Файл: Александрийский, Д. Арифметика и книга о многоугольных числах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«О МНОГОУГОЛЬНЫХ ЧИСЛАХ» ДИОФАНТА

Александрийская математика от Евклида и до Апол­ лония носит ярко выраженный геометрический характер: «логистика», т. е. вычислительная математика, предо­ ставляется купцам. Но в конце III века до н. э. у Архи­ меда и Аполлония замечается довольно ясно выраженный интерес к вычислительной математике, а во II веке до н. э. геометрическая школа типа Аполлония и совсем почти пропадает. Какие причины привели к вырождению геометрических методов? Можно привести две. Во-пер­ вых, III век до н. э. был эпохой расцвета вавилонской вы­ числительной астрономии. Возникшая в VI веке до н. э. в обстановке крушения сначала мелких, а потом и круп­ ных государств храмового типа и образования универ­ сальных монархий, она имела тесную связь с астрологией и пыталась математическими методами предсказать буду­ щее, раскрыть волеизъявление фатума при помощи вы­ числения движений планет, получивших имена старых вавилонских богов, которые, таким образом, из миродержателей стали простыми служителями, информато­ рами велений фатума. Пунические войны и их продолже­ ние в первой половине II века, связанные с установлением гегемонии Рима в Средиземноморье, создали в последнем такую же обстановку, как и в Передней Азии VI века до н. э. В греческой философии это выразилось созданием стоицизма, научные основы которого давала вавилон­ ская вычислительная астрономия, лучше сказать — астро-

28


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

логия; в математике же появляются исследования, свя­ занные с установлением новых систем счислений у Архи­ меда и Аполлония (достаточно указать на место, которое занимает астрономия в «Псаммите» Архимеда). Во II веке появляется сферическая и плоская тригонометрия, принимается вавилонская шестидесятеричная система счисления, градусное измерение углов. Введение послед­ него связано с именем греческого математика середины II века Гипсикла, который в математических кругах из­ вестен как автор 14-й книги «Начал» Евклида, а также не дошедшего до нас сочинения «О многоугольных чис­ лах», которое стало нам известно по носящему то же название произведению Диофанта.

Треугольными числами в арифметике называются суммы последовательных чисел натурального ряда, на­ чиная с единицы. Это будут ах = 1, а2 = 1 + 2 = 3, а3 =

= 1 + 2 + 3 = 6 , . . . , а п = 1 + 2 + 3 + . .. + п = —( 2~~ ^ •

Каждое треугольное число может быть изображено в виде треугольника, число углов которого (3) одновременно дает и «(количество) углов» соответствующего числа. Вместо натурального ряда мы можем взять и более общий случай арифметической прогрессии, у которой первый член и разность отличаются от единицы. Наша задача состоит в том, чтобы найти число, равное сумме членов соответ­ ствующего арифметического ряда. Эта задача в настоящее время не представляет для нас большого интереса, но все же стоит подумать, почему же ею занимались два антич­ ных математика, разделенных некоторым (даже не впол­ не определенным) временем. Кроме того, аналогичные вопросы интересовали математиков индийских, средне­ азиатских (ал-Каши, XV век) и, наконец, ими занимался также поклонник геометрических (не алгебраических) методов знаменитый французский математик XVII века Блэз Паскаль, арифметический треугольник которого из­ вестен ученикам средней школы.

Мы не будем заниматься арифметическим треугольни­ ком, но приведем из сочинений Паскаля цитату, которая

прольет некоторый свет на интересующий нас

вопрос х):

’) Цитата приведена пз книги «Паскаль» Е. М. Клауса и др.

(изд. «Наука»,

1971), стр. 366—367.

 


И. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ

«Те, кто хотя бы в малой мере разбирается в уче­ нии о неделимых, не преминут усмотреть, что можно извлечь из предыдущих результатов для определе­ ния криволинейных площадей. Эти результаты по­ зволяют немедленно квадрировать параболы всех видов и бесконечно мпого других кривых.

Если мы распространим на непрерывные вели­ чины те результаты, которые найдены для чисел по методу, изложенному выше, мы сможем высказать следующие правила.

Правила, относящиеся к прогрессии натуральных чисел, начинающейся с единицы.

Сумма некоторого числа линий относится к ква­ драту наибольшей линии, как 1 к 2.

Сумма квадратов тех же линий относится к кубу наибольшей, как 1 к 3.

Сумма кубов относится к четвертой степени наи­ большей, как 1 к 4.

Общее правило, относящееся к прогрессии нату­ ральных чисел, начинающейся с единицы.

Сумма одинаковых степеней некоторого числа линий относится к непосредственно следующей сте­ пени наибольшей из них, как единица к показателю этой степени».

Поэтому я полагаю, что Гппспкл и Диофант пытались найти алгебраическое выражение того метода суммиро­ вания, которое применялось Архимедом в его работах J). Работа Гипсикла не дошла до нас, работа Диофанта «О многоугольных числах» дошла не полностью. Нам придется ограничиться рассмотрением того материала,

который дошел

до нас, тем

более что

ои

представляет

*) Против этой гипотезы можно сделать следующие возражения:

а) для квад-

 

 

 

 

а

 

 

рированпя парабол (т. е. вычисления интегралов вида ^ xndx)

необходимо

было суммировать

ие арифметические

прогрессии

О

 

с

р азу ш ч ны и іи р а з 7 іо -

 

N

 

 

 

 

 

сп>длт, а находить

суммы впда 2

к” ,

п = 1, 2,

3,

. . первые две из

к -1

лих умели находить задолго до Диофанта: б) многоугольные числа ин­ тересовали и продолжают интересовать математиков независимо от каких бы то нц было проблем интегрального исчисления. (Прим, рей.)

3U


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

интерес (может быть, даже более широкий, чем задала об арифметическом треугольнике); он позволяет нам подой­ ти к выяснению причин, заставивших математиков отка­ заться от греческого геометрического метода и перейти к египетскому алгебраическому. В следующих предло­ жениях книги Диофанта интересным является не столь­ ко что доказывается, а именно как доказывается.

В первом предложении даются три члена арифмети­ ческой прогрессии а, а — а , а — 2а и требуется доказать,

что 8а — а) + (а — 2а)2 = + 2 (а — а)]2. Выполняя все обозначенные действия, мы получаем

8а2 — 8аа + а2 — 4аа + 4а2 — 9а2 — 12аа + 4а2.

Полученное тождество доказывает теорему. Все доказа­ тельство занимает две строчки. Так доказываем мы и мог доказывать Диофант: весь необходимый алгебраический аппарат у него имелся. Но его целью является дать геометрическое доказательство. Поэтому на прямой линии он откладывает отрезки AB, ВГ и ВД и ведет доказатель­ ство, которое занимает более страницы, как может убе­ диться читатель, обратившись к подлиннику.

Второе и третье предложения дают формулы для по­ следнего члена арифметической прогрессии, а также для ее суммы. Четвертое предложение, являющееся основ­ ным, касается суммы п членов арифметической прогрес­ сии, начинающейся с единицы и имеющей разность а :

S — 1 -]- (1 -f- а.) -f- (1 + 2а) + ... + (1 + {п — 1) а) =

=

2 - а -

Требуется доказать, что сумма взятых п членов, умно­ женная на восьмикратную разность и сложенная с ква­ дратом разности, уменьшенной на двойку (не надо забы­ вать, что первый член прогрессии равен единице), дает квадрат, сторона которого без двойки (Xmoöaa, hoifia) равна кратному разности, или разности, помноженной на число (хата тіѵос dpt&p-ov), которое, приняв единицу (5«; ~росХабмм уоѵіба), будет вдвое больше количества всех взятых членов, считая и единицу (сиѵ г?) р-оѵабі). Соот­ ветствующая формула будет

(1) 8а,S' -!• (а - 2)2 = 1(2« - і)а + 2]2.

И. Ы. ВЕСЕЛОВСКИЙ

Подставляя вышеприведенное значение <5 (;?. членов), получаем тождество

(2) 8а (п + п

^ а | + (а — 2)2 =

 

= 4 + 4 (2/г — 1) а + (2/г— 1)2а2.

Основная цель этой формулы заключается в том, чтобы установить связь суммы арифметической прогрессии с не­ которым квадратом. В качестве примера положим а = 2, т. е. рассматриваемая прогрессия представляет последова­ тельность нечетных чисел. Тогда 165 = (4/г)3, или S = п2.

Любопытно отметить, что формула Диофанта остается верной и прп а = 1 (сумма чисел натурального ряда), когда разность а — 2 становится отрицательной.

Доказательство, помещенное после формулировки предложения IV, представляет не что иное, как подтвер­ ждение тождественности формул (1) и (2), выражающих соответствующее положение. В этом доказательстве лю­ бопытны два момента. Во-первых, отрезками изображают­ ся не только отрезки — члены рассматриваемой прогрес­ сии, по п стоящие при них числовые коэффициенты. Во-вторых, в процессе доказательства Диофанту при­ шлось рассмотреть произведение двух квадратов, которое должно дать квадрат их среднего геометрического. Он знает, что в классическом греческом анализе допустимы только квадраты и кубы линейных отрезков; поэтому он считает необходимым дать в качестве прибавления соот­ ветственное доказательство.

Мы указали, что одной из причин упадка классической греческой геометрии было появление вычислительной математики, связанной с принятием вавилонской астро­ номии. Теперь мы можем указать и вторую. Если в гре­ ческой математике величины изображались отрезками, то это позволяло иметь дело только, с квадратами или куба­ ми, но у Диофанта отрезками стали изображаться п числа, а это позволило выйти за пределы второй и третьей сте­ пени. Кроме того, алгебраические методы позволяли дать более простые и удобообозримые способы доказательства, в чем легко может убедиться читатель, сравнивая гео­ метрические доказательства с помещенными у нас алге­ браическими. В этом отношении Диофант является про­ возвестником новой эпохи в математике.

32


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Последние теоремы имеют целью доказать определе­ ние, данное Гипсиклом. Пусть дана арифметическая про­ грессия

1 + (1 + а) + (1 + 2а) + . . . + [1 + (п - 1) а].

Сумма двух первых ее членов

определяет число углов

получающегося многоугольника.

Если а

= 1, то 1 +

+ 1 +

1 = 3 дает число углов

первого

треугольника

ОАВ,

а также и второго ОА1В1 и всех последующих. Если

а= 2, то мы получаем четырехугольники ОАВС, ОАхВхСх

ит. д. Таким образом, получаются первые (основные) многоугольные числа 3, 4 и т. д. Из самого способа их

образования мы получаем связь

разности а прогрессии

с числом углов N: N — а + 2.

Стороной любого много­

угольного числа мы называем сторону наибольшего полу­ чившегося многоугольника ОА + А А Хи т. д. Если длину каждого из получающихся отрезков положить равной единице, то для любого многоугольника Z, получившего­ ся после суммирования п членов прогрессии, мы имеем сторону = п — 1. Мы можем сделать сторону равной п, если в качестве первого отрезка (единицы) возьмем и на­ чальную точку О; этим объясняется наличие выражений «если принять первым отрезком единицу» или «увеличить количество отрезков на единицу». В рассуждениях Гипспкла Диофант видит недостаток — отсутствие аналитичес­ кого доказательства. Его 1-я теорема позволяет написать

8 + а) а + (а — а)2 = [(а + а) + 2а]2,

а 4-я

(1)85а + (а - 2)2 = [2 + (2л - 1) а]2,

наконец, 1-я, примененная к прогрессии (а — 2) + а +

+ (а + 2 ),—

(3) 8 (а - 2) а + (а - 2)2 = [(а + 2) + 2а]2.

Если правую часть перепишем в виде

(2 + За)2 = [2 + (2-2 - 1) а]2,

то из сравнения (1) и (3), получим S = а + 2, п = 2. Пусть S есть сумма двух первых членов прогрессии, опре­ деляющих число углов N получаемого многоугольного числа; тогда 5 = 1 Ѵи . / Ѵ ' = а + 2 . Сторона многоуголь­ ника определяется числом взятых членов прогрессии

2 Диофант

33