Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для овладения знаниями и умениями детям с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо большее количество повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Игры, направленные на сенсорное развитие, позволяют обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к содержанию и деятельности. Для таких детей необходимо частое обращение к одним и тем же играм, выполнение однотипных действий для них не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Они испытывают гораздо большее удовольствие от знакомых игр и занятий. Очень сложно таким детям перенести усвоенные представления и знания в измененные условия. Именно поэтому необходимы повторы и вариативность, даже после этого самостоятельно перенести усвоенный опыт в новые условия дети могут не всегда. Вариативности обеспечивается внесением изменений в материал, приемы руководства игрой, место проведения игры, количество участников, всё это вносит в игру новизну.
Постепенное увеличение степени самостоятельности ребенка в игре в связи с овладением им игровыми действиями также делает одну и ту же игру для него все более интересной и желательной.
Каждая игра — это разворачивающееся во времени действо, которое определяется сменой и темпом выполняемых игровых действий. Педагог устанавливает эти условия исходя из особенностей деятельности каждого ребенка. Особенно это важно когда игра проводится с подгруппой детей, т.к. степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, различны. Некоторым детям необходимо оказывать индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за остальными.
Успешность психолого-педагогического сопровождения сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью определяется умением педагога определить место игры в системе коррекционно-развивающей работы и четко поставить задачу воспитания и обучения, его способностью к рефлексии и оценке собственной деятельности, и требует от педагога высоко уровня владения методикой проведения игр:
а) направленностью на решение поставленных задач;
б) доскональным знанием содержания игры;
в) правильным выбором приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;
г) выбором места и подготовкой материала для игры;
е) умением поощрить достижения ребенка и поддержать его.
При работе по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью ведущая роль всегда за педагогом. Он объясняет и показывает способы действия: как рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднений - вместе с детьми устраняет их, максимально сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.
Как мы видим, множество факторов влияют на успешность работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, это сложный и длительный процесс совместной, и только потом, частично или полностью, самостоятельной деятельности.
Самым важным для нас при работе с такими детьми является то, что такие занятия развивают ребенка, каждый из них в процессе обучения получает шанс и может реализовать свои возможности и способности, а значит улучшить качество жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что игровая деятельность как средство развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира, является эффективным видом деятельность для познания окружающего мира младших школьников с умственной отсталостью.
-
ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРИКИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Диагностика уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Опытно-практическая работа по формированию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилась на базе ГБОУ «Новооскольская специальная школа - интернат», среди учащихся 2 класса под руководством их классного руководителя Богатыревой Елены Александровны. Возраст детей 8-9 лет, в классе 6 учеников: 2 девочки и 4 мальчика.
Опытно - практическая работа состояла из трех этапов:
Констатирующий этап, целью которого было выявление уровня сформированности сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Формирующий этап, целью которого была организация и проведение работы по формированию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендательно-проектировочный, целью которого была разработка методических рекомендаций по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.
В целях изучения исходного уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий этап опытно-практической работы, в процессе которого нами было проведено:
-
Беседа с учителем начальных классов Богатыревой Еленой Александровной (Приложение А). -
Диагностирование уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточостью.
В исследовании мы использовали следующие методы:
- беседа;
- диагностирование;
- метод математической обработки данных.
Проведение опытно - практической работы предусматривало положительные изменения сенсомоторики младших школьников. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы позволил нам определить три уровня сформированности сенсомоторики младших школьников: высокий (хорошо), средний (удовлетворительно) и низкий (неудовлетворительно). Данные об уровнях и критерии развития сенсомоторики, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Уровни развития сенсомоторики
Уровни развития сенсомоторики | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Задание выполняется без оказания помощи, обучающий не испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. | Если при выполнении заданий у обучающихся наблюдаются умеренные трудности, обучающий самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий. | Задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. |
Из беседы с учителем мы выяснили то, что у всех обучающихся наблюдается нарушение интеллекта.
Диагностика уровня сенсомоторики проводилась методами психологического исследования. Для этого нами использовались беседа, которую разработала Е. В. Кусакина.
Диагностика 1 «Анкетирование» (Приложение Б).
Цель работы: выявить уровень остаточного запаса сведений и знаний у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Описание: Анкетирование проходило в начале опытно - практической работы в индивидуальном порядке, обучающимся было предложено ответить на 24 вопроса, которые читал учитель и вписывал их в графу напротив слов «Правильно», «Неправильно» или «С подсказками», которые соответствовали ответам «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». Затем проводилась работа над выявлением результатов исследования. Каждый положительный ответ ребенка в дальнейшем оценивался как 1 балл, а отрицательный - 0 баллов, ответ с подсказками – не учитывался.
Протоколом обследования является бланк анкетирования.
Критерии оценивания:
-
7 и менее правильных ответов – низкий уровень, выраженный фактор риска; -
8 – 15 правильных ответов – средний уровень, наличие фактора риска; -
16– 24 правильных ответов – высокий уровень, отсутствие фактора риска.
Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Протокол анкетирования детей с интеллектуальной недостаточностью
№ | Ф.И обучающихся | Балл | Уровень сформированности |
1 | Кирилл К. | 13 | С |
2 | Лиля К. | 16 | В |
3 | Дарья Б. | 9 | С |
4 | Артём А. | 2 | Н |
5 | Денис Ч. | 8 | С |
6 | Аким З. | 6 | Н |
Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (рис.2.1).
Рис. 2.1 - Протокол анкетирования детей с интеллектуальной недостаточностью
По анализу результатов анкетирования можно сделать вывод, что у 17 % обучающихся (Лиля К.) имеют достаточно высокий уровень остаточных знаний, 34% обучающихся (Артём А., Аким З.) имеют низкий уровень остаточных данных, около 50% обучающихся (Кирилл К., Дарья Б., Денис Ч.) имеют средний уровень остаточных данных.
У обучающих, с низким уровнем остаточных знаний, затруднения вызывали следующие вопросы: назови свое имя и фамилию; когда ты завтракаешь: вечером или утром; какого цвета учительский стол; что бывает раньше: обед или ужин; каких животных/птиц ты знаешь; у кого больше ног: у собаки или птички; зачем в школе нужна парта, портфель, звонок – на эти вопросы обучающиеся смогли ответить при помощи учителя.
У обучающихся, со средним уровнем остаточных знаний, затруднения вызывали следующие вопросы: как зовут твоих родителей; кем они работают; где ты живешь; каких животных/птиц ты знаешь; какое сейчас время года; что делает почтальон, врач, учитель; что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь – на эти вопросы обучающиеся смогли ответить при помощи учителя.
Диагностика 2 «Повтори ряд» (Приложение В).
Цель работы: выявить графический уровень сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Описание: Обучающим было предложено рассмотреть предложенную им карточку с рисунком и повторить рисунок. За каждый правильный рисунок обучающийся получает по 1 баллу.
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Критерии оценивания:
1 уровень (10 - 11 баллов) – отражает высокий уровень сформированности наглядно - образного и наглядно – действенного мышления, выраженную способность к аналитико – синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему.
2 уровень (7 - 9 баллов) – отражает высокий уровень сформированности наглядно – образного и наглядно – действенного мышления, способность к аналитико – синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, цвет, величину, расположение относительно оси.
3 уровень (5 - 6 баллов) – отражает достаточную способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, величину, расположение относительно оси.
4 уровень (1 – 4 балла) – отражает недостаточную сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур.
Оценка результатов:
1 уровень – выполнено задание № 1
2 уровень – выполнено задание № 2
3 уровень – выполнено задание № 3
4 уровень – не выполнено ни одного задания
Задание считается правильно выполненным, если обучающий повторяет все элементы. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.