Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, однако раб распоряжался им вполне самостоятельно и заключал различные сделки с коммерческими партнерами. По этим сделкам ответственность нес его господин, однако опять-таки в ограниченных размерах: долги раба он уплачивал только в пределах стоимости пекулия. Лишь в том случае, если хозяин обогащался благодаря заключенным рабом сделкам, он отвечал по иску и собственным имуществом в пределах суммы этого обогащения. Некоторые из рабов, распоряжавшихся пекулием, могли иметь даже своих собственных рабов - викариев. Государственные рабы имели право передавать по наследству по завещанию половину своего пекулия.

Рабство устанавливалось следующими способами: взятие в плен, рождение от матери-рабыни, кем бы ни был отец 23, обращение в рабство за тяжкие преступления. Свободный человек, из своекорыстных соображений выдавший себя за раба, в наказание оставался рабом. Путем выхода из рабского состояния была прежде всего манумиссия - отпуск раба на волю по решению господина посредством официального заявления, завещания, усыновления. Раб мог стать свободным и согласно закону, независимо от воли господина, например, если он прожил 20 лет как свободный человек, или если он выдал правосудию убийцу господина. Пленник-римлянин, каким бы то ни было способом возвратившийся из чужеземного плена, снова получал права гражданства.
Правовое положение чужеземцев. Кроме римских граждан, определенные привилегии в правовом отношении имели латины - родственные римлянам обитатели латинских общин Средней Италии, а также лица, приравненные к ним специальными решениями государственных органов. Все они имели в Риме jus commercii, а некоторые (жители латинских городов, исторически наиболее тесно связанных с Римом) - также и jus conubii. Латины могли приобрести и полные гражданские права в Риме, если переселялись туда на постоянное жительство или становились декурионами в своих общинах. С 89 г. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили римское гражданство. Среди латинов выделялась особая категория латинов-вольноотпущенников. По происхождению это были рабы, отпущенные на волю господами-латинами, а с 19 г. до н.э. также и рабы римских граждан, которым господа давали свободу без соблюдения древних формальностей, путем простого заявления. Как и прочие латины, они имели jis commercii, однако для них свобода совершения имущественных сделок ограничивалась запретом составлять завещание, поскольку по закону единственным наследником латина-вольноотпущенника был его бывший господин. Во времена Юстиниана это ограничение было снято. Имущественные споры латинов разрешались в римских судах точно так же, как и споры римских граждан.


Все остальные свободные жители Италии и провинций Рима, не имевшие римского гражданства, а также временно находившиеся на римской территории иностранцы, имели правовой статус чужеземцев (peregrini). Свои имущественные тяжбы перегрины разрешали в собственных судах согласно своим национальным нормам права. Однако по мере развития коммерческих отношений между разными областями Римского государства, по мере того, как в самом Риме увеличивалось количество сделок, заключаемых между представителями различных общин, в том числе сделок между римлянами и чужеземцами, возникла необходимость разработать единые правовые нормы, которыми руководствовался бы римский судья, разбиравший споры между участниками подобных правоотношений. Поэтому в Римской республике появилась должность претора по делам иностранцев и определяемые в его эдикте нормы права народов (jus gentium), о чем уже говорилось выше. При судебном разбирательстве имущественных тяжб между перегринами и римскими гражданами обе стороны имели равные права, так что римское гражданство с точки зрения права народов не давало никаких преимуществ его обладателю. Не имея в Риме jus commercii, перегрины, тем не менее, могли рассчитывать на судебную защиту своих прав, если обращались к претору по делам иностранцев. Таким образом, перегрины также обладали имущественной правоспособностью. В 212 г. н.э. все свободные жители Римской империи, имевшие статус перегринов и латинов, стали римскими гражданами.
Юридические лица. В современном праве под юридическим лицом понимается организация, обладающая своим имуществом, обособленным от имущества входящих в организацию физических лиц, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, приобретающая, подобно физическому лицу, права и обязанности, выступающая в суде в качестве истца и ответчика. Римское право не знало термина “юридическое лицо”, однако само представление о том, что участниками имущественных отношений и частноправовых судебных споров могут быть не только физические лица, но и их объединения, располагающие своим обособленным имуществом и действующие personae vice (“в качестве лица”), у классических римских юристов, безусловно, существовало. Поэтому можно утверждать, что основы учения о юридическом лице были заложены уже в древнем Риме.

В классический период римского права права юридического лица были признаны за следующими организациями:



1) государственная казна (сначала aerarium populi - республиканская казна, затем fiscus - императорская казна);

2) городские и сельские общины, в частности, самоуправляющиеся города - муниципии;

3) религиозные союзы (коллегии и “содружества” - sodalitates), впоследствии также христианские церковные и благотворительные учреждения;

4) экономические союзы (коллегии ремесленников одной профессии, коллегии откупщиков, подрядчиков и т д.);

5) похоронные коллегии, которые организовывали похороны своих участников за общий счет, а также прочие общества взаимопомощи.

Некоторые юридические лица возникали самостоятельно, например, религиозные и похоронные коллегии, но возникновение большинства союзов после издания закона Августа о коллегиях (конец I в. до н.э.) требовало разрешения государства. Функционирование юридических лиц, согласно римскому праву, прекращалось либо по распоряжению государственной власти, либо по единогласному решению членов организации. Существование юридического лица не прекращалось в связи с изменением состава членов организации, кроме тех случаев, когда смерть почти всех участников сделает деятельность организации невозможной 24. Если из организации выбывает кто-то из ее членов, он не имеет права требовать возвращения ему какой-то доли ее имущества, а организация продолжает отвечать по своим обязательствам в полной мере, как бы ни сократился ее численный состав. Имущество юридического лица рассматривалась не как сумма имуществ, принадлежащих членам организации, но как обособленное имущество самой организации как субъекта прав. По словам Ульпиана, “если мы что-то должны организации, то мы не должны ее отдельным участникам, а долги организации не ложатся на ее членов” (D. 3. 4. 7. 1). Поэтому, например, долги городской общины не могли быть взысканы с отдельных горожан. За юридическими лицами признавались не только имущественные, но и некоторые личные права, в частности, подобные организации могли являться патронами вольноотпущенников, наследовать имущество по завещанию 25. Судебные тяжбы от имени юридического лица вело уполномоченное на то физическое лицо, например, муниципии и многие коллегии на суде представлял специальный агент - актор.

ГЛАВА III. СЕМЬЯ
Исконный строй римской семьи и виды родства. В древнейший период римская семья была образцом семьи патриархальной, причем деспотического типа. В подчинении главы семьи, домовладыки или paterfamilias, находилась familia, включавшая жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов, причем домовладыка имел над всеми ними одинаковую неограниченную власть. Даже крайний, вопиющий произвол со стороны paterfamilias оставался для него практически безнаказанным. В законах XII таблиц сказано: “Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца” (IV. 2). Ранняя римская история знает примеры того, как домовладыка, пользуясь своей отцовской властью, предавал сына казни. Из чужого владения он мог истребовать и раба, и вещь, и сына с помощью одинакового виндикационного иска. Лишь после смерти домовладыки домочадцы освобождались от его власти, причем взрослые сыновья сами становились домовладыками. Статус рaterfamilias можно было получить, даже не имея жены и детей: домовладыкой считался любой взрослый римлянин, который не подчинялся ничьей отцовской власти. Как субъект права рaterfamilias являлся носителем полной правоспособности - “лицом своего права” (persona sui juris), а остальные члены семьи именовались “лицами чужого права” (persona alieni juris), т.к. подчинялись чужой власти и имели поэтому ограниченную правоспособность. Лицо, над которым не было власти домовладыки (например, вдова рaterfamilias), также признавалось persona sui juris. Тем не менее, женщина, даже ставшая “лицом своего права”, подобно несовершеннолетним нуждалась в опеке (Законы XII таблиц, V. 1). Впрочем, в классический период эта опека над самостоятельными взрослыми женщинами носила скорее символический характер; они сами распоряжались своим имуществом и заявляли судебные иски, нуждаясь лишь в формальном согласии опекуна 26.

Такое строение деспотической патриархальной семьи породило особое, т.н. агнатическое родство. Агнатами признавались лица, подчиненные власти одного и того же paterfamilias в настоящем или в прошлом, а также те, которые подчинялись бы одному домовладыке, если бы этому не помешала его смерть (к примеру, племянник, родившийся после смерти деда, и дядя). Агнатическое родство не было обязательно кровным и определялась только по мужской линии. Например, девушка считалась агнаткой своего отца, братьев и сестер только до замужества. Вступая в брак, она переходила под власть другого домовладыки - мужа или свекра, если тот был еще жив, и, соответственно, состав ее агнатов полностью менялся. Ее дети уже не были связаны агнатическим родством с дедом по матери и его агнатами. Агнатическое родство имело разные степени, которые определялись числом рождений, отделявших двух агнатов от того домовладыки, под властью которого они находятся, находились или могли бы находиться. По прямой линии отец и сын (родной или усыновленный)
считались агнатами первой степени, дед и внук - агнатами второй степени. По боковой линии агнатами первой степени считались братья, второй степени - дядя и племянник (сын его брата) и т.д. Этот вид родства в древнейшем римском праве служил единственным основанием для наследования и опеки.

По мере развития семейного права власть рaterfamilias все более ограничивалась (было запрещено продавать детей в рабство, убивать их, жена домовладыки также приобрела правоспособность), и в этой связи агнатическое родство вытеснялось когнатическим, т.е. обычным кровным родством как по отцу, так и по матери. Оно определялось происхождением от общего предка, причем различались линии и степени этого родства. Прямая восходящая линия шла от потомка к предку (отец, сын, внук), прямая нисходящая - от предка к потомку (внук, сын, отец). По боковой линии когнатами были брат и сестра, дядя и племянник и т.д. Степени высчитывались по числу рождений, на которое один родственник отстоит от другого. Мать и сын, которых отделяет друг от друга одно рождение, были когнатами первой степени, брат и сестра, между которыми два рождения, являлись родственниками второй степени, дядя и племянник - третьей.
Брак и отношения между супругами. Римское право знает два вида брака между римскими гражданами 27. Древнейший из них - matriminiumcum manumariti (брак с властью мужа). При заключении такого брака жена переходит под власть мужа (а если он сам - persona alieni juris, то и под власть его домовладыки), во время брака она лишена личных и имущественных прав и поэтому даже собственным детям юридически приходится чем-то “вроде сестры”. Имущество жены после заключения брака становилось полной собственностью мужа. Со временем исчезли такие крайние проявления мужней власти, как право убить жену, отдать ее в кабалу и т.д., но бесправие жены и полное господство мужа продолжали оставаться главными чертами matriminium cum manu mariti. Заключение такого брака оформлялось древними обрядами - confarreatio (поедание новобрачными священного хлеба farreus в присутствии жрецов и свидетелей с последующим жертвоприношением Юпитеру) и coemptio (cимволическая “покупка” невесты способом манципации с произнесением строго установленных фраз), либо брак заключался без всяких церемоний, а власть мужа автоматически устанавливалась через год его сожительства с женой в силу “давности владения”. Развод мог иметь место только по инициативе мужа. В законах XII таблиц порядок расторжения брака сводился к тому, что муж отбирал у жены ключи, приказывал ей собрать вещи и покинуть дом (IV. 3). Таким образом, matriminium cum manu mariti являлся браком, основанным на соблюдении древних формальностей, и имел целью закрепить старинные патриархальные отношения в семье.