Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
стоянием между ними, а также путем их армирования металлом.
Комбинированные крепи. К ним можно отнести штан говую с последующим набрызгом и двухслойную подат ливую крепь.
Параметры штанговой крепи с набрызгом можно из менять в широких пределах за счет длины и плотности установки анкеров, толщины набрызг-бетонного покры тия и длительности промежутка времени между установ кой анкеров и производством набрызга. Использование анкерной и набрызг-бетонной крепи в совместной конст рукции дает возможность исключить основные недостат ки, присущие каждой из них в отдельности. Штанговая крепь, обладая высокой несущей способностью и необ ходимой податливостью, не может, однако, предохра нить приконтурный слой пород от выветривания и рас трескивания. В свою очередь, крепь из набрызг-бетона имеет небольшую податливость, но, возведенная с опре деленным отставанием за зоной интенсивных смещений, в состоянии воспринять без разрушения оставшуюся их часть и в то же время, заполняя трещины приконтурного слоя массива, надежно изолирует породные обнажения и элементы штанговой крепи от вредного влияния руд ничной атмосферы.
В зависимости от конкретных горно-геологических и горнотехнических условий применяются различные кон структивные решения при использовании комбинирован ной крепи из анкеров и набрызг-бедона. Штанги могу г быть металлическими или железобетонными, установле ны со сплошной металлической сеткой, с металлическими полосами по периметру выработки, или независимо друг от друга с небольшими по площади накладками.
Основной слой набрызг-бетона целесообразно возво дить через определенное время после установки анкеров. При большой трещиноватости приконтурного массива имеет смысл провести первоначальный иабрызг сразу за проходкой для повышения устойчивости породных обна жений и вторичный—уже после установки анкеров. При таком способе повышается несущая способность крепи в целом, так как более рационально используется ме таллическая часть перекрытия (сетка, полосы и т. п.), выполняющая роль арматуры, которую в этом случае
167
располагают |
ближе |
к |
зоне растягивающих |
напря |
|||
жений. |
|
|
|
|
|
|
|
К комбинированным |
относятся также |
рамные крепи |
|||||
(металлические |
и сборные |
железобетонные) в сочетании |
|||||
с набрызгом. Набрызг-бетон наносится |
тонким |
слоем л |
|||||
выполняет |
роль |
затяжки, |
а также |
предохраняет |
металл |
||
и породные |
обнажения |
от вредного |
влияния рудничной |
||||
атмосферы. |
|
|
|
|
|
|
|
Целесообразность применения набрызг-бетонных крепей обусловлена соответствием их параметров горно техническим и горно-геологическим условиям сооруже ния выработки, определяющим режим взаимодействия и вмещающих пород.
Основными параметрами крепей является податли вость и несущая способность. Несущую способность кре пей из набрызг-бетона можно увеличивать, задаваясь толщиной и маркой бетона. Таким образом, область при менения набрызг-бетонной крепи величиной несущей способности практически не ограничивается.
Сложнее решить вопрос податливости крепи, которая относится к жестким конструкциям. Податливость на брызг-бетонной крепи обусловливается такими свойства
ми бетона, как способность |
упруго |
деформироваться, |
|||||||
проявлять |
ползучесть |
под |
нагрузкой, |
а также давать |
|||||
усадку в |
процессе |
твердения |
и набора |
прочности. Бла |
|||||
годаря |
конструктивным |
особенностям |
набрызг-бетонной |
||||||
крепи |
(полный контакт |
с породным |
контуром |
и отсут |
|||||
ствие |
возможности |
каких бы то ни |
было |
смещений в |
|||||
сторону массива) |
бетон |
в ней испытывает, |
в |
основном, |
|||||
сжимающие напряжения. |
|
|
|
|
|
||||
Ориентировочный расчет, |
учитывающий |
возможную |
|||||||
деформацию набрызг-бетонной конструкции, |
показыва |
||||||||
ет, что допустимая |
податливость такой |
крепи |
может со |
ставлять для однопутевых выработок 30—40 мм и двухпутевых — 40—50 мм. Сопоставляя допустимую податли вость набрызг-бетонной крепи с ожидаемыми смещения ми контура выработки, которые определяются устойчи востью породных обнажений, можно выделить область рационального использования этой конструкции.
Одним из критериев, удачно характеризующих устой
т е
чивость породных обнажении, является параметр
168
где |
т — объемный |
вес пород, |
H — глубина |
заложения |
выработки, R — прочность вмещающих пород |
на одно |
|||
осное |
сжатие. Этот |
параметр, |
показывая соотношение |
между напряжениями в породах и их крепостью, харак теризует уровень запаса прочности массива в окрест ности выработки. Данные табл. 25, полученные на осно вании исследований ДонУГИ [39], дают возможность оценить устойчивость выработки и выявить основные требования, предъявляемые к крепи, в зависимости от
Т Я
параметра—І д—.
При выборе набрызг-бетонной крепи необходимо ис ходить из того положения, что смещения, воспринимае мые ею, не должны превышать 30—50 мм. Удовлетво рить этому требованию можно в весьма широком диа пазоне условий, если учесть ряд конструктивных реше ний и технологических мероприятий.
Так, в устойчивых породах целесообразно применять набрызг-бетон в «чистом» виде при возведении крепи вслед за забоем по мере проходки, В породах средней устойчивости допустимы комбинированные крепи на основе набрызг-бетона или повторное бетонирование. В первом случае набрызг необходимо выполнять с отста ванием от проходки выработки во времени и простран стве с таким расчетом, чтобы оставшаяся часть смеще ний контура не превышала конструктивной податливости крепи. Толщина бетона в этом случае проектируется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к несу щей способности конструкции. Во втором случае на брызг-бетон толщиной в 1—3 см используют в качестве временной крепи, возводимой сразу после выемки поро ды. Такой слой имеет достаточно высокую для времен ной крепи несущую способность, вовлекая в работу омоноличенный при набрызге приконтурный слой растрес кавшихся пород.
В породах средней устойчивости следует заранее рас считывать на частичное разрушение возведенной таким образом крепи ввиду недостаточной ее податливости. По явление трещин в бетоне в зоне действия преобладаю щих смещений не означает, что несущая способность крепи исчерпалась, а только сигнализирует о появлении шарнира и наступлении первого предельного состояния
169
|
Т а б л и ц а |
25. Рекомендуемые типы |
крепи |
|
|
|
Устойчивость |
Значение |
параметра R |
|
|
|
|
|
Рекомендуемый тип крепи |
|||||
пород |
|
|||||
крутое |
пологое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
падение |
падение |
|
|
|
|
Устойчивые |
Менее 0,3 |
Менее 0,25 Ограждающие |
легкие |
конст |
||
|
|
рукции |
крепи, |
предохра |
||
|
|
няющие |
от случайных вы |
|||
|
|
валов |
породы. |
Несущая |
||
|
|
способность |
до 3—5 |
Т/м2. |
||
|
|
Смещения |
контура |
выра |
||
|
|
ботки не превышают 50 мм |
Средней |
От |
0,3 |
От 0,25 |
устойчи- |
до |
0,45 |
до 0,4 |
вости |
|
|
|
Неустойчивы 0,45—0,65 0,4—0,65
Крепи без обратного свода, обеспечивающие податли весть системы «крепь — породный массив» до 150—200 мм, с несущей способностью до 10— 15 Т/м2. Возможно при менение жесткой крепи, обеспечивающей податли вость за счет смятия забутовочного слоя или уста новки за зоной интенсив ного смещения породного контура. Специальных мер по борьбе с пучением не
требуется
Замкнутые, податливые кре пи с криволинейными очертаниями несущих эле ментов, обеспечивающие податливость системы «крепь—породный массив» до 300—350 мм, с несу щей способностью не ме нее 15—30 Т/м2. В ряде случаев рекомендуется проведение упрочнения по род методом тампонажа. Следует ожидать пучения почвы выработки
П р и м е ч а н и е . Шахтные |
инструментальные исследования |
для у с л о в и и > 0,65 не проводились.
170
конструкции. После образования трещин за зоной ин тенсивных смещений пород следует произвести набрызг постоянной крепи на проектную толщину. При этом оставшаяся часть смещений не должна превышать конст руктивной податливости постоянной крепи. В противном случае после образования трещин необходимо повторить набрызг тонким слоем.
Целесообразность применения крепи с многократным набрызгом бетона зависит от горнотехнической обста новки и в каждом конкретном случае определяется тех нико-экономическим расчетом. В породах средней устой чивости и, главным образом, неустойчивых в качестве рациональной крепи на основе набрызг-бетона можно ре комендовать двухслойную конструкцию (глава I I I ) .
Таким образом, при правильном подходе к проекти рованию набрызг-бетонных крепей область их использо вания в условиях Донбасса значительно расширяется.
Организация работ и механизация возведения набрызг-бетонной крепи
В состав работ при безопалубочном бетонировании входят следующие основные операции:
подготовка породной поверхности под набрызг; приготовление сухой набрызг-бетонной смеси; транспортировка смеси к месту укладки; загрузка набрызг-бетонных машин; бетонирование;
профилактическое обслуживание машин и уход за уложенным бетоном.
Организация работ по креплению при использовании набрызг-бетона определяется объемом бетонных работ, горнотехнической обстановкой проходки выработки, ти пом имеющегося в наличии оборудования и свойствами исходных компонентов для набрызг-бетона. Технологи ческие особенности безопалубочного бетонирования да ют возможность полностью совместить крепление с дру гими основными процессами по проходке выработок как при буровзрывном, так и при комбайновом способах вы емки породы.
171
Подготовка породной поверхности под бетонирова ние и уход за уложенным бетоном наиболее простые не трудоемкие операции и не требуют для своего выполне ния специальных механизированных средств. Подготов ка поверхности под бетонирование заключается в обор ке отслоившихся кусков породной массы, обдуве поверх ности сжатым воздухом и смачивании ее водой. Уход за бетоном преследует цель поддержания его во влажном состоянии и заключается в периодической поливке бе тонной крепи водой в течение трех суток после возве дения.
Основной операцией, требующей специальных машин, является набрызг бетонной смеси на породную поверх ность, т. е. бетонирование. Принцип работы набрызг-ма- шин, изложенный в начале главы, является общим для всех видов. Основным признаком, разделяющим все на- брызг-машины на различные типы, является способ до зирования и подачи смеси в бетоновод. По этому при знаку существующие конструкции можно разделить на
четыре |
класса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К первому |
классу |
относятся |
|
машины |
цикличного |
|||||||
действия. Принципиальная схема |
такой машины показа |
|||||||||||
|
|
|
|
на на |
рис. 41, а. |
Сухую |
бе- |
|||||
Q |
(5 |
|
|
тонную смесь загружают че |
||||||||
|
|
|
|
рез |
приемный |
бункер в |
ка |
|||||
|
|
|
|
меру, |
после чего |
последнюю |
||||||
|
|
|
|
герметически закрывают. За |
||||||||
|
|
|
|
тем в камеру и ведущий тру |
||||||||
|
|
|
|
бопровод |
подают |
|
сжатый |
|||||
|
|
|
|
воздух |
|
и |
одновременно |
|||||
|
|
|
|
включают |
дозаторное |
уст |
||||||
|
|
|
|
ройство, которое может быть |
||||||||
|
|
|
|
шнекового, |
тарельчатого и |
|||||||
|
|
|
|
других |
типов. Сухая бетон |
|||||||
|
|
|
|
ная смесь по ведущему тру |
||||||||
|
|
|
|
бопроводу |
поступает в сме |
|||||||
|
|
|
|
сительную |
камеру |
сопла, в |
||||||
|
|
|
|
которую |
под давлением |
по |
||||||
|
|
|
|
дается |
|
вода. После |
смеши |
|||||
Рис. 41. |
Принципиальная |
схе |
вания |
с |
водой |
готовая |
бе |
|||||
ма набрызг-бетонных машин: |
тонная |
|
смесь |
под |
напором |
|||||||
однокамерная; |
б — двухка |
направляется |
на |
породную |
||||||||
мерная; |
•— роторного |
типа; |
стенку |
|
выработки. |
Произ- |
||||||
|
г — шнековая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
172