Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
казаться от существующего принципа деления исследова ний на две большие группы и заменить его другой клас сификацией. Так, Μ. Корач предлагает вместо фундамен тальных-« прикладных исследований использовать следу ющее деление: теоретические, экспериментальные, описа тельные части различных наук 1.
C таким предложением согласиться нельзя, поскольку наука не знает в «чистом виде» теоретические исследова
ния, так же как и только экспериментальные исследо
вания 2.
Обычно в любом исследовании . эти два направления очень тесно и органически переплетены, и можно лишь говорить об относительном преобладании какого-либо из
них.
Несмотря на стирание границ между фундаменталь ными и прикладными исследованиями, необходимо учи тывать, что фундаментальные исследования обладают своими существенными признаками, которые позволяют им занимать свое особое место в классификации иссле дований. Природа и специфика этих исследований долж ны постоянно учитываться при их планировании, финан
сировании и влиянии их на ход научно-технического про гресса и, что особенно важно, при определении эффектив ности этих исследований.
Вместе с тем следует отметить, что различия в систе мах классификации приводят к серьезным затруднениям при международных сопоставлениях, в частности, объемов ресурсов, направляемых на развитие фундаментальных
исследований, а также при попытках проанализировать эффективность затрат на исследования.
§ |
3. РОЛЬ ГИПОТЕЗ И |
ТЕОРИИ |
В |
РАЗВИТИИ НАУЧНОГО |
ЗНАНИЯ |
Наука никогда не довольствуется достигнутым уровнем знания. Вся ее история — это история трудного, но восхо дящего движения вперед.
Новая научная идея всегда представляет собой скачок в развитии научного знания. Однако скачок этот не слу чаен и подготовлен длительным процессом обновления
1См. «Наука о науке», [c6.∫, стр. 222.
2Исключение, пожалуй, составляют лишь определенные виды исследований в области математики, так же как и некоторые на правления гуманитарных наук.
20
инакопления фактов, их осмысления. Поэтому научное открытие — это переход от явления к сущности, от суммы фактов к выработке фундаментального закона.
«...Форма отражения природы в познании человека...
иесть понятия, законы, категории etc., — писал В. И. Ле
нин.— Человек не может охватить=отразить=отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности“, он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину
мира и т. д. и т. п.» 1 Законы, как и другие категории диалектического ма
териализма, являются всеобщей формой познания объек тивного мира, ступеньками нашего познания. Отражая фундаментальные связи, они помогают проникнуть в глу бинную сущность изучаемых объектов, становятся «узло выми пунктами» процесса познания.
Поэтому познание законов, действующих в природе и обществе, формулирование их сущности — главная цель
естественных и общественных наук.
Вместе с тем законы природы объективны и не зави сят от нашего сознания. Человек не может их изменить. Исторически сложившийся путь развития науки одновре
менно отражает и логический процесс познания челове
ком окружающего его мира.
Если сравнительно недавно научные гипотезы строи лись на основе чисто логических понятий и выводов, то теперь ни одно теоретическое предположение, ни одна
крупная гипотеза не могут быть созданы без эксперимен тальных данных. Эксперимент выступает как прочная база для выводов почти всех фундаментальных научных , открытий.
Большое значение эксперимента при проведении фундаменталь ных исследований было подтверждено еще трудами Леонардо да Винчи, Галилея, Ньютона и блестящей плеядой выдающихся ученых
XVIU—XX столетий. Особое значение имеет сформулированный Га лилеем принцип количественного подхода, согласно которому деталь ное описание физических явлений обязано опираться на величины, имеющие количественную меру. Это один из методологических прин
ципов точных наук. Бесспорно, основателем экспериментальной нау ки является Галилей. Его таланту и трудолюбию наука обязана тем, что были созданы уникальные приборы для экспериментов и наблюдений. Именно он впервые направил свой телескоп на звезд ное небо 7 января 1610 г. Последующее развитие науки в значи тельной степени питалось плодами методов, разработанных Гали леем.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 164.
21
Русская наука справедливо гордится своими учеными, осуще ствившими блестящие эксперименты. Известно, что Μ. В. Ломоносов выполнил большое число топких экспериментов^ в области химии, астрономии и других наук. Выдающийся русский физик П. Н. Ле бедев в 1899 г. путем экспериментов, изумительных по своему ма стерству и тонкости, ставших классическими, доказал световое дав ление на твердые тела. Эти эксперименты явились началом нового направления в физике.
Сущность результатов фундаментальных исследова ний состоит в том, что успех в достижении поставленной цели обеспечивается при условии понимания законов и
следования им. Каждый успех познания усиливает нашу
независимость от природных условий, но в то же время все более умножает и расширяет связи человека с при родой на основе сознательного подчинения познанным за конам, изменить которые мы не властны. Эту глубокую связь раскрыл Ф. Энгельс: «...На каждом шагу факты на поминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим на родом, не властвуем над ней так, как кто-либо находя щийся вне природы... все наше господство над ней состо ит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» 1.
По мере развития любого направления фундаменталь ных исследований всегда требуются новые гипотезы и те
ории. Это позволяет поддерживать соответствие между постоянно ускоряющимся накоплением эксперимен тальных данных и уровнем их теоретического понимания
и обобщения.
Построение гипотез органически связано с предполо жениями, выходящими за границы осуществляемых экспериментов. Эти предположения по своей природе близки или даже идентичны прогностическим функциям развития науки. Разница состоит только в том, что прог
нозирование базируется на уже известных законах и те
ориях, а гипотезы выдвигаются потому, что известных законов и теорий еще недостаточно для полного объяс нения накопившихся фактов и экспериментальных дан ных.
Фундаментальные знания никогда не могут рассмат риваться как набор постулатов или законченных крите
риев, облаченных в строгое математическое |
выражение, |
|
из которых вытекает абсолютно точное и |
непреложное |
|
описание окружающего мира. |
Такое наивное представ |
|
ɪ К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., |
т. 20, стр. 496. |
22
ление было характерно для философов античного мира,
ав более позднее время для метафизиков и схоластов.
Вкаждом направлении научных поисков всегда были и
будут свои нерешенные задачи, новые цели, сложность которых по мере проникновения в сущность изучаемых
объектов не сокращается, а увеличивается.
В философском аспекте ответы науки на поставлен ные вопросы всегда шире и глубже заданных ей вопросов.
В. И. Ленин подчеркивал относительность наших зна ний об объективном мире, постоянное открытие все новых и новых законов его развития, бесконечное приближение к познанию абсолютной истины. «...Понятие закона, — писал В. И. Ленин, —есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цель
ности мирового процесса» 1.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто высказывает мысли о том, что почти все законы естествознания уже познаны и сформулированы и осталось только кое-что уточнить. Грядущее столетие, так же как и последующие,
будет наполнено новыми открытиями.
Для фундаментальных исследований наиболее типич ной формой познания объективного мира является теория,
постоянно проверяемая экспериментальными данными. В составе теории научная идея выступает как исходная мысль, как стартовая площадка для последующих поис ков и проверок, в итоге которых вырабатывается реше ние. Еще Гегель обращал внимание на восхождение от абстрактного к конкретному как на закон, управляющий всем процессом развития научного знания. Но Гегель трактовал этот закон идеалистически. Огромная заслуга марксистской философии состоит в том, что ею вскрыт объективный характер обнаруженного Гегелем закона.
Восхождение от абстрактного к конкретному рассматри вается диалектическим материализмом как объективный метод развития знания, как методологическая основа, позволяющая создавать научные гипотезы, теории, откры вать объективно существующие законы материального мира.
Одной из главных целей создания теории, по-видимо му, является необходимость объяснения накопленных фактов. Теория проверяется экспериментами, наблюде
ниями, |
расчетами и другими научными методами. По |
1 В. |
И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 135. |
23