Файл: Ахметзяновой, ни. Буковцовой, Л. Б. Дзержинской, А. А. Дмитриева,А. И.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
систему отношений с миром, которая и определяет его уровень развитие. В период от рождения до
7 лет происходит психофизическое, психофизиологическое и психомоторное развитие ребенка. Ребенок адаптируется к окружающей среде оптимизируются базовые потребности, складывается его индивидуальная система питания, образ жизни, он учится решать бытовые вопросы. И даже несмотря на то, что в этот период преобладает задача психофизического развития ребенка, именно в этом возрасте закладывается фундамент его индивидуальной системы отношений с окружающим миром и общество. В период от рождения до 7 лет происходит психофизическое формирование ребенка. В этот период ребенок развивается на основе опыта родителей, своего генотипа и архетипа окружающего мира. Происходит изменение всех функций организма человека - дыхания, кровообращения, питания (даже цвет глаз может измениться, оформляется физиологический портрет. Активное психофизическое развитие до 7 лет происходит преимущественно через игры, пение, рисование и т.д. Несмотря на доминирование психофизического развития, именно в этот период (первые 7 лет) закладывается фундамент индивидуальной системы отношений. Происходит нравственно-этическое воспитание ребенка, обучение добру и красоте. В это время дети прекрасно чувствуют и понимают природу, взаимосвязанность и взаимозависимость мира, и даже собой. Также в этом возрасте закладываются частички основы понимания ответственности, дисциплины, устремленности, постоянства. В общественные отношения ребенок вступает почти сразу после своего рождения. И здесь для него все важно Отношение и мнение в главную очередь его родителей или одно из родителя.
Ежедневные отношения, уже сознательного ребенка, которые возникают в труде, в общении, в учении, в игре - все отражается на развитии ребенка, формировании его характера, поведения и системы отношений. Так формируется судьба ребенка, а взрослые (в том числе и общество) являются активными создателями ее контуров. Именно с этого периода закладывается суть народных выражений (впоследствии не всегда позитивное) яблоко от яблони недалеко падает, повторяет судьбу матери. Атак как родители формируют у ребенка свое понимание мира, в период тесного общение, что может быть связано сих жизненным пути, безусловно, что у одних и те же родителей, вырастят совершенно разные по характеру и мышлению дети. В 2-3 года у ребенка основной целью является развитие когнитивных процессов. Основная задача - формирование культуры мышления будущего человека. Это возраст любопытства и любознательности. Именно здесь появляются «1000 почему. И зачем

-4 года основная цель - развитие ценности своего я. Основная задача
- формирование культуры отношений себя с окружающим миром. От х дои лет основная цель - расширение социального пространства отношений с новыми разными людьми. Основная задача - формирование культуры отношений с окружающим миром будущего личности. Симпатию и признание сверстника получают те дети, которые могут выслушать, поддержать другого человека, умеют радоваться успехам других. Оценка других людей становится значимой. Любое выяснение отношений со сверстниками, даже драка - более справедливый способ решения проблемы, чем соблюдение внешнего контроля взрослыми. Именно в игре дети учатся сотрудничеству и сотворчеству, терпению и кооперативности. Игра - это детская групповая психотерапия, где ребенок на время может освободиться
от страхов, злости и печали. лет - это колыбель неврозов, здесь порождаются такие чувства, как страх (дефицит любви родителей вина (невозможность соответствовать ожиданиями требованиям взрослых.
-6 лет основная цель - расширение социального пространства отношений. Основная задача - формирование культуры отношений с окружающим миром.
-7 лет основная цель - развитие эмоционально-волевых качеств. Основные задачи - формирование мировоззрения, развитие волевой и регулятивной сферы, воспитание ответственности, самодисциплины, развитие навыков согласования своей точки зрения с другими людьми. В это время для ребенка весьма важен образец отношения взрослого, а именно его родителей к людям, к делу, к жизни. В основе современного изучения в отечественной педагогике и психологии проблемы нарушенного развития ребенка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского. Опираясь на системный поход к анализу структуры дефекта, следует оценивать причинную обусловленность изменения развития у такого ребенка с учетом первичного дефекта, который обуславливает целый ряд нарушения различных по своему характеру, силе и значимости. Однако общим для таких детей является то, что возникшие нарушения оказывают влияние на процесс его дальнейшего развития, и обучения. В исследованиях НА. Киселевой выделен психологических дизонтогенеза, где раскрывающий характер психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знание которых помогает объективно оценить возможности развития и осуществлять коррекцию психического дизонтогенеза с учетом его вида.

У детей с нарушением слуха наблюдается один из видов психического дизонтогенеза - дефицитарное развитие, которое отличается рядом особенностей. Данный вид дизонтогенеза предполагает наличие первичного дефекта анализатора или соматической системы, что обуславливает недоразвитие психических функций, формирование которых находится в непосредственной зависимости от первичной симптоматики. Поэтому, если сопоставлять тенденции развития ребенка в норме ив условиях нарушенного развития, то следует отметить для нормального развития ребенка характерно, что основу сложных механизмов координации выполняет гетерохрония, а для ребенка с ограниченными возможностями здоровья характерна диспропорция в развитии, которая определяется наукой, как асинхрония, в которой проявляется явление ретардации, рассматриваемое, как незавершенность, отставание в отдельных периодах развития. Более сильное отставание в развитии у ребенка с нарушением В исследованиях подмечено, что отставание в развитии ребенка проявляется в смещении овладения ведущими видами деятельности соответственно возрастным этапам к их качественному своеобразию. Поэтому у ребенка наблюдается отставание сенсорного развития от уровня нормально развивающегося ребенка того же возраста, у которого практическая ориентировка на свойства предметов развивается в конце первого - начале второго года жизни. Названные особенности, по мнению сурдопедагогов, обусловлены вторичными дефектами недоразвитием деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми как речевого, таки невербального. Отталкивая от это, можно найти в развитии ребенка можно выделить замедление развития ряда других психических функций, связанных с первичным нарушением опосредовано.
Отклонения в развитии отдельных психических функций влияют на психическое развитие ребенка в целом. Решающее значение для развития детей имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушение слуха и восприятия сходом развития нормальногоребенка, можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорным нарушением, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом. Таким образом, понимание особенностей дефицитарного развития ребенка с нарушением слуха способствует определению уровней нарушения развития ребенка и объективных возможностей коррекции нарушенного развития. Особенности обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха Деятельность можно определить как специфический вид активности ребенка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность ребенка это необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность. Основоположниками деятельностного подхода развития личности являются психологи АН. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Н.Я. Гальперин, ДБ.
Эльконин. По их мнению, на каждом возрастном этапе преобладает свой вид деятельности - ведущая деятельность. По мнению психолога ДБ. Эльконина, ведущая деятельность - это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения психических

процессов и психологических особенностей ребенка данной стадии развития. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенку на более высокую ступень развития. На протяжении дошкольного возраста ребенок включается и осваивает разнообразные виды деятельности, такие как предметная деятельность, общение, игровая деятельность, трудовая деятельность, учебно- познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Все виды деятельности ребенок осваивает постепенно. Деятельность ребенка с возрастом усложняется, становится разнообразнее, а в дальнейшем является средством освоения окружающего мира. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Деятельности, с одной стороны, являются источником и движущей силой развития ребенка, ас другой стороны именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики. Первая - это степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Так, в конструировании ребенок передает свое представление обустройстве дома, машины, гаража. В рисовании - свой образ папы, прекрасной принцессы, волшебного царства и пр. Иногда это может быть сделано не очень умело, но степень сложности произведения, проработанности его деталей - важнейшие показатели
развития детской деятельности. Второй характеристикой является уровень освоения операционально- технической стороной деятельности, то есть овладение необходимыми навыками. Так, в рисовании это может быть овладение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью. В аппликации это овладение действиями с клеем, ножницами и бумагой. Любой деятельности присущи основные компоненты, такие как цель - мотив - действия - результат. Любая деятельность связана со сложными двигательными умениями и навыками, приобретаемыми в результате организованного и целенаправленного обучения тому или иному виду деятельности. Особенно это важно учитывать, обучая новым видам. Игра - это один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. По мнению Л.С. Выготского, в игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что все может быть всем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить социальный мир взрослых игра - арифметика социальных отношений, именно здесь ребенок приобретает навыки и новые формы общения. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, ноне потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Многие теоретики считают, что игра для ребенка - это его работа, так как она является самой любимой и доступной деятельностью для ребенка. Благодаря тому, что игра доступна ребенку, она может быть самостоятельно организована и осуществлена детьми. Поддерживая игру, обучая игре, воспитатель помогает естественному развитию навыков и способностей детей. Благодаря взаимодействию детей в игре, они многому учатся другу друга. Игра предоставляет детям возможность самим или с помощью взрослых решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Игра создает предпосылки для проявления творчества детей в придумывании замысла игры, в комбинировании ряда событий, протекающих в игре, в содержании выполняемой роли и ролевых действий, в игровом употреблении предметов, в усложнении правил игры. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира. Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений. Именно в игре ребенок действует с одним предметом, представляя на его месте другой. Он видит себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует походу игры. Нов игре ребенок непросто останется один на один со своими фантазиями и выдумками игра предполагает наличие партеров. Поэтому игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими
детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает и способность координировать свои действия с другими. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Ему необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Ребенок должен кормить и одевать своего малыша в роли родителей, получать деньги, отпускать товар и рассказывать о том, что есть в магазине в роли продавца и т.п. Так в игре развивается способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений. В игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственной игрой, ее процессом. Он может создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает свои неудачи и поражения. Для развития игровой деятельности детей большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Взрослый подчеркивает сходство игровых действий с реальными, одушевляет игрушки кормит, баюкает, укладывает спать игрушку, эмоционально подчеркивает смысл действия и его воображаемый результат. Дальше воспитатель вовлекает в игру ребенка. Так происходит передача игрового действия от воспитателя к ребенку. Усложнением игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния (Не хочет есть, капризничает. В каждой игре воспитателя с детьми присутствуют 2 - 3 взаимосвязанных