Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Последний этап развития философии — это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия — это очень сложное явление, которое сочетает в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Такое присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного периода — естественное явление, и вряд ли философия наших дней отличается в этом отношении от философии предыдущих эпох. Основное, наиболее важное для нас, людей XXI века, различие между современной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии объективно крайне сложно, поскольку она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а, следовательно, любая оценка, выносимая в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.
-
Характерные черты, основные этапы и школы античной философии.
Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Это первая форма философии, которая внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры и определила основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античности черпали вдохновение философы различных эпох, от Фомы Аквинского до Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера. Термин «философия» тоже появился в античности.
Ранний или архаический этап античной философии (VI в. — начало V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются: милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческой философии является космос или «физис», поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию — натурфилософией. Рассуждая о космосе, первые философы формулируют проблему первоначала или первоначал мира.
Основатель милетской школы (VI в. до н.э.) Фалес считал, что началом всего является вода.
Его ученик Анаксимандр утверждал, что первоначало и основа мира — апейрон; все стихии, в том числе и вода, возникают из апейрона, а он сам не имеет начала. Анаксимен— еще один милетец и ученик Анаксимандра, началом всего считал воздух; воздух бесконечен, вечен и абсолютно подвижен, все возникает из воздуха и в него возвращается.
Гераклит, которого прозвали Темным из-за сложности и непонятности его учения, считал, что начало всего— это огонь. Гераклит назвал огонь равным самому себе и неизменным во всех превращениях. Гераклит говорил, что мир — это упорядоченный космос, он вечен и бесконечен, не создан ни богами, ни людьми. Мир — это огонь, то возгорающийся, то потухающий, мировой процесс цикличен, по прошествии одного цикла все превращается в огонь, а затем из огня рождается вновь. Гераклит сформулировал принцип всеобщего изменения в мире: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Но в мире есть закон — Логос, и самая большая мудрость заключается в том, чтобы познать его.
Школа Пифагора (VI в. до н.э.) — одна из самых загадочных, пифагорейцы составили закрытый союз, вступить в который мог не каждый. Некоторые пифагорейцы давали обет молчания, а основателя школы — Пифагора — последователи почитали почти как бога. Пифагор первым употребил термин «философия», он считал, что высший образ жизни созерцательный, а не практический. Пифагор считал, что основа всего — число, а вселенная есть гармония и число. Число образуется из Единого, а из чисел — весь космос. Вещи состоят из чисел и подражают числам. Пифагорейцы стремились постичь гармонию космоса и выразить ее в числах, а результатом этих поисков стали античная арифметика и геометрия. Сильное влияние пифагорейская школа оказала на элеатов и Платона.
Элеаты (VI—V вв. до н.э.) утверждали, что первоначало мира — одно, и это начало — бытие. Парменид говорил, что бытие одинаково везде, однородно, неизменно и тождественно самому себе. Бытие можно мыслить, а небытие мыслить нельзя, поэтому бытие существует, а небытия нет. Иными словами, мысль и предмет этой мысли — одно и то же, то, что невозможно мыслить, не существует. Так Парменид впервые в истории философии сформулировал принцип тождества бытия и мышления. То, что люди видят в мире изменение и множество — лишь ошибка их чувств, считал философ и направлял свою критику против Гераклита Темного. Истинное же познание приводит к знанию умопостигаемого мира, к утверждению вечности, неизменности и неподвижности бытия. Философия элеатов — это первое в истории философии последовательно монистическое учение.
Немногим позднее в античной философии появляется и противоположное учение — плюрализм
, которое представлено атомизмом Демокрита (V в. до н.э.). Демокрит считал, что существуют атомы и пустота, в которой они движутся. Атомы неизменны, вечны, отличаются друг от друга величиной, положением и формой. Атомов бесчисленное множество, все тела и вещи состоят из атомов и различаются только по их количеству, форме, порядку и положению. Душа человека — тоже скопление наиболее подвижных атомов. Атомы отделены друг от друга пустотой, пустота — это небытие, если бы не было пустоты, то атомы не смогли бы двигаться. Демокрит утверждал, что движение атомов подчинено законам необходимости, а случайность — это всего лишь неизвестная человеку причина.
Классический этап античной философии (V—IV вв. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода — сущность человека, особенности познания, объединение философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой теоретической философии, которая дает истинное знание. После философских рассуждений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции стали считать, что образ жизни, построенный на принципах философии, наиболее отвечает природе человека и к нему следует всеми силами стремиться.
Софисты (V в. до н.э.) — профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово «софист» происходит от греческого слова «софия», что означает «мудрость». Поначалу софистами называли философов, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть особый тип философов, которые отрицали религию и нравственность, подчеркивали условность государственных законов и моральных норм. Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости. Софисты отождествляли мудрость с умением обосновать все, что угодно, и не обязательно то, что истинно и правильно. Истина для них превратилась в доказуемость, а доказать — означало убедить собеседника. Протагор говорил, что о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Единственным мерилом бытия, ценности и истины для софистов становятся интересы человека, поэтому о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Тот же Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Софисты подчеркивали относительность всех истин, знаний и суждений человека. Такая позиция называется релятивизмом.
Сократ (V в до н.э.) сначала был учеником софистов, а потом их яростным оппонентом и критиком. Сократ расценивал свои занятия философией как служение богу Аполлону, поэтому надпись, высеченная над входом храма Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя», стала путеводной нитью сократовской философии. Сократ размышляет о жизни и смерти, о добре и зле, о свободе и ответственности, о добродетели и пороке. Философ утверждал, что первопричину всех вещей следует искать в Логосе, мир природы — лишь ее приложение. Так, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, сосуда или лошади, а его познание никак нельзя считать обобщением всех знаний о прекрасных предметах. Сократ говорил, что знание о прекрасном предшествует знанию о прекрасных вещах. Мерилом всех вещей является не просто человек, а разумный человек, поскольку именно разум является источником истинных знаний. Метод получения этих знаний — майевтика — повивальное искусство. Познание происходит в форме беседы, вопросы и ответы помогают рождению мысли, а исходная точка раздумий — ирония, которая порождает сомнение в общепринятых мнениях. Разоблачение противоречий устраняет мнимое знание и побуждает искать истину. Знание — единственный регулятор и ориентир поступков человека. Сократ уверял, что знание добра означает следование ему, причина дурных поступков — незнание, по доброй воле никто не бывает злым. Философия, по его мнению, это учение о правильной жизни, искусство жить. Большинство людей довольствуется случайными чувствами и впечатлениями, подлинное познание доступно лишь немногим мудрецам, но и им открывается не вся истина. «Я знаю, что я ничего не знаю», — изрек сам Сократ. Сограждане обвинили его в том, что он развращает молодежь, не признает богов и обычаев, основной целью этих обвинений было вынудить философа бежать из Афин. Но Сократ отказался и добровольно принял яд цикуты.
История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V—IV вв. до н.э.). Платон написал множество философских диалогов, в которых изложил свою философскую систему. Платон считает, что бытие — это мир идей, который существует вечно, он неизменен и тождественен себе. Бытию противостоит небытие — мир материи. Промежуточное положение между бытием и небытием занимает мир чувственных вещей, которые являются порождением идей и материи.