Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идеи для реорганизации школьного дела деятели Реформации черпали из практики обучения и воспитания так называемых «братских общин». Они представляли собой формально светские организации, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, совместное питание и работу, проповедовали идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Принятое в общинах воспитание включало умение коллективно работать и уважение к физическому труду. В одной из крупных католических организаций XV в., называемой «Братьями общей жизни», были созданы школы, снискавшие себе славу во всем мире. Из общины «Моравских братьев» вышел и Я. А. Коменский.
Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность школ состояла в том, что им удавалось небольшим количеством преподавателей обучать несколько сот учеников путем тренировочных занятий в малых (по десяти человек) группах, проводимых наиболее продвинутыми в познании учащимися под контролем педагога.
Перестройка средней и высшей школы Реформационного движения осуществлялась сподвижниками Лютера — Филиппом Меланхтоном (1497—1560) и Иоганном Штурмом (1507-1587). Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривающего преемственную связь между средней школой, дающей общее развитие ученикам, и вы сшей, в функцию которой входила профессиональная подготовка. Изданный Меланхтоном в 1528 г. учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматривал разделение детей на классы, вытеснение латынью родного языка, изучение грамматики, римской поэтики и классической прозы, обязательное знание закона Божьего, пение.
Иезуитская система воспитания в период контрреформации
Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491-1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность. Контрреформация стала создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. А с целью привлечения к себе господствующих классов она развернула активную деятельность и в направлении средней и высшей школы. Интерес в их системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое. То все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой лежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.
Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.
Социально-экономические преобразования и общественно-религиозные бури, прокатившиеся по всей Европе в средние века, затронули все аспекты человеческого существования — его быт, культуру, идеологию, духовное и интеллектуальное развитие. Понять закономерности формирования педагогической мысли этого периода возможно только в социально-историческом контексте, путем осмысления мотивов, которые побуждали средневекового человека к поиску истины, причин, по которым нигде больше, за исключением классической китайской культуры, ученому человеку не придавалось большого значения, как в эти «темные века». Проникновение в сущность педагогики средних веков позволяет понять дальнейшее развитие теории и практики воспитания в широком смысле слова.
10. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 13 ВЕКА.
Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый славянский письменный язык (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения".
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, его раскол на православие и католицизм.
Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, особая роль в воспитании детей отводилось матери. Развивалось и домашнее обучение: "мастера грамоты", учителя, учили детей на дому. Такое обучение называли еще "школами грамоты".
В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество: учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно-религиозные качества, соответствующие духу своей новой семьи. Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, в которых жили воины, могущие дать детям военную подготовку. Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в святилищах и храмовых (костеловых) мастерских, обучались языческой религии и письму. Сначала у славян существовало пиктографическое знаковое письмо, а с IX столетия под воздействием византийского алфавита (кириллицы) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.
На рубеже VIII - IX веков возникла крупнейшее в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания, до начала XIV века). При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу, «сверху».
Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В XI веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К XIII веку школы уже существовали во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах на Руси. Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.
При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели-летописцы, переписчики, переводчики (как их тогда звали – толмачи), проповедники и т.д. Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.
11. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века. Народная педагогика белорусов.
Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до XIII в. находились и белорусские племена. Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники Беларуси – Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества.
После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был Новогрудок, а потом (где-то в в начале XV в.) – Вильно.
В период развитого средневековья формируется белорусская народность: у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком которой становится старобелорусский, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги).
В 1569 г. Великое Княжество Литовское объединяется с польским королевством, образовывается как государство Речь Посполитая. С момента объединения начинается процесс окатоличивания народонаселения данного государства. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую. Однако католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были чужды простым людям. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ, основным средством этого воздействия стала школа.
Школы. В период со второй половины XIII – до начала XV вв. на территориях Белой Руси возникают новые типы школ, расширяется их значение в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Они были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание образования входили латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Изучение родного языка запрещалось, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.
Униацкие школы открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников.
В Белой Руси наряду с униацкими существовали и обычные школы, в которых осуществлялось элементарное начальное обучение, а также повышенные, где обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов).
Открывали свои школы иные католические ордены, существовашие в Княжестве Литовском, бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.
Иезуитские школы в основном предназначались для господствующих классов. В Княжестве Литовском первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она уже стала академией. Позже открылись подобные школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и других городах.
Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы, которые и получили название Братских школ. Одной из первых явилась Братская школа в Вильно. В ее стенах воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Братские школы способствовали формированию национального самосознания белорусов, явились в истории примером становления и развития демократических школьных традиций.
Как свидетельствуют Уставы Братских школ, эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а качеством результата учебной работы и наличием сформированных дисциплинарных качеств, умений и навыков школьников. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые семьи за обучение своих детей платили. Существовали вообще бесплатные Братские школы – Виленская и Могилевская. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен был жить и работать с богом в душе (быть набожным), стремиться к мудрости, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физических наказаний, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания, как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя.
Содержание образования в Братских школах было сложным. Ученики изучали пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), а также астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком, на котором велось преподавание, был старославянский.
Начиная со второй половины XVII века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации), в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце XVII в. на территории Великого Княжества Литовского были закрыты все Братские школы, а также арианские, кальвинистские и другие.
В 1697 году белорусский язык в Княжестве Литовском перестал быть государственным и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.
12. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского
Распространение культуры и образования в XII веке неразрывно связано с именем просветительницы Евфросиньи Полоцкой. Она основала два монастыря, ставшие источниками просвещения в Полоцком крае. Евфросинья отличалась высокой образованностью и любовью к книгам, которые сама переводила с греческого и переписывала в Софийском соборе. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, две школы.
Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был Кирилл Туровский - мастер торжественного красноречия. Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Разум для Кирилла Туровского — высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и «книжному почитанию», приводящему человека к душевному равновесию и счастью. Лишь в процессе постоянного чтения, считал он, человек постигает искусство доказательства. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были отлично известны на Руси.
Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи и восемь проповедей, в которых содержатся ценные мысли о воспитании. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека.
Интерес представляют взгляды Туровского по проблемам воспитания детей. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
Кирилл Туровский прославился высокохудожественными проповедями и вошел в историю как златоуст. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан. Его проповеди и «Слова» являются образцом ораторского искусства, которое призвано не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали проповеди Кирилла Туровского популярными среди простого народа.
13. Деятельность и особенности образовательного процесса в конфессиональных школах на территории Беларуси (вторая половина XIII в.-1569 г.): православные, иезуитские, униатские, пиарские.
Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов.
Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества.
Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.
Основным стимулом в обучении иезуиты считали соревнование. Каждый ученик имел своего соперника, и большой честью считалось превзойти в знаниях ровесников. Победители получали награды, например почетные места в классной комнате. А вот отстающие в учебе носили специальный знак «ослиные уши». Учителя пользовались авторитетом из-за обширных знаний и эрудиции, педагогического таланта и строгости. Физические наказания использовались редко, и выполнял их не учитель, а специальный человек - корректор.
С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. Их также называли коллегиумами. Они появились в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде и других местечках и городах. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену, основанному в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем. В отличие от иезуитов пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи, а не в миссионерской и политической деятельности.
В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве.
Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.
14. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возраждения и Реформации.
Нравственным каноном белорусов в тот период являлся культ труда, осознание человеком своего места в окружающем мире, восславление героизма, таланта и красоты. По причине того, что в это время большинство детей не посещали школы, народная педагогика играла главную роль в их воспитании. Детям прививались те личностные качества, которые народ хотел видеть в своём будущем поколении. Элементы народной педагогики передавались из поколения в поколение. Особенно они доминировали в социально-экономической жизни общества, в трудовом обучении разнообразным ремёслам, в овладении основами земледелия. К примеру, основными единицами измерения для определения веса, количества и т. п. являлись части тела человека или расстояния между ними: локоть, ступня, пядь, шаг, сажень. Такими же понятными были приспособления для измерения длины: лыко, прут, шнур, топорище, «полёт стрелы», след, соха; для определения сыпучих и жидких веществ – бочка, ведро, горшок, дежа, кадка, колода, корзина и др. Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. Древние славяне присваивали разным объектам и явлениям, которые обладали непонятной силой, имя «Бог», что буквально означало «сильный», «могущественный». Затем утвердилось понятие «Боги». Как и у других народов, они первоначально разделялись на добрых (свет) и злых (тьма). Говоря о просвещении на Полоцкой земле, нельзя не упомянуть о подвижнической деятельности Ефросиньи Полоцкой (1101? – 1173). Предслава (её светское имя) рано уходит в монастырь, но это не отгораживает бывшую княжну от светских забот. Будучи хорошо образованным для своего времени человеком, наделённая даром проповедничества и мастерства писателя, она собрала в Полоцке многих талантливых людей, показывая своей деятельностью пример подвижничества на ниве просвещения. Ефросинья Полоцкая поселилась в Софийском соборе и «…нача книги писати своими руками». Это был тяжелый.непростой труд, которым в то время занимались исключительно мужчины. Дело переписывания и создания книг ширилось. Понимая, что для расширения просвещения необходимы грамотные люди, Ефросинья Полоцкая на свои средства построила две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. В школах при монастырях расширенная учебная программа включала греческий, латинский языки, основы природоведения, историю, риторику, медицину. Также в монастырях действовали библиотеки, училища, скриптории, гостиницы и странноприимницы.
15. Педагогические взгляды Гусовского, Будного, Тяпинского
Значительный след истории белорусского народа оставил современник Ф. Скорины, поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения Николай Гусовский (1470–1533). В своем творчестве он призывал к дружбе различных по вере и культуре европейских людей, восславлял деятельностную свободную мужественную личность, утверждал идею патриотизма, социально-утопическую концепцию гармонического взаимоотношения человека, общества и природы.
Этико-гуманистическая концепция Н. Гусовского наиболее ярко представлена в его литературном произведении – поэме «Песня о зубре».
Важнейшим средством формирования духовного мира человека и его моральных качеств поэт считал индивидуальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия с природой. Отношения с природой, по мысли Гусовского, жизненно необходимы человеку, с ними связано не только физическое, но и духовное здоровье. Оно является источником знаний, формирует характер, моральные и гражданские добродетели, учит понимать природу:
Доминирующим мотивом мировоззрения поэта является патриотизм, который выступает результатом конкретизации идеи добра. Для Гусовского любовь к родине – самое красивое и возвышенное чувство. Вынужденный жить на чужбине поэт с теплотой и любовью вспоминает о родной Белоруссии и грустит вдали от нее.
Василий Николаевич Тя́пинский (1530-40-е, Тяпино —1600) — гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.
Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешел от кальвинизма к антитринитаризму.
В 1570-е годы Василий Тяпинский на свои средства организовал типографию (которая находилась, вероятно, в Тяпино) с намерением издавать книги на старобелорусском (русинском, «русском» языке в том виде, в каком он употреблялся в то время в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском). У него была хорошая библиотека, необходимая для издательской деятельности. Решившись напечатать Евангелие на двух языках — церковнославянском и старобелорусском, Тяпинский начал тяжелую и сложную по тем временам работу по его переводу.
Сейчас известно только одно его издание Евангелия, которое вышло около 1570 года и содержит Евангелия от Матфея, Марка и частично от Луки (хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). Василий Тяпинский осуждает церковную и светскую знать, которая безразлична к будущему Родины. Вся просветительская деятельность велась им из патриотических чувств к Родине. Про свое предназначение служить народу Василий Тяпинский писал в рукописном предисловии к Евангелию. Он высоко ценил свой народ, к которому относил и себя. Обеспокоенный упадком национальной культуры, духовности общества, он связывал его с общим упадком науки и морали, призывал панов и духовенство помочь посполитому люду, открыть школы и поднять наука. Василий Тяпинский стремился доказать большую пользу от чтения Евангелия на родном языке как «сумы закону божиего», которое дает возможность лучше понять религию. Таким образом, просветительская программа Василия Тяпинского была рассчитана на подъем национальной культуры, школьного образования, письменности, книгопечатания, усиления позиций русинского (старобелорусского) языка, пробуждение гражданской активности народа и национального самосознания. В его творчестве присутствуют выраженные демократические тенденции.
Давно назревшим делом он считал открытие школ, в которых преподавание велось бы не на латинском или польском, а на русинском языке, достаточно богатом для использования его в учебных заведениях. Такие школы и изучаемые в них предметы, по его замыслу, дожны соответствовать всестороннему развитию образования на родном языке и, значит, всестороннему развитию человека «для лепшогорозсудку», чтобы у них «детки смыслы свои неякоготовали, острили и в вере прицвичали». В своем издании Евангелия Василий Тяпинский поместил 210 глос (слов-переводов), которые поясняли на полях книги непонятные или малопонятные слова.
Приметы неоднозначных политических, духовных и культурно-моральных процессов осознавались Василием Тяпинским, Симоном Будным и их сподвижниками. Полагают, что в 1562 году Василий Тяпинский издал в Несвиже 2 произведения Симона Будного: «Катехизис» и «Оправдание грешного человека перед Богом». Но только в творчестве самого Тяпинского просветительские и духовные тенденции нашли наиболее сильное и возвышенное воплощение, стали основным духовным делом его жизни. Тяпинский, возможно, не учился в зарубежных университетах, так как вся предыдущая жизнь его была связана с военными, общественными и сложными домашними обязанностями, да и стоили такие путешествия немало. Но переводы Библии были под силу только людям образованным, талантливым, имеющим значительные познания в истории, лингвистике, теологии, литературе. Безусловно, расширению сферы его интересов, кругозора, общественной и духовной активности, заинтересованности библейскими переводами способствовала его дружба с Симоном Будным и его сподвижниками, участие в реформационном движении, знакомство с деятельностью Франциска Скорины и несвижской типографии.
Симо́нБу́дный (
1530 – 1593) — известный социнианский проповедник XVI века, белорусский гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещенной монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.
Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них:
"Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней.
"Катехизис, т. е. наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что "Доконана есть сиакныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу . накладом боголюбивых мужей, пана МатиаКавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, ЛаврентиаКрышковского" и пр.
Основой воспитания СымонБудный провозглашал труд, утверждая, что всем здоровым людям прежде всего нужно трудиться и в труде воспитываться. Подобно Ф. Скорине, С. Будный стремился использовать Библию, этот кладезь гуманистических идей, как средство гуманистического просвещения населения. Его перевод Библии с подробными комментариями, толкованиями и разъяснениями был предназначен для использования в качестве источника знаний.
16. Просветительская деятельность Ф. Скорины.
Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.
Педагогические идеи Ф.Скорины.
• демократизация образования;
• книга как средство просвещения;
• опора на родной язык;
• значение трудового воспитания;
• воспитание чувства собственного достоинства;
• формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;
• ориентация на практические действия.
Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.
17. Значение педагогических идей Л.Зизания, Смотрицкого, Лыщинского.