Файл: Тема Институты и их роль в экономике Основные принципы институционализма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Трансакционные издержки: понятие и виды
Трансакционные издержки – это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций.
Трансакционные издержки– все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
Издержки производства, в соответствии с новой институциональной экономической теорией, состоят из двух частей – трансформационных издержек, связанных с изменением или воспроизводством физических характеристик благ, и трансакционных издержек, отражающих изменение или воспроизводство «правовых», а в более в общем плане – институциональных характеристик.
К видам трансакционных издержек относятся: издержки выявления альтернатив, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки оппортунистического поведения, издержки спецификации и защиты прав собственности
-
Теорема Коуза Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.
По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние.
Теорема посвящена проблеме внешних эффектов (экстерналий). Так называют побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Примеры отрицательных экстерналий: дым из фабричной трубы, которым вынуждены дышать окружающие, загрязнение рек сточными водами и т. д. Примеры положительных экстерналий: частный цветник и лужайка, которыми могут любоваться прохожие, мощение улиц частными лицами за свой счет и др.-
Асимметрия информации и оппортунистическое поведение
Асимметрия информации означает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, обладающая большим объемом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом.
Можно выделить три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации.
1. Покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики», которая может привести к неблагоприятному отбору.
2.Скрытые действия /скрытая информация, которые приводят к моральному риску той стороны, которая обладает информацией.
3.Скрытые намерения партнера по сделке скрывают в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения — вымогательства.
6. Неблагоприятный отбор и возможности его преодоления
Неблагоприятный отбор — это ситуация, при которой неинформированная сторона рынка имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку (т.е. она проводит неблагоприятный отбор информированных сторон).
Неблагоприятный отбор обычно определяют как вид предконтрактного оппортунизма, который проявляется при наличии асимметрии информации и заключается в том, что более информированные агенты, стремясь максимизировать своё благосостояние, совершают действия, которые негативным образом сказываются на благосостоянии остальных участников взаимодействия. Основное замечание: оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего контрагента, а принцип неблагоприятного отбора характеризует стихийный оппортунизм. Примеры: «рынок лимонов» подержанных авто в США, рынок кредитных услуг и страховых услуг.
Методы борьбы:
(1)Сигналы: Информированный агент подаёт принципалу информацию о своём типе.
(2)Фильтрация: применение контрактов, в которых выбор агента является сигналом о его типе.
(3)Рационирование: неинформированная сторона выдвигает ряд требований, напрямую не связанных с предметом контракта
(4)Прописать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть.
(5)Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции.
7. Способы противодействия моральному риску и вымогательству
Среди основных мер общей профилактики преступности, связанной с вымогательством, можно выделить:
а) обеспечение надежной защиты частного сектора экономики от рэкета силами органов власти федерального и регионального уровня
б) ужесточение законодательного, финансового, оперативного и других видов контроля за межрегиональными, транснациональными связями организованной преступности, незаконным экспортом и импортом, противодействие вывозу капитала за границу
в) регулярное освещение в прессе, на телевидении проблем борьбы с организованными формами вымогательства, самокритичное, открытое обсуждение в СМИ достижений и недостатков правоохранительных органов в этой борьбе и т.п.;
Способы борьбы с моральным риском можно разделить на 2 условные категории:
-
Внутренние (доступны заинтересованной стороне в рамках конкретного контракта и оплачиваемые непосредственно самими участниками контрактных отношений) -
Внешние (обеспечиваются рынком или той средой, где данный контракт заключается)
Разберем внешние и внутренние механизмы борьбы с моральным риском на примере взаимоотношений собственника и наемного работника (менеджера).
Внутренние механизмы.
1. оплата по результату. Идея – создать у агента (менеджера) стимулы к добросовестному поведению за счет возложения на него более полной ответственности за его действия и решения.
2. Мониторинг – измерение действительного вклада менеджера (проверка времени прихода и ухода с работы).
3. Реорганизация менеджмента или ротация кадров внутри фирмы. Менеджеры каждый период назначаются на разные участки работы с целью снизить эффект воздействия случайной составляющей на работу менеджера.
Внешние механизмы.
1. Угроза поглощения. Рынок корпоративного контроля. Команды менеджеров конкурируют за ресурсы компании. В случае неэффективной работы менеджеров возможно поглощение. В большинстве случаев это означает увольнение менеджеров. Часто – достаточный стимул.
2. Контроль кредиторов. Долги менее распылены, чем акции, поэтому у кредиторов больше стимулов к контролю. Возможный метод контроля – аудит фирмы.
8. Специфические активы и их роль в принятии решения о способах управления трансакциями
Специфический актива- отсутствие возможностей альтернативного использования актива (объекта контракта) без существенных потерь.
Виды специфичности активов:
-
пространственная специфичность -
специфичность натурально-вещественной формы; -
специфичность трудовых ресурсов; -
торговая марка.
Создается специально под определенную трансакцию.
Он не может быть использован вне рамок данной трансакции без существенных потерь в его производственном потенциале.
Например: язык суахили, микросхема, производственное здание.
Специфические активы есть такие затраты, следующее применение которых является менее выгодным
Задача заключается в определении эффективной формы управления трансакциями, т.е. в минимизации издержек осуществления сделок.
Специфичность активов в сочетании с уровнем повторяемости трансакций являются основными факторами выбора форм управления трансакциями.
Тема 5. Экономическая теория контрактов
1. Классический контракт: базовые предположения и основные черты
Классический контракт — безличностный и двусторонний; характеризуется присутствием четко оговоренных пунктов.
Он тяготеет к стандартизации, и упор в нем делается на юридические правила.
Классический контракт основан на представлениях о полноте информации у участников сделки, т.е. отсутствии неопределенности и, как следствие, нулевых трансакционных издержках. Данный тип контрактов подразумевается в рамках классической политической экономии, исследующей отношения купли-продажи как разовый обмен правами. Услуги третьей стороны в этом случае необходимы лишь для обеспечения достоверности угрозы наказания, поскольку решение суда изначально очевидно.
Условия заключения классического контракта:
1) разовые трансакции;
2) в исполнении контракта не задействованы специфические активы;
3) низкая степень неопределенности будущего.
Основные характеристики классического контракта:
• носит безличный характер и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если..., то...»);
• не имеет значения личность контрагента — его участником может быть любой. Вот почему классический контракт тяготеет к стандартизации;
• записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными условиями. Упор делается на юридические правила, формальные
документы, самоликвидацию сделки (с выполнением условий она прекращает существование);
• одномоментны, краткосрочны, обеспечивают разовые и повторяющиеся трансакции;
• низкая степень неопределенности;
• рыночные альтернативы являются инструментом защиты каждой стороны классического контракта от оппортунистического поведения;
• структура управления классическим контрактом — рынок.
2. Неоклассический контракт: основания возникновения и способ управления
Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно предвидеть заранее все возможные последствия заключаемой сделки. Неоклассический контракт предусматривает общие принципы организации отношений сторон (принципы сотрудничества). Дух договора преобладает над буквой. Разрешение конфликтных ситуаций осуществляется на основе привлечения третьей стороны – арбитра. В качестве арбитра может выступать как формальный институт (суд), так и неформальный – институт, которому стороны доверяют.
При заключении неоклассического контракта стороны исходят из того, что:
· все контракты неполны, и сделать их совершенными невозможно;
· ряд контрактов невозможно реализовать, пока стороны не начнут доверять некоему механизму разрешения споров.
Иными словами, в неоклассическом контракте для разрешения конфликтной ситуации привлекается третья сторона – трехстороннее управление.
Неоклассический контракт применяется, когда:
1) в сделке задействованы специфические активы;
2) трансакция носит разовый (дискретный), хотя и долговременный характер.
Неоклассический контракт еще называют трехсторонним управлением, поскольку он предполагает наличие и функционирование механизма урегулирования споров между экономическими агентами нейтральной третьей стороны — третейским судом. Третейский суд при возникновении разногласий между сторонами занимается интерпретацией и исправлением норм формальных контрактов.
3. Отношенческий контракт: условия применения и способы управления
Отношенческий контракт– это долгосрочное соглашение о сотрудничестве, в котором неформальные условия (прошлые и ожидаемые будущие отношения) превалируют над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью и доверием участвующих сторон. Для осуществления такого контракта обычно требуется некий планомерный порядок, предусматривающий иерархию.