Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скольку нет предела границам нашего познания, которое только отражает беспредельность объективного мира,

создание и проверка любой теории всегда приводят к появлению новых теорий, углубляющих наше представле­

ние о мире.

Вместе с тем углубление и развитие новых научных направлений никогда не означало простое отбрасывание

или забвение прежних достижений. В этом смысле прош­ лое науки — не склад, в котором хранятся мертвые гипо­ тезы, теории или даже «законы», отвергнутые наукой. Все они в свое время были ветвями живого дерева науки и плодоносили. Именно поэтому без прошлого науки немыс­

лимы ее новые результаты. Нынешнее поколение ученых

знает больше и видит дальше потому, что стоит на плечах

СВОИХ предшественников И, образно говоря, берет ИЗ"

прошлого вечный огонь, а не пепел.

Первооткрыватель в науке всегда черпает обширную информацию из. прошлого, полученную в виде гипотез, теорий и законов. Но он вкладывает в новое знание столь­ ко собственного созидательного гения, что мы часто не можем установить его видимую связь с прошлым. Однако

эта связь всегда присутствует и без нее научный прогресс был бы невозможен.

Процесс достижения фундаментальных знаний самым тесным образом связан с выработкой научных гипотез.

Гипотеза всегда является предварительным утверждени­

ем или предположением, выдвинутым для объяснения не­ которых фактов или определения путей дальнейшего исследования. Это модель, с помощью которой мы пыта­

емся объяснить отдельные факты, связать их в единую систему. Из сотен гипотез обычно только одна может стать основой для теории. В свою очередь из десятков теорий едва ли одна превращается в научное открытие и

формулируется в виде закона.

Гипотезы являются ценными и необходимыми орудия­ ми человеческой мысли, выполняющими двоякую зада­

чу — пополнения и систематизации знаний. Однако они становятся опасными, когда перерастают в абсолютные утверждения или догмы, и вредными, если прививают исследователю иммунитет, освобождающий его от непре­ рывной проверки полученных результатов фактами.

Русский энциклопедист Μ. В. Ломоносов оценивал

гипотезы как единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин.

24


В известной степени количеством рождающихся ГИПО; тез можно определить активность процесса формирова­

ния новых знаний.

Ф. Энгельс образно называл гипотезу формой разви­ тия естествознания, поскольку оно мыслит 1.

Развитие фундаментальных знаний заключается в том, что происходит непрерывный процесс проверки того, согласуются ли наблюдения, полученные в итоге экспери­ ментов, с теоретическими представлениями.

Движение нашего познания вперед связано с возник­ новением противоречий между теорий и опытом, фактами и выводами. Чем крупнее эти противоречия, тем более глубока перестройка или замена гипотез и теорий, кото­ рыми до этого пользовалась наука для объяснения про­

цессов и явлений, происходящих в природе.

Открытию нового научного закона или созданию на­

учной теории обычно предшествует разработка гипотезы,

объясняющей вновь обнаруженные факты или явления, которые не укладываются в рамки существующих теорий или законов.

Плодотворное развитие научных знаний приводит к

пересмотру господствующих теоретических положений, хотя с их позиций новое знание часто кажется парадок­ сальным. Именно поэтому К- Маркс подчеркивал: «Науч­ ные истины всегда парадоксальны, если судить на осно­ вании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей» 2.

Творческий процесс выработки научного знания — это непрерывные усилия исследователей, постоянные, часто неудачные попытки найти решение, отвергнутые или рухнувшие гипотезы, вбирающие в себя львиную часть

бесконечных поисков, которые лишь изредка возна­ граждаются небольшим успехом. Но тогда успех подо­ бен крупинке благородного металла, появившейся в ито­ ге переработки тысяч кубометров пустой породы.

Метод «проб и ошибок» — своеобразная форма прео­ доления всех случайностей, подстерегающих ученого, при

добывании искомого результата,

позволяющая прийти

к цели, конечно, при том условии,

что эта цель реальная,

а не фикция.

Каждому ученому хорошо известно, что многие гипо­ тезы и теории проверяются и перепроверяются и в конце

1

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.

20, стр. 555.

2

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр.

131.

25


концов рушатся в результате ошибок, допущенных в экс­ периментах. Любой поток фактов, пополняющий наше знание, приносит и какие-то ошибки. Поэтому и научный эксперимент немыслим без ошибок, как океан без соли.

Часто один и тот же результат может быть ошибкой и информацией в зависимости от научной проблемы и точ­

ки зрения экспериментатора. В этом смысле эксперимен­ тальная ошибка — это неотъемлемая часть всякого науч­

ного опыта.

Если научные теории прошли серьезную проверку и все же были заменены другими, можно утверждать, что

есть и какая-то область знания, в которой частные вопро­ сы по-прежнему хорошо объясняются или описываются в рамках старых теорий, хотя они и оказываются несосто­ ятельными при попытке придать их выводам более общий

характер.

В этом проявляется одно из основных положений диа­ лектического материализма — относительность нашего

знания.

Ни одна фундаментальная теория не является про­ дуктом абсолютного знания. Она всегда имеет пределы

своей применимости. Часто путем расширения границ ра­ нее сформулированной теории происходит более глубокое объяснение объективно существующих явлений. Так рож­

дается новая теория. При этом прежняя теория по своему содержанию оказывается как бы включенной в новую на правах ее частного случая. Например, в физике это важ­ ное соотношение между прежним — более узким и но­ вым — более глубоким знанием сформулировано в виде известного «принципа соответствия». Таким образом, переход от более низкой ступени знания к более высокой реализуется на основе глубокой преемственности науч­ ных теорий и естественного синтеза научных идей. В хо­ де этого процесса раскрываются наиболее общие законо­ мерности развития фундаментальных научных идей.

Одним из примеров, раскрывающих это положение, является известный закон всемирного тяготения Ньютона. Свыше двух столе­ тий основные положения этого закона казались незыблемыми. Одна­ ко впоследствии очень тонкие экспериментальные измерения под­ твердили, что закон справедлив только для определенных условий классической механики.

При переходе к миру элементарных частиц постулаты Ньютона'

оказались непригодными. В итоге А. Эйнштейном была создана тео­ рия относительности, а Μ. Планком — квантовая механика, которые разрешили кризисную ситуацию в науке.

26


Создание нового представления о физическом мире не отменило справедливости закона Ньютона для классической механики. Оно только определило границы его применения.

В настоящее время наиболее широкой физической теорией яв­ ляется теория относительности А. Эйнштейна. Несмотря на ее ло­ гическую безупречность, подтвержденную тончайшими эксперимен­ тами, и способность объяснять многие кардинальные вопросы совре­ менного естествознания, и она в настоящее время не в состоянии дать ответы на некоторые проблемы. Это связано не с отсутствием достаточного математического аппарата, а с неясностями принципи­ ального характера. В частности, к ним относятся проблема гравита­ ционного излучения, невозможность получения единственной модели Вселенной, ряд космологических проблем. Много вопросов возникает и в связи с общей теорией элементарных частиц и др.

Теория всегда имеет определенные границы примени­ мости, способна объяснить ограниченный круг явлений

и сменяется более совершенной теорией. C появлением

новой теории отбрасывается не прежнее значение ста­ рой, а проясняются имевшиеся незнание или заблуж­

дение.

Как отмечал А. Эйнштейн, каждая подлинная науч­

ная теория никогда не умирает. Если старая теория пере­

стает удовлетворять требованиям науки, на смену ей при­ ходит новая, впитывая в себя все положительное, что было сформулировано в предшествующих теориях. Свое­ образной формой бессмертия научной теории является ее

вопрошающая компонента, обращенная в будущее. Она расчищает дорогу новому научному знанию. Таким обра­ зом, прежнее научное наследие не исчезает, а только трансформируется на высшем уровне.

Могут отбрасываться не только отдельные теор,ии, но и уточняться содержание ранее открытых законов мате­ риального мира. Так, например, доктор технических наук Е. В. Александров поколебал основанные на одном из классических законов Ньютона установившиеся научные представления. Он доказал, что при упругом ударе коэф­

фициент передачи энергии зависит от отношения масс сталкивающихся тел только до определенного критичес­ кого значения этого отношения. Теперь это учитывается при расчете конструкций новых скоростных машин, в гор­ ном деле и в строительной индустрии.

В процессе научного творчества возникают гипотезы,

которые противоречат сложившимся научным представ­ лениям и вызывают потоки возражений. Сошлемся на

исследования лауреата Ленинской премии доктора техни­ ческих наук Б. В. Суднишнйкова, который предсказал и

27


теоретически обосновал рабочие циклы, дающие возмож­

ность создавать высокоэффективные пневматические ма­

шины с очень малым воздействием вибрации. Выводы были настолько новы и неожиданны, что в реальности их усомнились крупные специалисты. А в настоящее время

«цикл Суднишникова» нашел широкое практическое при­ менение в различных отраслях народного хозяйства. Это реальное подтверждение постоянного прогресса научных

знаний, достигаемого в результате проведения широкого фронта фундаментальных исследований.

Попытки прийти в итоге фундаментальных исследова­ ний к окончательным выводам, «последним уравнениям»,

абсолютно исчерпывающим формулировкам, объясняю­ щим все многообразие и глубину объективного мира, не могут иметь успеха. В этом процессе гипотезы и теории играют роль детонаторов созидательных взрывов.

Наука выдвигает каждую новую гипотезу для того, чтобы подвергнуть ее сомнению, испытать на «проч­ ность». Этот процесс можно сравнить с явлением биоло­

гической мутации. Природа постоянно создает новые био­ логические признаки, проверяет их в процессе естествен­

ного отбора и. выбрав наиболее целесообразные, дает им право на существование, закрепляя через механизм на­

следственности.

Нечто подобное происходит и в научном поиске. Вся­

кая гипотеза в значительной степени является рабочей и

выполняет определенную функцию, ограниченную време­ нем. Глубокое определение этой роли гипотез принадле­ жит ф. Энгельсу:

«Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе. C этого мо­ мента возникает потребность в новых способах объясне­ ния, опирающаяся сперва только на ограниченное коли­ чество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный ма­ териал приводит к очищению этих гипотез, устраняет

одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом, виде закон. Если бы мы захотели

ждать, пока материал будет готов в чистом виде для за­ кона, то это значило бы приостановить до тех пор мысля­

щее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона» '.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 555.

28