Файл: Ахметзяновой, ни. Буковцовой, Л. Б. Дзержинской, А. А. Дмитриева,А. И.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средства) формируются и активизируются в модели общения ребенок - взрослый, зачастую с использованием игрушки - посредника или фотографии - посредника. Затем эти же средства коммуникации на занятиях по развитию навыков общения закрепляются в моделях ребенок - ребенок,
«ребенок-дети» в различных формах общения и различных видах деятельности. Работа ведется по тематическим блокам Я сами мой друзья, Мой дом, моя семья, Мир за моим окном, которые соответствуют этапам обучения. Таким образом, ребенок многократно упражняется в использовании одних и тех же средств в различных ситуациях. Относительной автономностью отличаются занятия по произношению, на которых речевой материал звуки, слоги, лепетные и общеупотребительные слова, предложения, чистоговорки) группируется не по тематическим категориям, а на основе максимальной насыщенности изучаемым звуком. Вместе стем, речевые единицы, сформированные на одних занятиях, закрепляются на занятиях других типов. Средства коммуникации вводятся в ситуацию естественного общения не только на занятиях, но ив повседневной жизни.
Заключение В процессе анализа теоретико-методологической литературы по теме исследования, нами было установлено следующее
1. Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве.
2. На каждом возрастном отрезке жизни человек создает систему отношений с миром, которая и определяет его развитие. В период от рождения до 7 лет происходит психофизическое и психофизиологическое развитие ребенка. Ребенок адаптируется к окружающей среде.
3. В основе современного изучения в отечественной педагогике и психологии проблемы нарушенного развития ребенка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского.
4. Отклонения в развитии отдельных психических функций влияют на психическое развитие ребенка в целом.
5. Понимание особенностей дефицитарного развития ребенка с нарушением слуха способствует определению уровней нарушения развития ребенка и объективных возможностей коррекции нарушенного развития.
6. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности.
7. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности.
8. В специальных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что вне целенаправленного коррекционного воздействия

наблюдается значительное отставание в развитии игровой деятельности детей с нарушением слуха при сопоставлении с типичным развитием. Также в результате проведенного во второй главе нашей работы исследования, мы пришли к таким выводам
1. Коммуникативные навыки
- это способность ребенка взаимодействовать с другими детьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны для общения детей с нарушением слуха, когда им ежедневно необходимо общаться с другими детьми.
2. По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что больше половины детей исследуемой группы не сформированы коммуникативные навыки. Следовательно, с детьми исследуемой группы, необходимо проводить коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков.
3. Основной формой организации коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, являлось обучение игровой деятельности. Нами были организованы игры-занятия, которые, по мнению исследователей детской игры, способствуют обогащению игрового опыта детей и развитию их навыков.
4. На заключительном этапе нашего исследования, был проведен контрольный эксперимент по установлению динамики показателей уровней сформированности коммуникативных навыков детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
5. По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у большей половины детей с нарушением слуха исследуемой группы практически сформировались коммуникативные навыки. Следовательно, проведенная коррекционная работа по формированию коммуникативных
навыков дала положительные результаты.
6. Это дало возможность утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами вначале исследования, полностью подтвердилась.
7. С целью формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха посредствам игровых технологий, нами были разработаны методические рекомендации.
Список литературы
1. Аксенова ЛИ. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М Издательский центр Академия, 2001.
2. Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии. М РИЦ Альфа МГОПУ, 2002.
3. Акатов ЛИ. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М ВЛАДОС, 2003.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - Новосибирск БИЦ,
2012. -143 с.
5.
Базоев В.З. Человек из мира тишины. - М ИКЦ «Академкнига», 2002.
6.
Багаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, ТА. Исаева. - М ВЛАДОС, 2005.
7.
Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М Просвещение,
1984.
8.
Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М. , 1975.
9.
Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование образования понятий Методика двойной стимуляции//Хрестоматия по общей психологии Психология мышления, - М, 1981.
10 .Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2011. - 215 с.
11
.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М Академия педнаук РСФСР, 1960.
12
.Власова ТА, Певзнер МС. О детях с отклонениями в развитии. е изд, испр. и доп. М, Просвещение, 1973.


13
.Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии Психология мышления. - М, 1981.
14
.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15
.Головчиц Л. А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М,
1993.
16
.Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М Академкнига,
2002.
17 Грозная НС. Включающее образование. История и зарубежный опыт
// Вопросы образования. № 2. 2006. - С. 89-104.
18 Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и специальная психология Сост. Н.Д.
Соколова, Л.В. Калинникова. - М Издательство ГНОМ и Д, 2001.
19 .Дмитриева ЕЕ. Проблемные дети. Развитие через общение Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. - М АРКТИ, 2005.
20
.Дубровина И, Данилова ЕЕ, Прихожан A.M. Психология. - М.
21
.Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития речи коммуникативных свойств личности // Начальная школа №11, 2012.
22
.Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей/Текст/Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. -М Академия.
23 Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец ТА Маркова. - е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2012. - 317 с.
24 Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и
др Под ред. С. Л. Новоселовой. - е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2012. - 286 с.
25
.Исаев ДН. Психология больного ребенка Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003.
26
.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М, 1981.
27
.Катаева А. Аи др. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1993.
28
.Киселева НА. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий/Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М Коррекционная педагогика,
2005.
29 .Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М. Коррекционная педагогика Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - е изд, стереотип. - М.:Издательский центр Академия.
31 .Кудрявцев ВТ, Уразалиева Г.К., Кириллов ИЛ. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. - М Макс-Пресс, 2005.
32
.Кузнецова МИ. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // Начальная школа №8, 2012.
33
.Леонтьев АН. Избранные психологические произведения. В х тт.М.,
1983.
34
.Лурия А.Г. Об историческом развитии познавательных процессов.М.: Наука, 1974.


35
.Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М.
36
.Маллер АР. Ребенок с ограниченными возможностями Книга для родителей. - М Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
37
.Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст Советы педагогами родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
38
.Мухина В.С. Возрастная психология. - М, 2004.
39
.Назарова НМ. Специальная педагогика. - М Академия, 2010.
40.Немов Р. Психология, учебник // Т - 2. - М Владос, 2014.
41 Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое исследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом.
/Текс/Т.В.Николаева.М.:Экзамен,2006.
42
.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М, 1972. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями.
44. Оклендер В. Окна в мир ребенка Руководство по детской психотерапии Перевод с англ. - М независимая фирма Класс, 2011. - с.
45 Особенности психического развития детей летнего возраста. - М,
1988.
46 Основы сурдопедагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.А.Карпова, Екатеринбург.
47
.Пелымская Т.В.Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом /Текст/Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко. - М.:Владос,2003.
48. Плунгян В. А. Общая филология введение в проблематику. М, 2013.