Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Ряд авторов предлагает использовать метод инте гральной оценки как единственно правильный путь ре шения проблемы оценки эффективности исследований.
При этом рекомендуется использовать суммы частных баллов, произведение частных коэффициентов или ре
зультат извлечения корня і-й степени из произведения
í-го числа коэффициентов. Соответствующие числовые
значения присваиваются путем экспертных оценок.
В итоге экспертных расчетов конкретные исследования получают количественную меру оценки, на основе кото рой предлагается определять их эффективность.
В последнее время в экономической литературе,- по священной эффективности науки, наблюдается неоправ данное увлечение балльной оценкой без должного кри тического подхода к этому методу. Анализ показал, что такой подход применительно к исследованиям встречает серьезные возражения. Синтез качественных оценок всег да относится к категории операций, вызывающих неже лательные осложнения. Обобщение обычно достигается путем потери конкретности, присущей исходным показа
телям до их интеграции. В результате конечная оценка
на основе такой информации неизбежно приобретает черты огрубления, которое особенно нежелательно при оценке исследований.
Балльная оценка не может найти широкого примене ния вследствие того, что различные качественные пока затели по своему содержанию несоизмеримы, их нель
зя выразить единой количественной мерой. Большинство этих показателей находится в сложных или трудно про слеживаемых связях. Объективно определить эффектив ность суммированием количественных оценок практиче ски невозможно. Всякое суммирование разных по свое му содержанию показателей, на наш взгляд, неизбежно приводит к отрыву их содержания от реальных явлений, тем более в сфере исследований.
Необходимость интеграции оценок часто подкреп ляется ссылками на достижения математических мето дов анализа, теорию больших систем и даже основы ки
бернетики. В этой связи следует привести мнение Н. Ви
нера, который считал, что приписывать особую точность
сложным экономическим категориям бесполезно, а при менительно к экономическим величинам точные форму лы— это часто напрасная трата времени. Вполне логич но и мнение А. А. Ляпунова, который отмечает: «При по-
191
становке математико-экономических задач... чрезвычай
но существенную роль играет учет большого количества содержательных обстоятельств и представлении, которым трудно дать строго математическое обоснование» 1.
Известно, что качественные категории очень глубоко переплетаются с неформализуемыми процессами. Это исключает возможность широкого использования коли чественных оценок для таких сложных экономических
категорий, как научная значимость результатов фунда
ментальных исследований, экономическая эффектив ность ряда специальных исследований, их научно-техни ческий потенциал, длительная перспектива внедрения новых идей и др. Вот почему критерии, характеризующие
эффективность исследований, ввиду их особой сложности не всегда поддаются строгой, а тем более однозначной математической формализации. Для большинства из них характерны многовариантные оценки, позволяющие от разить широкий аспект их воздействия на содержание и тенденции научно-технического прогресса. Это затрудня ет использование твердо установленных количественных оценок.
Если исходить из логических посылок, то, по-видимо му, наличие метода достоверного количественного опре деления отдельных критериев заранее предполагает зна ние содержания истинных оценок, что вообще исключа
ет возможность их определения на основе экспертных
оценок. Математическая трансформация оценочных кри териев применительно к сложным категориям научнотехнического прогресса создает видимость объективного
подхода и может подменить сложный процесс проведе ния глубокого анализа формально-статистическими ме тодами оценки, базирующимися только на использовании субъективных мнений экспертов, выставляющих баллы.
Неприемлемы, на наш взгляд, и попытки оценить эф фективность исследований методами ранжирования, т. е. установления приоритетных количественных оценок в за висимости от степени важности показателей. Очевидно,
все показатели, входящие в систему, имеют самостоя тельное значение, поскольку они последовательно рас крывают эффективность отдельных стадий цикла «иссле
дование — производство». Каждая |
предыдущая |
стадия |
предопределяет результативность |
последующей |
в еди |
1 «Вопросы философии», 1970, № 5, |
стр. 51. |
|
192
ном кругообороте усилий и ресурсов, и ни один из пока
зателей не может иметь рангового приоритета.
Балльная оценка в силу ее определенной категоричности исклю чает глубокий анализ существа и динамики каждого показателя. Многофакторные цели и результаты науки, а также средства и ме тоды их достижения сводят на нет попытки использовать обобщен ную оценку эффективности исследований, выраженную с помощью баллов. В жесткие рамки таких критериев не умещаются разнород ные и в большинстве случаев явно противоречивые требования и оценки. В данной ситуации качественная оценка показателей без относительно к их числовой мере совершенно необходима.
Содержание исследований слишком сложно и многообразно для чисто математического подхода. Крупные уникальные и перспектив ные работы оценить с помощью баллов или коэффициентов значи мости не представляется возможным. Такой подход исключен и при оценке работ, имеющих специальное назначение, работ по освоению космического пространства, работ в области здравоохранения и при оценке многих других ведущих направлений научного поиска, зани мающих большое место в исследованиях. Эффективность многих ра бот не может оцениваться количественными показателями и должна всегда определяться на основе подробных логических и письменных оценок специалистов. Отсутствие критического подхода к возмож ности количественной оценки исследований приводит к тому, что
в отдельных случаях крупные и особо важные работы не будут
проводиться либо их проведение будет приостановлено. |
Количест |
||||
венные |
оценки только тогда помогут получить |
объективную |
карти |
||
ну сравниваемых альтернатив, если они правильно учитывают |
все, |
||||
от чейо |
зависит главное соотношение: эффект |
и затраты. |
К |
сожа |
|
лению, |
применительно к фундаментальным исследованиям |
мы |
не |
имеем еще достаточно убедительного механизма решения этой слож ной задачи.
Даже самая тщательная разработка системы баллов или ко эффициентов всегда носит явно выраженный субъективный характер и не может отразить все качественное многообразие, характеризу ющее исследования.
Отмеченные трудности использования интегральной оценки толь ко подчеркивают, что для этих целей необходим комплекс или си стема критериев, отражающих все многообразие фундаментальных исследований и формы проявления их результативности. По-видимо му, в зависимости от характера научных проблем те или другие оценочные критерии приобретают определяющее значение.
Экономика научно-технического прогресса, как и все другие направления экономической науки, использует математические методы. Однако в ряде экономических
исследований анализ сложных и часто противоречивых экономических связей подменяется использованием чи
сто математической логики, которая может найти, и то ограниченное, применение в анализе простейших, глав ным образом статических, ситуаций. В. И. Ленин писал: «Крупный успех естествознания, приближение к таким
7 Μ. Л. Башни. 193
однородным и простым элементам материи, законы дви жения которых допускают математическую обработку, порождает забвение материи математиками ««Материя исчезает», остаются одни уравнения» '.
Усилиями некоторых экономистов, переоценивающих возможности использования математических методов, может создаться аналогичная ситуация и в экономике научно-технического прогресса, когда содержание эконо мических, в первую очередь оценочных, критериев начнет исчезать, т. е. останутся одни математические формулы и отвлеченная количественная мера оценки сложных процессов в виде баллов и коэффициентов 12.
Между критерием эффективности результатов фунда ментальных исследований и критерием оптимальности их проведения существует не только логическая, но и орга низационная связь, определяемая иерархией связей меж ду стратегией и тактикой научных поисков. При этом
установление математической формулировки общего,
единого критерия эффективности фундаментальных ис следований не обязательная и пока еще не достижимая
цель. Это связано с отсутствием единых логических кри
териев эффективности, поддающихся однозначной мате матической формализации. Выбор и обоснование таких
критериев пока не по.силам теории управления наукой. Не удалось использовать методы исследования опера ций применительно и к качественным характеристикам научно-исследовательских работ. В частности, это свя зано с невозможностью сформулировать в условиях ве роятностного характера результатов фундаментальных
исследований их реальную значимость. Количественные параметры результатов научного поиска становятся до
ступными только на последующих стадиях цикла «ис следование — производство», причем со значительным
временным лагом и разветвлением исходной информации
по многим новым направлениям научных исследований. В последнее время ряд крупных экономистов, крити чески рассматривая методы, применяемые при оценке эффективности затрат на науку, приходят к выводу, что
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 326.
2 Невозможность использования баллов и коэффициентов для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности под робно рассмотрена автором в статье «Критерии эффективности от
раслевых НИИ и КБ» (см. «Вопросы экономики», 1973, № 1,
стр. 27—39).
194
хороших результатов можно добиться на основе своеоб разного «взгляда в прекрасное прошлое», при котором ресурсы распределяются по направлениям, имевшим успех в предыдущие периоды. Вся сложность распреде ления ресурсов и учета эффективности их затрат связа на с тем, что невозможно точно учесть и проанализи ровать проблемы, возникающие в процессе 'проведения исследований. Всегда отсутствует необходимая инфор
мация, создается ситуация «стратегической неопределен
ности», т. е. незнание всех причин и последствий совер шаемых процессов.
Вот почему все большее применение получают мето ды экспертных оценок, направленные на устранение или уменьшение факторов, связанных с ограниченностью име ющейся информации. Предполагается, что опыт и зна ния крупных экспертов можно интегрировать и получить достаточно обоснованное мнение для принятия управля
ющих решений.
При определении эффективности фундаментальных
исследований мы имеем дело с ситуацией особого рода. В большинстве случаев отмечается возросшая трудность формирования исходной экономической информации или даже невозможность ее получения. Когда речь идет об
оптимизации наших экономических решений, мы имеем
в виду осуществление главного |
закона |
хозяйствования: |
|
при минимуме затрат — максимум результатов. |
Этот |
||
подход, успешно реализуемый |
в сфере |
материального |
|
производства, по-видимому, не |
всегда может быть |
ис |
пользован применительно к фундаментальным исследо ваниям в силу их особой специфики. В этой связи заслу
живает внимания другой принцип: использовать не больше средств, чем это необходимо. Такой подход более реалистичен, поскольку учитывает не только природу и содержание фундаментальных исследований, но и необ ходимость бережного отношения к расходуемым ресур сам.
Период генерации перспективных научных идей, как и основная часть расходов общества на фундаменталь
ные исследования, оставался за пределами экономиче ского анализа. Не учитывались и экономические резуль
таты научных достижений, подготавливаемых фундамен тальными науками. Поэтому результаты научных поис ков чаще всего оказывались за пределами планирования
и практически выпадали из сферы экономических расче
7* |
195 |