Файл: Тема Институты и их роль в экономике Основные принципы институционализма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иными словами, мы имеем дело с гибридной формой сделки, в которой одновременно присутствует и рыночный обмен и иерархия, предполагающая совместное управление деятельностью.

Отношенческий контракт зависит от опыта, который стороны накопили в процессе взаимодействия. Этот опыт способствует формированию общих ментальных моделей и общих ожиданий, на основе которых стороны вырабатывают общие конвенциальные (неформальные) нормы поведения.

Таким образом, для отношенческих контрактов характеры следующие черты:

· доверие и общие конвенциальные нормы, сложившиеся на основе предшествующего опыта взаимодействия;

· открытые условия (неполнота);

· иерархия как способ управления деятельностью;

· переговоры как способ разрешения конфликта.

Механизмы принуждения к исполнению отношенческого контракта:

· угроза потери партнера;

· угроза потери репутации.

В юридической практике отношенческие контракты обычно называют фидуциарными сделками (сделками на доверии). Это сделки, направленные на совместное получение выгоды. Распределение выгоды происходит после ее получения. В качестве примеров таких сделок можно привести договор о совместной деятельности.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели 
4. Виды оппортунизма.
Оппортунизм – это модель поведения людей, которые, в первую очередь, преследуют свои интересы, в связи с чем они не стесняются использовать различные формы обмана и совершать иные действия, противоречащие общепринятым нормам морали и делового обычая.

ВИДЫ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  • 1)Моральная угроза - вид оппортунистического поведения, который связан с формальным выполнением обязательств при реальным отклонением от них

  • 2)Неблагоприятный отбор (Когда существует асимметричная информация страдают продавцы высококачественных продуктов так как, потенциальные покупатели не могут отличить товары низкого качества от товаров высокого качества до их покупки. В этом случае высококачественные товары „вымываются" с рынка и замещаются товарами низкого качества, т.е. происходит неблагоприятный отбор.).

  • 3) Оппортунизм менеджеров (при маленькой степени контроля за менеджерами, они не рационально управляют предприятием, стараясь не увеличить достояние собственника, а получить свою выгоду).


4) Вымогательство
5. Оппортунизм «Неблагоприятный отбор» и способы борьбы с ним.

Неблагоприятный отбор — это ситуация, при которой неинформированная сторона рынка имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку (т.е. она проводит неблагоприятный отбор информированных сторон).

Неблагоприятный отбор обычно определяют как вид предконтрактного оппортунизма, который проявляется при наличии асимметрии информации и заключается в том, что более информированные агенты, стремясь максимизировать своё благосостояние, совершают действия, которые негативным образом сказываются на благосостоянии остальных участников взаимодействия. Основное замечание: оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего контрагента, а принцип неблагоприятного отбора характеризует стихийный оппортунизм. Примеры: «рынок лимонов» подержанных авто в США, рынок кредитных услуг и страховых услуг.

Методы борьбы:

(1)Сигналы: Информированный агент подаёт принципалу информацию о своём типе.

(2)Фильтрация: применение контрактов, в которых выбор агента является сигналом о его типе.

(3)Рационирование: неинформированная сторона выдвигает ряд требований, напрямую не связанных с предметом контракта

(4)Прописать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. 

(5)Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции.
6. Оппортунизм «Моральный риск» и способы борьбы с ним.

Моральный риск – это оппортунизм, проявляющийся на стадии исполнения контракта и заключающийся в ненадлежащем исполнении своих обязательств одной из сторон сделки.

Способы борьбы с моральным риском можно разделить на 2 условные категории:

  • Внутренние (доступны заинтересованной стороне в рамках конкретного контракта и оплачиваемые непосредственно самими участниками контрактных отношений)

  • Внешние (обеспечиваются рынком или той средой, где данный контракт заключается)

Разберем внешние и внутренние механизмы борьбы с моральным риском на примере взаимоотношений собственника и наемного работника (менеджера).

Внутренние механизмы.

1. оплата по результату. Идея – создать у агента (менеджера) стимулы к добросовестному поведению за счет возложения на него более полной ответственности за его действия и решения.

2. Мониторинг – измерение действительного вклада менеджера (проверка времени прихода и ухода с работы).



3. Реорганизация менеджмента или ротация кадров внутри фирмы. Менеджеры каждый период назначаются на разные участки работы с целью снизить эффект воздействия случайной составляющей на работу менеджера.

Внешние механизмы.

1. Угроза поглощения. Рынок корпоративного контроля. Команды менеджеров конкурируют за ресурсы компании. В случае неэффективной работы менеджеров возможно поглощение. В большинстве случаев это означает увольнение менеджеров. Часто – достаточный стимул.

2. Контроль кредиторов. Долги менее распылены, чем акции, поэтому у кредиторов больше стимулов к контролю. Возможный метод контроля – аудит фирмы.
7. Оппортунизм «Вымогательство» и способы борьбы с ним.
Вымогательство – это вид преступной деятельности, которая заключается в предъявлении требований имущественного характера под угрозой совершения действий, способных причинить существенный ущерб различным интересам граждан и организаций.

Среди основных мер общей профилактики преступности, связанной с вымогательством, можно выделить:

а) обеспечение надежной защиты частного сектора экономики от рэкета силами органов власти федерального и регионального уровня

б) ужесточение законодательного, финансового, оперативного и других видов контроля за межрегиональными, транснациональными связями организованной преступности, незаконным экспортом и импортом, противодействие вывозу капитала за границу 

в) регулярное освещение в прессе, на телевидении проблем борьбы с организованными формами вымогательства, самокритичное, открытое обсуждение в СМИ достижений и недостатков правоохранительных органов в этой борьбе и т.п.;

г) пресечение незаконного оборота оружия, установление более строгих ограничений для торговли спецсредствами, специальной и криминалистической техникой, специальным обмундированием, которое зачастую используют вымогатели, и т.п.;

д) укрепление сотрудничества правоохранительных органов с негосударственными организациями и их структурами (охранными и детективными службами) в целях предупреждения их сотрудничества с криминальными группировками, участия в "крышевании" (вымогательстве) предпринимательских структур;

8. Рентоориентированное поведение в российской экономике и способы борьбы с ним.
Рентоориентированным поведениемназывается такое поведение, которое направлено на извлечение и использование ренты, создание условий для ее появления и роста, создание институтов (часто неформальных) по доступу к ренте и защите возможностей извлечения ренты.


Таким образом, рента — это всегда некая «возможность» для ренто- ориентированного поведения, возникающая при определенных условиях. Не всегда и не для всех условий рента порождает рентоориентированное поведение, но последнее существует только при наличии ренты, уже имеющейся или потенциальной (возникающей при определенных обстоятельствах).

Для совершенствования кодекса корпоративной этики с точки зрения борьбы с негативным рентоориентированным поведением и коррупцией необходимо:

  • - внести антикоррупционное поведение в список провозглашаемых ценностей и идеологическую часть кодека;

  • - создавать подробные, логичные и не противоречивые правила поведения сотрудников в ситуациях, связанных с передачей взяток, подарков и т.д.


Тема 6. Институт фирмы

1. Предприятие как форма подчинение труда капиталу

Капиталистическое предприятие – это форма подчинения труда капиталу. Господства капитала над трудом.

В этой картине мира есть два уязвимых звена. Во-первых, она не соответствует истории. А во-вторых, гипертрофирует роль труда как единственного фактора производства.

При капитализме за юридической свободой рабочего в действительности скрывается экономическая несвобода, а отношение между капиталистом и рабочим есть отношение экономического принуждения (см. Эксплуатация при капитализме). Это принуждение усиливается и получает новые формы в ходе развития производства прибавочной стоимости. Закон прибавочной стоимости подчиняет труд капиталу.

Подчинение труда капиталу сказывается в следующем.

1. Рабочий отделён от средств производства, а потому лишён и средств существования. Он поставлен в положение полной экономической зависимости от капиталиста, сосредоточившего в своих руках средства производства.

2. Капитал, олицетворённый в образе капиталиста, командует над трудом в самом процессе производства. Капиталист приобретает на рынке право потреблять рабочую силу и распоряжаться ею в течение определённого времени. Он устанавливает полный контроль над трудом, навязывает рабочему режим труда, следит за тем, чтобы рабочий интенсивно работал.

3. Капиталист как хозяин средств производства и рабочей силы, принадлежащей ему в пределах оговорённого в контракте времени, полностью присваивает результаты производственного процесса — товары, созданные рабочим. Вместе с ними он присваивает прибавочный труд рабочего, воплощённый в прибавочной стоимости.


2. Предприятие как форма реализации предпринимательской активности
Предприятие является коммерческой организацией, нацеленной на получение прибыли, и тем самым существенно отличается от некоммерческих организаций, не преследующих цели извлечения прибыли.

Предприятие имеет собственный расчетный счет и самостоятельный баланс, самостоятельно распоряжается имуществом, которым располагает либо в собственности, либо в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении.

Предприятие выступает как субъект права, несет имущественную ответственность по своим хозяйственным и налоговым обязательствам перед государством, другими юридическими лицами и организациями, а также наемными работниками.

Предприятие самостоятельно организует производственный процесс, реализует свою продукцию и услуги и зарабатывает средства, необходимые для удовлетворения экономических интересов работников предприятия, его собственников (акционеров), выполнения обязательств перед бюджетом, другими юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК) все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы и могут осуществлять следующие виды деятельности:

· производить продукцию;

· выполнять работы;

· оказывать услуги.

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин “организация”.

Предприятие– представляет собой основное звено народнохозяйственного комплекса и несет в себе все основные отношения рыночной экономики.

Во-первых, предприятие производит товар и услуги, обладающие стоимостью и потребительной стоимостью, реализует их на рынке и получает средства, необходимые для возобновления и расширения производства, формирования различных фондов и формирования бюджета.

Во-вторых, предприятие осуществляет все стадии общественного производства: производство-распределение-обмен-потребление.

В-третьих, предприятие реализует полный цикл оборота авансированного капитала и на этой основе осуществляет суженное, простое или расширенное воспроизводство.

В-четвертых,