Файл: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
Прочитайте текст. Найдите и подчеркните только родственные слова. Выпишите их в тетрадь
Моряки.
Моряки – очень смелые люди. Ведь море не всегда бывает спокойным. Иногда морские волны бывают размером с многоэтажный дом. Но это не страшит отважных моряков.
Итог занятия. Рефлексия
Чему учились на занятии?
Как можете оценить свою работу. (Дети оценивают свою работу смайликами.
Дата:15.11.22
Конспект логопедического занятия
Корень, окончание, приставка, суффикс.
Цель: закрепление знаний о составе слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствовать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок;
тренировать в морфологическом разборе слов;
активизировать номинативный словарь.
Коррекционно-развивающие:
развивать словесно – логическое мышление;
развивать речевое дыхание,общуюимелкую моторику;
развивать зрительное восприятие, слуховую память и внимание.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям, любовь к природе.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки-задания.
Ход занятия.
I. Орг. момент. 1)Упражнения на дыхания: Вдох-выдох… мммм Вдох-выдох…нннн Вдох-выдох…лллл Вдох-выдох…рррр
II. Сообщение темы, цели занятия. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что это такое?» и узнаем тему нашего занятия. -Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть? На доске: груз, изб, чик, ушк, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый. (Приставка, корень, суффикс, окончание.) - Что такое корень слова? ( Правило - общая часть родственных слов называется корнем.) -Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?(часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой и служит для образования новых слов.)
- А часть слова, которая стоит после корня? (Это суффикс, служит для образования новых слов).
- Какая часть слова изменяется? (Окончание, оно служит для связи слов в предложении.) Вывод: поработаем над темой: Состав слова.
III.Работа по теме занятия. 1)Закрепление знания о корне слова. - Прочитайте слова и скажите какой частью речи выражены они? - А какие части речи вы еще знаете? - К данным существительным красота, труд, груз подберите однокоренные глаголы и прилагательные. Красота, покраснеть, красный, прекрасный. Труд, трудиться, трудный. Груз, грузовой, грузить, погрузить. -Назовите корни слов.
-Ответьте, чем отличаются эти части речи и в чем сходство? Вывод: (Отличие - разные части речи, по составу слова; сходство - однокоренные слова)
2)Закрепление знания о приставках. Работа по карточкам. -Прочитайте, выпишите слова с приставками. -Обход, обломить, облако, обрасти. -Дотерпеть ,дорожить, доучиться, доиграть, доливать. -Сладкий, сбитый, склад, сговор, сдвиг. –Проверка. Прочитайте слова с приставками. Назовите слова, где нет приставки .
Вывод: Что такое приставки? Для чего они служат?
3) Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов. -Речевая игра «Пятый лишний». -Спишите слова только с суффиксами и выделите их. 1.Зимний, зимовать, зима, зимовщик, зимовка. 2.Рыбный, рыбачить, рыба, рыбка, рыбалка. 3.Вода,водный,подводный,водянистый,надводный. 4. Строитель, строить, стройка, пристройка, строительный. – Прочитайте слова с суффиксами. Вывод: Что такое суффиксы? Для чего они служат?
4) Физминутка. Игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ- (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная). »
5) Закрепление знания об окончании. - Прочитайте текст. Сын или покровитель. Природа нашей планеты в опасности. Многие изменения в природе произошли по вине человека. В давние времена жизнь людей зависела от окружающей их среды. Но у людей появилась техника, и им стало казаться, что они уже не зависят от природы. Это привело к загрязнению воздуха, почвы, воды. Господство над природой может привести людей к гибели. Входить в природу надо добрым другом. Человек - сын природы, а не её покровитель. –Назовите , с какими словами связано в предложениях слово природа? - Выпишите эти пары слов. –В опасности (что?) природа, изменения (в чем?) в природе, не зависят (от чего) от природы, господство (над чем?) над природой, сын (чего?) природы. –Почему слово природа имеет разные окончания? -Вывод: (Окончание - это изменяемая часть слова…).
-Найдите в тексте главную мысль. (Человек - сын природы, а не её покровитель). Передайте её своими словами.
6)Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов. Составьте слова из отгадок головоломок.
1.Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень в слове КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА. Что это такое? …(ПОДКОВА). 2.Корень попрошу у слова МАНИТЬ. Окончание у слова ЛИСА. Суффикс у слова КНИЖКА, Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ. Что получится?...(ПРИМАНКА). 3.Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ Корень такой же, как в слове ХОДОК. Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ А окончание, как в слове МАМА. Это слово - …(ПОХОДКА). 1) –Что общего между словами - отгадками? (Начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы, женского рода). -А чем они отличаются? (По составу слова.) 2) -Подберите к словам - отгадкам схемы. (Схемы на доске).
IV.Итог занятия. –Над какой темой работали на занятии? -Какие части слова вы знаете? -Какое задание для вас было трудным?
Дата:22.11.22
Конспект логопедического занятия
Тема: «Образование слов при помощи приставок».
Цель: Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом значении;
упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками;
2. Коррекционно-развивающие: развивать связную речь: учить составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками;
активизировать словарь;
развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение сосредотачиваться на учебной задаче и реализовывать её.
Оборудование: два стакана с водой, шапка Корня «лив», графический знак корня и приставки, слова, Приставка, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Прежде чем садиться за свое рабочее место давайте вспомним:
Какой сегодня день недели? (понедельник). Какой день был вчера? (воскресение). Какой будет пятый день недели? (пятница). Как называется третий день недели? (среда). Какой первый месяц зимы? (декабрь). Какой второй месяц зимы? (январь). Какое время года сейчас? (зима). Какой второй месяц осени? (октябрь). Какой первый месяц весны? (март).
Молодцы! Настроились на работу!
2. Речевая разминка.
На доске зашифровано слово, чтобы его разгадать необходимо, назвать в словах определенный по счету звук:
- понедельник (1) п
- воскресение (5) р
- пятница (5) и
- среда(1) с
- март (4) т
- апрель (1) а
- весна (1) в
- октябрь (2) к
- декабрь (4) а
Молодцы! Получилось слово приставка.
Рассмотрите мои действия (Логопед производит различные действия с двумя стаканами воды: наливает воду, выливает, переливает, поливает цветы).
У нас получились слова (записаны на доске):
Наливает, выливает, переливает, поливает
Посмотрите внимательно, какой корень у всех слов? («лив»). Теперь Корень «лив» уже не одинок, мы помогли ему найти нужные слова, за это он говорит вам спасибо.
Ребята, а с помощью чего мы помогли Корню? Я вам подскажу, обратите внимание на начало каждого слова. Перед корнем стоят: на-, вы-, пере-, по- -эту часть слова, которая стоит перед корнем называют приставкой. При помощи приставки мы можем образовывать новые слова.
3. Актуализация опорных знаний.
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Что называется корнем? (Корень – общая часть родственных слов)
- Прочитайте слова. Выделите корень.
Поход, выход, приход, заход.
- Назовите часть слова, стоящую перед корнем.
(по-, вы-, при-, за-) (Это приставки).
Откройте тетради и запишите число и тему занятия: Приставка.
4. Работа над темой занятия.
Я буду говорить слова, а вы будьте выполнять действия.
Вышел, зашел, пришел, пошел.
Какая общая часть в этих словах? (шел)
- Назовите часть слова, стоящую перед корнем.
( вы-, за-, при-, по-) (Это приставки).
Понес, вынес, занес, принес.
Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку.
Именно так и звучит тема нашего занятия: Образование слов при помощи приставок (на доске таблица «Приставка»).
- Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных?
Образец: полетел, залетел, улетел, прилетел, вылетел, слетел, подлетел, облетел, перелетел и т.д.
- летел, - плыл, - говорил, - шумел, - пищал.
- Приставки есть разные: на-, вы-, пере-, по-, от-, за-, при-, в- и другие, с которыми мы будем знакомиться на следующих занятиях. Но все приставки пишутся со словами слитно.
А вот, почему вы узнаете, когда послушайте сказку о приставках. Будьте внимательны, чтобы потом сформулировать правило о приставках.
В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Приставка жила и не тужила.
Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь. Они позвали девочку Приставку.
На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!
С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.
Понравилась сказка? Так, что же такое приставка?
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся всегда слитно.
А графически приставка обозначается так: (обозначение и на записанных словах на доске).
Это девочка Приставка, которая будет помогать вам на всех занятиях, при изучении данной темы. А сейчас она принесла задания и просит их выполнить, за правильно выполненное задание она вам приготовила подарок – свое графическое обозначение.
Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки, данные в таблице.
5. Закрепление знаний.
1. Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.
Отбежал, подплыл, заполз, записал, подул, ускакал, надел, подшил, передал, уполз, подсадил, вшил.
2. Тренировочные упражнения:
- Чем различаются слова:
Пробил-прибил (насквозь, крепко)
Промёрз-примёрз.
- Назвать противоположные действия, используя приставки – при, -от (с перекидыванием мяча).
Приплыть – отплыть принести - отнести
Прибежать – отбежать прилив - отлив
Привязать – отвязать подскочить – отскочить
Приползти – отползти прикатить - откатить
Привезти – отвезти прилететь - отлететь
Приехать- отъехать приходить-отходить
Молодцы! Получите графические знаки от Приставки. Вы наверно немного устали, давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. - Следующее задание будем выполнять на карточках.
Прочитайте слова, выделите приставки.
Прибежал, понес, завязал, перевел, приезд, умчался, запищал, помчался, уговорил.
Проверяем.
4. Работа в парах.
Девочка Приставка принесла вам приставки и просит образовать с ними новые слова.
5. Работа в тетрадях.
Одна пара от корня -нес