Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 3.5. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм на рынке Если он в несколько раз меньше величины спроса, то на рынке будет присутствовать несколько средних фирм (олигополистическая структура рынка). Если же минимально эффективный масштаб производства слишком мал и поэтому несравним с величиной рыночного спроса, то на рынке будет действовать множество небольших фирм (конкурентная структура рынка).Таким образом, издержки фирмы в долгосрочном периоде оказывают существенное влияние на концентрацию производства и на типы рынков. Прибыль фирмы и ее измерение Главным мотивом деятельности фирмы как хозяйствующего субъекта является прибыль, характеризующая величину положительного финансового результата ее деятельности за определенный период времени.Прибыль (Profit, я) — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.В самом общем виде валовая прибыль определяется как разность между совокупными (общими) доходами (77?) и совокупными (общими) издержками (ГС): я = TR-TC.Совокупный (общий) доход (Total Revenue, TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага по определенным ценам. Общий (валовый) доход или выручка фирмы определяется путем умножения количества Q проданных товаров на их цены Р:TR = QP.Выручку в расчете на единицу продукции характеризует средний доход.Средний доход (Average Revenue, AR) — это сумма дохода, приходящаяся на единицу проданного блага.Средний доход рассчитывается делением общего дохода на объем проданной продукции: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма продает всю свою продукцию по одной и той же (сформированной рынком) цене, средний доход равен рыночной цене:AR=™=^ = P.Q QПредельный доход (Marginal Revenue, MR) — это приращение совокупного дохода в результате увеличения продажи товара на единицу.Предельный доход может рассчитываться двумя способами:ATR dTRMR = или MR = = TR'(Q).AQ dQВ условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции продается по сложившейся равновесной рыночной цене, поэтому предельный доход фирмы-производителя также равен рыночной цене.Средняя прибыль (Average Profit, An) — это сумма общей (валовой) прибыли, приходящаяся на единицу проданного блага.Средняя прибыль рассчитывается по формулеАп = —.QИзменение прибыли при изменении объема выпуска продукции на единицу показывает предельная прибыль.Предельная прибыль (Marginal Profit, Мп) — это прибыль, которая отражает прирост совокупной прибыли при увеличении объема выпуска на единицу.Величина предельной прибыли рассчитывается какМп - или Мп - = n'(Q).AQ dQ Если предельная прибыль больше нуля (Мл > 0), то функция совокупной прибыли возрастает и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если предельная прибыль меньше нуля (Мл < 0), то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск продукции сократит совокупную прибыль. При равенстве предельной прибыли нулю (Мл = 0) значение совокупной прибыли будет максимальным.Оптимальный объем производства — это такой объем производства продукции, который позволяет фирме получать максимальную прибыль исходя из существующих на данный момент времени рыночных и технологических условий.Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек (л = ТЯ - ТС), то предельная прибыль может быть записана в виде Мп = МЯ-МС,где МЯ — предельный доход; МС — предельные издержки.Поскольку в точке оптимума предельная прибыль равна нулю, совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (МЯ = МС).Правило максимизации прибыли — это правило, заключающееся в такой комбинации ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса.Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками определяет различие между бухгалтерской и экономической прибылью.Прибыль бухгалтерская — это разница между совокупными доходами и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками фирмы.Экономическая прибыль, помимо явных (бухгалтерских, внешних) издержек, учитывает еще и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.Прибыль экономическая — это разница между совокупными доходами и экономическими издержками фирмы.Составной частью экономических издержек является нормальная прибыль.Прибыль нормальная — это минимально необходимая прибыль для компенсации неучтенных издержек предпринимателя (личных трудовых затрат, использования собственного имущества).Иными словами, это тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в данном бизнесе.Так, вложив 1 млн руб. в развитие фирмы, ее владелец получил прибыль в размере 7 %. Если в это время банковская ставка рав на 7 %, то полученная прибыль будет нормальной1 (экономическая прибыль в этом случае равна нулю).Таким образом, экономическая прибыль — это вся прибыль, полученная сверх нормального уровня. Она представляет собой разность между бухгалтерской и нормальной прибылью. Наличие в отрасли положительной экономической прибыли создает условия для притока в отрасль новых фирм и инициирует повышение уровня конкуренции. Отрицательная экономическая прибыль вызывает отток фирм в другие сферы деятельности.Относительным показателем прибыли, характеризующим экономическую эффективность деятельности фирмы, является рентабельность.Рентабельность — уровень прибыли, характеризующий эффективность использования ресурсов и деятельности фирмы.Существует более ста различных показателей рентабельности, основными среди которых являются рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.Рентабельность продаж характеризует общую эффективность деятельности фирмы, рассчитывается как отношение прибыли к выручке от продажи продукции фирмы и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль выручки:яПт - та’Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности по производству продукции. Она определяется как частное от деления прибыли на величину совокупных издержек на производство продукции и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль произведенных затрат:п”гс-гс-Рентабельность активов определяется отношением прибыли к общей стоимости имущества фирмы и характеризует эффективность использования всех активов фирмы, показывая величину прибыли, приходящуюся на один рубль ее имущества:кА АРентабельность собственного капитала определяется отношением прибыли к сумме собственного капитала и характеризует 1 Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учеб, пособие. М. : КноРус, 2013. С. 109. эффективность использования капитала собственников, показывая величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных ими средств: ПрА 71РА' Иллюстративная задача 3.3 Цена за единицу продукции фирмы равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 шт./год. Средние переменные издержки равны 7 ден. ед., постоянные издержки составляют 125 000 ден. ед. в год.Определите: выручку фирмы; общие переменные издержки; валовые издержки; прибыль; рентабельность продаж; рентабельность продукции. Решение: выручка: TR = Q ■ Р = 50 000 • 10 = 500 000 ден. ед.; переменные издержки: TVC = AVC Q= 7- 50 000 = 350 000 ден. ед.; валовые издержки: ТС = TFC + 7VC = 125 000 + 350 000 = 475 000 ден. ед.; прибыль: п = TR-TC =500000 - 475 000 = 25 000ден. ед.; рентабельность продаж: nm = n/TR-100 % = 25 000 / 500 000 • 100 % = 5 %; рентабельность продукции: Щ-с = п/ТС -100% = 25 000 /475 000 ■ 100% = 5,26%. Показатели рентабельности во многом определяют инвестиционную привлекательность фирм, уровень их конкурентоспособности, характеризуют качество управления производством, продажами, капиталом. Теории прибыли История экономической мысли изобилует теориями прибыли, однако большинство из них можно отнести к одной из трех основных групп: компенсационные (функциональные) теории; фрикционные и монополистические теории; научно-технические и инновационные теории. Компенсационные (функциональные) теории рассматривают экономическую прибыль как вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует производство, планирует эффективное сочетание факторов производства, разрабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыль является компенсацией за успешное выполнение им этих функций.Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления не дали убедительного результата. Дело в том, что для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то данная теория не объясняет сути остаточного дохода предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом1.Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что получение экономической прибыли (сверхприбыли) обусловлено не столько выполнением какой-либо конкретной функции, а является, скорее всего, результатом резкого улучшения рыночной конъюнктуры (повышения уровня цен или увеличения объемов продажи благодаря росту потребности в товаре или услуге). Например, проводимые Олимпийские игры или популярные фестивали, как правило, приносят сверхприбыли владельцам отелей, ресторанов и даже домовладельцам, сдающим внаем свободные комнаты. Когда заканчиваются игры и фестивали, прибыли вновь снижаются до нормального уровня.Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий, они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые и позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капиталь 1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 449. ных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение1.Научно-технические и инновационные теории также являются продолжением фрикционных теорий. Успешные инновации приносят инновационным фирмам сверхприбыль. Для одних инноваций это может длиться долго, для других — весьма непродолжительный период. Например, McDonalds, и Xerox достаточно долго оставались практическими монополистами на соответствующих рынках. Инновации могут касаться новых продуктов, новых технологий, новых рынков, новых способов сбыта и взаимодействия с потребителями. Успех инновационных фирм во многом зависит от их способности генерировать инновации и внедрять их в кратчайшие сроки. Именно эти ключевые компетенции позволяют занимать им выгодное положение на рынке, обеспечивающее получение сверхприбыли. з.б. Прибыль: планирование и управлениеУправление прибылью связано с решением вопросов о выборе технологии производства, объемов производства, а также с установлением цен. При планировании прибыли необходимо учитывать множество различных факторов, включая ожидаемую потребность в продукции, которую производит фирма, ее способность произвести требуемое количество изделий, а также все затраты.Экономической практике известно несколько подходов к планированию и управлению прибылью. Самыми распространенными являются: бюджетирование прибыли и анализ безубыточности.Бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) служит для планирования, координации и управления финансовыми результатами деятельности фирмы. Бюджет составляется на основе формы отчета о доходах и расходах. Обычно каждый управляющий центром прибыли представляет проект бюджета, который поступает в планово-финансовую службу. Планово-финансовая служба оценивает и при необходимости корректирует бюджеты подразделений, согласует их между собой и планирует источники финансирования. Бюджет прибыли позволяет управляющим систематически проверять работу компании, сравнивая запланированные и фактически полученные результаты. При наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами проводится анализ причин отклонений, выработка корректирующих мер с целью увеличения прибыли. 1 Сио к. к. Управленческая экономика, с. 450—451. Анализ безубыточности {Соэ^УоЫте-Рго^ Апсйуэй, СУР) представляет собой метод планирования прибыли, основанный на том, что и доход, и затраты являются функцией объема производства, поэтому и прибыль также является функцией объема производства. Он используется в краткосрочном периоде, когда объем производства фирмы ограничен уровнем имеющихся в ее распоряжении действующих производственных мощностей.Анализ безубыточности предполагает следующее: поведение совокупных затрат и объема реализации жестко определено и линейно в пределах области релевантности; все затраты можно разделить на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема производства в пределах области релевантности; переменные расходы прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности; цена реализации продукции не меняется, не меняются и цены на материалы и услуги, используемые в производстве; технология производства и производительность оборудования не меняются; структурные сдвиги отсутствуют; объем производства равен объему продажи или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны. График безубыточности отражен на рис. 3.6. В верхней области рисунка линия совокупного дохода (выручки фирмы) соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий: Ш = Р ■ <2. Линия совокупных затрат соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат:ТС = ТТС + ТУС, где общие переменные затраты равны средним (или удельным) переменным затратам, умноженным на количество выпущенных изделий: ТУС = АУС • <2.Область переменных затрат лежит между линиями ТС и ТРС. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).В точке <2Н фирма только выходит на рынок, объем производства невелик, совокупные доходы (ТК) ниже совокупных издержек (ГС), фирма терпит убытки. Наращивание объемов производства и продажи продукции до уровня Оо позволяет достичь полного возмещения доходами всех понесенных затрат, фирма уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли. В этой точке ее доходы равны ее издержкам, фирма достигла состояния безубыточности.Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции, при котором все доходы равны расходам, а при производстве и продаже каждой последующей единицы продукции фирма начинает получать прибыль.Расчет безубыточного объема производства и продажи продукции (<20) производится исходя из того, что в точке безубыточности доходы равны расходам: ТП = ТС, тогда Р ■ <20 = ТЕС + АУС • Оо,откуда безубыточный объем в натуральном выражении ггс40 Р-АУС’а в стоимостном выражении (выручка в точке безубыточности — га0) составляет _ ГГСВ°

Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная ценаРе Рб Рэ и равновесный объем 0.Е — 0-Б

Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;в — снижающиеся издержки Эластичность спроса и предложения Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле_ процентное изменение количества проданного товараео - •процентное изменение цены товараКоэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле _ процентное изменение количества произведенного товараеБ- •процентное изменение цены товара Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле Д<2% = (02-01)(01 + 02)/2‘ Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле ДР% = съ-ю(Р1+Р2)/2' В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене: если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину; если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена; если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены; если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена; если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения. Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14). рА С4ел = О о б о5 Ед = оо ►(2 Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:а — типичные случаи; б — исключения В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже). Иллюстративная задача 4.3 Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.Определите: величину спроса при цене в 10 ден. ед.; величину спроса при цене в 11 ден. ед.; процентное изменение спроса; процентное изменение цены; коэффициент ценовой эластичности спроса; к какой группе относится этот товар. Решение: величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р = 30 -10 = 20 шт.;

Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:а — кривая спроса; б — кривая выручки Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле 8 = Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично- стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения. PẬ s4 = О О б s5 es - ►Q Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:а — типичные случаи; б — исключения Иллюстративная задача 4.5 Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.Определите: процентное изменение цены; процентное изменение объема производства; коэффициент ценовой эластичности предложения; к какой группе относится данный продукт. Решение: процентное изменение цены: ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55 процентное изменение объема производства: AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135 коэффициент ценовой эластичности предложения: _ процентное изменение количества проданного товараeD - ,процентное изменение цены товара ẼD '■ 0,220,18 = 1,22; 4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова тельно, предложение эластично по цене. К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;



12,8 - 7,2 = 5,6 ед. товараХ;

  1. 5 • 3 + 4у2 = 100;

2 = 85;

У2 = 21,25,

следовательно, у = 4,6 ед. товара;

5 • 4 + 4у2 = 100;

2 = 80;

У2 = 20,

следовательно, у = 4,5 ед. товара.

Следовательно, альтернативные издержки производства четвертой единицы товарах равны:

4,6 - 4,5 = 0,1 ед. товара У;

  1. 5х+у2 = 100.





Практикум

Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает современная экономическая наука?

  2. В чем заключается суть проблемы выбора?

  3. Как решается проблема выбора в различных типах экономических систем?

  4. Что изучает управленческая экономика?

  5. С какими другими экономическими науками связана управленческая экономика?

  6. Какие основные общенаучные методы использует управленческая экономика?

  7. Какие специальные методы используются управленческой экономикой?

  8. В чем заключаются различия позитивного и нормативного подходов в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких — второй?

  9. Для чего используются предельный и функциональный методы?

  10. Какие виды моделей используются в управленческой экономике?

  11. Что представляет собой кривая производственных возможностей? В чем суть этой экономической модели?

  12. Что понимается под альтернативными (вмененными) издержками?

13.0 чем говорит закон возрастания альтернативных издержек?

14. Какую роль играют ограниченность ресурсов и альтернативные издержки при принятии управленческого решения?

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1.1. Кривая производственных возможностей задана уравнением
2 + у = 900.

Определите:

  1. максимальное количество товара х, которое может быть произведено при данных условиях;

  2. максимальное количество товарау, которое может быть произведено при данных условиях;

  3. альтернативные издержки производства третьей единицы товара х (округлите результат до целого числа);

  4. новое уравнение КПВ, если новая технология производства позволит производить в два раза больше товарау;

  5. новое уравнение КПВ, если новая технология производства позволит производить в три раза больше товара х.

Задача 1.2. Петр Иванович работает инженером и зарабатывает 40 000 ден. ед. за восьмичасовой рабочий день. Он большой любитель игры в шахматы.


Чему равны альтернативные издержки одного часа игры в шахматы для Петра Ивановича?

Задача 1.3. В экономической системе производится вареная и копченая колбаса. Для 1 кг вареной колбасы необходимо 0,8 кг мяса, а для производства 1 кг копченой колбасы — 1,7 кг мяса. Всего имеется 1200 кг мяса.




Ось

Точки на графике кривой производственных возможностей

А

В

С

D

Е

F

G

X

0

1

2

3

4

1

3

у

25

20

15

9

0

14

6


Определите:

  1. альтернативную стоимость товара X
при переходе из точки С в точку О;

  • полностью ли используются ресурсы в точках К и в;

  • направление смещения кривой производственных возможностей при совершенствовании технологии производства товара X;

  • направление смещения кривой производственных возможностей при совершенствовании технологии производства товара У;

  • направление смещения кривой производственных возможностей при увеличении пенсионного возраста и масштабной модернизации производства.

    Задание 1.2. Поданным таблицы определите альтернативную стоимость производства одежды. Прокомментируйте полученный результат.


    Альтернативные возможности производства продуктов питания и одежды

    Объем

  • Объем

    Альтернативная стоимость

    производства

    производства

    производства одежды,

    продуктов питания

    одежды

    продуктов питания

    800

    0




    750

    1

    50

    690

    2

    60

    620

    3

    70

    540

    4

    80

    440

    5

    100

    320

    6

    120

    170

    7

    150

    0

    8

    170



    Задание 1.3. На острове живет племя из 40 человек. Все жители острова заняты сбором бананов и ловлей рыбы. Каждый житель способен либо собрать за день 100 кг бананов, либо наловить 20 кг рыбы.





    Изобразите графически кривую производственных возможностей острова. Как изменится положение кривой, если завезенные на остров рыболовные сети позволят каждому жителю острова ловить по 40 кг рыбы?

    Рекомендуемая литература

    1. Бернанке, Б. Экономикс. Экспресс-курс : пер. с англ. / Б. Бернанке, Р. Фрэнк. — СПб.: Питер, 2012. — 720 с.

    2. Вечканов, Г. С. Экономическая теория : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 512 с.

    3. Кудина, М. В. Экономика: учебник/М. В. Кудина. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. — 368 с.

    4. Курс экономики для бакалавров : учеб, пособие / под. ред. д-ра экон. наук, проф. Е. А. Третьяковой. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 422 с.

    5. Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров : АСА, 2007. — 848 с.

    6. Сио, К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. / К. К. Сио. — Москва : ИНФРА-М, 2000. — 671 с.

    7. Сухарев, О. С. Методология и возможности экономической науки : монография / О. С. Сухарев. — Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2014. — 368 с.

    8. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. — Москва : КноРус, 2013. — 320 с.

    9. Третьякова, Е. А. Микроэкономика : учеб,
    пособие / Е. А. Третьякова. — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 510 с.

  • McConnell, С. R. Economics. Principles, Problems, and Policies / C. R. McConnell, S. L. Brue, S. M. Flynn. — New York: McGraw-Hill Companies, 2009. — 917 p.

  • Reynolds, R. L. Basic Microeconomics / R. L. Reynolds. — Boise : Boise State University; Textbook Equity, Inc., 2011. — 301 p.

  • Samuelson, P. A. Economics / P. A. Samuelson, W. D. Nordhaus. — New York : McGraw-Hill Companies, 2010. — 702 p.




    Тема 2

    ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
    В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ



    В результате изучения данной темы обучающийся должен:

    знать

    • определения понятий «фирма», «индивидуальное частное предприятие», «партнерство (товарищество)», «корпорация», «экономическая прибыль», «добавленная стоимость», «дисконтирование доходов и затрат»;

    • базовые виды организационных форм фирм;

    • альтернативные подходы к определению сущности фирмы;

    • альтернативные модели поведения фирм в рыночной экономике;

    уметь

    • использовать принцип сложных процентов;

    • определять текущую и будущую стоимость денег;

    владеть

    • навыками выполнения операций наращения и дисконтирования сумм денежных средств;

    • навыками обоснования принятия инвестиционных решений.


    1. Роль фирмы в обществе

    Фирма наряду с домохозяйствами и государством является важным для общества экономическим субъектом.

    Фирма — это организация, имеющая статус юридического лица, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью максимизации прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

    Таким образом, фирма, во-первых, представляет собой первичную единицу бизнеса,
    являясь экономическим агентом, который выполняет функцию производства в промышленном масштабе. Фирмы представляют собой прежде всего производственные предприятия, использующие факторы производства для изготовления продукции, продаваемой домохозяйствам, другим фирмам или государству.

    Во-вторых, фирма является самостоятельным экономическим агентом. Самостоятельность фирмы подразумевает:




    Теория

    Сущность фирмы

    Функция

    Цель

    Неоклассиче

    ская

    Система преобразования ресурсов в готовую продукцию

    Производствен

    ная

    Максимизация

    прибыли

    Бихевиорист

    ская

    Коллектив индивидов, имеющих разные мотивы и предпочтения

    Производствен

    ная

    Получение

    прибыли



    1. Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 29.

    2. Тюпаков К. Э., Курносов В. С. Управленческая экономика : учеб, пособие. Краснодар : КубГАУ, 2015. С. 21.




    Теория

    Сущность фирмы

    Функция

    Цель

    Предпринима

    тельская

    Объединение предпринимательской инициативы и доступных ресурсов

    Творческая

    (созидательная)

    Зависит от личных целей предпринимателя

    Институцио

    нальная

    Комплекс контрактов (договоров) между участниками процесса создания продукции

    Согласование

    деятельности

    Минимизация

    трансакционных

    издержек

    Теория

    корпорации

    Комплекс контрактов (договоров) обеспечивающий стабильность не только бизнеса, но и общества

    Социальная

    Плановый уровень роста корпорации и минимизация риска

    Эволюционная

    Эволюционирующая под воздействием внешних и внутренних факторов система

    Экономическая,

    социальная,

    институцио

    нальная

    Устойчивое

    развитие

    Сетевая

    Совокупность взаимосвязанных целями развития субъектов

    Развитие отношений с партнерами

    Устойчивое развитие и распределение рисков между партнерами