Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Римское право в царский период. Совокупность общеобязательных норм или правил поведения может найти себе выражение в двух основных формах: это обычай и закон. Обычай - это непосредственное проявление народного правосознания, выраженное в нормах, одобренных самим обществом и поэтому вошедших в привычку. Закон - это сознательное и ясно сформулированное повеление уполномоченной на то власти. Более ранней из этих двух форм являлся обычай, и поэтому в древних обществах достаточно долго существовало “обычное право” как переходный этап от первобытного обычая к писаному праву цивилизованных государств.

Формой обычного права в Риме были т.н. mores maiorum - обычаи предков. Эти обычаи были тесно связаны с религиозными обрядами и нравственными нормами, хотя, как уже было отмечено, римляне очень рано стали отделять человеческое право от божественного. Первые законы, как гласит предание, появились в царский период и были изданы царем Сервием Туллием. Уже в царский период в Риме сложилась система норм, определявших, какие именно деяния признаются преступными, и каким наказаниям подвергается преступник. Уже тогда возникли понятия “преступление” (crimen), т.е. нарушение государственного порядка, и “частное правонарушение” (delictum privatum), т.е. нарушение прав и интересов частных лиц. Судебные дела, касающиеся преступлений, рассматривались самим царем или его помощниками. Царь имел неограниченное право наказания. Он выступал и как первая, и в то же время как высшая, окончательная инстанция. Какой-либо апелляции на его решения не допускалось. Частные правонарушения, по общему правилу, влекли за собой месть потерпевшего, которую со временем вводят в определенные рамки обычай и закон. В уголовном праве царского периода сохранялось ещё много пережитков первобытных обычаев. Так, например, сохранялся принцип талиона (“око за око, зуб за зуб”).
Римское государство в эпоху республики. В 510 г. до н.э. группа патрициев подняла восстание и прогнала из города царя Тарквиния Гордого. С этого времени римляне перестали избирать себе царей и передали власть ежегодно сменяемым должностным лицам, которых было двое (впоследствии их стали называть консулами). Поскольку сами римляне называли совокупность государственных дел, которые они отныне решали коллективно, “народным делом” - res publica, то и строй, установленный после 510 г. до н.э., в современной исторической науке именуется республиканским, а само государство -
республикой. Традиционно история Римской республики делится на два этапа, первый из которых (Ранняя республика) охватывает V - III вв. до н.э. Главные события этого этапа римской истории - установление гегемонии Рима во всей Италии и начало борьбы за господство в Средиземноморье, а во внутренней политике - постепенные реформы, вызванные борьбой плебеев против патрициев. Ко второму периоду (Поздняя республика) относятся события II - I вв. до н.э., связанные, во-первых, с грандиозными завоеваниями римлян в Западном и Восточном Средиземноморье, а во-вторых, с кризисными процессами в Риме и Италии, которые привели к гражданским войнам, а затем и к падению республиканского строя.

К началу республиканского периода Рим уже завоевал главенство в союзе латинских общин. К середине IV в. до н.э. Латинский союз прекратил своё существование. Отныне Рим имел дело с отдельными общинами, заключая с ними договоры с позиции силы. Постепенно римляне распространили свое господство далеко за пределы Лациума. Часть завоеванных земель присоединилась к ager publicus и либо предоставлялась отдельным гражданам на тех или иных правах, либо использовалась для организации целых колоний римских граждан в различных частях Италии. Колонисты получали земельные наделы и переселялись на постоянное местожительство в отведенные для них места, но сохраняли римские гражданские права и могли участвовать в народном собрании с правом голоса в случае их прибытия в Рим.

По отношению к италийским общинам Рим проводил политику "divide et impera", т.е. “разделяй и властвуй”. К середине III в. до н.э. в результате успешных военных мероприятий Рима в Италии окончательно сложилась система подчинения Риму различных городов, государств и племен Италии, суть которой состояла в том, что италийские общины, во-первых, были связаны договорными отношениями только с Римом, но не между собой, а во-вторых, были поставлены в неравное положение, и поэтому далеко не все из них тяготились римской гегемонией. Некоторые из подчиненных Риму общин (в основном латинских) были включены в состав римского государства со всеми правами римского гражданства. Жители других были поставлены в положение лиц, обладавших римским гражданством, но без права голоса в народном собрании. Хотя они не имели в Риме политических прав, но сохраняли правоспособность в области гражданских отношений (право торговли, право заключать законные браки с римскими гражданами); они несли воинскую повинность в особых военных подразделениях - когортах - под предводительством римских командиров). Такие общины получили название

муниципиев (municipia). Внутренняя автономия их ограничивалась, так как римляне посылали в эти общины особых должностных лиц с контрольными функциями. Третью и наиболее многочисленную группу составляли общины, получившие название союзников (socii). Эти общины не входили в состав римского государства, не получали прав римского гражданства и были связаны с Римом только союзным договором. Некоторые союзники по букве договора выступали как равные партнеры римлян (каждая из сторон обязывалась помогать другой) и проводили собственную независимую внешнюю политику. Другие союзные общины находились в зависимости от Рима, обязывались помогать римлянам и следовать в фарватере их внешней политики. Наконец, четвертую категорию составляли общины, которые потерпели в борьбе с Римом сокрушительное поражение, потеряли свою внутреннюю самостоятельность и находились под контролем посылаемых из Рима должностных лиц. Долгое время эта система помогала римлянам держать в подчинении народы всей Италии, однако в начале I в. до н.э. италийцы все же объединились и восстали против Рима (т.н. Союзническая война). Восстание было прекращено благодаря тому, что по закону 89 г. до н.э. право римского гражданства было предоставлено почти всем свободным жителям Италии.

В период Ранней республики власть Рима начала распространяться и за пределы Италии. Так, в итоге первой и второй Пунических войн (III в. до н.э.) римляне, дважды победив могущественный Карфаген, присоединили к своим владениям острова Сицилию и Сардинию, а затем и Испанию. Во времена Поздней республики власти Рима покорились Македония, Греция, Малая Азия, Сирия, прибрежная область Северной Африки (бывшая территория Карфагена, взятого римлянами в 146 г. до н.э.), Галлия (нынешняя Франция) и некоторые другие страны. В отличие от италийских общин, которые в большинстве своем считались союзниками и не теряли внутренней автономии, области, приобретенные за пределами Италии, оказывались в полной зависимости от Рима и назывались провинциями.  Управляли этими провинциями римские наместники - проконсулы или пропреторы, т.е. должностные лица, ранее занимавшие в самом Риме должность консула или претора. Территория провинций считалась собственностью Рима, поэтому жители провинций платили налог, а право местных жителей на свою землю рассматривалось как владение (
possessio), а не собственность. Проконсулы и пропреторы наделялись высшей военной, административной и судебной властью. Нередко положение жителей провинций становилось очень тяжелым, так как они были источником дохода для Рима и объектом вопиющей эксплуатации как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей - римлян.

В начале республиканского периода внутреннее положение в Римском государстве определялось тем обстоятельством, что плебеи, допущенные после реформ Сервия Туллия к службе в войске, оставались бесправными и их положение даже ухудшилось после отмены царской власти из-за произвола должностных лиц, которые принадлежали к сословию патрициев. Плебеи стали добиваться того, чтобы ограничить произвол властей. Первым таким ограничением был Валериев закон (lex Valeria - 509 г. до н.э.), согласно которому всякий судебный приговор консула, влекущий за собой смертную казнь гражданина, мог быть обжалован в народном собрании. Однако этого было недостаточно, чтобы успешно защищать плебеев от произвола патрициев, и поэтому в 494 г. до н.э. плебеи, объединившись, организовали первую сецессию, т.е. уход из города. В то время, когда Риму угрожали враги, они ушли на Священную гору и там хотели основать свой собственный город. Патриции пошли на уступки плебеям и приняли новые законы. Главным итогом этих законов было учреждение должности плебейских (или народных) трибунов 3. Плебеям разрешено было избирать ежегодно двух своих представителей - трибунов, которые получили право отменять любые распоряжения сената и властей, нарушающие права плебеев. Трибуны считались лицами неприкосновенными и священными, их авторитет в Риме был очень велик. Под руководством народных трибунов стали проходить сходки плебеев, где они свободно обсуждали волновавшие их проблемы.

К середине V в. до н.э. наиболее актуальным для плебеев стал вопрос об издании норм права, одинаковых для всех, поскольку судьи-патриции зачастую толковали древние обычаи в пользу своего сословия. Для записи законов была создана комиссия из десяти человек (децемвиров), и в 451-450 гг. до н.э. на всеобщее обозрение были выставлены двенадцать медных таблиц с начертанным на них текстом законов. Появление Законов XII таблиц было, несомненно, новым успехом плебеев, который вдохновил их на продолжение борьбы. Вскоре, в 449 г. до н.э., они с помощью новой сецессии добились и того, чтобы сходки плебеев, в которых могли принимать участие и патриции, могли принимать решения, имеющие силу закона. Затем, по закону Канулея в 445 г. до н.э., были разрешены браки между плебеями и патрициями. Плебеи стали требовать допуска их к должности консула, в ответ на что патриции решили ликвидировать консульскую должность и заменили консулов выборными “военными трибунами с консульскими полномочиями”. В число этих военных трибунов могли входить и плебеи. В 421 г. до н.э. плебеев допустили и к должности
квесторов (казначеев).

В 367 г. до н.э. по закону Лициния и Секстия была восстановлена консульская власть, но уже с тем условием, чтобы один из консулов был непременно плебеем. Вскоре плебеи получили доступ и к прочим государственным должностям, а в 300 г. до н.э. - и в жреческие коллегии понтификов и авгуров, которые ранее состояли из одних патрициев. С этого времени борьба между патрициями и плебеями закончилась. Плебеи стали вполне равноправны с патрициями.

Постепенно в Риме стало складываться иное социальное деление. Из зажиточной и влиятельной верхушки как патрицианских, так и плебейских семейств стали выделяться семьи, члены которых регулярно избирались на высшие должности в государстве и заседали в сенате. Эти семьи объединились в особую общественную группу - сословие нобилей (или сенаторское сословие). Нобили, как правило, являлись крупными землевладельцами, но им запрещалось заниматься торговлей и промыслами. Как отличительный знак они носили шерстяную одежду (тогу) с широкой красной полосой. Появилось и сословие всадников, к которому относились очень богатые люди, занимавшиеся торговлей, откупом налогов, ростовщичеством. Это была денежная аристократия Рима. Знаком отличия для всадника служило золотое кольцо. Остальная масса граждан сохранила за собой название плебеев, но теперь любой плебей мог войти в сословие всадников и даже нобилей, если имел соответствующие денежные средства и заслуги.

К концу периода Ранней республики в Риме окончательно сложился тот государственный строй, который просуществовал до конца республиканской эпохи. Высшим органом власти в республике считалось народное собрание, которое имело три вида - куриатное, центуриатное и трибутное. Куриатные собрания продолжали существовать, но потеряли в Риме какое-либо политическое значение и превратились в сходки жрецов. Главную роль играли собрания центуриатные и трибутные. Центуриатные собрания к этому времени перестали быть сходками воинов, однако по-прежнему голоса считались по центуриям, число которых выросло до 375. На этих собраниях проходили выборы главных должностных лиц республики, решались вопросы об объявлении войны, заключении мира или союза. Трибутные собрания, которые выросли из плебейских сходок, были организованы иначе: граждане каждого территориального округа (трибы) подавали здесь один голос, причем при выяснении мнения той или иной трибы требовалось арифметическое большинство голосов граждан этого округа не зависимо от их имущественного положения. Постановления трибутных собраний назывались