Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для овладения знаниями и умениями детям с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо большее количество повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Игры, направленные на сенсорное развитие, позволяют обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к содержанию и деятельности. Для таких детей необходимо частое обращение к одним и тем же играм, выполнение однотипных действий для них не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Они испытывают гораздо большее удовольствие от знакомых игр и занятий. Очень сложно таким детям перенести усвоенные представления и знания в измененные условия. Именно поэтому необходимы повторы и вариативность, даже после этого самостоятельно перенести усвоенный опыт в новые условия дети могут не всегда. Вариативности обеспечивается внесением изменений в материал, приемы руководства игрой, место проведения игры, количество участников, всё это вносит в игру новизну.

Постепенное увеличение степени самостоятельности ребенка в игре в связи с овладением им игровыми действиями также делает одну и ту же игру для него все более интересной и желательной.

Каждая игра — это разворачивающееся во времени действо, которое определяется сменой и темпом выполняемых игровых действий. Педагог устанавливает эти условия исходя из особенностей деятельности каждого ребенка. Особенно это важно когда игра проводится с подгруппой детей, т.к. степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, различны. Некоторым детям необходимо оказывать индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за остальными.

Успешность психолого-педагогического сопровождения сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью определяется умением педагога определить место игры в системе коррекционно-развивающей работы и четко поставить задачу воспитания и обучения, его способностью к рефлексии и оценке собственной деятельности, и требует от педагога высоко уровня владения методикой проведения игр:

а) направленностью на решение поставленных задач;

б) доскональным знанием содержания игры;

в) правильным выбором приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;

г) выбором места и подготовкой материала для игры;

е) умением поощрить достижения ребенка и поддержать его.

При работе по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью ведущая роль всегда за педагогом. Он объясняет и показывает способы действия: как рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднений - вместе с детьми устраняет их, максимально сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.


Как мы видим, множество факторов влияют на успешность работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, это сложный и длительный процесс совместной, и только потом, частично или полностью, самостоятельной деятельности.

Самым важным для нас при работе с такими детьми является то, что такие занятия развивают ребенка, каждый из них в процессе обучения получает шанс и может реализовать свои возможности и способности, а значит улучшить качество жизни.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что игровая деятельность как средство развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира, является эффективным видом деятельность для познания окружающего мира младших школьников с умственной отсталостью.

  1. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРИКИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




    1. Диагностика уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью


Опытно-практическая работа по формированию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилась на базе ГБОУ «Новооскольская специальная школа - интернат», среди учащихся 2 класса под руководством их классного руководителя Богатыревой Елены Александровны. Возраст детей 8-9 лет, в классе 6 учеников: 2 девочки и 4 мальчика.

Опытно - практическая работа состояла из трех этапов:

Констатирующий этап, целью которого было выявление уровня сформированности сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Формирующий этап, целью которого была организация и проведение работы по формированию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Рекомендательно-проектировочный, целью которого была разработка методических рекомендаций по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.



В целях изучения исходного уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий этап опытно-практической работы, в процессе которого нами было проведено:

  1. Беседа с учителем начальных классов Богатыревой Еленой Александровной (Приложение А).

  2. Диагностирование уровня развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточостью.

В исследовании мы использовали следующие методы:

- беседа;

- диагностирование;

- метод математической обработки данных.

Проведение опытно - практической работы предусматривало положительные изменения сенсомоторики младших школьников. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы позволил нам определить три уровня сформированности сенсомоторики младших школьников: высокий (хорошо), средний (удовлетворительно) и низкий (неудовлетворительно). Данные об уровнях и критерии развития сенсомоторики, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Уровни развития сенсомоторики

Уровни развития сенсомоторики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Задание выполняется без оказания помощи, обучающий не испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Если при выполнении заданий у обучающихся наблюдаются умеренные трудности, обучающий самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий.

Задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.


Из беседы с учителем мы выяснили то, что у всех обучающихся наблюдается нарушение интеллекта.

Диагностика уровня сенсомоторики проводилась методами психологического исследования. Для этого нами использовались беседа, которую разработала Е. В. Кусакина.

Диагностика 1 «Анкетирование» (Приложение Б).

Цель работы: выявить уровень остаточного запаса сведений и знаний у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Описание: Анкетирование проходило в начале опытно - практической работы в индивидуальном порядке, обучающимся было предложено ответить на 24 вопроса, которые читал учитель и вписывал их в графу напротив слов «Правильно», «Неправильно» или «С подсказками», которые соответствовали ответам «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». Затем проводилась работа над выявлением результатов исследования. Каждый положительный ответ ребенка в дальнейшем оценивался как 1 балл, а отрицательный - 0 баллов, ответ с подсказками – не учитывался.


Протоколом обследования является бланк анкетирования.

Критерии оценивания:

  • 7 и менее правильных ответов – низкий уровень, выраженный фактор риска;

  • 8 – 15 правильных ответов – средний уровень, наличие фактора риска;

  • 16– 24 правильных ответов – высокий уровень, отсутствие фактора риска.

Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Протокол анкетирования детей с интеллектуальной недостаточностью



Ф.И обучающихся

Балл

Уровень сформированности

1

Кирилл К.

13

С

2

Лиля К.

16

В

3

Дарья Б.

9

С

4

Артём А.

2

Н

5

Денис Ч.

8

С

6

Аким З.

6

Н



Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (рис.2.1).


Рис. 2.1 - Протокол анкетирования детей с интеллектуальной недостаточностью
По анализу результатов анкетирования можно сделать вывод, что у 17 % обучающихся (Лиля К.) имеют достаточно высокий уровень остаточных знаний, 34% обучающихся (Артём А., Аким З.) имеют низкий уровень остаточных данных, около 50% обучающихся (Кирилл К., Дарья Б., Денис Ч.) имеют средний уровень остаточных данных.

У обучающих, с низким уровнем остаточных знаний, затруднения вызывали следующие вопросы: назови свое имя и фамилию; когда ты завтракаешь: вечером или утром; какого цвета учительский стол; что бывает раньше: обед или ужин; каких животных/птиц ты знаешь; у кого больше ног: у собаки или птички; зачем в школе нужна парта, портфель, звонок – на эти вопросы обучающиеся смогли ответить при помощи учителя.


У обучающихся, со средним уровнем остаточных знаний, затруднения вызывали следующие вопросы: как зовут твоих родителей; кем они работают; где ты живешь; каких животных/птиц ты знаешь; какое сейчас время года; что делает почтальон, врач, учитель; что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь – на эти вопросы обучающиеся смогли ответить при помощи учителя.

Диагностика 2 «Повтори ряд» (Приложение В).

Цель работы: выявить графический уровень сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Описание: Обучающим было предложено рассмотреть предложенную им карточку с рисунком и повторить рисунок. За каждый правильный рисунок обучающийся получает по 1 баллу.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Критерии оценивания:

1 уровень (10 - 11 баллов) – отражает высокий уровень сформированности наглядно - образного и наглядно – действенного мышления, выраженную способность к аналитико – синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему.

2 уровень (7 - 9 баллов) – отражает высокий уровень сформированности наглядно – образного и наглядно – действенного мышления, способность к аналитико – синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, цвет, величину, расположение относительно оси.

3 уровень (5 - 6 баллов) – отражает достаточную способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, величину, расположение относительно оси.

4 уровень (1 – 4 балла) – отражает недостаточную сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур.

Оценка результатов:

1 уровень – выполнено задание № 1

2 уровень – выполнено задание № 2

3 уровень – выполнено задание № 3

4 уровень – не выполнено ни одного задания

Задание считается правильно выполненным, если обучающий повторяет все элементы. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.