Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
эрудит — человек с великолепной памятью, легко ориентирую щийся в различных областях науки, но натура не творческая, легко подделывающаяся под других, более инициативных ученых;
техник — человек, умеющий придать законченность чужой рабо те, неплохой логик и стилист;
эстет — увлекается изящными научными решениями, интеллек туал, с несколько пренебрежительными взглядами на «тонких ра ботяг»;
методолог — увлечен методологией, любит выступать и учить
других ученых, хотя его собственные достижения не всегда значи тельны;
независимый — индивидуалист, который терпеть не может адми нистративной работы, увлечен своими идеями, но не любит публично выступать с их изложениями и не проявляет напористости при внед рении их в жизнь; упрям, уверен в себе; отличается острой наблю дательностью, живым умом, больше всего ценит возможность ра ботать спокойно, без постороннего вмешательства.
Конечно, как и всякая классификация, предложенное
разделение ученых на группы достаточно схематично и
не отражает всего многообразия личности ученого. Та
кое деление дает только общее представление о типах
ученых. Следует вспомнить и общеизвестное положение,
сформулированное И. П. Павловым, что в реальной жиз ни психологические типы личностей, согласно его клас сификации, в чистом виде не встречаются. Это всегда сплав нескольких типов с преобладанием какого-либо из них. Любой крупный ученый всегда сочетает в себе не сколько типов. В этом суть его одаренности.
Применительно к фундаментальным исследованиям,
по-видимому, наиболее продуктивным типом является ученый, гармонически сочетающий в себе характерные черты фанатика, пионера, диагноста и независимого.
Вместе с тем личность каждого крупного ученого настолько неповторима, эффективность его работы так своеобразна, что если попытаться составить полную клас сификацию выдающихся ученых, то пришлось бы просто перечислить всех гениев науки.
Поэтому следует согласиться с мыслями академика Г. И. Марчука, что развитие науки (а мы дополним — и ее эффективность) может замедлиться не столько из-за
ограничения вкладываемых в нее ресурсов, сколько из-
за уменьшения притока в нее талантливых людей. Для успешного проведения исследований нужны оригиналь ные и смелые умы. Поэтому целенаправленный отбор мо лодежи, проявившей свои способности к научному твор честву уже на школьной скамье, — один из верных спо собов преодолеть эту опасность. Опыт советской науки,
115
в частности Сибирского отделения Академии наук СССР,
Московского государственного университета имени
Μ. В. Ломоносова и других научных центров, по отбору талантливой молодежи убедительно показал, что наша страна располагает огромным потенциалом для подго товки высококвалифицированных научных кадров.
В современных условиях происходит непрерывный
рост объемов научного знания, сопровождающийся дина мическими изменениями на всех направлениях научного поиска. Это требует изменений и в системе образования и подготовки научных кадров, в частности усиления вни мания к фундаментальным, наиболее принципиальным положениям науки, формирующим конкретные и специ альные знания. От совершенствования системы подготов ки научных кадров в большой мере зависит все дальней
шее развитие современной науки. В частности, эффектив ность фундаментальных исследований в будущем во многом предопределяется уровнем и размахом универ ситетского и политехнического образования. Поэтому не обходимо обеспечить преимущественное развитие этих направлений подготовки специалистов высшей квалифи
кации, поскольку воспитание ученого требует раскрытия его таланта с ранних лет.
§2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТРУДА
ВСФЕРЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИИ
В настоящее время труд в сфере науки —• это сложная деятельность больших творческих коллективов по созда нию новых знаний. В состав этого труда входит и объе диняется труд ученых и специалистов многих направ лений, использующих сложнейшее оборудование и аппа
ратуру, обширный поток различной информации, в итоге чего создаются новые научные идеи — основа новой тех ники.
По мере развития научно-технической революции на учные исследования по своим масштабам и числу заня тых в них людей будут постепенно приближаться к объ
емам промышленного производства. Расчеты ряда совет ских и зарубежных экономистов показали, что к концу нынешнего столетия научно-исследовательской работой, возможно, будет занято около 20% трудоспособного на
116
селения. По оценке академиков П. Л. Капицы и H. Н. Се менова, эти цифры могут быть еще выше1.
Анализируя |
природу и |
характер |
труда |
ученого, |
К- Маркс писал: |
«Всеобщим |
трудом |
является |
всякий |
научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Сов местный труд предполагает непосредственную коопера
цию индивидуумов» 2.
Научный труд по своему содержанию не является индивидуальным, поскольку его обязательной предпо
сылкой всегда выступают предшествующие достижения науки. Именно поэтому научное знание и его результаты присвоить очень трудно. Их нельзя похоронить или пре дать забвению потому, что со временем на основе переоткрытия они неизбежно станут всеобщим достоянием.
При анализе труда в сфере науки необходимо учиты вать его специфику. Исследования показали, что боль шая часть исследований и разработок (около 80% от числа занятых вообще в науке и около 85% по объему
финансовых затрат) носит производственный характер,
поскольку направлена на решение проблем, непосредст венно связанных с материально-вещественным произ
водством.
Известно, что без опережающего развития теоретиче ских исследований невозможно завоевать и удержать пе редовые позиции в науке. Вместе с тем крупные и важ ные научные открытия не могут быть использованы, если они не будут являться базой для проведения прикладных исследований и разработок с целью вопло щения в жизнь достигнутых научных результатов.
К такого рода исследованиям (их принято называть производственными) относятся прикладные исследова ния, многие виды поисковых исследований, все конструк торские и проектно-технологические разработки. Основ ные направления фундаментальных исследований в есте
ственных науках хотя и не имеют прямого выхода в сферу материального производства, но, опосредствуясь через производственные исследования, в конечном счете также материализуются в нем.
ɪ См. «Научно-техническая революция и социализм». Μ., 1973,
стр. 86.
г К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. I, стр. 116.
117
В условиях социализма производительный труд, со
храняя в своем содержании общие экономические черты,
требующие участия в создании продукта, т. е. в процессе производства, дополняется требованиями, отражающими специфику социалистических производственных отноше ний. При социализме производительный труд — это труд, функционирующий на социалистических началах, на правленный на наиболее полное удовлетворение матери альных и культурных потребностей людей на основе по вышения эффективности производства.
В экономической литературе длительное время обсуж даются проблемы, связанные с характером труда уче ных '. Многие авторы считают, что было бы неправильно весь труд ученых относить к непроизводительному и что значительную часть труда ученых следует относить к производительной деятельности.
Известно, что не все духовное производство непо средственно участвует в материальном производстве. Это положение вытекает из марксистско-ленинского учения и имеет важнейшее методологическое значение. Эконо мические отношения в сфере материального производст ва являются базисом по отношению к надстроечным ка тегориям: политическим учениям, праву, государствен
ному устройству, идеологии.
Поэтому было бы неправильно относить труд ученых, занятых, например, исследованиями в области политэко
номии, философии, юридических наук и других обще ственных науках, к категории труда, носящего произво дительный характер;
Признание за всеми видами научной деятельности производительного характера в политэкономическом пла не не правомерно, поскольку влечет за собой в конечном
счете признание любого труда производительным и тем самым к отказу от деления на сферу материального и нематериального производства21.
Вместе с тем анализ состава фундаментальных ис следований в области естественных наук показывает, что по мере развития научно-технической революции, особен
1 См., например, А. Д. Кузнецов. Развитие производственной и непроизводственной сфер в СССР. Μ., 1964; Μ. И. Скаржинский. Труд в непроизводственной сфере. Μ., 1968; В. Е. Козак. Производи тельный и непроизводительный труд. Киев, 1971; П. Н. Завлин,
А. И. Щербаков, Μ. А. Юделевич. Труд в сфере науки. Μ., 1973. 2 См. «Вопросы экономики», 1973, № 10, стр. 101.
118
но в последние два десятилетия, среди этих исследова
ний сформировался и быстро растет массив работ, кото рый по своему содержанию и направлению следует от
носить к производительным исследованиям. Эти иссле дования в перспективе имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Именно эта группа фундаментальных исследований является предметом дальнейшего экономического анали за в настоящей работе, включающего выявление их экономической природы, возможность определения их стоимости и потребительной стоимости, расчет экономи
ческой эффективности и другие проблемы.
По нашему мнению, труд ученого, исследователя становится не только полезным, но и производительным трудом вследствие того, что он, пройдя последующие стадии цикла «исследование — производство», участвует
всовершенствовании сферы материального производства
инаходит в ней свою материализацию в совокупном об щественном продукте и национальном доходе. Именно поэтому исследователь, ученый входит в состав комби
нированного рабочего персонала '.
Ряд экономистов, рассматривая характер и содержа
ние труда ученых, занятых фундаментальными исследо ваниями, придерживаются другой точки зрения. Напри мер, А. В. Николаев полагает, что ученые в сфере фун даментальных исследований не участвуют в создании
национального дохода и их продукцию «непосредствен но выразить экономически невозможно»21. По мнению Ю.М. Шейнина: «...Труд «чистого» исследователя... нель зя мерить меркой экономической эффективности» 3. Наи
более полно указанный подход к проблеме создания сто
имости в процессе фундаментальных исследований вы сказали П.Н. Завлин, А. И. Щербаков и Μ. А. Юделевич в монографии, посвященной труду в сфере науки.
Ссылаясь на известные мысли К. Маркса о том, что «продукт умственного труда — наука — всегда ценится
далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время,
необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести» 4, авторы
1 |
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. |
23, стр. 516. |
||
2 |
«Экономическая газета», |
1967, № 15, |
стр. |
18. |
3 |
«Экономическая газета», 1967, № 50, стр. 18. |
355. |
||
4 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. |
Соч., т. 26, ч. |
I, стр. |
119