Файл: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, другая от корня -бег. Небольшая подсказка: вы образуете родственные слова, у них один корень. (Логопед раздает каждой паре приставки и корень слова): по-, под-, в-, на-, с-, от-, у-, пере-, при-.(за хорошую работу, Приставка благодарит детей).
6. Приставка приготовила задание на карточках. Посмотрите:к данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.
Образец: белить – побелить.
Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.
Логопед помогает ученикам, проверяет.
7. Работа со словами-антонимами.
Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.
Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить – отклеить.
принести - … вползти - … привязать - …
вскочить - … привезти - … впустить -…
вогнуть - … впорхнуть - …
8. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.
Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.
Мальчик по дороге бежит, в дом …, а из дома … .
Машина по дороге едет, во двор …, а из гаража … .
6. Подведение итога.
Молодцы, ребята! Наше занятие заканчивается. Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня? Что такое приставка?
Дата:29.11.22
Конспект логопедического занятия
Лексическая тема: Сказка Г. Андерсена «Дюймовочка». Грамматическая тема: Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффиксов.
Цель: Формирование системы словообразования имен существительных.
Задачи урока:
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных
Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение, схемы слов, мячик.
Ход урока
IОрганизационный момент
-На логопедических занятиях мы учимся грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
-Попробуйте разгадать тему нашего урока.
На доске появляются предметные изображения и цифра. Надо взять из названия предмета только звук, показанный цифрой. Из звуков собрать слово.
Получилось слово «суффиксы».
II .Сообщение темы занятия
1.Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
Догадайтесь, в какой строке записаны суффиксы
По, про, за, от . Чик, ик, к, ок.
Ответы детей. Докажите, приведите примеры слов с этими суффиксами.
2.Посмотрите на схемы. Какой схемы не может быть?
Корень +суффикс+окончание
Корень+ суффикс +суффикс + окончание
Суффикс + корень + окончание
Ответы детей, обсуждение.
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю? За что вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа?
Дюймовочка
Кто это? Почему так назвали? Дети затрудняются.
Это русская сказка или зарубежная? Это народная сказка или авторская?
- Да. Написал ее датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен. Почему ее так назвали? Как образовалось это слово?
- Дюйм – это мера длины, которая раньше использовалась в европейских странах, равна приблизительно 2,54 см. (Детям выдаются отрезки дюймовой величины) Мы и сейчас используем эту меру длины: дюймовый болт, шестидюймовый и т.д.
4.Работа у доски.
Но, как же записать слово «Дюймовочка».
Два ученика пишут слово на доске (Намеренно вызываю слабого и сильного учеников) Кто написал правильно? Давайте найдем «опасные» места в слове. Ученики ставят ударение, выполняют морфемный анализ слова. Вывод: безударная гласная в суффиксе слова. Какое значение привносит этот суффикс в слово?
Формулировка темы урока: «Употребление суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и его правописание».
5. Проблемное объяснение
-Как действуем? Можно посмотреть в словаре, или понаблюдать, как пишется этот суффикс в ударной позиции.
Ученики делятся на две группы. Одной группе выдаются словари: орфографический и словообразовательный. Другой группе выдается карточка со словами, где суффикс - очк – в ударной позиции.
Комочки, листочки, цепочка, коготочки.
Поставь ударение, выдели суффикс.
Первая группа не нашла ответа на вопрос.
Вторая группа нашла суффикс в ударной позиции.
Вывод: Суффикс – очк – в ударной и безударной позиции пишется одинаково, привносит уменьшительно-ласкательное значение. «Дюймовочка» пишется с суффиксом - очк -.
6. Закрепление в речи.
Когда мы используем суффикс – очк –? (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Когда ласково обращаемся к кому-то, называем маленькие предметы.
Девочка, Дюймовочка, ласточка, снегурочка, белочка
Игра с мячом «Скажи ласково»
Ласковое обращение к окружающим: мама – мамочка, папа – папочка, Света - …, Вова - …, Дима - …, и т.д.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой.
Образуй от данных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением выдели суффикс.
Ёлка - …
Звезда - …
Роза - …
Стена - … Проверка.
8. Включение нового в систему знаний.
Ребята, я вам предлагаю поработать артистами и озвучить мультфильм «Дюймовочка», только текст надо немножко отредактировать. Дюймовочка - маленькая, и все предметы ее окружают маленькие, к ней ласково обращаются. Подчеркнутые слова замените однокоренными словами с уменьшительно-ласкательным значением.
У одной женщины не было детей. Она обратилась к колдунье. Та дала ей маленькое семя (семечко). Женщина посадила его в цветочный горшок.
В одно прекрасное утро женщина увидела в горшке росток (росточек). Он быстро набирал силу, появился бутон (бутончик), лепестки(лепесточки) его раскрылись, а внутри стояла маленькая девочка.
Женщина назвала её Дюймовка. Дева (девочка) росла ласковая, очень любила свою маму (мамочка).
Включаем отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и читаем получившийся текст.
Итог: Что такое суффикс?
Как часто в нашей жизни мы используем суффикс - очк- ?
Мы с вами учились пользоваться этим суффиксом?
Дата:06.12.22
Конспект логопедического занятия
Приставка и предлог
Цели:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о правописании приставок и предлогов;
- учить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Коррекционные:
- развивать логическое мышление, речь обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность при письме в тетрадях.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним, еще раз поприветствуйте всех улыбкой.
II. Актуализация знаний к новой теме.
- Ребята, в древних книгах говорилось о том, что все слова писали раньше без интервалов. Попробуйте расшифровать эти предложения.
НАЛЕТЕЛИНАМАЛЬЧИКАГУСИ.
УНЕСЛИУСЕСТРИЦЫ БРАТЦА.
- Почему в одном случае мы пишем слитно, а в другом раздельно?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О приставках и предлогах)
III. Сообщение темы урок
- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Приставка и предлог».
-Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат точно так же как приставки, но пишутся по-другому. Сегодня мы с вами поработаем над умением различать приставки и предлоги, а помогут нам в этом сказки. (Во время чтения показываются иллюстрации к сказкам).
1. Послушайте:
«Три девицы под окном
Пряли как-то вечерком.
Кабы я была царица,-
Молвит первая девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
- Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о царе Салтане»). Назовите незнакомое слово. (На экране толкование слова «пряли»).
- Запишите отрывок. Найдите в тексте слово с приставкой, выделите её.
«Раз он в море закинул невод
Пришёл невод с одной тиной
Он другой раз закинул невод
Пришёл невод с тиной морскою».
- Назовите это произведения и его автора. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Словарная работа.
Невод - рыбацкая сеть.
Прялка - приспособление для изготовления нити из клубка шерсти.
- Найдите в этом отрывке и назовите слова с приставками. Запишите их в тетрадь выделите приставки. (пошёл, посмотреть, закинул, пришёл).
2. Сравните слова.
- Что объединяет эти слова? (Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками.)
- Чем они отличаются? (слитным и раздельным написанием)
подберёзовик - под берёзой
безрадостный - без радости
набережная - на берегу
- Научимся различать их.
Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.
Приставку отделить от слова нельзя, поэтому сначала задаём вопрос и отвечаем на него целым словом.
Сделаем вывод:
Приставка – часть слова, пишется слитно.
Предлог - целое слово, пишется раздельно.
IV. Закрепление нового материала
- Обратите внимание на доску. На доске словосочетания:
(до)ехал (до)деревни,
(по)бежал (по)дороге,
(про)читал (про)завод,
(под)полз (под)машину,
(на)кричал (на)собаку.
Дата:13.12.22
Конспект логопедического занятия
6. Приставка приготовила задание на карточках. Посмотрите:к данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.
Образец: белить – побелить.
Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.
Логопед помогает ученикам, проверяет.
7. Работа со словами-антонимами.
Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.
Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить – отклеить.
принести - … вползти - … привязать - …
вскочить - … привезти - … впустить -…
вогнуть - … впорхнуть - …
8. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.
Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.
Мальчик по дороге бежит, в дом …, а из дома … .
Машина по дороге едет, во двор …, а из гаража … .
6. Подведение итога.
Молодцы, ребята! Наше занятие заканчивается. Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня? Что такое приставка?
Дата:29.11.22
Конспект логопедического занятия
Лексическая тема: Сказка Г. Андерсена «Дюймовочка». Грамматическая тема: Упражнение в словообразовании имен существительных с помощью суффиксов.
Цель: Формирование системы словообразования имен существительных.
Задачи урока:
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных
Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение, схемы слов, мячик.
Ход урока
IОрганизационный момент
-На логопедических занятиях мы учимся грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
-Попробуйте разгадать тему нашего урока.
На доске появляются предметные изображения и цифра. Надо взять из названия предмета только звук, показанный цифрой. Из звуков собрать слово.
БУСЫ– 3 | СУП – 2 | ФЛАГ – 1 | ПОРТФЕЛЬ – 5 |
ПИЛА – 2 | КОТ – 1 | УСЫ – 2,3 | |
Получилось слово «суффиксы».
II .Сообщение темы занятия
1.Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
Догадайтесь, в какой строке записаны суффиксы
По, про, за, от . Чик, ик, к, ок.
Ответы детей. Докажите, приведите примеры слов с этими суффиксами.
2.Посмотрите на схемы. Какой схемы не может быть?
Корень +суффикс+окончание
Корень+ суффикс +суффикс + окончание
Суффикс + корень + окончание
Ответы детей, обсуждение.
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю? За что вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа?
Дюймовочка
Кто это? Почему так назвали? Дети затрудняются.
Это русская сказка или зарубежная? Это народная сказка или авторская?
- Да. Написал ее датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен. Почему ее так назвали? Как образовалось это слово?
- Дюйм – это мера длины, которая раньше использовалась в европейских странах, равна приблизительно 2,54 см. (Детям выдаются отрезки дюймовой величины) Мы и сейчас используем эту меру длины: дюймовый болт, шестидюймовый и т.д.
4.Работа у доски.
Но, как же записать слово «Дюймовочка».
Два ученика пишут слово на доске (Намеренно вызываю слабого и сильного учеников) Кто написал правильно? Давайте найдем «опасные» места в слове. Ученики ставят ударение, выполняют морфемный анализ слова. Вывод: безударная гласная в суффиксе слова. Какое значение привносит этот суффикс в слово?
Формулировка темы урока: «Употребление суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и его правописание».
5. Проблемное объяснение
-Как действуем? Можно посмотреть в словаре, или понаблюдать, как пишется этот суффикс в ударной позиции.
Ученики делятся на две группы. Одной группе выдаются словари: орфографический и словообразовательный. Другой группе выдается карточка со словами, где суффикс - очк – в ударной позиции.
Комочки, листочки, цепочка, коготочки.
Поставь ударение, выдели суффикс.
Первая группа не нашла ответа на вопрос.
Вторая группа нашла суффикс в ударной позиции.
Вывод: Суффикс – очк – в ударной и безударной позиции пишется одинаково, привносит уменьшительно-ласкательное значение. «Дюймовочка» пишется с суффиксом - очк -.
6. Закрепление в речи.
Когда мы используем суффикс – очк –? (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Когда ласково обращаемся к кому-то, называем маленькие предметы.
Девочка, Дюймовочка, ласточка, снегурочка, белочка
Игра с мячом «Скажи ласково»
Ласковое обращение к окружающим: мама – мамочка, папа – папочка, Света - …, Вова - …, Дима - …, и т.д.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой.
Образуй от данных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением выдели суффикс.
Ёлка - …
Звезда - …
Роза - …
Стена - … Проверка.
8. Включение нового в систему знаний.
Ребята, я вам предлагаю поработать артистами и озвучить мультфильм «Дюймовочка», только текст надо немножко отредактировать. Дюймовочка - маленькая, и все предметы ее окружают маленькие, к ней ласково обращаются. Подчеркнутые слова замените однокоренными словами с уменьшительно-ласкательным значением.
У одной женщины не было детей. Она обратилась к колдунье. Та дала ей маленькое семя (семечко). Женщина посадила его в цветочный горшок.
В одно прекрасное утро женщина увидела в горшке росток (росточек). Он быстро набирал силу, появился бутон (бутончик), лепестки(лепесточки) его раскрылись, а внутри стояла маленькая девочка.
Женщина назвала её Дюймовка. Дева (девочка) росла ласковая, очень любила свою маму (мамочка).
Включаем отрывок из мультфильма «Дюймовочка» и читаем получившийся текст.
Итог: Что такое суффикс?
Как часто в нашей жизни мы используем суффикс - очк- ?
Мы с вами учились пользоваться этим суффиксом?
Дата:06.12.22
Конспект логопедического занятия
Приставка и предлог
Цели:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о правописании приставок и предлогов;
- учить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Коррекционные:
- развивать логическое мышление, речь обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность при письме в тетрадях.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним, еще раз поприветствуйте всех улыбкой.
II. Актуализация знаний к новой теме.
- Ребята, в древних книгах говорилось о том, что все слова писали раньше без интервалов. Попробуйте расшифровать эти предложения.
НАЛЕТЕЛИНАМАЛЬЧИКАГУСИ.
УНЕСЛИУСЕСТРИЦЫ БРАТЦА.
- Почему в одном случае мы пишем слитно, а в другом раздельно?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О приставках и предлогах)
III. Сообщение темы урок
- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Приставка и предлог».
-Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат точно так же как приставки, но пишутся по-другому. Сегодня мы с вами поработаем над умением различать приставки и предлоги, а помогут нам в этом сказки. (Во время чтения показываются иллюстрации к сказкам).
1. Послушайте:
«Три девицы под окном
Пряли как-то вечерком.
Кабы я была царица,-
Молвит первая девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
- Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о царе Салтане»). Назовите незнакомое слово. (На экране толкование слова «пряли»).
- Запишите отрывок. Найдите в тексте слово с приставкой, выделите её.
«Раз он в море закинул невод
Пришёл невод с одной тиной
Он другой раз закинул невод
Пришёл невод с тиной морскою».
- Назовите это произведения и его автора. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Словарная работа.
Невод - рыбацкая сеть.
Прялка - приспособление для изготовления нити из клубка шерсти.
- Найдите в этом отрывке и назовите слова с приставками. Запишите их в тетрадь выделите приставки. (пошёл, посмотреть, закинул, пришёл).
2. Сравните слова.
- Что объединяет эти слова? (Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками.)
- Чем они отличаются? (слитным и раздельным написанием)
подберёзовик - под берёзой
безрадостный - без радости
набережная - на берегу
- Научимся различать их.
Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.
Приставку отделить от слова нельзя, поэтому сначала задаём вопрос и отвечаем на него целым словом.
Сделаем вывод:
Приставка – часть слова, пишется слитно.
Предлог - целое слово, пишется раздельно.
IV. Закрепление нового материала
- Обратите внимание на доску. На доске словосочетания:
(до)ехал (до)деревни,
(по)бежал (по)дороге,
(про)читал (про)завод,
(под)полз (под)машину,
(на)кричал (на)собаку.
Дата:13.12.22
Конспект логопедического занятия
Тема занятия: Части речи.
Цель: сформировать представления о частях речи
Задачи:
Образовательные:
- сформировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки работы с частями речи, корригировать фонематический слух, внимание, восприятие, память, ловкость рук, устную, диалогическую и монологическую, связную речь, процессы анализа и синтеза; обогащать словарный запас; корригировать эмоционально-волевую сферу
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению и общению, самостоятельность и аккуратность
Оборудование: карточки с заданием
Ход занятия:
1.Организацонный момент
- Добрый день, сегодня мы наберемся грамотности. А для того чтобы выяснить тему нашего урока, для начала послушай сказку
Послушай небольшую сказку.
Жила – была королева Речь и ей подчинялись все, все слова русского языка. Однажды она решила разделить их на группы, которые называла частями речи. Одна часть речи существительное, она отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Например: собака, стол, цветок. Вторая часть речи прилагательное, она отвечает на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета. Например: красивый, вкусный, добрый. А третья часть речи глагол, она отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? И обозначает действие предмета. Например: бегут, растёт, стоит.
- Ты уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
( О частях речи)
- Правильно, тема нашего урока части речи.
2.Мобилизующий момент
Настроимся на урок и проведем легкую разминку
Учащийся поочередно касается одноименных пальцев рук учителя, начиная с больших пальцев и говорит:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
Работа над выразительностью речи.
Чистоговорка:
ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла
ва-ва-ва – на землю падает листва
ди-ди-ди – кругом идут одни дожди
ей-ей-ей – сидит на ветке воробей
ат-ат-ат – птицы в тёплый край летят
да-да-да – наступают холода
но-но-но – стало очень холодно
3.Сообщение темы занятия. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Части речи»
В русском языке слова делятся на группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
- Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуй представить себе, что было бы, если бы не было речи.
Что бы стало?
(Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать). Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам.
Работа с карточками
Карточка №1
Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
Карточка №2
Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
- Поработали, а теперь немного отдохнем
Физминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Остановка.)
- Перед тобой лежит карточка с картинками и со словами, поставь каждый квадратик со словом возле соответствующей картинки. Назови эти слова, и объясни, почему именно так ты поставил слова.
- Как ты думаешь, какая это часть речи?
- Это местоимение, указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.
ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.
С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –
Что же это за слова?
Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.
Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ!
Работа на карточке
4.Итог занятия
- Мы повторили части речи, определили, что они значат, на какие вопросы отвечают.
5.Рефлексия
- О чем мы вспомнили на сегодняшнем уроке?
- Какое задание было самым сложным?
-Какие задание было самым интересным?
-Какие встретились трудности?
-Какое настроение у тебя по окончании урока.
Карточка №1
Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
Карточка №2
Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
Цель: сформировать представления о частях речи
Задачи:
Образовательные:
- сформировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки работы с частями речи, корригировать фонематический слух, внимание, восприятие, память, ловкость рук, устную, диалогическую и монологическую, связную речь, процессы анализа и синтеза; обогащать словарный запас; корригировать эмоционально-волевую сферу
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению и общению, самостоятельность и аккуратность
Оборудование: карточки с заданием
Ход занятия:
1.Организацонный момент
- Добрый день, сегодня мы наберемся грамотности. А для того чтобы выяснить тему нашего урока, для начала послушай сказку
Послушай небольшую сказку.
Жила – была королева Речь и ей подчинялись все, все слова русского языка. Однажды она решила разделить их на группы, которые называла частями речи. Одна часть речи существительное, она отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Например: собака, стол, цветок. Вторая часть речи прилагательное, она отвечает на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета. Например: красивый, вкусный, добрый. А третья часть речи глагол, она отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? И обозначает действие предмета. Например: бегут, растёт, стоит.
- Ты уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
( О частях речи)
- Правильно, тема нашего урока части речи.
2.Мобилизующий момент
Настроимся на урок и проведем легкую разминку
Учащийся поочередно касается одноименных пальцев рук учителя, начиная с больших пальцев и говорит:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
Работа над выразительностью речи.
Чистоговорка:
ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла
ва-ва-ва – на землю падает листва
ди-ди-ди – кругом идут одни дожди
ей-ей-ей – сидит на ветке воробей
ат-ат-ат – птицы в тёплый край летят
да-да-да – наступают холода
но-но-но – стало очень холодно
3.Сообщение темы занятия. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Части речи»
В русском языке слова делятся на группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
- Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуй представить себе, что было бы, если бы не было речи.
Что бы стало?
(Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать). Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам.
Работа с карточками
Карточка №1
Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
Карточка №2
Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
- Поработали, а теперь немного отдохнем
Физминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Остановка.)
- Перед тобой лежит карточка с картинками и со словами, поставь каждый квадратик со словом возле соответствующей картинки. Назови эти слова, и объясни, почему именно так ты поставил слова.
- Как ты думаешь, какая это часть речи?
- Это местоимение, указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.
ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.
С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –
Что же это за слова?
Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.
Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ!
Работа на карточке
4.Итог занятия
- Мы повторили части речи, определили, что они значат, на какие вопросы отвечают.
5.Рефлексия
- О чем мы вспомнили на сегодняшнем уроке?
- Какое задание было самым сложным?
-Какие задание было самым интересным?
-Какие встретились трудности?
-Какое настроение у тебя по окончании урока.
Карточка №1
Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
Карточка №2
Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.