Файл: Отчет по практике Я, Краснова Анастасия Сергеевна, проходила производственную.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
их соблюдения банковского законодательства, нормативных стандартов и актов, своевременного урегулирования возникающих конфликтов, обеспечения надлежащего уровня надежности, согласно характеру и масштабам проводимых операций со стороны коммерческого банка и оптимизации рисков, сопутствующих его деятельности.25

Поэтому согласно международным принципам формирования системы внутреннего банковского контроля, система должны включать в себя следующие элементы:

  • контрольную среду,

  • внутреннюю среду,

  • отдельно взятые виды контроля,

  • специализированный контроль,

  • контрольную деятельность и мониторинг.

Так, например элементы, входящие в состав системы внутреннего контроля, согласно международным принципам формирования системы внутреннего контроля, действуют по схеме, представленной на рисунке 2.





24 Основные принципы эффективного банковского надзора [Электронный ресурс]. - URL: https://discovered.com.ua/glossary/osnovnye-principy-effektivnogo-bankovskogo-nadzora/ (дата обращения 22.04.2020)

25 Юшкова С.Д. Новое в законодательстве о внутреннем контроле банков // Экономика и бизнес. - 2019. - №4. - С.34-36

Так согласно международным принципам формирования внутреннего контроля в банке, контрольная среда выступает в роли фундамента для всех компонентов внутреннего контроля банка.

Контрольная среда внутреннего контроля согласно международным принципам контроля включает себя компетентность и этику банковских работников, философию и стиль банковского менеджмента, существующее разделение должностей и полномочий в банке, организационную структуру банка и все постановления его совета директоров.

Методы управления и политика банка представляет собой отношение банковского
менеджмента к его уровню риска, финансовой отчетности, функциям бухгалтерии и выработке оценок банковской деятельности для бухгалтерии.

В роли каркаса всей организации банковской деятельности выступает организационная структура банка, так как именно на основании организационной структуры происходит дальнейшее планирование всей банковской деятельности, направленной на достижение поставленных ранее целей. При этом четко разработанная организационная структура обладает четко выделенным ключевыми областями полномочий и ответственности и установленными каналами внутренней отчетности.

Ниже на рисунке 2 представлена схема элементов системы внутреннего контроля согласно международным регламентациям.




Рисунок 2 Схема элементов системы внутреннего контроля коммерческого банка
Так, принцип разделения полномочий и обязанностей представляет собой ту степень инициативности, которую работник банка может взять на себя в пределах своей компетентности и полномочий. В данном случае среда внутреннего банковского контроля

будет во многом определена осознанием работниками банка свой ответственности и компетентности за каждое совершенное действие, где под компетентностью, понимаются необходимые навыки и умения банковских работниках в достижении поставленных задач.

Банковский менеджмент принимает решения об уровнях соответствия сотрудников вышестоящему руководству и предоставления каждому из работников определенной степени

свободы в его действиях в рамках банковской деятельности.

Контрольная деятельность представляет собой весь процесс функционирования и взаимодействия системы внутреннего контроля коммерческого банка, при этом она включает в себя не только специальный контроль, но и выполнение сотрудниками банка их должностных функций и полномочий.

Под специальным контролем понимается деятельность отдельно взятых сотрудников банка ответственных за проведение отдельных контрольных операций или отдела внутреннего аудита, как на постоянной основе, так и разово.

Контрольная деятельность - процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Включает как специальный контроль, так и выполнение контрольных функций при выполнении своих обязанностей сотрудниками.

Причем данная проверка может быть оперативной и проводиться непосредственно самими менеджерами банка, так быть отдельной оценкой контроля банковской деятельности со стороны наемных аудиторов.

Так, например, согласно международным принципам банковского контроля, проверке подвергаются такие положения банка и его документы как:

  • существующие положения о системе внутреннего банковского контроля,

  • положения в службе контроля внутри банка,

  • документация, регламентирующая все процедуры принятия различных банковских решений,

  • документация касательно реализации операций банка на финансовых рынках,

  • положение коммерческого банка о его эмиссии ценных бумаг,

  • документы, регламентирующие привлечение финансовых ресурсов банком,

  • положения банка касательно открытия и обслуживания клиентских счетов,

  • положения о программном обеспечении банка,

  • положение о внутреннем контроле над деятельностью филиалов,

  • положение о службе внутреннего контроля в филиалах.


Важную роль в организации внутреннего контроля в банке имеет система внутренней нормативной документации. Международная система предлагает использовать следующую систему документации:

-Положение о системе внутреннего контроля банка;

  • Положение о службе внутреннего контроля;

  • Руководство по политике банка в соответствующем направлении деятельности;

  • Процедуры выполнения работ по соответствующему направлению;

-Инструкции сотрудникам по выполнению отдельных операций процедуры;

  • Положения об отделах и подразделениях банка;

  • Должностные инструкции сотрудников отделов;

-Положение о Комитете (или другом органе управления) по принятию решений в данном направлении.

Проблемы внутреннего аудита в настоящее время слабо отработаны как в теории, так и в практике в Российской Федерации. Вместе с тем, эти проблемы достаточно подробно рассмотрены в странах с развитой рыночной экономикой, например, в США, где имеется Институт внутренних аудиторов (IIA) и разработано Положение о стандартах внутреннего аудита (SIAS).

25 стандартов внутреннего аудита разделены на 5 основных групп:

  • Независимость,

  • Профессионализм,

-Масштаб работ,

-Проведение аудиторской проверки,

  • Управление отделом внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов США (SIAS) дает такое определение: Внутренний аудит - независимая оценка внутри организации для проверки и определения эффективности ее деятельности.

Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои обязанности. Внутренний аудит предоставляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах”. Данное определение делает акцент на трех основных моментах:

  • независимость внутренних аудиторов;

  • проверка и оценка эффективности деятельности организации; ·

  • помощь членам организации в выполнении своих обязанностей.


Однако такой подход на стадии формирования рыночных отношений не совсем оправдан, поскольку аудит, как показывает его история в странах с развитым рынком, проходил несколько этапов от сплошной проверки до аудита по современной технологии, основанной на риске.

То есть внутренний аудит можно определить, как внутреннюю контрольную функцию управления, осуществляемую специализированными сотрудниками организации для решения задач, связанных с учетом, отчетностью, контролем и другими функциями управления; внутренний аудит способствует администрации в контроле над деятельностью организации и в достижении общих целей организации. Внутренние аудиторы должны быть независимы от проверяемых подразделений и руководителей этих подразделений в организации.

Кроме того, существуют структуры, в которых внутренние аудиторы независимы и от исполнительного руководства организации, поскольку подчинены внешним учредителям организации (например, Совету Директоров, Наблюдательному совету и т.п.).

«Одним из важнейших отличий и особенностей внутреннего аудита, точнее нынешнего этапа его развития в России, является его нацеленность на обслуживание потребностей руководства в информации, т.е. внутренние аудиторы:

-во-первых. подчинены руководителю;

-во-вторых, представляют полученную при проверке информацию непосредственно руководителю организации;

-втретьих, работают по плану и указаниям руководителя организации. Обслуживание организации в целом, тем более оказание услуг организации происходит лишь опосредованно, через решения,