Файл: Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

том - (дом)

собор - (забор)

кот - (год)

почка - (бочка)

шар - (жар)

финт - (винт)

- А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка)

зайка - (сайка)

блещут - (плещут)

жест - (шест)

грот - (крот)

вол - (фол)

8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку).

У Андрея болит (зуб).

Есть он может только (суп).

Зимой мы строим ледяную (горку).

Мышонок грызёт хлебную (корку).

Расставаться с другом (жаль).

Бабушка связала (шаль).

9. Упражнение "Припоминай-ка".

- А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный

глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две

группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

- А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)

- Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

- Да-а-а… Это целая наука!

Дата:25.10.22


Конспект логопедического занятия

Тема: Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

Цели.

Образовательные:

- познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными;

- учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, память;

- способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению, сдержанность, умение выслушивать мнение одноклассников;

- раскрывать красоту и богатство русского языка.

Ход урока.

Организационный момент.

Настрой на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Развитие фонематического слуха.

О,С, И,Т,Н,Е,У,З,Э,Д,А

На какие группы можно поделить буквы? Гласные и согласные.

Запишите ту группу букв, где по количеству их меньше.

Назовите буквы С,Т,Н.З,Д


Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. Запишите запомнив закономерность.

СТН ЗДН

Что написано на доске?

Пословица. Сердце матери лучше солнца греет.

Почему так говорят?

Какие опасные, на ваш взгляд, места есть в предложении? Правильно! В словах «сердце», «солнце» не произносятся буквы Д,Л.

Скажите ребята, как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Правильно! Мы познакомимся с правописанием слов, в которых есть непроизносимые согласные. Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.

Словарная работа.

Расшифруйте слова.

Здрвствйт здравствуйте

Лстнц лестница

Прзднк праздник

Чвстввать чувствовать

Ребята, как вы думаете эти слова можно проверить? Нет! Их нужно запомнить или посмотреть в словаре.

Давайте составим предложение с каждым из этих слов.

Пальчиковая гимнастика.

Можешь пальцы сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять

Десять пальцев – пара рук

Вот твое богатство друг.

Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

Задание. Устно подберите проверочные слова, запишите в тетрадь только те слова в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом запишите проверочные слова.

Вку(сн)ый Чуде(сн)ый

Опа(сн)ый ужа(сн)ый

Че(сн)ый гру(сн)ый

Нена(сн)ый капу(сн)ый

Зве(зн)ый опа(сн)ость

Запа(сн)ой рукопи(сн)ый

Работа в парах (взаимопроверка).

Честь- честный, капуста – капустный, грусть- грустный, ненастье – ненастный, звезда- звездный.

Что вы заметили? Правильно ребята. Есть слова в которых не слышатся согласные, но при подборе проверочного слова пишется.

Вывод : чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и[н],[стн];[з] и [н] [здн].

Как можно назвать согласнее которые не произносятся. Непроизносимыми. Прочитайте и запомните написание некоторых слов с непроизносимой согласной.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Так как же правильно написать слова с непроизносимыми согласными? Подобрать проверочное слово.

Физминутка ( презентация с анимацией).

Диктант.

1. Был прекрасный зимний вечер.

2. Радостные люди спешат домой.

3. В областном центре праздник.

4. На звёздном небе будет салют.

5. Так отмечен доблестный труд.

6. Уже поздно, детям гулять опасно.

Какие слова с непроизносимыми согласными из диктанта вы запомнили? Как проверяли? Какие слова вызвали трудность при написании? Были ли незнакомые слова?



Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте закрепим полученные знания с нашим другом Гарфилдом.

Используем ЭОР «ГАРФИЛД второклассникам» (Лексика и орфография).

Итог урока. С какой важной темой мы сегодня столкнулись на уроке? Что нужно запомнить, что бы грамотно писать слова с непроизносимыми согласными?
Дата:08.11.22


Конспект логопедического занятия


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов; развивать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие: учить выделять корень слова; учить детей работе со словарными словами; развивать память.

Коррекционно-воспитывающая: развивать коммуникативные навыки детей.

Оборудование: муляж дерева, карточки со словами к логопедическим играм

Ход занятия.

1. Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики

2. Актуализация знаний

Выпиши только слова ИЙ, ПРИГОРОК, РИ, ГОРОЧКА, РА, ГОРА, ТЫЙ, ГОРНЫЙ, ВАТЬ, ГОРЕВАТЬ

Выделите общую часть в каждом слове(корень).Какое слово лишнее? Почему? Подчеркните его .

3.Объявление темы занятия

Выберите в нижнем ряду гласные второго ряда. Только тогда вы сможете прочитать тему нашего занятия

К

О

В

Р

Е

О

Т

Н

Р

Ь

е

а

ю

о

я

и

ы

е

у

я

КОРЕНЬ

4. Коррекционная работа на лексическом уровне

- Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные — около них записаны части слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки и выделим корень каждого слова. Дети записывают слова. Отмечают в них корень: САД — садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка. - Вспомните, как мы обозначаем корень. Как называются эти слова? (однокоренные) - Как будем писать корень во всех этих словах? (одинаково)


Закрепление знаний детей об однокоренных и родственных словах


Игра «Собери группы слов». На доске 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем. Эти слова называются родственными.

Различение слов с одинаковым корнем и родственных слов

Посмотрите, я нечаянно рассыпала слова. Они перепутались. Давайте подумаем и объясним, как можно разделить их на две группы

РИС, РИСУНОК, РИСУЕТ, РИСОВАЯ, РИСОВАНИЕ, РИСИНКА

Какие два секрета помогут нам различать родственные и однокоренные слова?

1) у однокоренных слов один корень, они похожи по «внешнему виду» друг на друга

2) у родственных слов кроме одинакового корня есть общее значение (смысл)

Физкульминутка

Игра «Третий лишний» Найди лишнее слово:

ГОРЕ, ГОРКА, ГОРЬКИЙ

ВОДИТЕЛЬ, ВОДИЧКА, ВОДА

КОСИТЬ, КОСИЧКА, КОСА

ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, ЖЕЛТЫЙ

Игра «Кто, где живет?» Выбери родственное слово

Д…мовой живет в ___________________(избе, доме)

В…дяной живет в ____________________(болоте, воде)

Л…совичок живет в __________________(чаще, лесу)

Игра «Соревнование»

Какая команда придумает и запишет больше родственных слов: снег, мороз, зима

Игровое задание «найди пару» Найди пару и соедини стрелками однокоренные слова. Можно их назвать родственными?

Море

Березовый

Футбол

Рыбак

Береза

моряк

Сахар

Звонкий

Рыба

Футболист

Звонок

Сахарница


Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Игра «Собери предложение»

В ЛИСЫ НОРЕ У ПОЯВИЛИСЬ ЛИСЯТА

Запиши предложения и найди родственные слова. Выдели в них корень.

Индивидуальная работа по карточкам.

Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Обозначьте в словах корень.

На огонь летит маленький … Солнце, луна, звёзды – небесные … В комнате стало … от огня. Вдалеке я увидел тусклый … Зимой солнце …, но не греет. Скоро наступит … и станет совсем …