго месяца 2020 года. График погашения долга с учетом выхода проекта на окупаемость представлен в таблице 4.
126

Таб
лица 4
Гр
аф
ик
по
га
ш
ения
долга
2020
30
.01
28
.02
31
.03
30
.04
31
.05
30
.06
31
.07
31
.08
30
.09
31
.10
30
.1
1
31
.12
%
+
тел о
1 728 959 1
726 515 1
444 071 1
441 627 1
439 183 1 43 6
739 1
43 4
295 1
431 851 1
429 407 1
426 963 1
424 519
2021
30
.01
28
.02
31
.03
30
.04
31
.05
30
.06
31
.07
31
.08
30
.09
31
.10
30
.1
1
31
.12
%
+
тел о
1 47 7
394 1
474 950 1
472 506 1
470 062 1
467 618 1
465 174 1
462 730 1
46 0
286 1
457 842 1
455 398 1
452 954 1
450 510
2022
30
.01
28
.02
31
.03
30
.04
31
.05
30
.06
31
.07
31
.08
30
.09
31
.10
30
.1
1
31
.12
%
+
тел о
1 49 9
974 1
497 530 671 4
60
Ист очник: со ст ав ле но ав то рам и
127

В таблице 5 представлен SWOT – анализ, где выявлены внутрен- ние и внешние факторы, влияющие на реализацию проекта [3], [5], [6],
[7].
Таблица 5
SWOT-анализ проекта
Сильные стороны
Слабые стороны

Обеспеченность загрузки техни- ки, так как завод располагается рядом с рекультивирующимися свалками;

Наличие технологии безвредного сжигания отходов

Относительно низкая текучка кадров за счет высокой ЗП и доп. социальных преимуществ

Трендовая отрасль

Наличие свободных мощностей перерабатывающего оборудова- ния

Переработка не всех типов отходов;

Нестабильная реализация перерабо- танных материалов

Низкое социальное восприятие «зе- леной экономики»
Возможности
Угрозы

Расширение текущего производ- ства

Добавление переработки новых типов отходов

Участие в новых экологических программах для привлечения ин- вестиций

Дополнительный доход от рабо- ты с поставщиками отсортиро- ванного сырья

Увеличение сроков получения раз- решительной документации отно- сительно расчетного

Увеличение затрат на складские помещения

Риск забастовок со стороны местно- го населения
Заключение
Положительный эффект участия в финансировании и реализации данного проекта заключается в экономическом улучшении региона, где данный проект реализуется, увеличении деловой активности. Данный проект затрагивает острую на сегодняшний день тему, связанную с эко- логией. Реализация данного проекта позволит увеличить денежные по- ступления в бюджеты разных уровней и различных фондов, увеличить занятость населения с низкой квалификацией, что автоматически сни- зит криминальную обстановку региона и увеличит спрос населения.
Ещё одним положительным фактором реализации данного про- екта являются относительно не большие риски, которые оказывают
128

влияние на проект, большой объём сырья для переработки, низкая кон- куренция в регионе, а также стабильный спрос на вторсырьё со сторо- ны производителей различной продукции.
Стоит отметить относительно невысокую стоимость вложений, а главное их быструю окупаемость (3 года). При этом доходность после погашения всех заёмных средств составляет 19,55% годовых.
Список использованных источников
1.
Онлайн платформа газеты
РБК.
[Электронный ресурс]
URL:https://www.rbc.ru/business/11/03/2019/5c80f5d99a7947231f286e d3 (Дата обращения 16.06.2019)
2.
Приоритетный проект «Чистая страна». [Электронный ресурс]
URL:http://government.ru/news/25945/ (Дата обращения 16.06.2019)
3.
Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управ- ление и высокие технологии. – 2013. – № 1 (21)
4.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения
19.06.2019)
5.
Финансирование инвестиционных проектов. Учебное пособие: учебное пособие / Т.Г. Бондаренко, В.В. Коокуева, Ю.С. Церцеил. –
Москва : КноРус, 2018. – 220 с. – ISBN 978–5–4365–3071–0. Москва,
2018.
6.
Бондаренко Т.Г. Особенности инвестиционного и проектного фи- нансирования // В сборнике: Механизмы снижения уязвимости бан- ковского сектора России Материалы научно-практической конфе- ренции "Сегодня и завтра банковского сектора России". 2016. С. 54–
65.
7.
Финансовый менеджмент. Учебное пособие: учебное пособие /
Т.Г. Бондаренко, В.В. Коокуева, Ю.С. Церцеил. – Москва : КноРус,
2018. – 238 с.
129

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.
Плеханова»
Финансовый факультет
Подготовили:
Досаева Наталья Дмитриевна, Гюгезян Диана Врежевна,
Свинарева Яна Вадимовна, Рианис Дви Септи,
группа: 17ОМ
-02/18ФА
АНАЛИЗ СХЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА «СБОР И ПЕРЕРАБОТКА СТЕКЛЯННОЙ ТАРЫ»
Краткое описание проекта
Проект «Чистая планета» представляет собой организацию пунк- тов приема стеклянной тары (в основном – стеклянных бутылок) от населения за фиксированную плату в 1,5 рубля за бутылку на террито- рии Москвы и Московской области. Прием стеклотары и переработка производятся в одном и том же помещении. Планируется организовать
10 пунктов по Москве и 7 по Московской области. Количество пунктов заложено с «запасом», а технологическая линия по переработке сырья, размещаемая в каждом пункте сбора, изначально рассчитана с наличи- ем резервных мощностей, т.к. планируется увеличение объема приема стеклотары. В пунктах приема бутылки сортируются вручную, прохо- дят очистку на автоматической мойке, подвергаются дроблению в крошку, проходят дополнительную сортировку в фотосепараторе. Да- лее стеклянный бой реализуется основным покупателям: стекольные заводы, заводы по производству стройматериалов, производители по- суды, фармацевтической тары и т.п.
Актуальность реализации проекта объясняется следующими факторами:
1) в настоящее время, предприятия, использующие в производ- стве стекольный бой, вынуждены самостоятельно закупать и перераба- тывать стеклянные отходы [1];благодаря реализации проекта, у данных производителей появится возможность сразу закупать чистое сырье.
2) проект содействует реализации национальной стратегии раз- вития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [2];
3) отсутствие проектов подобного формата в России;
4) прогнозируется рост объема предложения пищевой стеклота- ры в ближайшие 5 лет. Следовательно, со стороны производителей пи- щевой стеклотары также будет расти спрос на сырье [5]. Динамика ро- ста предложения пищевой стеклотары представлена на рисунке 1.
130


Рисунок 1 – Прогноз предложения пищевой стеклотары
Предполагаются следующие сроки реализации проекта:
1. Июнь 2019 – январь 2020.
В данный период производятся следующие мероприятия:
1) согласование документации;
2) получение инвестиционного кредита;
3) заключение договоров аренды помещений под пункты сбора и переработки стекла;
4)оформление договоров лизинга на производственное и склад- ское оборудование;
5) наем персонала,
6) Запуск рекламной кампании.
2. Январь 2020. Старт проекта, функционирование на неполной мощности.
3. 2021г. – выход проекта на полную мощность.
4. 2027 – выход на окупаемость.
Первоначальный объем вложений на запуск проекта составляет
236 млн. руб. Соотношение источников финансирования представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура источников финансирования проекта
20%
80%
Структура источников финансирования проекта
Собственные средства (
46 млн руб)
Инвестиционный кредит (190 млн руб)
131

Перечень затрат на запуск проекта представлен в Таблице 1. За- траты финансируются за счет собственных (20%) и заемных средств
(60%). Сумма привлекаемого кредита округлена до 190 000 тыс. руб., в связи с этим общая сумма инвестиций на запуск проекта составляет
236 808 тыс. руб.
Таблица 1
Свод затрат на запуск проекта
Затраты на запуск проекта
Сумма, тыс. руб.
Период
1)
Подготовка пунктов сбора стеклотары
190 518
Август – декабрь 2019г
2)
Авансовые лизинговые пла- тежи
16 915
Декабрь 2019г
3)
Консультационные услуги
200
Июль – декабрь 2019г
4)
Арендные платежи за первые
3 мес. аренды в 2019г
17 850
Октябрь-Декабрь 2019 5)
Прочие
100
Июль – декабрь 2019г
6)
Лизинговые платежи за 1-е полугодие 2020г.
8 458
Январь-июль 2020
Итого
234 041
Ежемесячные затраты на содержание пунктов сбора и перера- ботки стекла рассчитаны с учетом позитивного и негативного сценари- ев, где заложены разные величины затраты на арендную плату, комму- нальные и прочие платежи. Заложена потребность в финансировании оплаты лизинговых платежей в первое полугодие 2020 г, т.к. в начале периода проект не выйдет на полную мощность и необходимы средства для оплаты лизинга.
Сопоставление ежемесячных затрат по двум вариантам пред- ставлено на рисунке 3. С учетом позитивного сценария, ежемесячное обслуживание 1 пункта сбора обходится на 10 % дешевле, чем по нега- тивному сценарию.
132


350 60 20 618 300 20 5
618 0
100 200 300 400 500 600 700 1. Арендная плата
2. Коммунальные платежи
3. Прочие платежи 4. Заработная плата + взносы в страховые фонды
Ежемесячные затраты на содержание 1 пункта сбора и
переработки стекла, тыс руб
Негативный сценарий
Позитивныей сценарий
Рисунок 3 – Ежемесячные затраты на содержание 1 пункта сбора и
переработки стекла
Структура проекта
Образованное SPV – «Чистая планета»- специально созданная юридическая структура спонсорами (договор акционеров). У спонсоров имеется положительный опыт реализации инвестиционных проектов.
Основные заинтересованные стороны (стейкхолдеры) и соглаше- ния между ними представлены на рисунке 4.
Рисунок 4– Структура проекта
SPV «Чистая
планета»
Коммерческий банк
Лизингодатель
Прочие поставщики
Население
Москвы и области
Покупатели
Арендодатели
133

Заинтересованные стороны.
1. Коммерческий банк «ХХХ»
Заключение кредитного договора (инвестиционный кредит) в крупном Российском банке. Условия кредитования представлены далее, в разделе «Финансовая структура проекта».
2. Покупатели:

крупнейшие стекольные заводы России, производящие пище- вую, фармацевтическую стеклотару.

Российские предприятия по производству строительных ма- териалов.
Покупатели получают готовое, очищенное сырье – стекольный бой – которое сразу можно пустить в производство, без предваритель- ных затрат на сбор стеклотары, ее самостоятельной переработки.
3. Население Москвы, Московской области.

за прием стеклотары от населения предполагается выплата
1,5 рубля за 1 бутылку.

организация рабочих мест для лиц с ограниченными физиче- скими возможностями и пенсионеров.
4. Лизинговая компания.
Оборудование для организации технологической линии по пере- работке стеклотары приобретается в лизинг на 3 года, с последующим выкупом в собственность по ставке 5% от первоначальной стоимости оборудования.
Предполагается оснащение 17-ти технологических линий, состо- ящих из транспортеров для бутылок, автоматической мойки, дробиль- ного оборудования и фотосепаратора.
Также в лизинг приобретается грузовой погрузочный транспорт
(электропогрузчик в зону приема стеклотары и ковшовые погрузчики для битого стела на склад готовой продукции) в количестве 68 единиц
(в расчете на 17 пунктов ).
5. Арендодатели.
Заключение договора аренды помещений под организацию пунк- та сбора и переработки стеклотары в количестве: 10 помещений в
Москве, 7 в Московской области; площадью 600 кв метров, по средней ежемесячной ставке арендной платы – 350 тыс. руб.
6. Государство
Согласно российскому законодательству, ежегодно будут произ- водиться отчисления в государственный бюджет при уплате налога на прибыль (начиная с 2023 года, когда операционная прибыль по итогам
134


2022 будет положительная), а также в фонды медицинского, социально- го и пенсионного страхования.
На рисунке 5 представлены факторы, которые могут повлиять на ход реализации проекта.
Рисунок – 5 Факторы, влияющие на возможность реализации проекта
Закрепление обязанности сбора стеклянной тары за торговыми сетями на законодательном уровне может привести к снижению спроса населения на услуги «Чистая планета», что в дальнейшем отразится на финансовых результатах деятельности [6]. Также, замена стеклянной тары более дешевыми аналогами среди производителей спровоцирует снижение объема получаемого стекла и отрицательно скажется на фи- нансовых результатах.
Увеличение объемов реализации стеклобоя возможно достичь за счет заключения контрактов на поставку стекла со станций сортировки отходов. Это также сократит затраты бюджета на утилизацию данного материала. Также, повышение коммунальных услуг по статье вывоз мусора в связи с новым федеральным законом [7] простимулирует спрос на услуги «Чистая планета», так как население сможет компен- сировать часть понесенных затрат платой за сданные бутылки.
Коммерческая и бюджетная эффективность проекта
Бюджетная эффективность проекта состоит в ежегодных налого- вых отчислениях по ставке 20%, а также взносах в фонды (социально- го, медицинского и пенсионного страхования) в размере 30,2%.
135

Коммерческой эффективностью данного проекта является гене- рация положительного финансового результата в течение срока реали- зации, который представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Чистая прибыль, руб.
Финансовая структура проекта
Исходный план финансирования предполагал получение инве- стиционного кредита в крупном Российском банке.
Итоговый вариант привлечения 80% долгового капитала пред- ставлен в таблице 3.
Таблица 3
Финансирование проекта
Сумма
Срок
Выплата
Проценты
Ежегодная сум-
ма платежей,
т.р.
Инвестици- онный кре- дит
190 тыс. руб.
84 месяца
(7 лет)
Равные ежеме- сячные плате- жи с
01.11.2019 15% годо- вых
43 997 тыс. руб.
Предполагается получение государственной субсидии в виде субсидирования процентов по кредиту в размере 6% от суммы кредито- вания, в конце 2026г.
136

Также, планируется заключение лизинговых договоров на обору- дование для технологической линии переработки стеклянных бутылок и транспортные средства. Порядок расчетов по лизинговым платежам представлен в Таблице 4.
Таблица 4
Финансирование проекта- Лизинг
Тип фи- нанси- рования
Общая стои- мость имуще- ства, приоб- ретаемого в лизинг
Авансо- вый платеж
Совокуп- ный еже- годный лизинго- вый пла- теж
Срок ли- зинга
Прочее
Лизин- говые платежи
169 150 тыс. руб.
10%
45 849 тыс
. руб.
36 мес.
(с 2020 г)
Выкуп оборудова- ния в конце срока лизинга – 5% от первоначальной стоимости
Проведем анализ рисков и механизмы их минимизации [по дан- ным источников 8, 9, 10]
Таблица 5
Риски проекта
Риск
Суть риска
Механизм воздействия
Финансово- экономиче- ский риск
Уменьшение спроса на стеколь- ную крошку (снижение намечен- ных объемов производства поку- пателя стеклянного боя.
1.Стимулирование сдачи сырья в пункты сбора со стороны органов власти.
2.Рекламные кампании
Операцион- ный риск
1.Уменьшение количества стек- лотары со стороны населения.
Нехватка запасов может привести к остановке производства стек- лянной крошки, что приведет к финансовым потерям.
1.Увеличение выплат насе- лению за стеклотару
2.Стимулирование сдачи сырья в пункты сбора со стороны органов власти.
Операцион- ный риск
2. Возрастание издержек на ре- монт оборудования. Оборудова- ние уже может давать сбой, когда срок полезного действия еще не истек, а гарантийный период уже закончился
При заключении договора с лизингодателем необхо- димо контролировать нали- чие оговорки, касающиеся ремонта оборудования
137