Файл: Сборник статей по проблеме Проектное финансирование взгляд со стороны отражает практическое содержание дисциплины Проектное финансирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Долг по кредитной линии планируется полностью погасить в
2024 году. График погашения долга представлен на рисунке:
Рисунок 5 – График погашения долга по кредитной линии.
Источник: составлено авторами по данным кредитного калькулятора Райффайзен- банка [5].
Анализ рисков и механизмы их минимизации
Основные риски, сопутствующие реализации проекта, представ- лены в таблице 2:
Таблица 2
Риски проекта
Риск
Характеристика риска
Способы минимизации риска
Риски этапа подготовки проекта
Риск срыва сроков строительства
Проведен тщательный анализ рынка стро- ительных услуг и отобран надежный под- рядчик (ООО «СК ПРОФИ»), имеющий значительный опыт выполнения работ по строительству крытых полей. Кроме того, весь комплекс работ по строительству сдается подрядчиком «под ключ», что поз- воляет исключить возможность понесения убытков , которые могут возникнуть при диверсификации подрядчиков и сбое в одном из звеньев процесса строительства.
0 2 000 000 4 000 000 6 000 000 8 000 000 10 000 000 0
200 000 400 000 600 000 800 000 1 000 000 1 200 000 1 400 000 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Остато к осно вного долга, руб
Платеж и, руб
Год
Платеж по процентам
Платеж по основному долгу
Остаток основного долга
314
Риск
Характеристика риска
Способы минимизации риска
Риск конку- рентной среды
Риск снижения спро- са на услуги
Для реализации проекта выбрана террито- рия с минимальной обеспеченностью по- лями данного вида, что способствует уве- ренности в высоком спросе на оказывае- мые услуги.
Финансовые риски
Риск снижения уров- ня прибыли
Помимо основной деятельности по предо- ставлению поля в почасовую аренду пла- нируется нанесение рекламной информа- ции на внешнюю конструкцию поля, что позволит получать дополнительный доход от рекламных контрактов с различными компаниями, заинтересованными в со- трудничестве.
Риск роста издержек
Риск повышения цен на топливо
Проведен сравнительный анализ имею- щихся на рынке тепловых пушек продук- тов и выбрана наименее энергоемкая мо- дель, способная также работать от аккуму- лятора или электрической сети.
Источник: составлено авторами по данным проекта [6], [7]
Заключение
Положительный эффект от участия в финансировании и реализа- ции данного проекта заключается в увеличении налоговых поступле- ний в бюджет г. Москвы и внебюджетные фонды, участии в социаль- ном развитии посредством предоставления площадки для спортивных мероприятий муниципалитета. Общая величина чистой прибыли по итогам реализации проекта составляет 20 434 тыс. руб.
Список использованных источников
1.
Приказ Минспорта России от 21.03.2018 №244 «Об утверждении
Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объ- ектах физической культуры и спорта».
2.
Официальный сайт ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта» [Электронный ресурс] // URL: http://cstsk.ru/statistics/.
3.
Официальный сайт Федеральной службы государственной стати- стики
[Электронный ресурс]
//
URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/p opulation/.
4.
Служба спорта findsport.ru [Электронный ресурс] // URL: https://findsport.ru/.
315
5.
Кредитные калькуляторы 2019 [Электронный ресурс] // URL: http://calc-bank.ru/calculator/raiffeisen.
6.
Финансирование инвестиционных проектов. Учебное пособие: учебное пособие / Т.Г. Бондаренко, В.В. Коокуева, Ю.С. Церцеил. –
Москва : КноРус, 2018. – 220 с. – ISBN 978–5–4365–3071–0. Москва,
2018.
7.
Деньги, кредит, банки: учебное пособие. Ровенский Ю.А., Наточее- ва Н.Н., Русанов Ю.Ю., Бунич Г.А., Костерина Т.М., Бадалов Л.А.,
Белянчикова Т.В., Алтухова Е.В., Домащенко Д.В., Полетаева В.М.,
Панова Т.А., Исаева Е.А., Абдюкова Э.И., Марков М.А., Богачева
М.Ю., Акопов В.С., Бондаренко Т.Г. Москва, 2016. 320 с.
316
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Финансовый факультет
Подготовлено
Земляков Максим Сергеевич,
гр. 17ОМ–
02/18ФА
АНАЛИЗ СХЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА «КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ»
Краткое описание проекта.
Проект «КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ» предполагает открытие компьютерного клуба, который будет оказывать два вида услуг: «Арен- да игрового компьютера на час» и «Аренда комплекта VR оборудова- ния на час».
Актуальность реализации именно этого проекта объясняется тем, что число людей, играющих в компьютерные игры, в России ежегодно увеличивается (рисунок 1).
Рисунок 1 – Количество людей, играющих в компьютерные игры, в России,
млн чел.
Источник: построено автором по данным с сайта newzoo.com [1]
Вместе с тем в структуре населения России доля геймеров со- ставляет 44% (рисунок 2).
58,4
59,5
61,1
63,0
65,2
2014 2015 2016 2017 2018 317
Рисунок 2 – Структура населения РФ по отношению к компьютерным играм
Источник: построено автором по данным с сайта newzoo.com [1]
Следовательно, можно говорить о наличии достаточного спроса на услуги, которые планируется оказывать создаваемой компанией.
Реализация проекта начинается в июне 2019 года и завершается в августе 2022 года. Общий срок реализации проекта 39 месяцев. В июне
2019 года осуществляется окончательная доработка бизнес-плана, ре- гистрация ООО, параллельно начинается привлечение финансирования на краудфандинговой площадке. В конце июля аккумулируется необхо- димый объем денежных средств. В августе 2019 года закупается обору- дование, осуществляется его доставка, настройка, подготовительные работы. С сентября 2019 года компьютерный клуб начинает свою рабо- ту. В этом же месяце будут задокументированы отношения с арендода- телем, интернет-провайдером, клининговой компанией и бухгалтером
(аутсорсинг). В мае 2020 года закупается VR оборудование, осуществ- ляется его доставка, настройка. В июне 2020 года в клубе запускается услуга «Аренда комплекта VR оборудования на час».
Общие затраты на проект составляют около 4 млн рублей,
400 тыс. рублей из которых пойдут на покрытие убытков компании в первые три месяца функционирования (таблица 1).
Таблица 1
Инвестиционные затраты проекта, тыс. руб.
Наименование
6/19 7/19 8/19 9/19 10/19 11/19 … 5/20
Оборудование
1 398
… 1 324
Набор инструментов
5
…
Мебель
152
… 112
44%
56%
Геймеры
Люди, не играющие в компьютерные игры
318
Наименование
6/19 7/19 8/19 9/19 10/19 11/19 … 5/20
Организационные расходы
15,6
…
Первоначальная реклама
63
…
Подготовительные работы
144
… 217
Залог (аренда)
58,5
…
Чистый убыток
250,5 154,6 57,8 …
ИТОГО
15,6 58,5 1 762 250,5 154,6 57,8 … 1 653
Источник: составлено автором
Рассмотренные вложения будут профинансированы на 25% за счет собственных средств (взносов в уставный капитал компании), на
75% с помощью инструментов проектного финансирования – краудфандинга и инвестиционного кредита (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура финансирования проекта, руб.
Источник: построено автором
Часть собственного капитала будет направлена на покупку обору- дования, мебели; другая часть будет направлена на покрытие убытков в первые три месяца функционирования компании. Стоимость собствен- ного капитала составит 29,28%. Весь объем денежных средств, привле- ченных с помощью краудфандинга, будет направлен на покупку обору- дования, мебели, осуществление подготовительных работ. В российской экономике краудфандинг находится на раннем этапе развития, поэтому стоимость средств, привлеченных через краудфандинг, можно оценить с помощью аналогичных примеров из других стран. Например, в США людям, жертвующим деньги на реализацию проекта, предоставляются разнообразные льготы на услуги или товары, создаваемой компании, в зависимости от суммы пожертвования [2]. В рассматриваемом проекте предлагается ввести аналогичную систему: людям, жертвующим суще-
1 000 000;
25%
1 298 777;
33%
1 653 266;
42%
Собственный капитал
Краудфандинг
Инвестиционный кредит
319
ственную сумму на реализацию проекта, будут предоставляться абоне- менты на оказываемые услуги. Таким образом, стоимость краудфандинга будет складываться из стоимости выданных абонементов. Ожидается, что стоимость краудфандинга составит около 10% от аккумулированной суммы. Инвестиционный кредит в полном объеме будет использован для приобретения VR оборудования, мебели и осуществления подготови- тельных работ. Стоимость инвестиционного кредита составит 15%.
Основными клиентами компьютерного клуба будут физические лица, в большей степени школьники и студенты. Компания начинает свою деятельность с нуля, и у нее отсутствует клиентская база. Однако согласно рисункам 1 и 2 на оказываемые услуги существует достаточ- ный спрос, который ежегодно увеличивается. Поэтому компания вполне сможет выйти на запланированные объемы реализации.
Структура проекта.
Образованное SPV – Компьютерный клуб «Gamespace».
Основные заинтересованные стороны и соглашения между ними представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура проекта
Источник: составлено автором
Физические лица
Банк
Физические лица
(собственники)
Компьютерный клуб
Договор пожертвования
Договор кредитования
Взносы в уставный капитал
25%
42%
33%
Арендодатель
Интернет-провайдер
Клининговая компания
Договор об оказании услуг
Бухгалтер
Физические лица (клиенты)
Договор об оказании услуги (кассовый чек)
Договор об оказании услуг
Договор аренды
Договор об оказании услуг
320
Основными клиентами компьютерного клуба будут физические лица, в большей степени школьники и студенты. Компания начинает свою деятельность с нуля, и у нее отсутствует клиентская база. Однако согласно рисункам 1 и 2 на оказываемые услуги существует достаточ- ный спрос, который ежегодно увеличивается. Поэтому компания вполне сможет выйти на запланированные объемы реализации.
Структура проекта.
Образованное SPV – Компьютерный клуб «Gamespace».
Основные заинтересованные стороны и соглашения между ними представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура проекта
Источник: составлено автором
Физические лица
Банк
Физические лица
(собственники)
Компьютерный клуб
Договор пожертвования
Договор кредитования
Взносы в уставный капитал
25%
42%
33%
Арендодатель
Интернет-провайдер
Клининговая компания
Договор об оказании услуг
Бухгалтер
Физические лица (клиенты)
Договор об оказании услуги (кассовый чек)
Договор об оказании услуг
Договор аренды
Договор об оказании услуг
320
Заинтересованные стороны.
Компьютерный клуб будет оказывать услуги физическим лицам напрямую, подтверждая договор об оказании услуг кассовым чеком.
На старте своей деятельности компании понадобится помеще- ние, которое планируется снять в аренду. Для этого потребуется заклю- чить договор аренды с арендодателем на весь срок реализации проекта.
С целью обеспечения корректного функционирования игрового контента необходимо будет заключить договор с интернет-провайдером об оказании услуг по предоставлению доступа в интернет.
Размер компании не предусматривает штатной должности бух- галтера и специалиста по клинингу. Поэтому для корректного ведения бухгалтерского учета и поддержания чистоты помещения будут заклю- чены договоры с аутсорсинговыми компаниями по оказанию обозна- ченных выше услуг.
Наконец, привлечение необходимого объема денежных средств будет оформлено следующим образом: 25% от общего объема средств составят взносы собственников в уставный капитал, основная цель ко- торых состоит в получении прибыли от реализации проекта; 33% де- нежных средств будет привлечено посредством договоров пожертвова- ния (краудфандинга) от физических лиц, которые заинтересованы в развитии игровой инфраструктуры вблизи места их проживания, а так- же в получении дополнительных привилегий (абонементов) от участия в финансировании проекта; 42% денежных средств будет привлечено в форме инвестиционного кредита через оформление кредитного догово- ра с банком, основной интерес от участия в проекте которого заключа- ется в своевременном получении процентов и суммы основного долга от заемщика.
Факторы, влияющие на реализацию проекта.
В таблице 2 представлены факторы, положительно и отрицатель- но влияющие на возможность реализации проекта.
Таблица 2
Факторы, влияющие на проект
Положительные факторы
Отрицательные факторы
Низкая цена
Развитие игровых технологий
Место расположения
Спад спроса в летний сезон
Значительная целевая аудитория
Изоляция интернета
Современное оборудование
Поломка оборудования
Широкий ассортимент игр
Простои в работе
Источник: составлено автором
321
На пузырьковой диаграмме ось абсцисс характеризует размер воз- можных потерь/доходов по шкале от –10 до +10. Условная единица равна
100 000 рублей. Ось ординат отражает вероятность/степень влияния фак- тора на проект по шкале от 0 до 1. Размер круга показывает возможность управления указанными факторами: чем больше круг, тем выше возмож- ности компании по контролю данного фактора. Среди положительных факторов наибольшее влияние на доходы компьютерного клуба окажут широкий ассортимент игр, удачное расположение компьютерного клуба и низкая стоимость услуг. Наиболее неблагоприятные факторы для про- екта – резкое развитие игровых технологий (т.е. появление принципи- ально нового игрового оборудования с низкой стоимостью) и изоляция российского интернета (Большинство компьютерных игр функционирует с помощью зарубежных игровых площадок. При изоляции интернета доступ к ним будет утрачен, и игры перестанут работать). Остальные неблагоприятные факторы не так опасны, как рассмотренные выше, и в той или иной степени поддаются управлению.
Финансовая структура проекта.
Исходный план финансирования предполагает привлечение соб- ственного капитала (взносы в уставный капитал) в размере 25% от об- щей потребности финансирования и 75% – инструменты проектного финансирования, условия которых представлены в таблице 3.
Таблица 3
Финансирование проекта
Инструмент
Сумма
Срок
Выплаты
Краудфандинг
1,3 млн руб.
Бессрочно
Предоставление абонемен- тов (за значительные по- жертвования) на общую сумму, не превышающую
10% от суммы финансирова- ния
Инвестиционный кредит
1,653 млн руб.
20 месяцев
Выплата процентов и пога- шение суммы основного долга. Общая величина вы- плаченных процентов соста- вит 222 731 руб.
Источник: составлено автором, частично по данным банка ВТБ [3], [10]
Абонементы будут предоставлены лицам, осуществившим зна- чительные пожертвования, сразу после начала работы компьютерного клуба. Инвестиционный кредит предоставляется банком на 20 месяцев
322
под 15%, с отсрочкой погашения суммы основного долга на 2 месяца.
Проценты выплачиваются со следующего месяца после месяца полу- чения кредита и рассчитываются исходя из оставшейся суммы основ- ного долга. Величина основного долга погашается ежемесячно равны- ми частями. Платежи являются дифференцированными.
Оценка эффективности проекта.
В таблице 4 представлены основные показатели коммерческой эффективности проекта.
Таблица 4
Показатели коммерческой эффективности проекта
Показатель
Значение показателя для всего капитала для собственного капитала
NPV, руб.
3 734 706 2 281 504
PBP, мес.
19,67 21,76
DPBP, мес.
21,73 26,69
IRR, %
62,08 52,56
PI
2,08 1,66
Источник: составлено автором на основе данных проекта
Все анализируемые показатели подтверждают коммерческую эффективность проекта как для полных инвестиционных затрат, так и для собственного капитала.
Бюджетная эффективность проекта заключается в поступлении налогов от реализуемого проекта в бюджет. NPV федерального бюдже- та составит 2 825 339 рублей, NPV регионального бюджета –
2 704 462 рубля. Данные показатели подтверждают бюджетную эффек- тивность проекта как для федерального, так и для регионального бюд- жета.
Социальная эффективность проекта разделена на три направле- ния. Первое направление предполагает обучение пенсионеров компью- терной грамотности с 12 до 4 каждый понедельник. Второе направле- ние состоит в организации бесплатных сеансов на VR оборудовании для детей из детских домов аналогично с 12 до 4 каждый понедельник.
Третье направление – развитие спортивной инфраструктуры. В
2016 году Министерство спорта РФ официально признало киберспорт в качестве вида спорта [4], поэтому компьютерный клуб можно считать элементом спортивной инфраструктуры.
323
Проценты выплачиваются со следующего месяца после месяца полу- чения кредита и рассчитываются исходя из оставшейся суммы основ- ного долга. Величина основного долга погашается ежемесячно равны- ми частями. Платежи являются дифференцированными.
Оценка эффективности проекта.
В таблице 4 представлены основные показатели коммерческой эффективности проекта.
Таблица 4
Показатели коммерческой эффективности проекта
Показатель
Значение показателя для всего капитала для собственного капитала
NPV, руб.
3 734 706 2 281 504
PBP, мес.
19,67 21,76
DPBP, мес.
21,73 26,69
IRR, %
62,08 52,56
PI
2,08 1,66
Источник: составлено автором на основе данных проекта
Все анализируемые показатели подтверждают коммерческую эффективность проекта как для полных инвестиционных затрат, так и для собственного капитала.
Бюджетная эффективность проекта заключается в поступлении налогов от реализуемого проекта в бюджет. NPV федерального бюдже- та составит 2 825 339 рублей, NPV регионального бюджета –
2 704 462 рубля. Данные показатели подтверждают бюджетную эффек- тивность проекта как для федерального, так и для регионального бюд- жета.
Социальная эффективность проекта разделена на три направле- ния. Первое направление предполагает обучение пенсионеров компью- терной грамотности с 12 до 4 каждый понедельник. Второе направле- ние состоит в организации бесплатных сеансов на VR оборудовании для детей из детских домов аналогично с 12 до 4 каждый понедельник.
Третье направление – развитие спортивной инфраструктуры. В
2016 году Министерство спорта РФ официально признало киберспорт в качестве вида спорта [4], поэтому компьютерный клуб можно считать элементом спортивной инфраструктуры.
323
Анализ рисков и механизмы их минимизации.
В таблице 5 представлены основные риски проекта.
Таблица 5
Риски проекта
Риск
Распределение риска
Суть риска
Операционный: не- благоприятное из- менение условий аренды
Клиенты и
Gamespace
Резкое повышение стоимости арен- ды арендодателем
Политический: изо- ляция российского интернета
Клиенты, банк и
Gamespace
При изоляции российского интерне- та ПО перестанет функционировать
Технологический: резкое моральное устаревание обору- дования
Gamespace
При появлении принципиально но- вого игрового оборудования клиен- ты не будут более заинтересованы в оборудовании компьютерного клуба
Кредитный риск
Банк
Невыплата процентов и суммы ос- новного долга по кредиту банку
Риск сезонности
Gamespace
Снижение спроса в летний сезон
Источник: составлено автором на основе данных проекта
Для снижения вероятности реализации операционного риска
(резкого роста стоимости аренды) необходимо детализировано распи- сать все условия аренды и возможное их изменение в договоре. В таком случае арендодатель не сможет необоснованно устанавливать цену аренды выше рыночной.
Политический риск (риск изоляции российского интернета) является внешним, поэтому воздействовать на него практически невозможно. В каче- стве потенциального метода управления компания может рассмотреть вари- ант поиска интернет-провайдеров за рубежом, у которых есть возможность обеспечения доступа к глобальному интернету на территории РФ.
Для минимизации технологического риска необходимо осу- ществлять постоянный мониторинг рынка игрового оборудования с целью раннего обнаружения игровых инноваций и реализации суще- ствующего оборудования по выгодной рыночной цене [8].
Кредитный риск может быть нивелирован банком путем обраще- ния в страховую компанию для страхования возможных убытков при неисполнении заемщиком своих обязательств [5]. Со своей стороны компьютерный клуб должен прибегать к резервированию (созданию резервов) денежных средств с целью своевременного исполнения обя- зательств перед банком.
324