Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ряд авторов предлагает использовать метод инте­ гральной оценки как единственно правильный путь ре­ шения проблемы оценки эффективности исследований.

При этом рекомендуется использовать суммы частных баллов, произведение частных коэффициентов или ре­

зультат извлечения корня і-й степени из произведения

í-го числа коэффициентов. Соответствующие числовые

значения присваиваются путем экспертных оценок.

В итоге экспертных расчетов конкретные исследования получают количественную меру оценки, на основе кото­ рой предлагается определять их эффективность.

В последнее время в экономической литературе,- по­ священной эффективности науки, наблюдается неоправ­ данное увлечение балльной оценкой без должного кри­ тического подхода к этому методу. Анализ показал, что такой подход применительно к исследованиям встречает серьезные возражения. Синтез качественных оценок всег­ да относится к категории операций, вызывающих неже­ лательные осложнения. Обобщение обычно достигается путем потери конкретности, присущей исходным показа­

телям до их интеграции. В результате конечная оценка

на основе такой информации неизбежно приобретает черты огрубления, которое особенно нежелательно при оценке исследований.

Балльная оценка не может найти широкого примене­ ния вследствие того, что различные качественные пока­ затели по своему содержанию несоизмеримы, их нель­

зя выразить единой количественной мерой. Большинство этих показателей находится в сложных или трудно про­ слеживаемых связях. Объективно определить эффектив­ ность суммированием количественных оценок практиче­ ски невозможно. Всякое суммирование разных по свое­ му содержанию показателей, на наш взгляд, неизбежно приводит к отрыву их содержания от реальных явлений, тем более в сфере исследований.

Необходимость интеграции оценок часто подкреп­ ляется ссылками на достижения математических мето­ дов анализа, теорию больших систем и даже основы ки­

бернетики. В этой связи следует привести мнение Н. Ви­

нера, который считал, что приписывать особую точность

сложным экономическим категориям бесполезно, а при­ менительно к экономическим величинам точные форму­ лы— это часто напрасная трата времени. Вполне логич­ но и мнение А. А. Ляпунова, который отмечает: «При по-

191


становке математико-экономических задач... чрезвычай­

но существенную роль играет учет большого количества содержательных обстоятельств и представлении, которым трудно дать строго математическое обоснование» 1.

Известно, что качественные категории очень глубоко переплетаются с неформализуемыми процессами. Это исключает возможность широкого использования коли­ чественных оценок для таких сложных экономических

категорий, как научная значимость результатов фунда­

ментальных исследований, экономическая эффектив­ ность ряда специальных исследований, их научно-техни­ ческий потенциал, длительная перспектива внедрения новых идей и др. Вот почему критерии, характеризующие

эффективность исследований, ввиду их особой сложности не всегда поддаются строгой, а тем более однозначной математической формализации. Для большинства из них характерны многовариантные оценки, позволяющие от­ разить широкий аспект их воздействия на содержание и тенденции научно-технического прогресса. Это затрудня­ ет использование твердо установленных количественных оценок.

Если исходить из логических посылок, то, по-видимо­ му, наличие метода достоверного количественного опре­ деления отдельных критериев заранее предполагает зна­ ние содержания истинных оценок, что вообще исключа­

ет возможность их определения на основе экспертных

оценок. Математическая трансформация оценочных кри­ териев применительно к сложным категориям научнотехнического прогресса создает видимость объективного

подхода и может подменить сложный процесс проведе­ ния глубокого анализа формально-статистическими ме­ тодами оценки, базирующимися только на использовании субъективных мнений экспертов, выставляющих баллы.

Неприемлемы, на наш взгляд, и попытки оценить эф­ фективность исследований методами ранжирования, т. е. установления приоритетных количественных оценок в за­ висимости от степени важности показателей. Очевидно,

все показатели, входящие в систему, имеют самостоя­ тельное значение, поскольку они последовательно рас­ крывают эффективность отдельных стадий цикла «иссле­

дование — производство». Каждая

предыдущая

стадия

предопределяет результативность

последующей

в еди­

1 «Вопросы философии», 1970, № 5,

стр. 51.

 

192


ном кругообороте усилий и ресурсов, и ни один из пока­

зателей не может иметь рангового приоритета.

Балльная оценка в силу ее определенной категоричности исклю­ чает глубокий анализ существа и динамики каждого показателя. Многофакторные цели и результаты науки, а также средства и ме­ тоды их достижения сводят на нет попытки использовать обобщен­ ную оценку эффективности исследований, выраженную с помощью баллов. В жесткие рамки таких критериев не умещаются разнород­ ные и в большинстве случаев явно противоречивые требования и оценки. В данной ситуации качественная оценка показателей без­ относительно к их числовой мере совершенно необходима.

Содержание исследований слишком сложно и многообразно для чисто математического подхода. Крупные уникальные и перспектив­ ные работы оценить с помощью баллов или коэффициентов значи­ мости не представляется возможным. Такой подход исключен и при оценке работ, имеющих специальное назначение, работ по освоению космического пространства, работ в области здравоохранения и при оценке многих других ведущих направлений научного поиска, зани­ мающих большое место в исследованиях. Эффективность многих ра­ бот не может оцениваться количественными показателями и должна всегда определяться на основе подробных логических и письменных оценок специалистов. Отсутствие критического подхода к возмож­ ности количественной оценки исследований приводит к тому, что

в отдельных случаях крупные и особо важные работы не будут

проводиться либо их проведение будет приостановлено.

Количест­

венные

оценки только тогда помогут получить

объективную

карти­

ну сравниваемых альтернатив, если они правильно учитывают

все,

от чейо

зависит главное соотношение: эффект

и затраты.

К

сожа­

лению,

применительно к фундаментальным исследованиям

мы

не

имеем еще достаточно убедительного механизма решения этой слож­ ной задачи.

Даже самая тщательная разработка системы баллов или ко­ эффициентов всегда носит явно выраженный субъективный характер и не может отразить все качественное многообразие, характеризу­ ющее исследования.

Отмеченные трудности использования интегральной оценки толь­ ко подчеркивают, что для этих целей необходим комплекс или си­ стема критериев, отражающих все многообразие фундаментальных исследований и формы проявления их результативности. По-видимо­ му, в зависимости от характера научных проблем те или другие оценочные критерии приобретают определяющее значение.

Экономика научно-технического прогресса, как и все другие направления экономической науки, использует математические методы. Однако в ряде экономических

исследований анализ сложных и часто противоречивых экономических связей подменяется использованием чи­

сто математической логики, которая может найти, и то ограниченное, применение в анализе простейших, глав­ ным образом статических, ситуаций. В. И. Ленин писал: «Крупный успех естествознания, приближение к таким

7 Μ. Л. Башни. 193


однородным и простым элементам материи, законы дви­ жения которых допускают математическую обработку, порождает забвение материи математиками ««Материя исчезает», остаются одни уравнения» '.

Усилиями некоторых экономистов, переоценивающих возможности использования математических методов, может создаться аналогичная ситуация и в экономике научно-технического прогресса, когда содержание эконо­ мических, в первую очередь оценочных, критериев начнет исчезать, т. е. останутся одни математические формулы и отвлеченная количественная мера оценки сложных процессов в виде баллов и коэффициентов 12.

Между критерием эффективности результатов фунда­ ментальных исследований и критерием оптимальности их проведения существует не только логическая, но и орга­ низационная связь, определяемая иерархией связей меж­ ду стратегией и тактикой научных поисков. При этом

установление математической формулировки общего,

единого критерия эффективности фундаментальных ис­ следований не обязательная и пока еще не достижимая

цель. Это связано с отсутствием единых логических кри­

териев эффективности, поддающихся однозначной мате­ матической формализации. Выбор и обоснование таких

критериев пока не по.силам теории управления наукой. Не удалось использовать методы исследования опера­ ций применительно и к качественным характеристикам научно-исследовательских работ. В частности, это свя­ зано с невозможностью сформулировать в условиях ве­ роятностного характера результатов фундаментальных

исследований их реальную значимость. Количественные параметры результатов научного поиска становятся до­

ступными только на последующих стадиях цикла «ис­ следование — производство», причем со значительным

временным лагом и разветвлением исходной информации

по многим новым направлениям научных исследований. В последнее время ряд крупных экономистов, крити­ чески рассматривая методы, применяемые при оценке эффективности затрат на науку, приходят к выводу, что

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 326.

2 Невозможность использования баллов и коэффициентов для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности под­ робно рассмотрена автором в статье «Критерии эффективности от­

раслевых НИИ и КБ» (см. «Вопросы экономики», 1973, № 1,

стр. 27—39).

194


хороших результатов можно добиться на основе своеоб­ разного «взгляда в прекрасное прошлое», при котором ресурсы распределяются по направлениям, имевшим успех в предыдущие периоды. Вся сложность распреде­ ления ресурсов и учета эффективности их затрат связа­ на с тем, что невозможно точно учесть и проанализи­ ровать проблемы, возникающие в процессе 'проведения исследований. Всегда отсутствует необходимая инфор­

мация, создается ситуация «стратегической неопределен­

ности», т. е. незнание всех причин и последствий совер­ шаемых процессов.

Вот почему все большее применение получают мето­ ды экспертных оценок, направленные на устранение или уменьшение факторов, связанных с ограниченностью име­ ющейся информации. Предполагается, что опыт и зна­ ния крупных экспертов можно интегрировать и получить достаточно обоснованное мнение для принятия управля­

ющих решений.

При определении эффективности фундаментальных

исследований мы имеем дело с ситуацией особого рода. В большинстве случаев отмечается возросшая трудность формирования исходной экономической информации или даже невозможность ее получения. Когда речь идет об

оптимизации наших экономических решений, мы имеем

в виду осуществление главного

закона

хозяйствования:

при минимуме затрат — максимум результатов.

Этот

подход, успешно реализуемый

в сфере

материального

производства, по-видимому, не

всегда может быть

ис­

пользован применительно к фундаментальным исследо­ ваниям в силу их особой специфики. В этой связи заслу­

живает внимания другой принцип: использовать не больше средств, чем это необходимо. Такой подход более реалистичен, поскольку учитывает не только природу и содержание фундаментальных исследований, но и необ­ ходимость бережного отношения к расходуемым ресур­ сам.

Период генерации перспективных научных идей, как и основная часть расходов общества на фундаменталь­

ные исследования, оставался за пределами экономиче­ ского анализа. Не учитывались и экономические резуль­

таты научных достижений, подготавливаемых фундамен­ тальными науками. Поэтому результаты научных поис­ ков чаще всего оказывались за пределами планирования

и практически выпадали из сферы экономических расче­

7*

195