Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного. Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Законы диалектики
Гегель первый выразил свое философское видение мира в законах. Эти законы носят предельно всеобщий характер и распространяются на всю реально существующую действительность.

Среди трех основных главным, определяющим является 1. закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия), а принцип противоречия соответственно является центральным в диалектике. Закон указывает на противоречие как на источник, движущую силу и результат всякого движения и развития, которым тоже является противоречие. Оно неустранимо, но разрешимо, становясь при этом внутренним двигателем прогресса. С открытием этого источника философия перестала нуждаться во внешнем источнике при объяснении движения и прогресса. А диалектика стала ассоциироваться с неукротимой и неуемной верой в прогресс.
Термины «качество» и «количество» имеют в философии совершенно иное значение по сравнению с обычным словоупотреблением.


Качество означает совокупность всех свойств, составляющих внутреннюю определенность предмета. Иначе говоря, качество есть то, благодаря чему предмет остается самим собой (вода, золото, животные и т.д.).

Количество есть внешняя определенность предмета, выразимая численно: теплый - холодный, тяжелый – легкий, старый – молодой, высокий – низкий, большой – маленький и т.д.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о такой взаимосвязи количества с качеством, при которой одно переходит в другое. Температура (количество), изменяясь, приводит к смене качества: вода может превратиться в лед или пар, градусник, измеряющий температуру тела, показывает, здоров или болен человек, и даже жив ли он или мертв. Обычный рычаг позволяет человеку поднять и переместить груз, который представляет для него неподъемную ношу. Бесчисленное качественное многообразие организмов определяется составом хромосом в генах и т.д.

Закон гласит: каждое новое качество появляется в результате количественных изменений в пределах старого. Так, живое возникает из неживого, а разумная организация в обществе основывается на сложных процедурах и системах в живой материи. Все бесчисленное многообразие световых и звуковых красок основано на количественных изменениях частоты колебаний и длины волны света и звука. Трудно поверить, но весь окружающий нас цветовой и звуковой мир имеет своим основанием семь монохроматических цветов и семь звуковых нот.

Количество и качество связаны друг с другом через так называемую «меру», в пределах которой они не меняют состояние, т.е. качественную определенность предмета. Выход за пределы меры приводит к замене старого качества новым. Поэтому в строгом смысле слова не количество переходит в качество, а старое качество переходит в новое при посредстве количественных изменений.

Архимеду приписывают слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Архимедов рычаг – простейший механизм качественного преобразования (с помощью количества движения) силы, применяемой при подъёме или перемещении тяжелых грузов. Такие операции обычно непосильны для человека без применения этих технических средств. Сегодня кроме рычагов подобные механические «превращения количества в качество» совершаются с помощью механизмов, известных под именем: домкрат, блок, полиспаст и др.


3. Закон отрицания отрицания говорит о том же самом с точки зрения принципиальных отношений старого и нового в развитии. Поскольку новое преодолевает, т.е. отрицает старое, то это отрицание носит диалектический характер. Но в развитии дальнейшее движение приводит к отрицанию предыдущего отрицания, переходящего таким образом в утверждение нового качества. Duplex negatio est affirmatio, т.е. двойное отрицание есть утверждение – гласит принцип, согласно которому новое в развитии, т.е. утверждение (нового) возникает из отрицания (точнее, отрицания отрицания) старого. Отрицательная, т.е. противоречивая взаимосвязь является источником появления нового, т.е. положительного. Минус на минус дает нам плюс (-)(-)=+. «Нельзя не понять», - говорим мы в отрицательной форме, выражая тем самым мысль положительного свойства: «понять надо».

В бесчисленном ряду отрицаний, которым является всякое развитие, отрицание отрицания, став утверждением, представляет собой законченный круговой цикл, период, звено этого процесса. Состоящая из таких циклов спиральная траектория развития означает, что все изменения, рожденные этим процессом, как бы далеко они ни шли, осуществляются в пределах одной и той же действительности. Отсюда тенденция к «повторению», «возврату» на исходные позиции в рамках каждого цикла.

В итоге мы можем сказать: переход от отрицания к утверждению есть универсальный способ преодоления старого посредством отрицания отрицания.


  1. Основные философские категории и их специфика.


Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
Категории диалектики:

  • Сущность и явление

  • Содержание и форма

  • Причина и следствие

  • Общее и единичное

  • Возможность и действительность

  • И другие.



Каждая из категорий диалектики указывает на одну из глобальных противоположностей бытия, которая закономерным образом связана с другой (парной) противоположностью. (Вспомним гегелевское: «мир полон противоречий…»). Так, сущность представляет наиболее глубокую, скрытую от наблюдений сторону бытия, например, закон. Её противоположность – явление – то, что лежит на поверхности и доступно непосредственному наблюдению. Они связаны между собой (сущность является, явление существенно), но никогда не совпадают. Про этот случай говорят: если бы сущность и явление совпадали, наука была бы излишней.

Содержание и форма – внутренняя и внешняя определённость предмета.

Причина и следствие – источник и результат какого-либо движения или превращения.

Общее и единичное – свойства группы и отдельного предмета, принадлежащего этой группе.

Возможность и действительность – потенциальная и реальная сторона бытия, которые переходят и обусловливают друг друга.

Сами категории являются при этом узловыми пунктами, ступенями философского познания мира.


  1. Периодизация и типология истории философии.


Историю европейской философии принято делить на пять этапов.


  1. Первый этап — это философия античности, которая существовала с VI века до н.э. до III века н.э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее — пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.




  1. Следующий этап — это философия средних веков. Она возникла в IV веке и просуществовала вплоть до XIV века. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией, а фактически составлял ее неотъемлемую часть. Фактически философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема философии средних веков — бытийное отношение между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с философией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством — сомнением, а также со способностью разума эти сомнения побеждать и приходить к высшей истине.





  1. Качественно новым этапом развития философской мысли стала философия Возрождения (XV—XVI вв.). Начиная с XV века происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации — освобождения от религии и церковных институтов. Если в центре внимания античности был космос, в средние века — бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. По этой причине философию Возрождения обычно характеризуют как антропоцентрическую. В эту эпоху человек становится гораздо более самостоятельным. В результате возникает и новая общественная позиция человека, который испытывает теперь гордость, сознавая собственную силу и талант.

Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения — его ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к человеку: художник — это фактически творец, который создает мир, а, следовательно, он равен богу.


  1. За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII—XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время — это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают проблемы гносеологии, то есть науки о познании, а, следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, при помощи которых мы познаем мир.

Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек Нового времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии все более и более отчетливо начинают проявляться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса.