Файл: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата:27.09.22/04.10


Конспект логопедического занятия

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Цель: Учить детей проводить звукобуквенный анализ слов; записывать слова в транскрипции и наоборот, читать транскрипцию и орфографически записывать слова. Закреплять у детей знания о гласных и согласных звуках и буквах. Продолжать отрабатывать умение детей давать характеристику звукам самостоятельно, с помощью таблицы. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, фонематический слух, связную речь.

Оборудование: мяч; фишки за правильные ответы; фишка-подарок; цветные «звуковые» обозначения для схемы; карточки с деформированным текстом; картинки «Найди отличия»; рабочие тетради детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.




2.Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Будь внимательным» ( группа, индивидуально)

Определи отличия данных картинок.

Упражнения для развития слухового внимания.

3.Объявление темы урока.

Вспомните, о каких звуках мы говорили на прошлых занятиях?

В каком ряду живет гласный звук о? Какие гласные звуки «живут» в первом ряду? Какие гласные звуки «живут» во втором ряду? Какие гласные обозначают два звука? Какие еще звуки и буквы есть в русском языке? Как вы думаете, какая будет тема урока?

4.Характеристика согласных звуков


Расскажите о согласных звуках все, что вы знаете.(Согласный звук бывает- твердый парный, твердый непарный, мягкий парный, мягкий непарный и т.д.) Дайте характеристику первым звукам в словах Зоя, Сима (самостоятельно или с помощью таблицы).

5.Игра с мячом.

Игра «Назови наоборот»

Измени слово так, чтобы последний звук в слове стал мягким:

вес, барабан, ел, угол, мел, хвалит, катит, кормит а теперь- наоборот – строить, платить, объяснить, говорить, кричать, победить.

6. Работа с деформированными предложениями.



Внимательно слушайте предложения и если нужно исправьте меня.

Мальчик стеклом разбил мяч. Коза принесла девочке сено. Теленок ведет девочку на веревочке. Весной луга затопили речку. После осени наступит золотое лето.

7.Физминутка.




8. Работа в тетради.

Звукобуквенный анализ слов.

Работа в группах. Звукобуквенный анализ слов -лето, осень.

9.Работа с деформированными предложениями.

Текст записан в транскрипции т.е. звуками. Запишите предложения орфографически, применяйте все правила, которые вы знаете.

  1. Итог занятия.







Дата:11.10.22


Конспект логопедического занятия

Правописание безударных гласных в корне слов.
Цель: Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.

Задачи:

Учить различать произношение и написание слов;

Закреплять изученные способы проверки слов с безударными гласными в корне;

Развивать умение различать ударные и безударные гласные в корне слов;

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, письменную связную речь, память, мышление.

Формировать интерес к русскому языку.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.

I.1)-Здравствуй,садись.Рада видеть тебя сегодня на занятии.Будь сегодня активен ,внимательно меня слушай, не торопись, четко отвечай на поставленные вопросы и задания.

2) Постановка темы занятия.

- Послушай стихотворение, подумай и скажи какая тема сегодняшнего занятия.

Безударный-хитрый гласный!

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под ударенье,

В корне нет теперь сомненья!

(ответ ребёнка)

- Итак, тема нашего занятия « Правописание безударных гласных в корне слов»(вывесить).

3)-План нашего занятия.

Сегодня на занятии! (Вывесить)

II. 1). Итак, словарная работа. Посмотри на доску. Здесь в кроссворде зашифрованы слова. Слушай внимательно и отгадывай:

1.Сочный , сладкий фрукт с мягкой кожурой оранжевого цвета.(апельсин)

2.Главный город государства ( столица).

3. Человек, совершающий поездку в транспорте(пассажир).

4.Население нашей страны( народ).

5.сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра(погода).

6.Награда за спортивные и другие достижения (медаль).

Проверь написание этих слов . Выполни самопроверку(вывесить).

- Как называются эти слова с непроверяемыми гласными? (словарные). Написание этих слов нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю.

- Задание. А теперь выбери любое слово ( или 2 )из них и составь устно предложение.

-Молодец!

2). Картинки на доске: пчела, кормушка, зима, следы.

Зад. Посмотри на доску. Назови картинки.

- Что объединяет все эти слова? (во всех этих словах есть безударные гласные).

- Как мы узнаем, какую букву написать? ( ответ реб)

3) Итак запомни ( правило)и расскажи ещё раз по схеме. ( ответ по схеме).

Если буква гласная

вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.



4).Хорошо, молодец! Переходим к 3 части : подумай-ответь?

И сегодня мы будем собирать из фрагментов пословицу и расшифровывать её. Она состоит из 5 частей и для этого нам нужно постараться правильно выполнить все задания, чтобы её прочитать.

№1 Работа с сигнальными карточками.Зад. Переверни карточки у себя на столе. Я называю слова, ты поднимаешь нужную букву, называешь проверочное слово.

Слова: низина, площадка,вишнёвый, ветвистый,пахучий,дрожать (дрожь),бежать,висеть,линейка,верхушка,почтальон, тропинка,холодный,моряки.

№2 Распределительный диктант. Зад. Распределить слова в колонки.Записать в тетради.

-Перевернём ещё один фрагмент.

№3 игра « Различай на слух». Зад. Слушай внимательно,нужно найти слова , которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни их правописание проверяемыми словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

- Молодец. Перевернём ещё один фрагмент.Пока прочитать пословицу мы не можем.

№4 Работа с перфокартами. Зад. Вставь пропущенные буквы в слова. Из слов составь предложение и запиши.

Прочитай слова. Выполняй задание.

- Молодец. Выполнил всё верно.

Перевернём 4 фрагмент. Остался ещё один.

*** Но перед ним отдохнём. Выполним гимнастику для глаз. Продолжаем.

№5. Работа с текстом.

Зад. Прочитай предложения. Сформулируй задание, что нужно сделать с этим текстом. ( исправить ошибки).

- Иди к доске. Самостоятельно исправь все ошибки, смотри каждое слово, каждую букву. Здесь не только на безударные гласные, но и на другие орфограммы.Будь внимателен.

-Проверь еще раз. А теперь я вывешу правильный текст без ошибок , проверь себя и скажи всё ли верно ты сделал.(самопроверка).

-Сядь за парту. Прочитай еще раз внимательно текст и приготовься писать по памяти.

Проверяем написанное.Молодец, справился со всеми заданиями.

5) – Ну вот последний фрагмент и мы можем прочитать нашу пословицу. Читай.( Учение-путь к умению)

- Как ты её понимаешь? (чему научишься в школе, то тебе и пригодится в дальнейшей жизни. Тем и будешь заниматься. Я желаю тебе научиться всему полезному и хорошему
, чтобы в жизни стать хорошим человеком).

III. Рефлексия.Ну и последний этап нашей работы. Это самооценивание. Выйди к доске и поставь себе оценку.Почему ты выбрал именно эту оценку. Какая была тема занятия. Что тебе понравилось?.
Дата:18.10.22


Конспект логопедического занятия

Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать

фонематические процессы, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха

Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать

фонематические процессы, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха

Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать

фонематические процессы, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слу

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать

фонематические процессы, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

- Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое

отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина - Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна - Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их

произносим? (Из звуков)

- Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни


они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении

участвует только один голос; их можно петь.)

- Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается

много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

- Ребята, пойдёмте играть!

- Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают

согласные звуки.

- Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

- А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

- Нет.

- Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо

учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

- Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да.

На маму, на папу)

- А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для

друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об

этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к

горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)

- А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

- А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах

произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они

называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии

которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

- Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в

слове первый звук глухой.

- Как вы это определили?

- А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

- Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться.

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду

произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он