Файл: Ахметзяновой, ни. Буковцовой, Л. Б. Дзержинской, А. А. Дмитриева,А. И.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение дошкольник игровой коммуникативный Актуальность. Анализ данных Всемирной организации здравоохранения показал, что за последнее десятилетие увеличилась заболеваемость детей в возрасте до 7 лет почти на треть по сравнению с предыдущими годами. Данный факт связан с неблагоприятными условиями жизни, с недостаточной двигательной активностью детей, сих низким уровнем культуры здорового образа жизни, отсутствием соответствующей компетенции у педагогов в формировании данной сферы культуры, с недостаточным вниманием родителей и педагогов к оздоровительной работе с детьми (В.Ф. Базарный, ММ. Борисов, М.Я. Виленский, В.А. Васильев, АН. Левченко, Р.Р. Магомедов, В.П. Озеров, О.В. Рихтер, Т.П. Романенко,
И.Р. Тарасенко, НО. Тимошенко и др. В связи с этим, важным представляется создание специальных условий в дошкольных образовательных организациях, где большое внимание должно уделяться использованию игровых технологий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха. Проблема внедрения таких технологий в дошкольные образовательные организации, в том числе компенсирующей направленности, представлена в работах российскихи зарубежных исследователей РО.
Агавеляна,
Р.В.
Ахметзяновой, НИ. Буковцовой, Л.Б. Дзержинской, А.А. Дмитриева,А.И.
Картавцевой, В.В. Лукьянова, Е.Г. Речицкой, Л.М. Семеновой,
И.Л.Соловьевой, Т.И. Шамовой, W.K. Cummings, C.H. Monaghan и др. В исследованиях рассматриваются вопросы технологий создания педагогического режима сточки зрения преодоления утомляемости, снятия стрессовых ситуаций, связанных как со слуховой недостаточностью, таки другими видами отклонений в здоровье, повышения двигательной и
И.Р. Тарасенко, НО. Тимошенко и др. В связи с этим, важным представляется создание специальных условий в дошкольных образовательных организациях, где большое внимание должно уделяться использованию игровых технологий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха. Проблема внедрения таких технологий в дошкольные образовательные организации, в том числе компенсирующей направленности, представлена в работах российскихи зарубежных исследователей РО.
Агавеляна,
Р.В.
Ахметзяновой, НИ. Буковцовой, Л.Б. Дзержинской, А.А. Дмитриева,А.И.
Картавцевой, В.В. Лукьянова, Е.Г. Речицкой, Л.М. Семеновой,
И.Л.Соловьевой, Т.И. Шамовой, W.K. Cummings, C.H. Monaghan и др. В исследованиях рассматриваются вопросы технологий создания педагогического режима сточки зрения преодоления утомляемости, снятия стрессовых ситуаций, связанных как со слуховой недостаточностью, таки другими видами отклонений в здоровье, повышения двигательной и
социальной активности детей, формирования игровых умений для средства общения со сверстниками и взрослыми для получение новых навыков и коммуникации. Проведенный анализ литературы и изучение педагогической практики в области формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха, позволил выявить противоречия между
- необходимостью формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха и низким уровнем сформированности двигательной активности и социальной адаптивности у детей с нарушенным слухом с помощью коммуникации.
- необходимостью применения игровых технологий, методик, проведение психологических работ в воспитательном процессе с детьми, имеющими нарушения слуха потребностью систематического осуществления мероприятий по формированию навыков у детей с нарушениями слуха и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы использования игровой деятельности слабослышащих и глухих детей в сурдопедагогике. Выявленные противоречия подтверждают, что эта тема актуальна для исследования, также она имеет особую значимость и социальной востребованность. Это дает возможность четко сформулировать проблему исследования, связанную с обоснованием, разработкой и определением специфики формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха и использования игровых технологий в сурдопедагогике, начиная с повышения двигательной активности детей, формирования социальной активности и адаптации в системе коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом. Цель исследования Совершенствование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха с использованием игровых деятельности.
- необходимостью формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха и низким уровнем сформированности двигательной активности и социальной адаптивности у детей с нарушенным слухом с помощью коммуникации.
- необходимостью применения игровых технологий, методик, проведение психологических работ в воспитательном процессе с детьми, имеющими нарушения слуха потребностью систематического осуществления мероприятий по формированию навыков у детей с нарушениями слуха и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы использования игровой деятельности слабослышащих и глухих детей в сурдопедагогике. Выявленные противоречия подтверждают, что эта тема актуальна для исследования, также она имеет особую значимость и социальной востребованность. Это дает возможность четко сформулировать проблему исследования, связанную с обоснованием, разработкой и определением специфики формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха и использования игровых технологий в сурдопедагогике, начиная с повышения двигательной активности детей, формирования социальной активности и адаптации в системе коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом. Цель исследования Совершенствование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха с использованием игровых деятельности.
Объект исследования коммуникативные навыки у дошкольников с нарушением слуха. Предмет исследования педагогические условия формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности. Гипотеза исследования формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха в процессе воспитательной работы будет эффективным при реализации следующих условий
- использовании игровых технологий и развитии навыков бережного отношения детей к своему здоровью
- понимании педагогами роли и значения игровых технологий и их использования в процессе деятельности детей
- Точный подход к формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха в ДОУ и семье, направленной на восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших дошкольников с нарушенным слухом. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования определены следующие задачи
1. Изучить теоретические основы проблемы исследования, обосновать исходные позиции к формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха, использованию игровых технологий для умение коммуникации и адаптации в социальной жизни.
2. Выявить особенности слабослышащих и глухих дошкольников, особенности их физического и психологического развития, социального благополучия.
3. Исследовать сформированность коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха.
- использовании игровых технологий и развитии навыков бережного отношения детей к своему здоровью
- понимании педагогами роли и значения игровых технологий и их использования в процессе деятельности детей
- Точный подход к формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха в ДОУ и семье, направленной на восстановление, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших дошкольников с нарушенным слухом. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования определены следующие задачи
1. Изучить теоретические основы проблемы исследования, обосновать исходные позиции к формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха, использованию игровых технологий для умение коммуникации и адаптации в социальной жизни.
2. Выявить особенности слабослышащих и глухих дошкольников, особенности их физического и психологического развития, социального благополучия.
3. Исследовать сформированность коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха.
4. Разработать комплекс игровых технологий, направленных на формирование навыков у дошкольников с нарушением слуха. Методологическая основа исследования
- положения системно-деятельностного подхода к организации и осуществлению воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей (А.Г. Асмолов, Л.С.
Выготский, АН. Леонтьев, ДБ. Эльконин, Л.А. Головчиц );
- психолого-педагогические основы организации социальной и коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных, физических и психических потребностей
(Р.М. Боскис, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, О.И. Кукушкина, НМ. Назарова,
Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая,). Методы исследования теоретические анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы, обобщение литературных данных эмпирические изучение педагогической и медицинской документации наблюдение педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный беседа анкетирование качественно-количественный анализ экспериментальных данных с применением методов статистической обработки результатов исследования. Организация исследования экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного учреждения. В исследовании приняли участие 10 детей с нарушенным слухом, а именно слабослышащие и глухие с остаточным слухом в возрасте 5-6 лет.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков у дошкольников с нарушением слуха Нарушения слуха у детей дошкольного возраста Современное развитие общества показывает реальную тенденцию ухудшения здоровья детей и роста увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая тенденция социально определена и зависит отряда факторов. Таких как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, родственные браки, условия жизни и воспитания в семье, предоствавленные условия в образовательном учреждении и др. Понятия дети с особенностями развития и дети с ограниченными возможностями более широко распространены в современной литературе по психологии, педагогике и медико-социальной литературе. Преимущество в употреблении этих терминов в том, что они выражают состояние детей каких исходное положение, которые определяют круг проблем независимых от общего состояния общества и среды, которые могут расширить этот круг. Дети с ограниченными возможностями - это такое понятие, которое охватывает категорию людей, жизнедеятельность которых может характеризоваться какими-то ограничениями или отсутствует способность осуществлять свою деятельность таким способом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека этого возраста. Это понятия имеет понятие характеризируется чрезмерностью или наоборот, недостаточностью по сравнению с обычным человеком в поведении или деятельности. Оно может быть временным, может быть постоянным, Как пишет Г.Н. Багаева, дети с ограниченными возможностями
здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Обобщенную классификацию, на основе которой лежит группировка категорий нарушений, предлагает НМ Назарова:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания
- сенсорные нарушения (слух, зрение
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения. Данная классификация, на наш взгляд, с достаточно большой долей вероятности может определить социально-значимые и особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями. Это, соответственно, может определить направления социальной реабилитации ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально- экономической независимости. Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах, настроение и поведениях находящихся рядом людей. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка. Одна из самых значительных функций слуха для ребенка
- предпосылка для успешного формирования речи. При отсутствии слуха речь не развивается без дополнительной стимуляции и привлечения дополнительных средств. Назовем основные причины нарушения слуха у детей дошкольного
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания
- сенсорные нарушения (слух, зрение
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения. Данная классификация, на наш взгляд, с достаточно большой долей вероятности может определить социально-значимые и особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями. Это, соответственно, может определить направления социальной реабилитации ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально- экономической независимости. Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах, настроение и поведениях находящихся рядом людей. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка. Одна из самых значительных функций слуха для ребенка
- предпосылка для успешного формирования речи. При отсутствии слуха речь не развивается без дополнительной стимуляции и привлечения дополнительных средств. Назовем основные причины нарушения слуха у детей дошкольного
возраста
- наследственные заболевания
- инфекционные заболевания будущей мамы краснуха, герпес, токсоплазмоз и даже элементарный грипп, токсикозы беременности, особенно впервые месяца беременности
- детские вирусно-инфекционные заболевания (энцефалит, менингит, скарлатина, осложнения гриппа, тяжелые формы паротита, кори
- применение таких лекарств, как антибиотики, канамицин, стрептомицин, гентамицин, фуросимид, хинин, других. Они могут назначаться матери вовремя беременности или ребенку в раннем возрасте
- родовая травма, асфиксия новорожденного
- черепно-мозговые травмы ребенка (поэтому нужно внимательно следить затем, чтобы ребенок нигде не ударился головкой, ведь даже маленький ушиб может навредить его еще несформировавшемуся организму
- недоношенность;
- хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата малыша. До исполнение года ребенка ему делается проверка на нарушение слуха. Перед этим родители внимательно наблюдают за своим чадом. Если есть хоть какая-нибудь вероятность, что есть нарушение слуха у ребенка, тоне обходимо сразу же обратиться за консультацией к специалисту. Современная медицина сейчас развита и имеет огромное множество всевозможных технологий и современное оборудование, с помощью которого нарушение слуха можно диагностировать у новорожденных. Слух ребенка может быть поврежден под воздействием различных факторов в разные периоды его развития до рождения, еще в утробе матери,
- наследственные заболевания
- инфекционные заболевания будущей мамы краснуха, герпес, токсоплазмоз и даже элементарный грипп, токсикозы беременности, особенно впервые месяца беременности
- детские вирусно-инфекционные заболевания (энцефалит, менингит, скарлатина, осложнения гриппа, тяжелые формы паротита, кори
- применение таких лекарств, как антибиотики, канамицин, стрептомицин, гентамицин, фуросимид, хинин, других. Они могут назначаться матери вовремя беременности или ребенку в раннем возрасте
- родовая травма, асфиксия новорожденного
- черепно-мозговые травмы ребенка (поэтому нужно внимательно следить затем, чтобы ребенок нигде не ударился головкой, ведь даже маленький ушиб может навредить его еще несформировавшемуся организму
- недоношенность;
- хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата малыша. До исполнение года ребенка ему делается проверка на нарушение слуха. Перед этим родители внимательно наблюдают за своим чадом. Если есть хоть какая-нибудь вероятность, что есть нарушение слуха у ребенка, тоне обходимо сразу же обратиться за консультацией к специалисту. Современная медицина сейчас развита и имеет огромное множество всевозможных технологий и современное оборудование, с помощью которого нарушение слуха можно диагностировать у новорожденных. Слух ребенка может быть поврежден под воздействием различных факторов в разные периоды его развития до рождения, еще в утробе матери,
в возрасте младенца и детства может быть преобретенно. Различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха. При кондуктивных нарушениях слуха внутреннее ухо функционирует нормально, а нарушение касается внешнего или среднего уха и заключается в передаче звуков. Если это проблема среднего уха, она чаще всего временна и, что главное, она излечима. Причины кондуктивных нарушений слуха у детей следующие.
1. Сера. У детей ушки маленькие и достаточно узкий наружный слуховой проход. В результате повышенного серообразования в ухе может возникнуть серная пробка и блокировать путь звука к барабанной перепонке.
2. Инородные тела. У детей есть привычка запихнуть бусинку или остаток еды себе вносили в ухо. Эти предметы могут повредить барабанную перепонку или блокировать передачу звуковых волн.
3. Воспаление после купания. Если после купания в ушке ребенка остается вода, это может привести к воспалению, что в свою очередь вызывает припухлость слухового прохода и даже временную потерю слуха.
4. Воспаление среднего уха. Отит приводит к нарушению слуха, вызывает боль в ушах, высокую температуру, резкое беспокойство. Если инфекция очень агрессивна или же неправильно и неэффективно лечится, у ребенка вследствие разрыва барабанной перепонки возникает гноетечение из больного уха. В отличие от кондуктивных нарушений слуха, сенсоневральные связаны со слуховыми нервами, передающими сигналы в мозги центральными отделами слухового анализатора. Такие нарушения слуха могут проявиться с самого рождения ребенка и развиться от слабых до глубоких. Нарушения слуха данного типа носят необратимый характер. В этом случае могут помочь индивидуальные слуховые аппараты, или
1. Сера. У детей ушки маленькие и достаточно узкий наружный слуховой проход. В результате повышенного серообразования в ухе может возникнуть серная пробка и блокировать путь звука к барабанной перепонке.
2. Инородные тела. У детей есть привычка запихнуть бусинку или остаток еды себе вносили в ухо. Эти предметы могут повредить барабанную перепонку или блокировать передачу звуковых волн.
3. Воспаление после купания. Если после купания в ушке ребенка остается вода, это может привести к воспалению, что в свою очередь вызывает припухлость слухового прохода и даже временную потерю слуха.
4. Воспаление среднего уха. Отит приводит к нарушению слуха, вызывает боль в ушах, высокую температуру, резкое беспокойство. Если инфекция очень агрессивна или же неправильно и неэффективно лечится, у ребенка вследствие разрыва барабанной перепонки возникает гноетечение из больного уха. В отличие от кондуктивных нарушений слуха, сенсоневральные связаны со слуховыми нервами, передающими сигналы в мозги центральными отделами слухового анализатора. Такие нарушения слуха могут проявиться с самого рождения ребенка и развиться от слабых до глубоких. Нарушения слуха данного типа носят необратимый характер. В этом случае могут помочь индивидуальные слуховые аппараты, или
кохлеарная имплантация. Которое сейчас продуктивно развивается. Ребенок с проблемой слуха нуждается в реабилитации, когда используются хоровая декламация с музыкальным сопровождением, индивидуальные и групповые занятия. Также для таких детей проводят речевые занятия с помощью слуховых аппаратов и усилителей. Прохождение реабилитации доступно в специальных детских дошкольных учреждениях, куда слабослышащих детей принимают с 2-3- летнего возраста. В дальнейшем ребенка направляют учиться в специализированные школы. Работа по реабилитации должна выполняться обязательно с помощью родителей в естественных условиях речевого общения. Также существует множество сурдоцентров, где оказывают помощь как родителям, как и детям. Итак, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения привело к появлению запроса общества на их социализацию. Наблюдаемый регресс здоровья детей продолжает вызывать тревогу, о чем свидетельствуют и многочисленные статистические данные. Количество здоровых детей едва достигает одной пятой от их общего числа. Около одной трети детей уже имеют хроническую патологию. За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась более чем, в раза. С выраженной патологией рождаются уже один из дести детей, а каждый второй, детей относятся к категории часто болеющих. Однако до сих пор остается недооцененной роль системы образования в формировании навыков у дошкольников с нарушением слуха, несмотря на накопленный опыт и на существенное количество успешных практик деятельности в дошкольных образовательных организациях. Реализовать идею формирования здорового и безопасного образа жизни детей с нарушением слуха трудно из-за отсутствия соответствующих специалистов.
Возрастные особенности дошкольников с нарушением слуха Развитие, по мнению многих современных ученых психологов, и педагогов (В.П. Алексеев, Л.А. Головчиц, Т.В. Николаева и др, представляет собой полиморфный процесс, включающий прогрессивные и регрессивные качественные преобразования, возможность стагнации и тупиковых линий движения. Это не только рождение нового, но и прогрессивные, трансформация или же разрушение неэффективных форм или стадий психической организации и поведения человека. Стимулом развития является единство противоположно направленных тенденций развитие
- гомеостаз, что проявляется в осложнениях(ухудшения). Индивидуальность психического развития обуславливается субъективными причинно-следственными связями, что обеспечивает плохое развитие. Процесс развития предполагает преемственность новый опыт формируется только на основе осознания и принятия своего прошлого опыта. Этот процесс выражен как рефлексия. Развитие всегда циклично. В процессе развития происходит постепенный переход количественных изменений в качественно новое образование, что связано с временными затратами. Полнота развития достигается за счет вариативности и многообразия конкретных путей развития. Индивидуальное развитие характеризуется целесообразностью и существует только в единстве с развитием мира, что и проявляется как реализация своего предназначения. Следовательно, для развития чего-либо необходимо оптимальный уровень напряжения, активизация процессов рефлексии, временные затраты, что связанно с прогнозированием и моделированием этого процесса с учетом циклов развития. На каждом возрастном отрезке жизни человек создает свою личную
- гомеостаз, что проявляется в осложнениях(ухудшения). Индивидуальность психического развития обуславливается субъективными причинно-следственными связями, что обеспечивает плохое развитие. Процесс развития предполагает преемственность новый опыт формируется только на основе осознания и принятия своего прошлого опыта. Этот процесс выражен как рефлексия. Развитие всегда циклично. В процессе развития происходит постепенный переход количественных изменений в качественно новое образование, что связано с временными затратами. Полнота развития достигается за счет вариативности и многообразия конкретных путей развития. Индивидуальное развитие характеризуется целесообразностью и существует только в единстве с развитием мира, что и проявляется как реализация своего предназначения. Следовательно, для развития чего-либо необходимо оптимальный уровень напряжения, активизация процессов рефлексии, временные затраты, что связанно с прогнозированием и моделированием этого процесса с учетом циклов развития. На каждом возрастном отрезке жизни человек создает свою личную