Файл: Бетонная крепь, технология и механизация ее возведения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ших смещений, которые имеют место на контуре капи­ тальных выработок.

Другой характер проявления горного давления имеет место на больших глубинах, особенно в сложных горно­ геологических условиях, где смещения контура пород вы­ работки могут достигать 300—500 мм. При этом закрепных переборов оказывается недостаточно для вос­ приятия смещений пород, и после смятия забутовки жесткая крепь воспринимает нагрузки, которые, как по­ казывает практика, часто приводят к ее деформации.

На практике для улучшения состояния крепи исполь­ зуют «технологическую податливость», т. е. выработку первоначально крепят металлическими арками без бето­ на, которые устанавливают непосредственно у груди за­ боя и затягивают деревянными, железобетонными или сетчатыми затяжками. Монолитный бетон укладывают с

отставанием от забоя

на 30—50 м за зоной интенсив­

ных смещений пород,

что позволяет исключить вредное

влияние горного давления в период упрочнения бетона. В сложных же горно-геологических условиях при доста­ точно больших смещениях пород «технологическая по­ датливость» не всегда оказывается достаточной для нор­ мальной работы крепи. Тогда применяют крепи с кон­ структивной податливостью элементов [32].

Противодействовать большим смещениям существую­ щие жесткие крепи не могут, так как силы, действующие в горном массиве при выводе его из состояния стати­ ческого равновесия проходкой выработки, весьма велики.

Многими исследованиями доказано, что на больших глубинах грузонесущая способность крепи на уменьше­ ние смещений пород существенного влияния не оказы­ вает. Поэтому стремление создавать мощные конструк­ ции крепи с повышенной грузонесущей способностью без совершенствования свойств их податливости технически и экономически неоправдано.

Из сказанного вовсе не следует, что во всех случаях капитальные выработки необходимо крепить податливы­ ми крепями, которые более сложны по конструкции, чем жесткие. При выборе целесообразного режима работы, типа и конструкции крепи следует руководствоваться технико-экономическими соображениями и учитывать, что в одинаковых горно-геологических условиях на по-

зв


датливую крепь меньше влияют нагрузки, чем на жест­ кую [39].

Существенное значение имеет форма крепи особенно для выработок, расположенных в сложных горно-геоло­ гических условиях. Сводчатая крепь с прямыми стенка­ ми на больших глубинах часто деформируется, так как прямые стенки не могут противостоять большим смеще­ ниям боковых пород. Такая конструкция удовлетвори­ тельно работает, когда преобладают вертикальные на­ грузки. Форма верхнего свода крепи должна иметь до­ статочную кривизну. Практика показывает, что чаще всего деформируется крепь с коробовой формой свода, который при больших сечениях выработок практически представляет собой плоское перекрытие и поэтому не может воспринимать большие нагрузки со стороны кров­ ли. В условиях всестороннего горного давления лучшей является кольцевая или близкая к ней форма крепи.

Важным требованием при проектировании крепей на современном уровне является обеспечение минимального количества и унификации типоразмеров сечений, при­ годных для крепления всех выработок с различным рас­ положением транспортных средств. Конструкции крепей надо разрабатывать с учетом их унификации и взаимо­ заменяемости узлов и деталей, что позволяет применить для изготовления наиболее прогрессивную технологию, улучшить качество изделий и поставить производство крепи на индустриальную основу. Такие крепи приме­ нять более выгодно, так как при этом повышаются тем­ пы сооружения выработок и снижается их стоимость.

Уменьшение количества типоразмеров бетонных и металлобетонных крепей позволяет разработать конст­ рукции унифицированных передвижных опалубок, обес­ печить укладку бетонной смеси с помощью бетоноуклад­ чиков и таким образом полностью механизировать про­ цесс крепления выработок.

Итак, основные требования к конструкциям крепи ка­ питальных выработок заключаются в следующем:

система «порода—крепь» должна быть податливой. Эту податливость, обеспечивающую возможность смеще­ ния вмещающих выработку пород, в зависимости от гор­ но-геологических условий можно достичь путем сжатия забутовочного слоя, изменения геометрических размеров самой крепи, имеющей конструктивную податливость,

39

или за счет «технологической податливости». Под послед­ ней подразумевается установка постоянной крепи через какое-то время после проходки выработки за зоной ин­ тенсивных смещений пород;

крепь должна иметь криволинейное очертание, обес­ печивающее высокое сопротивление конструкции за счет уменьшения изгибающих моментов и растягивающих напряжений, которым плохо противостоит бетон. Чаще всего в выработках, размещенных в сложных горно-гео­

логических условиях,

крепь должна иметь обратный

свод, препятствующий

развитию пучения пород. Уста­

новлено, что влияние обратного свода крепи на смеще­ ние пород почвы значительно сказывается только при расслаивании пород в процессе их деформации. При со­ хранении сплошности породного массива почвы роль обратного свода менее существенна;

конструкции крепи надо разрабатывать с учетом уни­ фикации и взаимозаменяемости узлов и деталей, они должны иметь минимальное количество типоразмеров,, быть технологичными в изготовлении и обеспечивать достаточно высокий уровень механизации при возведе­ нии в шахте.

В настоящее время для крепления капитальных вы­ работок шахт применяются различные типы крепей из монолитного бетона и железобетона, сборные шар­ нирные конструкции из бетонных блоков и железобетон­

ных тюбингов, а также металлические

податливые

крепи из спецпрофиля с железобетонной или

металличе­

ской сетчатой затяжкой. Все типы крепей используются в определенной горнотехнической обстановке в зависимо­ сти от горно-геологических условий, размеров сечения и назначения выработки, срока ее службы и глубины шахты.

Вертикальные стволы, сооружаемые в обычных гор­ но-геологических условиях (без применения специаль­ ных способов проходки), крепят, как правило, жесткой кольцевой крепью из монолитного бетона.

Бетонная крепь

Широкое распространение при сооружении капиталь­ ных выработок получила монолитная бетонная крепь. Ею крепят выработки и камеры околоствольных дворов, раз­ мещенные в устойчивых породах на малых и средних

40



глубинах вне зоны влияния очистных работ. Частично монолитную бетонную крепь применяют и в глубоких шахтах, преимущественно в прочных устойчивых поро­ дах при небольших сечениях горных выработок. Она яв­ ляется основной для вертикальных стволов, проходимых обычным способом независимо от глубины. При этом

бетонную

смесь

за

пере­

 

 

 

 

движные

опалубки

до­

 

 

 

 

ставляют,

как правило, с

 

 

 

 

поверхности по трубам.

 

 

 

 

Среди

 

конструкций

 

 

 

 

крепи

для

горизонталь­

 

 

 

 

ных

выработок

наиболее

 

 

 

 

известна

 

типовая

крепь,

 

 

 

 

разработанная

Южгипро-

 

 

 

 

шахтом

 

(рис. 3).

Для

 

 

 

 

крепления

выработок œ-

 

 

 

 

чением в свету от 4,2 до

 

 

 

 

12,8 м2

Южгипрошахтом

Рис. 3. Общий вид типовой мо­

разработано

16

типораз­

нолитной бетонной

крепи

меров

бетонной

крепи,

 

 

 

 

которые

выбираются в зависимости

от требуемой

шири­

ны

выработки (по условию

размещения транспортных

средств)

и коэффициента

крепости

пород

по

шкале

проф. M . М. Протодьяконова. Все

типоразмеры

крепи

выполнены без обратного свода с прямолинейными стен­ ками и верхним коробовым сводом.

В зависимости от величины сечения выработки и кре­

пости пород

толщина

стен и свода крепи в замке со­

ставляет соответственно 200—350 и 170—230 мм.

Отно­

шение пролета (ширина выработки)

к высоте трехцен-

трового (коробового)

свода равно трем. Толщина

свода

Б пяте составляет 1,2—1,5 толщины его в замке.

 

Типовые

сечения

бетонной крепи

рассчитаны для

условий применения в выработке электровозов со сцеп­ ным весом 8—10 т при откатке грузов в однотонных ва­

гонетках с шириной колеи 600 мм. Размеры

выработки

в свету, в зависимости от типоразмера

крепи,

составля­

ют: по ширине на уровне подвижного

состава 2010—

4750 мм; по высоте — 2230—3040 мм. Для

изготовления

крепи применяют бетон марки 150.

 

 

 

Однако на больших глубинах в условиях значитель­

ных смещений контура пород применять

традиционные

41


монолитные бетонные крепи, как показывает практика, не эффективно. Необходимо считаться с тем обстоятель­ ством, что такая крепь может воспринимать давление пород только через определенный промежуток времени после возведения. Поэтому областью эффективного при­ менения бетонной крепи являются капитальные выработ­ ки, размещенные в прочных породах с относительно не­ большими смещениями контура (до 3—5 см).

Такой крепью, например, закреплено большинство выработок и камер околоствольного двора гор. 800 м шахты № 32 «Вентиляционная» комбината «Торезантрацит», размещенных в песчаниках с пределом прочности 1600—1800 кГ/см2. Несмотря на большую глубину, бе­ тонная крепь находится в удовлетворительном состоя­ нии. Известен положительный опыт применения бетон­ ной крепи на ряде других глубоких шахт с более сла­

быми породами, но это преимущественно

выработки не­

большого сечения (до 6—7 м2) типа

ходков, сбоек

и т. д.

 

Попытки применения бетонной крепи в основных ка­ питальных выработках на глубоких шахтах им. Поченкова, им. Бажанова комбината «Макеевуголь», им. газе­ ты «Социалистический Донбасс» комбината «Донецкуголь», им. Ильича комбината «Кадиевуголь» и других оказались неудачными.

Проектировали бетонные крепи для указанных шахт на основе работы таких крепей в шахтах малых и сред­ них глубин. Крепь применялась в выработках, как пра­

вило, без обратного

свода сечением

в свету от 5 до

14,1 м2, размещенных

в различных,

преимущественно

слабых породах с пределом прочности на сжатие 300—600 кГ/см2.

Характер деформации монолитной бетонной крепи, неоднократно наблюдавшийся и зафиксированный мно­ гими исследователями, сводится к появлению в своде и стенах трещин, которые со временем расширяются и приводят к появлению сколов, смещений и вывалов бе­ тона. Наибольшие разрушения крепи наблюдались в выработках сечением более 10 м2, размещенных в сла­ бых песчано-глинистых и глинистых сланцах. Посколь­ ку бетонная крепь, как правило, применяется без обрат­ ного свода, то даже при сравнительно небольших боко­ вых нагрузках происходит выдавливание стен крепи с

42