Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Для учета капитальных затрат, необходимых для организации механизированного выполнения работ, в качестве оценочного эко номического критерия принимают удельные приведенные затраты:
где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (для лесной промышленности £н = 0,12).
Яг — годовой объем |
работ, выполненных погрузчиком. |
|||
Производительность |
труда — выработка |
на |
одного |
рабочего |
в смену — при использовании погрузчиков |
на |
основных |
работах |
равна сменной производительности погрузчика, так как при работе погрузчика, как правило, занят только один рабочий — оператор погрузчика. В тех случаях, когда для работ привлекаются дополни тельные рабочие (например, при погрузке лесоматериалов в ва гоны) этих рабочих надо учитывать при определении производи тельности труда. Таким образом, производительность труда на погрузочно-штабелевочных работах можно определить так:
где Ясм — сменная выработка погрузчика;
R — число рабочих |
(включая и оператора), занятых в тече |
ние смены на |
работах с погрузчиком. |
§ 32. Основы организации эффективной работы погрузчиков
Погрузчики с гидроуправляемыми грузозахватными органами выполняют подъемно-транспортные операции полностью механи зированным способом. Ручной труд применяется только для управ ления машиной.
Применение погрузчиков вместо ранее применявшихся канат ных (лебедочных) погрузочных и штабелевочных установок (в том числе и крупнопакетных), стреловых крюковых кранов облегчает и делает безопасным труд на погрузочно-штабелевочных рабо тах. Это обстоятельство очень важно и в какой-то степени пред определяет внедрение погрузчиков. Однако одного этого результата внедрения погрузчиков на предприятии еще недостаточно. При пра вильной организации работ применение погрузчиков может" дать значительный прямой экономический эффект (снижение себестои мости работ) по сравнению с ранее применявшимся крупнопакет ными или канатными погрузочными установками, а также стрело выми кранами. Кроме того, погрузчики позволяют вводить качест венные изменения в организацию лесосечных, лесотранспортных или лесоскладских работ. Эти изменения могут дать дополнитель ный экономический эффект.
Экономическая эффективность погрузчиков определяется мно гими факторами (см. формулу на стр. 163). Однако наиболее силь но влияет на эффективность сменная производительность машин.
165
Так, например, погрузчики П-2 и П-19А при односменной работе эффективны на расстояниях вывозки от 25 км в тех случаях, когда их сменная производительность не менее 230—270 м3, а при двухсменной работе — не менее 120—130 м3, что соответствует годовой выработке 35—50 тыс. м3.
Агрегатные автомобили ЛМ-1 и ЛК-9 (ЛТ-25) эффективны при небольших сменных объемах и малых расстояниях вывозки.
Расчеты показывают, что прямой экономический эффект от при менения погрузчиков образуется при их сменной производительно сти 160 м3 и более.
Таким образом, первым условием эффективности погрузчиков и штабелеров следует отметить наличие достаточного объема ра бот в тех случаях, когда эти погрузчики применяются вместо более дешевых технических средств. В тех случаях, когда применение по грузчиков планируется вместо более дорогих подъемно-транспорт ных устройств (например, вместо козловых кранов на погрузке вагонов), их эффективность проявится при меньших объемах работ.
Общих рецептов для всех случаев дать нельзя, во многих из них выбор наиболее эффективного погрузочного или штабелевочного средства можно сделать только после определения и сравне ния технико-экономических показателей различных машин, про изводительности труда и удельных приведенных затрат (см. § 31).
§ 33. Погрузка хлыстов и сортиментов на лесосеках
Наибольшее распространение на лесосеках при погрузке леса на лесовозный транспорт имеют перекидные (челюстные) погруз чики ПЛ-1, П-2 и П-19 и их модификации.
Для эффективной работы погрузчики должны направляться в такие лесопункты, где им обеспечена годовая выработка не ме нее 30—40 тыс. м3 (первая цифра относится к погрузчику ПЛ-1, вторая — к погрузчикам П-2 и П-19 А ).'
Лесопогрузочные пункты и техника погрузки. Погрузчики гру зят хлысты или сортименты на лесовозный транспорт на погрузоч ных пунктах, располагающихся около лесовозных дорог, чаще всего около временных дорог (усов).
Для погрузочной площадки пункта выбирается сравнительно ров ный (при необходимости — спланированный бульдозером) участок лесосеки, на котором пни спиливают заподлицо с землей. Уклон дороги около погрузочной площадки допускается для автомобиль ных дорог не более 20%о на спуске и 10%о на подъеме, для УЖД не более 4%о на спуск и 3%о на подъеме в грузовом направлении.
Поперечный уклон не должен превышать 20%о. На слабых грун тах погрузочной площадки перпендикулярно лесовозной дороге укладывают лежни из малоценных хлыстов или бревен. Для шта белей хлыстов лежни укладывают на расстоянии 12—15 м друг от друга, для сортиментов — в зависимости от их длины. Глубина
площадки |
(длина |
штабеля |
В) обычно |
составляет |
30—40 м |
(рис. 82). |
Большая |
глубина |
чрезмерно |
увеличивает |
расстояние |
166
Рис. |
82. |
Схема |
устройства |
погрузочных |
пунктов |
||
|
|
вдоль |
уса |
лесовозной |
дороги: |
|
|
1 — направление подвозки хлыстов |
трелевочными |
тракто |
|||||
рами; |
А — расстояние от |
дороги |
до |
штабеля; В — длина |
|||
штабеля; |
h — высота |
штабеля; L — расстояние между осями |
|||||
|
|
|
|
штабеля |
|
|
|
передвижения погрузчика, и производительность его снижается. Подтрелеванные пачки укладывают на площадках параллельно лесовозному усу комлями в сторону грузового движения.
Особое внимание должно быть обращено на выравнивание тор цов хлыстов при укладке в штабель. Штабелевка производится следующим образом: трелевочный трактор двигается перпендику лярно отцепленным хлыстам со стороны дороги и после поворота на 90° опущенным щитом уплотняет пачку до пробуксовки гусениц или полной нагрузки на двигатель. Затем щит поднимается. При таком методе достигается хорошее уплотнение хлыстов и высота штабеля 2,5—3 м.
Погрузочные площадки рекомендуется намечать и устраивать одновременно со строительством лесовозного уса. Если погрузоч ные площадки приходится размещать на слабых грунтах или забо лоченных участках, на полосу движения погрузчика укладывают мелкотоварную древесину, валежник, крупные сучья. Работа по грузчика перекидного типа позволяет длительное время содержать полосу движения в хорошем состоянии без дополнительных затрат на ее содержание.
Процесс погрузки хлыстов на лесовозный транспорт состоит в следующем. При погрузке лесовозный автопоезд или сцеп УЖД устанавливают против погружаемого штабеля, а погрузчик — между лесовозным транспортом и штабелем. При подходе к шта белю стрела с захватом должна находиться впереди погрузчика. Водитель подводит нижние клыки захвата под штабель и, пово рачивая их, отсекает определенное количество хлыстов или де ревьев. При дальнейшем повороте нижних клыков хлысты или деревья крепко зажимаются между нижними клыками и верхними неподвижными стойками. Далее водитель включает задний ход и одновременно переводит груз через погрузчик. Груз переносится через стойки коников и укладывается на коники лесотранспортных единиц.
Челюстями погрузчика можно поправлять неправильно уложен ные и поднимать упавшие при погрузке хлысты.
Разработка лесосек и расположение погрузочных площадок при погрузке хлыстов челюстными погрузчиками. Расположение погрузочных площадок по лесовозным дорогам зависит от орга низации разработки лесосек и погрузочных работ. В настоящее время наиболее распространена такая организация работы по грузчиков, при которой погрузочные площадки устраивают вдоль лесовозного уса равномерно на расстоянии L = 70-^80 м (рис. 83) друг от друга. Практически с каждого волока (с каждой пасеки) лес трелюют на отдельную погрузочную площадку, чем достигается максимальное сокращение расстояния трелевки. Работу на лесо секе при данном расположении площадок организуют так. Для лесосеки с хорошей несущей способностью грунтов рекомендуется схема работы «широким фронтом», показанная на рис. 83. Каждая делянка делится на пасеки. При работе по способу «узких лент» ширина пасеки соответствует средней высоте древостоя (25—30 м ).
168
/2 3
Рис. 83. Технологическая схема разработки лесосек широким фронтом с при менением челюстного погрузчика:
7 — поваленные деревья; |
2 — трактор с |
деревьями; 3 — трелевочные |
волоки; |
4 —■пачка |
|
деревьев; 5 — челюстной |
погрузчик П-2; |
6 — подвижной состав; 7 —трактор; 8 |
— ус лесо |
||
возной дороги; |
/, II, III . . . |
X — места работы комплексных |
бригад |
|
|
|
|
3 |
4 |
|
|
Рис. 84. Полукольцевая технологическая схема разработки лесосек:
I — лесовозный ус; 2 — волок; 3 — погрузчик; 4 — штабель хлыстов или деревьев; 5 —• трелевочный трактор; I, II, III, . . X — места работы бригад по валке и трелевке леса
Каждая пасека разбивается на три ленты: среднюю шириной 5—
6 м и две боковые по |
10—12 м. Во избежание излишних холостых |
|||
перегонов челюстной |
погрузчик в течение смены |
грузит лес, за |
||
готовленный одной-двумя соседними |
бригадами, |
и |
переходит |
|
в следующую смену к другим бригадам. |
|
|
|
|
На крупных лесосеках лесовозный ус можно прокладывать по |
||||
полукольцевой (рис. 84) или кольцевой |
схеме. Лесосека |
при про |
||
кладке полукольцевого лесовозного уса состоит из 10 |
делянок. |
В каждой делянке работает одна комплексная бригада. Площадь, осваиваемая каждой бригадой (за исключением двух крайних делянок), делится лесовозным усом пополам, причем если одна бригада работает по правую сторону уса, то соседняя с ней брига да — по левую. Каждую делянку делят на пасеки. Посредине каж дой пасеки прокладывают трелевочный волок перпендикулярно лесовозному усу. У основания волока или через один волок расчи щают погрузочную площадку для челюстного погрузчика. Исключе ние составляют две крайние делянки, в которых трелевка произво дится по радиальной схеме. Погрузчик грузит лес, последовательно переходя от одной бригады к другой.
Аналогично можно работать и при кольцевой схеме разра ботки лесосек. Для лесосек со слабыми грунтами рекомендуется следующая схема работы. Посредине лесосеки прокладывают ус лесовозной дороги (например, лежневый). В каждой бригаде про рубают два или три магистральных волока шириной по 6 м. По грузочные площадки для челюстного погрузчика устраивают у ос нования каждого волока или через один. Делянку разбивают на пасеки. В середине каждой пасеки прорубают пасечный волок ши риной 5—6 м, примыкающий к магистральному волоку под углом 45—90°. Погрузчик в процессе работы переходит от одной погру зочной площадки к другой.
Там, где возможно по условиям местности и лесонасаждений, рекомендуется при разработке лесосек применять метод узких лент с направленной валкой деревьев и с движением трелевочных, тракторов по волоку.
По средней ленте прокладывают трелевочный волок. Располо жение пасек предпочтительно по обеим сторонам лесовозного уса.
Разработка пасек ведется в три приема. В первую очередь выполняют валку деревьев на средней полосе, затем — на боко вых. На средней полосе деревья валят вдоль ленты вершинами по направлению трелевки, на боковых — под углом к средней ленте таким образом, чтобы вершины деревьев ложились на волок. Тре левка выполняется в той же последовательности. Такой порядок валки и трелевки упрощает работу и исключает образование за валов, значительно затрудняющих работу обрубщиков и трелевщи ков. Кроме того, обрубленные сучья скапливаются в основном на волоке, где переламываются гусеницами трактора и укрепляют слабый грунт. Боковые ленты остаются чистыми с неповрежден ным подростом, что дает дополнительный эффект за счет умень шения затрат по очистке лесосек.
170