Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По этой формуле на рис. 86 построены графики для определе­ ния предельных объемов леса, для транспортирования которых целесообразна трелевка по волоку, а не вывозка по дороге. Поря­ док пользования графиками поясним примером.

Пример. Требуется определить предельный объем заготовленного леса, при котором выгодна трелевка по волоку, если себестоимость прокладки дороги выше себестоимости прокладки волока на ДС=2,5 тыс. руб. на 1 км. Эксплуатацион­ ные затраты на каждый трактор составляют Ст= 35 руб. за смену. Средняя ско-

Рис. 86. Графики предельных объемов транспортируемого леса (для во­ лока — не более, для дороги — не менее)

рость

движения трактора

оСр = 10

км/ч, средняя величина

рейсовой нагрузки

g = 5

м3 (B — gv= 10-5=50

м31км).

От оси Ст для Ст=35

руб. при ДС=2 и

ДС=3 проводим горизонтальные линии до пересечения с кривыми, сответствую-

щими 5 = 50 м3-км/ч. От

точек пересечения

опускаем

вертикальные линии

на

ось Q. На оси читаем 8,4

тыс. м3 и 13 тыс.

м3. Интерполируя

по ДС находим

искомое

 

 

 

 

 

Q— 13 ~ 8--ф-8,4= 10,7 тыс. м3.

 

 

Таким образом, при заданных условиях дорогу целесообразно строить лишь

в том случае, если по ней будет вывезено

не менее

10,7 тыс.

м3 леса. На

тех

участках, где объем вывозки меньше, выгоднее прокладывать волок и трелевать

лес трактором.

к одному погрузочному пункту производится трелевка

В случаях, когда

с нескольких лесосек

и объем трелевки с каждой лесосеки меньше предельного

(в данном случае менее 10,7 тые. м3), погрузочный пункт целесообразно устраи­ вать там, где объединенные с нескольких лесосек грузопотоки будут превышать предельную величину (в данном случае более 10,7 тыс. jk3).

7 Заказ № 2070 177


Для случаев, которые не охватываются графиком рис. 86 (ЛС>5 тыс. м3, 50<В <30, 225<В <25), предельный объем грузо­ потока можно легко вычислить по формуле

При решении вопросов увеличения трелевки на значительные расстояния следует учитывать и экономию от снижения расходов на вывозку леса по лесовозной дороге.

Рис. 87. Схема расположения погрузочных пунктов между двумя параллель­ ными лесовозными путями:

/— // — лесовозные пути; 1—4направления движ ения трелевочны х тракторов с лесом

Укрупненные погрузочные пункты можно устраивать двух ти­ пов. Первый — по схеме, показанной на рис. 82, с погрузочными площадками, расположенными по обеим сторонам от лесовозной дороги. Расстояния между штабелями хлыстов должны быть ми­ нимально возможные по условию поворачиваемое™ тягачей с хлы­ стами, глубину штабелей целесообразно выдерживать от 30 до

50 м.

Ширина дороги должна быть достаточной для встречного движения автопоездов.

Второй тип погрузочного пункта может быть по схеме, показан­ ной на рис. 87, с расположением хлыстов на погрузочных пло­ щадках между двумя параллельными нитками лесовозной дороги (перпендикулярно к ним). Для погрузки лесовозные автопоезда

178

становятся к штабелям хлыстов, длина которых должна быть также в пределах 30—50 м, а расстояния между ними, необходимые для установки автопоезда под погрузку и размещения погрузчика, около 10 м.

Число площадок на погрузочном пункте зависит от того, сколько хлыстов будет одновременно размещаться на этом пункте (в штабеле на одной площадке может быть уложено 300—500 м3 хлыстов).

На одном укрепненном пункте целесообразно грузить хлысты на автопоезда одновременно несколькими погрузчиками. Число по­ грузчиков зависит от сменного объема погрузки: при объеме по­ грузки до 150—300, 300—700, 700—1100, 1100—1600 м3 следует ориентировочно иметь соответственно 1, 2, 3, 4 погрузчика, не счи­ тая резервных. При групповой работе погрузчиков простои авто­ поездов будут меньше.

Особенности погрузки сортиментов на лесовозный транспорт погрузчиками. При решении вопросов механизации погрузки круг­ лых лесоматериалов (сортиментов) на лесовозные автопоезда не­ обходимо учитывать целый ряд факторов. Прежде всего следует иметь в виду, что перекидные погрузчики П-2, П-19 и ПЛ-1 по кон­ структивным возможностям захватов могут грузить сортименты длиной не менее 3,5 м. Из перекидных погрузчиков для погрузки сортиментов наиболее целесообразно применять погрузчик ПЛ-1, так как к нему завод может поставить удлиненные челюсти, с ко­ торыми вес (объем) сортиментов за каждый рабочий цикл будет близким к номинальной грузоподъемности.

Для погрузки более коротких сортиментов необходимы погруз­ чики с грейферным захватом (ПЛ-5, КЛ-4), которым можно опе­ рировать с короткомерными сортиментами начиная с длины 1 м.

Кроме технических возможностей грузозахватов погрузчиков, очень важно экономически целесообразное соотношение производ­ ственных возможностей погрузчиков (сменная производитель­ ность), их технико-экономических показателей (себестоимость со­ держания) и объемов работ. Чем меньше объем работ, который предстоит выполнить за смену погрузчику, тем выгоднее применять погрузчики с меньшей себестоимостью содержания.

Требования к погрузочным площадкам в случае использования погрузчиков для погрузки сортиментов такие же, как и при по­ грузке хлыстов. Изменяются лишь размеры подштабельных мест для укладки сортиментов.

Для погрузки небольших объемов сортиментов, рассредоточен­ ных по лесовозным путям, может быть целесообразным примене-' ние не погрузчиков, являющихся специализированными погрузоч­ ными машинами, а погрузочных устройств, смонтированных на лесовозных автопоездах. На лесовозных автопоездах применяют

два типа

погрузочных устройств: канатного

типа

(автопоезда

ЛМ-7, ЛМ-1, выпускаемые Радомышльским

заводом) и манипу-

ляторного

типа (автопоезда Л Т-95, выпускаемые

Апшеронским

заводом).

 

 

 

7*

179



Схемы погрузочных площадок и верхних складов при отгрузке и вывозке сортиментов могут быть различными. Наиболее простой случай—это расположение небольших штабелей сортиментов вдоль лесовозной дороги (рис. 88,а). Такое расположение воз­ можно при разделке хлыстов на сортименты сразу после валки де­ ревьев и при трелевке полученных сортиментов к лесовозной до­ роге.

Штабеля устраивают с одной или с обеих сторон лесовозной дороги. Ширина штабеля а определяется длиной сортимента; длина

Рис. 88. Схемы применения погрузчиков для погрузки сортиментов на лесо­ возные автомобили:

а

при раскряж евке хлы стов на лесосеке:

1

ш табеля;

2

лесовозная

дорога; 6

— при

раскряж евке хлы стов на

верхнем складе;

/ —

лесовозная дорога; 2 —

кольцевой

путь

для

погрузчика; 3 — место

для ш табеля; 4

погрузчики ;

5 —

раскряж евочная площ адка ;

 

 

6 — автом обиль

 

 

 

 

штабеля I при погрузке перекидными погрузчиками может быть до 30—50 м, а при погрузке погрузчиками манипуляторного типа —■ не превышать величину вылета манипулятора. Если грунт погру­ зочной площадки допускает съезд лесовозного автомобиля с до­ роги и подъезд к штабелю, то длина штабеля I и при погрузке манипуляторными погрузчиками может быть увеличена. Расстояние b между началом штабеля и кромкой дороги должно быть достаточ­ ным для установки погрузчика.

Расстояние L между центрами штабелей определяется общим объемом заготавливаемых на лесосеке сортиментов и объемом сортиментов в каждом штабеле. Если в каждом штабеле объем древесины менее рейсовой нагрузки автопоезда, то расстояние L

180


во избежание излишних простоев автопоездов должно быть не­ большим. При больших объемах древесины в штабелях величина L может быть значительной.

Если на лесосеке заготавливают сортименты различной длины, то может оказаться целесообразной такая организация погрузоч­ ного пункта (верхнего склада), когда штабеля разных сортимен­ тов близко расположены друг к другу. При этом расстояние тре­ левки, естественно, увеличится.

При малых объемах (до 100 ж3) сменной вывозки на небольшое расстояние (до 20 км) сортиментов, рассредоточенных по лесовоз­ ной дороге, может быть эффективным применение автопоездов, оборудованных навесными погрузочными устройствами. Тогда шта­ беля сортиментов устраивают около дороги или (при плотных грунтах) на площадках, к которым возможен съезд автомобилей. В первом случае длина штабеля должна быть не более вылета манипулятора погрузочного устройства, а во втором—длина шта­ беля ограничивается величиной площадки.

При раскряжевке хлыстов около лесовозной дороги организа­ ция работ должна быть другой. Один из возможных вариантов организации верхнего склада для этого случая показан на схеме рис. 88,б. С одной или с обеих сторон от лесовозной дороги 1 устраиваются вытянутые кольцевые пути 2 для погрузчиков манипуляторного типа (КЛ-4, ПЛ-5). Внутри кольца устраиваются подштабельные места. Ширина этих мест а должна быть равна максимальной длине получаемых сортиментов, но так, чтобы рас­ стояние от средней линии штабеля до средней линии пути 2 не пре­ вышало величину вылета манипулятора погрузчика.

На подштабельное место 3 укладывают сортименты перпенди­ кулярно оси лесовозной дороги. Разные сортименты'укладывают в разные места по длине подштабельного места, общую длину его рассчитывают с учетом возможности хранения необходимого объема древесины. Раскряжевку хлыстов бензиномоторными пи­ лами выполняют на площадке 5, куда хлысты подтаскивают тре­ левочными тракторами. После раскряжевки сортименты манипу­ лятором погрузчика 4 укладывают в штабель, а при подходе ав­ томобилей этот же погрузчик или второй (в зависимости от объ­ ема работ) выполняет погрузку.

§ 34. Применение погрузчиков на нижних складах у железных дорог

Механизация разгрузки и создания запасов хлыстов. На ниж­ них лесных складах, не имеющих кабельных или козловых кранов, для разгрузки и создания запасов хлыстов на дополнительных бу­ ферных складах можно достаточно эффективно использовать че­ люстные погрузчики П-19 и П-2. Опыт такого использования погрузчиков в леспромхозах Красноярского края показал, что на складе с годовым грузооборотом 250—300 тыс. ж3 достаточно иметь один погрузчик, работающий в две-три смены. На специально вы­ бранную и спланированную площадку погрузчик разгружает

181