Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плебисцитами и имели силу закона. Основная часть законов принималась именно таким образом. Трибутные собрания также избирали ряд должностных лиц.
Исключительно важную роль в управлении республикой играл сенат. Членов его назначали особые должностные лица - цензоры, избираемые раз в пять лет. При этом они руководствовались следующим общим правилом: сенатором может стать гражданин, занимавший ранее выборную государственную должность, имеющий солидный достаток и хорошую репутацию. За редким исключением, в сенате многие десятилетия заседали представители одних и тех же семейств (нобили). Цензоры имели право вычеркнуть чье-то имя из списка сенаторов, но на практике место в сенате было пожизненным. Общее число сенаторов в начальный период республики установилось в числе 300 человек. Кто-то из высших должностных лиц - консул или претор - созывал сенат и председательствовал в нем. Сенат рассматривал вопросы религии, общественной безопасности, ведал финансами государства, управлением провинциями, внешней политики, набором войск и назначением полководцев.
Текущей политикой и управлением занимались выборные должностные лица - магистраты (консулы, преторы и т.д.). Все они пользовались правом неприкосновенности. Исполнение обязанностей магистрата рассматривалась в Риме не как служба, а как почесть, оказанная магистрату народом, и поэтому жалования они не получали. На практике это означало, что свои кандидатуры на выборах выставляли лишь представители богатых семей, в основном нобили. Магистратов избирали на один год, и лишь только цензоров избирали на 5 лет. Никакая должность не давалась только одному человеку, все магистраты составляли коллегии: два консула, два претора (позднее их число увеличилось) и т.д. Однако при выполнении своих обязанностей магистраты не действовали коллегиально. Каждый магистрат поступал самостоятельно и решал вопросы сам, используя всю полноту принадлежащей ему власти. Впрочем, с помощью права "вето" один из магистратов мог приостановить распоряжение другого, причем не только коллеги по должности, но любого магистрата, стоящего на более низкой ступени служебной лестницы. В порядке исключения решение цензора не мог никто приостановить никто, кроме другого цензора, а народный трибун мог налагать "вето" на решения всех других магистратов. Кроме того, способом ограничения произвола со стороны магистрата служило то обстоятельство, что все они могли быть привлечены к суду народного собрания, причем высшие магистраты - по истечении должностного срока, а низшие - даже раньше.
В Риме установился известный иерархический порядок замещения должностей: самой низшей считалась должность квестора, затем шли эдил, претор и консул. Существовал также возрастной ценз для занятия должностей: для квестора - 30 лет; для претора - 40 лет; для консула - 42 года. На практике это означало, что для того, чтобы достичь высших должностей, следовало в более молодом возрасте доказать свои способности на должностях низших. Квесторы (число которых к концу республики достигло сорока) выполняли функции казначеев, эдилы наблюдали за порядком в городе и содержали пожарную милицию, заботились о снабжении города продовольствием, осуществляли надзор за торговлей на рынках, за соблюдением правильности мер и весов, заботились об устройстве общественных игр и зрелищ. Высшие магистраты - консулы и преторы - также имели определенные функции, например, преторы ведали судопроизводством, однако, главное, что отличало их от низших, заключалось в том, что они обладали особой властью, именуемой imperium. Она давала им следующие права: право обращаться к богам от имени римского народы, право созывать сенат и народное собрание, право вносить законопроекты, право издания общеобязательных распоряжений; высшее военное командование; высшая административная и полицейская власть. Средствами осуществления imperium были: право личного задержания нарушителя; предание суду; наложение штрафа; арест имущества, принадлежащего нарушителю, для обеспечения его повиновения.
Влиятельными магистратами Рима были цензоры. Они составляли коллегию из двух человек и избирались на полтора года раз в 5 лет. Главным содержанием их деятельности было производство ценза, т.е. переписи граждан и распределения их по трибам, классам и центуриям. Цензоры также осуществляли надзор за нравами и принимали участие в управлении финансами, сдавая на откуп взимание прямых налогов, взимаемых с провинциалов, косвенных налогов (таможенных пошлин, пошлин за отпускаемых на волю рабов), доходов с государственных промыслов и земель. Как уже упоминалось, цензоры периодически обновляли список сената. Особое место среди должностных лиц республики занимали плебейские (народные) трибуны, которых избирали на год в количестве 10 человек. Они обязаны были защищать интересы плебеев и имели соответствующие этой задаче полномочия: право вносить законопроекты в трибутное собрание и право налагать “вето” на решения всех магистратов и сената. Власть народных трибунов ограничивалась городской чертой Рима.
Все перечисленные магистраты считались ординарными, т.е. регулярно избираемыми. При исключительных обстоятельствах мог появиться и экстраординарный магистрат - диктатор. Ввиду серьезной внешней опасности или внутренних затруднений сенат мог поручить консулу назначить кого-либо диктатором. С появлением диктатора все ординарные магистраты прекращали свою деятельность. Диктатор назначался для решения определенной задачи (например, ведения войны) на 6 месяцев и назначал себе помощника - начальника конницы.
Развитие римского права в эпоху республики. Начало республиканского периода ознаменовалось важным для развития римских правовых отношений событием - составлением и обнародованием свода правовых норм, известного под названием Законов XII таблиц. Подлинный текст Законов XII таблиц погиб во время галльского нашествия на Рим, но содержание законов известно нам благодаря упоминаниям их у римских писателей-юристов, которые прекрасно знали эти древние законы, поскольку ещё и во времена Цицерона (I в. до н.э.) в юридических школах их заучивали наизусть. В частности, Законы XII таблиц цитировал и комментировал юрист II в. н.э. Гай в шести книгах своего труда “Институции”. Гай следовал порядку таблиц, начиная с первой и кончая двенадцатой, и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства. На основании содержания сохранившихся отрывков работы Гая ученые установили, что на I-II таблицах были записаны положения о гражданском процессе; на III - статьи, касающиеся несостоятельных должников; на IV - положения об отцовской власти; на V- VI - положения об опеке, наследовании и собственности; на VII - VIII - обязательственные отношения; на IX - X - нормы публичного и жреческого права; на XI-XII - различные дополнительные статьи. Таким образом, эти законы касались главным образом сферы частного права и гражданского процесса.
Последующее развитие частного права в Риме происходило, во-первых, путем практического толкования Законов XII таблиц, а во-вторых, посредством нового законодательства. Знатоками и толкователями права в это время в Риме были жрецы-понтифики, которые вели записи своих комментариев к законам. При этом как комментарии, так и вся деятельность понтификов в сфере права были закрыты для непосвященных. Однако дальнейшее развитие римского общества и государства требовало отказа от жреческой монополии на толкование права. Около 300 г. до н.э. плебей Гней Флавий, секретарь демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, избранный в коллегию понтификов, похитил и опубликовал практическую часть записей понтификов, т.е. судебные формулы и календарь. Это
уничтожило юридическую монополию жрецов, способствовало светскому изучению права и возникновению светской юриспруденции.
Наряду с развитием частного права путем интерпретации имела место и прямая законодательная деятельность народа. Постановление народного собрания, вводившее новую норму права, называлось lex (закон). Вносил законопроект магистрат, имеющий право законодательной инициативы. Законопроект должен был быть выставлен для всеобщего обозрения за 24 дня до предполагаемого собрания, где этот закон должны были принимать, причем копия этого законопроекта сдавалась в эрарий (государственное казнохранилище). Это делалось для того, чтобы в выставленный на форуме текст законопроекта не вносились исправления. Законопроекты принимались или отвергались без всяких поправок, но магистрат, внесший законопроект, мог взять его обратно, убедившись, что он не будет принят. Для вступления закона в силу необходимо было его утверждение сенатом, которое со временем, правда, стало даваться заранее. Некоторые законы, принятые народными собраниями в эпоху республики, сыграли важнейшую роль в развитии римского частного права, как, например, закон Петелия 326 г. до н.э., отменивший долговую кабалу и установивший, что должник отвечает за неуплату долга только своим имуществом.
Законы XII таблиц и законодательные акты, одобренные народом, составили исконное национальное право римлян, которое распространялось только на римских граждан и поэтому получило название jus civile - цивильного права 4. В течение почти всего периода Ранней республики цивильное право было единственной системой права, которая существовала
в Риме. Однако уже к концу данного периода усложнявшаяся хозяйственная и общественная жизнь республиканского периода порождала такие правоотношения, для регулирования которых в цивильном праве не было соответствующих норм. Ждать, пока будет принят соответствующий недостающий закон, имело мало смысла, поскольку народное собрание не так часто созывалось и еще реже занималось частноправовыми вопросами. Поэтому частное лицо, встречающее такие затруднения, обращалось за помощью к высшему магистрату (консулу или претору). Магистрат производил расследование и, если находил просьбу или жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял её, пользуясь своими административными полномочиями. Так появились консульские или преторские приказы, которые получили название
интердиктов и возникло консульское и преторское вмешательство в область частноправовых отношений. В процессе преторской деятельности вырабатывались однообразные решения в отношении повторяющихся одинаковых жалоб. О содержании этих “типовых” решений преторы стали заранее объявлять, как только вступали в должность. Так появились преторские эдикты, т.е. постановления, касавшиеся вопросов, входящих в компетенцию преторов, и обязательные для них во время пребывания их в должности. В этих эдиктах отражалась административно-судебная практика преторов. Каждый новый претор, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты предшественников и таким образом накапливались со временем устойчивые, повторяющинся из года в год нормы “преторского права”. То же имело место и в области правового регулирования рыночного оборота, наблюдение за которым осуществляли эдилы, которые также накапливали со временем соответствующие нормы в своих ежегодных эдиктах. Вся совокупность этих норм, выработанных практикой преторов и эдилов, получила название права магистратов (jus honorarium).
Первоначально право магистратов лишь подкрепляло цивильное законодательство, изредка дополняло его в тех случаях, когда в законах обнаруживались пробелы, однако со временем всё более вступало в противоречие с действующим законом. Так, например, по Законам XII таблиц сделка купли-продажи в отношении недвижимости, рабов и скота считалась действительной лишь в том случае, если покупатель и продавец совершали древнюю процедуру манципации в присутствии пяти свидетелей и весовщика с весами и куском меди. По мере развития хозяйственного оборота выполнять этот сложный обряд при совершении каждой покупки становилось всё более затруднительным, и стороны всё чаще пренебрегали этой формальностью. Недобросовестный продавец мог воспользоваться данным обстоятельством и потребовать уже проданную вещь назад на том основании, что не была совершена манципация. В подобных случаях претор оказывался перед выбором: либо строго следовать букве древнего закона, либо принимать во внимание изменившиеся жизненные обстоятельства и отстаивать справедливость. Надо отдать должное римским преторам: если они считали, что справедливым будет решение, противоречащее цивильному праву, то находили в себе смелость перешагнуть через данное противоречие. Не имея возможности изменить закон, претор, тем не менее, предоставлял средства судебной защиты подлинному собственнику и тем самым фактически создавал новую норму права. Так стала складываться новая система права, дополняющая и развивающая право цивильное, а иногда и исправляющая его.
Исключительно важную роль в управлении республикой играл сенат. Членов его назначали особые должностные лица - цензоры, избираемые раз в пять лет. При этом они руководствовались следующим общим правилом: сенатором может стать гражданин, занимавший ранее выборную государственную должность, имеющий солидный достаток и хорошую репутацию. За редким исключением, в сенате многие десятилетия заседали представители одних и тех же семейств (нобили). Цензоры имели право вычеркнуть чье-то имя из списка сенаторов, но на практике место в сенате было пожизненным. Общее число сенаторов в начальный период республики установилось в числе 300 человек. Кто-то из высших должностных лиц - консул или претор - созывал сенат и председательствовал в нем. Сенат рассматривал вопросы религии, общественной безопасности, ведал финансами государства, управлением провинциями, внешней политики, набором войск и назначением полководцев.
Текущей политикой и управлением занимались выборные должностные лица - магистраты (консулы, преторы и т.д.). Все они пользовались правом неприкосновенности. Исполнение обязанностей магистрата рассматривалась в Риме не как служба, а как почесть, оказанная магистрату народом, и поэтому жалования они не получали. На практике это означало, что свои кандидатуры на выборах выставляли лишь представители богатых семей, в основном нобили. Магистратов избирали на один год, и лишь только цензоров избирали на 5 лет. Никакая должность не давалась только одному человеку, все магистраты составляли коллегии: два консула, два претора (позднее их число увеличилось) и т.д. Однако при выполнении своих обязанностей магистраты не действовали коллегиально. Каждый магистрат поступал самостоятельно и решал вопросы сам, используя всю полноту принадлежащей ему власти. Впрочем, с помощью права "вето" один из магистратов мог приостановить распоряжение другого, причем не только коллеги по должности, но любого магистрата, стоящего на более низкой ступени служебной лестницы. В порядке исключения решение цензора не мог никто приостановить никто, кроме другого цензора, а народный трибун мог налагать "вето" на решения всех других магистратов. Кроме того, способом ограничения произвола со стороны магистрата служило то обстоятельство, что все они могли быть привлечены к суду народного собрания, причем высшие магистраты - по истечении должностного срока, а низшие - даже раньше.
В Риме установился известный иерархический порядок замещения должностей: самой низшей считалась должность квестора, затем шли эдил, претор и консул. Существовал также возрастной ценз для занятия должностей: для квестора - 30 лет; для претора - 40 лет; для консула - 42 года. На практике это означало, что для того, чтобы достичь высших должностей, следовало в более молодом возрасте доказать свои способности на должностях низших. Квесторы (число которых к концу республики достигло сорока) выполняли функции казначеев, эдилы наблюдали за порядком в городе и содержали пожарную милицию, заботились о снабжении города продовольствием, осуществляли надзор за торговлей на рынках, за соблюдением правильности мер и весов, заботились об устройстве общественных игр и зрелищ. Высшие магистраты - консулы и преторы - также имели определенные функции, например, преторы ведали судопроизводством, однако, главное, что отличало их от низших, заключалось в том, что они обладали особой властью, именуемой imperium. Она давала им следующие права: право обращаться к богам от имени римского народы, право созывать сенат и народное собрание, право вносить законопроекты, право издания общеобязательных распоряжений; высшее военное командование; высшая административная и полицейская власть. Средствами осуществления imperium были: право личного задержания нарушителя; предание суду; наложение штрафа; арест имущества, принадлежащего нарушителю, для обеспечения его повиновения.
Влиятельными магистратами Рима были цензоры. Они составляли коллегию из двух человек и избирались на полтора года раз в 5 лет. Главным содержанием их деятельности было производство ценза, т.е. переписи граждан и распределения их по трибам, классам и центуриям. Цензоры также осуществляли надзор за нравами и принимали участие в управлении финансами, сдавая на откуп взимание прямых налогов, взимаемых с провинциалов, косвенных налогов (таможенных пошлин, пошлин за отпускаемых на волю рабов), доходов с государственных промыслов и земель. Как уже упоминалось, цензоры периодически обновляли список сената. Особое место среди должностных лиц республики занимали плебейские (народные) трибуны, которых избирали на год в количестве 10 человек. Они обязаны были защищать интересы плебеев и имели соответствующие этой задаче полномочия: право вносить законопроекты в трибутное собрание и право налагать “вето” на решения всех магистратов и сената. Власть народных трибунов ограничивалась городской чертой Рима.
Все перечисленные магистраты считались ординарными, т.е. регулярно избираемыми. При исключительных обстоятельствах мог появиться и экстраординарный магистрат - диктатор. Ввиду серьезной внешней опасности или внутренних затруднений сенат мог поручить консулу назначить кого-либо диктатором. С появлением диктатора все ординарные магистраты прекращали свою деятельность. Диктатор назначался для решения определенной задачи (например, ведения войны) на 6 месяцев и назначал себе помощника - начальника конницы.
Развитие римского права в эпоху республики. Начало республиканского периода ознаменовалось важным для развития римских правовых отношений событием - составлением и обнародованием свода правовых норм, известного под названием Законов XII таблиц. Подлинный текст Законов XII таблиц погиб во время галльского нашествия на Рим, но содержание законов известно нам благодаря упоминаниям их у римских писателей-юристов, которые прекрасно знали эти древние законы, поскольку ещё и во времена Цицерона (I в. до н.э.) в юридических школах их заучивали наизусть. В частности, Законы XII таблиц цитировал и комментировал юрист II в. н.э. Гай в шести книгах своего труда “Институции”. Гай следовал порядку таблиц, начиная с первой и кончая двенадцатой, и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства. На основании содержания сохранившихся отрывков работы Гая ученые установили, что на I-II таблицах были записаны положения о гражданском процессе; на III - статьи, касающиеся несостоятельных должников; на IV - положения об отцовской власти; на V- VI - положения об опеке, наследовании и собственности; на VII - VIII - обязательственные отношения; на IX - X - нормы публичного и жреческого права; на XI-XII - различные дополнительные статьи. Таким образом, эти законы касались главным образом сферы частного права и гражданского процесса.
Последующее развитие частного права в Риме происходило, во-первых, путем практического толкования Законов XII таблиц, а во-вторых, посредством нового законодательства. Знатоками и толкователями права в это время в Риме были жрецы-понтифики, которые вели записи своих комментариев к законам. При этом как комментарии, так и вся деятельность понтификов в сфере права были закрыты для непосвященных. Однако дальнейшее развитие римского общества и государства требовало отказа от жреческой монополии на толкование права. Около 300 г. до н.э. плебей Гней Флавий, секретарь демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, избранный в коллегию понтификов, похитил и опубликовал практическую часть записей понтификов, т.е. судебные формулы и календарь. Это
уничтожило юридическую монополию жрецов, способствовало светскому изучению права и возникновению светской юриспруденции.
Наряду с развитием частного права путем интерпретации имела место и прямая законодательная деятельность народа. Постановление народного собрания, вводившее новую норму права, называлось lex (закон). Вносил законопроект магистрат, имеющий право законодательной инициативы. Законопроект должен был быть выставлен для всеобщего обозрения за 24 дня до предполагаемого собрания, где этот закон должны были принимать, причем копия этого законопроекта сдавалась в эрарий (государственное казнохранилище). Это делалось для того, чтобы в выставленный на форуме текст законопроекта не вносились исправления. Законопроекты принимались или отвергались без всяких поправок, но магистрат, внесший законопроект, мог взять его обратно, убедившись, что он не будет принят. Для вступления закона в силу необходимо было его утверждение сенатом, которое со временем, правда, стало даваться заранее. Некоторые законы, принятые народными собраниями в эпоху республики, сыграли важнейшую роль в развитии римского частного права, как, например, закон Петелия 326 г. до н.э., отменивший долговую кабалу и установивший, что должник отвечает за неуплату долга только своим имуществом.
Законы XII таблиц и законодательные акты, одобренные народом, составили исконное национальное право римлян, которое распространялось только на римских граждан и поэтому получило название jus civile - цивильного права 4. В течение почти всего периода Ранней республики цивильное право было единственной системой права, которая существовала
в Риме. Однако уже к концу данного периода усложнявшаяся хозяйственная и общественная жизнь республиканского периода порождала такие правоотношения, для регулирования которых в цивильном праве не было соответствующих норм. Ждать, пока будет принят соответствующий недостающий закон, имело мало смысла, поскольку народное собрание не так часто созывалось и еще реже занималось частноправовыми вопросами. Поэтому частное лицо, встречающее такие затруднения, обращалось за помощью к высшему магистрату (консулу или претору). Магистрат производил расследование и, если находил просьбу или жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял её, пользуясь своими административными полномочиями. Так появились консульские или преторские приказы, которые получили название
интердиктов и возникло консульское и преторское вмешательство в область частноправовых отношений. В процессе преторской деятельности вырабатывались однообразные решения в отношении повторяющихся одинаковых жалоб. О содержании этих “типовых” решений преторы стали заранее объявлять, как только вступали в должность. Так появились преторские эдикты, т.е. постановления, касавшиеся вопросов, входящих в компетенцию преторов, и обязательные для них во время пребывания их в должности. В этих эдиктах отражалась административно-судебная практика преторов. Каждый новый претор, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты предшественников и таким образом накапливались со временем устойчивые, повторяющинся из года в год нормы “преторского права”. То же имело место и в области правового регулирования рыночного оборота, наблюдение за которым осуществляли эдилы, которые также накапливали со временем соответствующие нормы в своих ежегодных эдиктах. Вся совокупность этих норм, выработанных практикой преторов и эдилов, получила название права магистратов (jus honorarium).
Первоначально право магистратов лишь подкрепляло цивильное законодательство, изредка дополняло его в тех случаях, когда в законах обнаруживались пробелы, однако со временем всё более вступало в противоречие с действующим законом. Так, например, по Законам XII таблиц сделка купли-продажи в отношении недвижимости, рабов и скота считалась действительной лишь в том случае, если покупатель и продавец совершали древнюю процедуру манципации в присутствии пяти свидетелей и весовщика с весами и куском меди. По мере развития хозяйственного оборота выполнять этот сложный обряд при совершении каждой покупки становилось всё более затруднительным, и стороны всё чаще пренебрегали этой формальностью. Недобросовестный продавец мог воспользоваться данным обстоятельством и потребовать уже проданную вещь назад на том основании, что не была совершена манципация. В подобных случаях претор оказывался перед выбором: либо строго следовать букве древнего закона, либо принимать во внимание изменившиеся жизненные обстоятельства и отстаивать справедливость. Надо отдать должное римским преторам: если они считали, что справедливым будет решение, противоречащее цивильному праву, то находили в себе смелость перешагнуть через данное противоречие. Не имея возможности изменить закон, претор, тем не менее, предоставлял средства судебной защиты подлинному собственнику и тем самым фактически создавал новую норму права. Так стала складываться новая система права, дополняющая и развивающая право цивильное, а иногда и исправляющая его.