Файл: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата:27.09.22/04.10
Конспект логопедического занятия
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Цель: Учить детей проводить звукобуквенный анализ слов; записывать слова в транскрипции и наоборот, читать транскрипцию и орфографически записывать слова. Закреплять у детей знания о гласных и согласных звуках и буквах. Продолжать отрабатывать умение детей давать характеристику звукам самостоятельно, с помощью таблицы. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, фонематический слух, связную речь.
Оборудование: мяч; фишки за правильные ответы; фишка-подарок; цветные «звуковые» обозначения для схемы; карточки с деформированным текстом; картинки «Найди отличия»; рабочие тетради детей.
Ход занятия.
1.Организационный момент. | |
2.Развитие зрительного и слухового внимания. | Игра «Будь внимательным» ( группа, индивидуально) Определи отличия данных картинок. Упражнения для развития слухового внимания. |
3.Объявление темы урока. | Вспомните, о каких звуках мы говорили на прошлых занятиях? В каком ряду живет гласный звук о? Какие гласные звуки «живут» в первом ряду? Какие гласные звуки «живут» во втором ряду? Какие гласные обозначают два звука? Какие еще звуки и буквы есть в русском языке? Как вы думаете, какая будет тема урока? |
4.Характеристика согласных звуков | Расскажите о согласных звуках все, что вы знаете.(Согласный звук бывает- твердый парный, твердый непарный, мягкий парный, мягкий непарный и т.д.) Дайте характеристику первым звукам в словах Зоя, Сима (самостоятельно или с помощью таблицы). |
5.Игра с мячом. | Игра «Назови наоборот» Измени слово так, чтобы последний звук в слове стал мягким: вес, барабан, ел, угол, мел, хвалит, катит, кормит а теперь- наоборот – строить, платить, объяснить, говорить, кричать, победить. |
6. Работа с деформированными предложениями. | Внимательно слушайте предложения и если нужно исправьте меня. Мальчик стеклом разбил мяч. Коза принесла девочке сено. Теленок ведет девочку на веревочке. Весной луга затопили речку. После осени наступит золотое лето. |
7.Физминутка. | |
8. Работа в тетради. Звукобуквенный анализ слов. | Работа в группах. Звукобуквенный анализ слов -лето, осень. |
9.Работа с деформированными предложениями. | Текст записан в транскрипции т.е. звуками. Запишите предложения орфографически, применяйте все правила, которые вы знаете. |
| |
Дата:11.10.22
Конспект логопедического занятия
Правописание безударных гласных в корне слов.
Цель: Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.
Задачи:
Учить различать произношение и написание слов;
Закреплять изученные способы проверки слов с безударными гласными в корне;
Развивать умение различать ударные и безударные гласные в корне слов;
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, письменную связную речь, память, мышление.
Формировать интерес к русскому языку.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
I.1)-Здравствуй,садись.Рада видеть тебя сегодня на занятии.Будь сегодня активен ,внимательно меня слушай, не торопись, четко отвечай на поставленные вопросы и задания.
2) Постановка темы занятия.
- Послушай стихотворение, подумай и скажи какая тема сегодняшнего занятия.
Безударный-хитрый гласный!
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!
(ответ ребёнка)
- Итак, тема нашего занятия « Правописание безударных гласных в корне слов»(вывесить).
3)-План нашего занятия.
Сегодня на занятии! (Вывесить)
II. 1). Итак, словарная работа. Посмотри на доску. Здесь в кроссворде зашифрованы слова. Слушай внимательно и отгадывай:
1.Сочный , сладкий фрукт с мягкой кожурой оранжевого цвета.(апельсин)
2.Главный город государства ( столица).
3. Человек, совершающий поездку в транспорте(пассажир).
4.Население нашей страны( народ).
5.сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра(погода).
6.Награда за спортивные и другие достижения (медаль).
Проверь написание этих слов . Выполни самопроверку(вывесить).
- Как называются эти слова с непроверяемыми гласными? (словарные). Написание этих слов нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю.
- Задание. А теперь выбери любое слово ( или 2 )из них и составь устно предложение.
-Молодец!
2). Картинки на доске: пчела, кормушка, зима, следы.
Зад. Посмотри на доску. Назови картинки.
- Что объединяет все эти слова? (во всех этих словах есть безударные гласные).
- Как мы узнаем, какую букву написать? ( ответ реб)
3) Итак запомни ( правило)и расскажи ещё раз по схеме. ( ответ по схеме).
Если буква гласная
вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
4).Хорошо, молодец! Переходим к 3 части : подумай-ответь?
И сегодня мы будем собирать из фрагментов пословицу и расшифровывать её. Она состоит из 5 частей и для этого нам нужно постараться правильно выполнить все задания, чтобы её прочитать.
№1 Работа с сигнальными карточками.Зад. Переверни карточки у себя на столе. Я называю слова, ты поднимаешь нужную букву, называешь проверочное слово.
Слова: низина, площадка,вишнёвый, ветвистый,пахучий,дрожать (дрожь),бежать,висеть,линейка,верхушка,почтальон, тропинка,холодный,моряки.
№2 Распределительный диктант. Зад. Распределить слова в колонки.Записать в тетради.
-Перевернём ещё один фрагмент.
№3 игра « Различай на слух». Зад. Слушай внимательно,нужно найти слова , которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясни их правописание проверяемыми словами.
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
- Молодец. Перевернём ещё один фрагмент.Пока прочитать пословицу мы не можем.
№4 Работа с перфокартами. Зад. Вставь пропущенные буквы в слова. Из слов составь предложение и запиши.
Прочитай слова. Выполняй задание.
- Молодец. Выполнил всё верно.
Перевернём 4 фрагмент. Остался ещё один.
*** Но перед ним отдохнём. Выполним гимнастику для глаз. Продолжаем.
№5. Работа с текстом.
Зад. Прочитай предложения. Сформулируй задание, что нужно сделать с этим текстом. ( исправить ошибки).
- Иди к доске. Самостоятельно исправь все ошибки, смотри каждое слово, каждую букву. Здесь не только на безударные гласные, но и на другие орфограммы.Будь внимателен.
-Проверь еще раз. А теперь я вывешу правильный текст без ошибок , проверь себя и скажи всё ли верно ты сделал.(самопроверка).
-Сядь за парту. Прочитай еще раз внимательно текст и приготовься писать по памяти.
Проверяем написанное.Молодец, справился со всеми заданиями.
5) – Ну вот последний фрагмент и мы можем прочитать нашу пословицу. Читай.( Учение-путь к умению)
- Как ты её понимаешь? (чему научишься в школе, то тебе и пригодится в дальнейшей жизни. Тем и будешь заниматься. Я желаю тебе научиться всему полезному и хорошему
, чтобы в жизни стать хорошим человеком).
III. Рефлексия.Ну и последний этап нашей работы. Это самооценивание. Выйди к доске и поставь себе оценку.Почему ты выбрал именно эту оценку. Какая была тема занятия. Что тебе понравилось?.
Дата:18.10.22
Конспект логопедического занятия
Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать
фонематические процессы, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать
фонематические процессы, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать
фонематические процессы, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слу
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать
фонематические процессы, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.
- Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое
отличается от других по звучанию:
Августина – Агния – Ангелина - Акулина.
Коля – Дима – Толя – Поля.
Полина – Наина – Люба – Галина.
Таня – Оля – Аня – Ваня.
Инна – Тина – Татьяна - Дина.
Евгений – Петя – Витя – Катя.
2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их
произносим? (Из звуков)
- Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни
они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении
участвует только один голос; их можно петь.)
- Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается
много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.
Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:
- Ребята, пойдёмте играть!
- Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают
согласные звуки.
- Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?
- А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?
- Нет.
- Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо
учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.
- Ну ладно, попробую.
3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да.
На маму, на папу)
- А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для
друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об
этом.
4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к
горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)
- А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)
- А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах
произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они
называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.
5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии
которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.
- Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в
слове первый звук глухой.
- Как вы это определили?
- А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.
- Как вы это определили?
6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться.
7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду
произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он