Файл: Ахметзяновой, ни. Буковцовой, Л. Б. Дзержинской, А. А. Дмитриева,А. И.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
количество инициативных высказываний, направленных на партнера, за единицу времени.
4) Реактивность подсчитывалось количество реактивных высказываний за единицу времени. С учетом всех рассмотренных выше факторов, нами был проведен констатирующий эксперимент с детьми ДОУ №1860, города Москвы.
1 Проводилось наблюдение за ребенком вовремя игровой деятельности, где засекалось время и считалось количество сказанных слов вовремя игры в течение минуты. дай, мне, нет, ту.
2 Также за игрой засекалась минута времени ив момент игры считались произнесенные слова, объединенные в предложения дай мне игрушку, я хочу эту
Считали слова подходящие по смыслу за минуту в игровой деятельности ребенка не хочу эту, хочу ту
4) За минуту времени считались слова сказанные внятно и понятно. Например из шести слов понятны 4 слова, это составляет 80%. В соответствии с представленными в таблице критериями сформированности коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, нами были разработаны уровни сформированности коммуникативных навыков исследуемой группы Высокий уровень - 8-10 слов/мин (среднее значение по всем описанным в таблице 2 характеристикам. Средний уровень - 4-7 слов/мин (среднее значение по всем описанным в таблице 2 характеристикам. Низкий уровень - 0-3 слов/мин (среднее значение по всем описанным в таблице 2 характеристикам. Фактически у всех детей 5-6 лет с нарушением слуха, выявляются
значительно ограниченные коммуникативные возможности, что проявляется в несформированности экспрессивно-мимических, предметно-действенных и вербальных средств общения, доминировании симультанных объединений из
1-2 знаков, неумении соединять их в последовательные словосочетания и предложения, низкой понятности, активности и инициативности, ограничении арсенала возможных моделей общения. Для наглядности полученные результаты наблюдения констатирующего эксперимента проведенного в экспериментальной группе, мы представили в виде диаграммы на рисунке 1. Рисунок 1 - Результаты констатирующего эксперимента По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что больше половины детей исследуемой группы не сформированы коммуникативные навыки. Следовательно, с детьми исследуемой группы, необходимо проводить коррекционную работу по формированию

коммуникативных навыков. Анализ результатов конструктивного эксперимента С учетом этих положений ведущим принципом организации коррекционной работы была четкая преемственность работы по ознакомлению с окружающими занятий по обучению игре. Важным условиям были активные действия детей с нарушением слуха с предметами, посильное участие в труде взрослых, что способствовало обогащению личного опыта ребенка, созданию условий для осмысленного его переноса в игру как в процессе обучения, таки в самостоятельной деятельности. Основной формой организации формированию коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, являлось обучение игровой деятельности. Нами были организованы игры-занятия, которые, по мнению исследователей детской игры, способствуют обогащению игрового опыта детей и развитию их навыков. Обеспечивалась и регулярно изменялась необходимая предметная среда, соответствующая тематике проводимых игр- занятий наборы игрушек и неоформленного игрового материала. Это давало возможность детям одновременно разыгрывать сюжеты по своему желанию, параллельно разворачивать сюжеты на одну тему. Игровая деятельности включила четыре периода.
I период - разыгрывание сюжетов, включающий одно событие. Важным, на наш взгляд, является положение о том, что ребенок должен быть активным участником событий, которые разыгрывает взрослый. Поэтому при первоначальном ознакомлении с определенным сюжетом использовалось два набора игрового материала. При демонстрации образца игрового действия педагог действовал с одной куклой, ребенок - со второй, а после наблюдения все дети осуществляли игровые действия. Такой подход позволил более детально проконтролировать игровые
действия каждого ребенка, помочь исправить допущенную небрежность, неточность. На последующих занятиях поданной теме каждый ребенок действовал с индивидуальным набором игрового материала, что способствовало совершенствованию игровых действий. Как известно, игровое действие считается усвоенным, если ребенок может его перенести на другие объекты, функционально пригодные для этого. Поэтому осуществлялась работа по формированию умения детей переносить игровые действия на аналогичные (кукла - кукла) и другие
(кукла-собачка) игрушки. В процессе такой работы обязательно подчеркивалось главное - смысл действия. У детей формировались представления о различиях в способе кормления куклы, животных. Постепенно вводился образно неоформленный игровой материал. Развивалась способность к вступлению в игровое взаимодействие.
II период-отображение сюжетов, состоящих из нескольких последовательных действий. Система усложнения работы предусматривала формирование навыков
- отображать определенный сюжет в заранее подготовленной взрослым ситуации
- осуществлять подбор игрушек в соответствии с предложенным сюжетом от подбора нескольких отсутствующих игрушек к подбору необходимого игрового материала по названию сюжета
- использовать и подбирать полифункциональные предметы со словесным обозначением замещающих предметов
- дополнять, продолжать по смыслу игровые действия взрослого или сверстника, вступать во взаимодействие.
III период - отображение цепочки игровых действий в рамках

одного сюжета, вступление в элементарное взаимодействие с куклой как партнером по игре (как одна из важных предпосылок сюжетно-ролевой игры.
IV период - объединение сюжетов в логическую цепь - решающий в подготовке перехода детей к сюжетно-ролевой игре. В качестве компонента усложнения выступало объединение сюжетов, воспроизведение детьми действий, отражающих жизненную логику событий, формирование роли в действии, что, по мнению педагогов и психологов, является необходимым условием возникновения роли. Таким образом, развитие сюжетно-отобразительной игры предусматривало реализацию следующих направлений
1) развитие сюжета на основе обогащения представлений об окружающем
2) совершенствование способов решения игровых задач (действия с игрушками, предметами-заместителями);
3) формирование предпосылок ролевого поведения
4) формирование коммуникативных навыков. Успешность последовательного формирования компонентов игровой деятельности в рамках каждого из этапов во многом определяется планированием работы. При этом важно, на наш взгляд, осуществлять планирование не только обучающих игр, но и работы по совершенствованию игровых и коммуникативных умений детей с нарушением слуха в процессе самостоятельной деятельности (как результата обучения. Были определены следующие требования к планированию обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
1) учет реального состояния игровой деятельности детей
2) преемственность работы по ознакомлению с окружающим с
тематическим содержанием игр
3) обеспечение определенной системы усложнения
- способов игрового отображения действительности от предметно-отобразительных к сюжетно-отобразительным действиям
- игрового материала (от использования реалистических игрушек к введению предметов-заместителей); сюжетной линии (от однотемных сюжетов, включающих одно или несколько действий к многотемным, отображающим цепочку логически связанных действий уровней игровой деятельности (одиночная игра, игра рядом, кратковременное и долговременное взаимодействие - подготовка и введение роли.
4) периодическая смена сюжета игры и последующий возврат к нему с включением новых задач
5) оптимальное сочетание задач формирования игровых умений и развития познавательной сферы ребенка. Такая организация обучения, основанная на предварительном обследовании коммуникативных умений, развитии игрового интереса, поэтапном формировании игры во взаимодействии с работой по ознакомлению с окружающим, перспективном планировании обучения с соблюдением всех требований, на наш взгляд, способствует созданию необходимых условий для обеспечения своевременного формирования коммуникативных навыков детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. На заключительном этапе нашего исследования, был проведен контрольный эксперимент по установлению динамики показателей уровней сформированности коммуникативных навыков детей с нарушением слуха
1   2   3   4

старшего дошкольного возраста. На данном этапе исследования констатирующего этапа. Выявили у большей половины детей 5-6 лет с нарушением слуха, были выявлены зненачительно ограниченные коммуникативные возможности. Для наглядности полученные результаты контрольного эксперимента мы представили в виде диаграммы, тем же методом констатирующего этапа на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты контрольного эксперимента По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у большей половины детей с нарушением слуха исследуемой группы практически сформировались коммуникативные навыки. Следовательно, проведенная коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков дала положительные результаты. Это дало возможность утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами вначале исследования, полностью подтвердилась. Необходимо провести исследование сформированности коммуникативных навыков детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Коммуникативные навыки - это способность ребенка взаимодействовать с другими детьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны для общения детей с нарушением слуха, когда им ежедневно необходимо
общаться с другими детьми. По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что больше половины детей исследуемой группы не сформированы коммуникативные навыки. Следовательно, с детьми исследуемой группы, необходимо проводить коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков. Основной формой организации коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, являлось обучение игровой деятельности. Нами были организованы игры- занятия, которые, по мнению исследователей детской игры, способствуют обогащению игрового опыта детей и развитию их навыков. На заключительном этапе нашего исследования, был проведен контрольный эксперимент по установлению динамики показателей уровней сформированности коммуникативных навыков детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у большей половины детей с нарушением слуха исследуемой группы практически сформировались коммуникативные навыки. Следовательно, проведенная коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков дала положительные результаты. Это дало возможность утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами вначале исследования, полностью подтвердилась. С целью формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха посредствам игровых технологий, нами были разработаны методические рекомендации. Глава 3. Методические рекомендации по формированию навыков у

дошкольников с нарушением С целью формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха посредствам игровых технологий, нами были разработаны методические рекомендации. Основным направлением в развитии коммуникативных навыков дошкольников с нарушением слуха, является обучение применению средств коммуникации в процессе общения. Задачи работы - развитие навыков применять сформированные средства коммуникации в различных моделях общения, в различных формах общения и с различной целью. Последовательность работы в данном направлении проявляется в поэтапном усложнении моделей общения. Задача 1. Развитие умений применять сформированные навыки коммуникации в различных моделях общения. Содержание. Упражнения в употреблении вербальных и невербальных средств коммуникации в моделях
- ребенок - взрослый (общение через игрушку-посредника, фотографию - посредника и напрямую, без посредника
- ребенок - ребенок (симметричное взаимодействие между детьми, имеющими одинаковый тип коммуникативного нарушения, и
«ассиметричное»-между детьми с разным типом коммуникативного нарушения
- ребенок - дети (в роли пассивного наблюдателя, в роли повторяющего действия за другими детьми, в роли ведомого и ведущего, в подгруппе из 3-4 человек ив большой группе. Задача 2. Развитие умений применять сформированные навыки коммуникации в различных формах общения.
Содержание. Упражнения в употреблении сформированных средств коммуникации в ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формах общения. Задача 3. Развитие умений применять сформированные навыки коммуникации с различной целью. Содержание. Упражнения в употреблении сформированных средств коммуникации с различной целевой установкой сообщить информацию, задать вопрос, выразить чувства и отношения, регулировать и воздействовать на коммуникацию. Формирование общекультурных умений (прощание, приветствие, знакомство, обращение, извинение, утешение, выражение сочувствия, благодарности. Основным методом работы являются игры активизирующего общения, которые направлены на реализацию не только общеизвестных коррекционных задач, но и на формирование и активизацию определенных средств коммуникации и коммуникативных навыков. Данные игры носят слитный, неразделимый характер, в каждой игре реализуется не одно, а несколько направлений коррекционно-логопедической работы. Основной формой организации обучения являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Типы занятий
- по произношению
- по формированию вербальных и невербальных средств коммуникации
- по развитию навыков общения. Несмотря на частные задачи каждого типа занятий, в целом особенно тесно связано содержание занятий по развитию навыков общения. На занятиях по развитию вербальных и невербальных средств коммуникации доступные для ребенка средства (жесты, мимика, пиктограммы, вербальные