Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Первые священнодействия (Лев. 9 гл.). Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10 гл.).

2. НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 9).

Это описание официального вступления в действие всей израильской системы жертвоприношений схоже с предписанием ритуала на День очищения, поскольку и в том и в другом случаях жертвы приносились как за священников, так и за народ в целом. Однако в данном случае, вместо церемонии с «козлом отпущения», совершались мирные жертвоприношения за народ и, таким образом, вместо поста, следовало пиршество.

а. Предписание относительно прино­шений за Аарона и за народ (9:1-4). Когда завершилось посвящение Аарона и его сыновей, велел Господь принести жертву - за себя, потом за весь народ. Аарон немедленно приступил к исполнению своих священнических обязанностей — с предложения Богу первой из жертв за племенных вождей («начальников»), которые затем последовательно приносились им на протяжении 12 дней (см. Чис. 7:10-88).
Народу нужно было принести в жертву животных «за грех» и за «всесожжение», а также хлебные и мирные жертвы.

Вся система жертвоприношений получила богословское объяснение в словах Моисея: ибо сегодня Господь явится вам.
Бог ввёл систему жертвоприношений, чтобы избранный народ имел доступ к Нему.

б. Подготовка к жертвоприношениям (9:5-7). Проинструктировав все общество (здесь это, по-видимому, означает то же самое, что «старейшины» в ст. 1), Моисей передал свои священнические функции Аарону, пригласив его приступить к жертвоприношениям (приступи к жертвеннику и соверши жертву...).

в. Описание Аароновых жертвоприношений (9:8-14).
Аарон с сыновьями принёс тельца за самого себя и жертву за грех.

г. Описание жертвоприношений за народ (9:15-22).
Принося козла в жертву за грех... народа (ст. 15), тельца и агнца (ср. ст. 3) во всесожжение (ст. 16), наряду с хлебным приношением (ст. 17), а также вола и овна ... в жертву мирную за народ (ст. 18), Аарон фактически принес на жертвенник все виды жертвенных животных (за исключением птиц, которые были уступкой бедным).


д. Явление Божией славы (9:23-24). После того, как Моисей и Аарон вошли в скинию собрания и вышли оттуда и благословили народ... явилась слава Господня всему народу. Так цель жертвоприношений — приближение к Богу (ст. 4, 6) — осуществилась.

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10). В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей.


а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1-3). Два старших сына Аарона, по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им.
Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым». Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (ср. 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх. 30:7-9).

В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (ср. Чис, 15:30).

б. Удаление тел Надава и Авиуда (10:4-5). Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6-7). Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать На-дава и Авиуда. Им было запрещено заниматься похоронами.

г. Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8-11). Бог обратился к Аарону непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам.

д. Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12-15). Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (ср. 6:26; 7:12-15).

е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16-18). Моисей разгневался на Елеазаpa и Фамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (ср. 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано

ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19-20). Оправдываясь, Аарон намекнул на трагедию, которая постигла Надава и Авиуда, боясь совершить ошибку при принесении жертвы.



Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?
Он боялся есть, то что было «святыней» (ст. 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения.

Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала.

Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.


Билет 11

1. Пятое богоявление Авраму (Быт. 17:1-21). Установление обрезания и его значение, смысл перемены имен Аврама и Сары.

Пятое богоявление. Когда Авраму было 90 лет, явился к нему Господь. Господь дал Авраму другое им и стало его звать — Авраам. Подтверждая, что Сын Завета вскоре будет рожден, Бог изменил имя Аврама.

Такая перемена имени была знамением Завета, гарантией, что Бог исполнит данное обещание. Если Он откажется от Своего обещания Завета, имя «Авраам» будет постоянно свидетельствовать против Него.

Как видимый знак завета Господь установил обрезание. По Писанию, обрезание несло нравственное и прообразовательное значение.

В нравственном значении: обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными склонностями, необходимость обрезания не плоти только, но «сердца и ушей», то есть отсечение, искоренение всех дурных помыслов, склонностей и стремлений.

В прообразовательном: по апостолу Павлу, рукотворенное ветхозаветное обрезание прообразовало собою нерукотворное новозаветное обрезание — крещение, состоящее в совлечении тела греховного плоти. Как прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным (Быт. 17:13 стих). Наказание, изрекаемое необрезанному — «истребится душа та из народа своего».

Таким образом, внешнее действие — физическое обрезание — лишь знак веры. И этот знак распространяется не только на домашних, но и на рабов. Это еще одно место, показывающее, что для ветхозаветной религии чужд дух национализма.

Также Бог изменил имя жене Авраама. И стали ее звать Сарра. Она приобретает власть родить ребенка.

Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. Смех Авраама был смехом радости и потому таргумы переводят словами: «возрадовался, изумился».

«И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Быт. 17:18). Авраам не мечтает даже о другом сыне. Он рад и одному Измаилу и молится за Измаил — сын Авраама, но этого еще мало для того, чтобы быть сыном Завета.

Таковой должен происходить не только от Авраама, но и от его жены Сарры. Что касается Измаила, он не отвержен Богом, молитва Авраама за него услышана. От него должен произойти великий народ (Быт. 17:19-21).


Авраам не медлил с исполнением повеления, — все было исполнено в тот же день (Быт. 17:23). Принятие обрезания Авраамом — очередное жизненное испытание для него, ведь он принял обрезание в 99 лет, все сказано (Быт. 17:24).

2. Ветхозаветные представления «чистоты» и «нечистоты» (Лев. 11-15 глл.).

1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11).

а. Определение животных с точки зрения их чистоты и нечистоты (11:1-23). Основные положения главы: а) Нечистых животных есть нельзя, б) Все мертвые животные (чистые или нечистые) делали тех, кто их касался, нечистыми.

Сухопутные животные составляли одну из трех групп, чистыми являлись — волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань и зубр, орикс (антилопа), камелопард (горный баран). Остальные являлись нечистыми, есть их было запрещено. Сухопытыне животные — чистые, те, у кого были раздвоенные копыта и жевали жвачку.

Вторую группу составляли водоплавающие. В пищу шла только рыба, имеющая плавники и чешую

Третья группа — все, что летает. Двадцать видов птиц были запрещены — хищные птицы. Из насекомых — четыре вида саранчи.

б. Осквернение трупами животных (11:24-40). Прикосновение к трупу любого животного делало человека нечистым. Ему нужно было омыться и ждать наступления вечера.

Особую группу составляли пресмыкающиеся, те, что ползают по земле. Все они объявлялись нечистыми. Если они касались посуды или человека — делалось нечистым. Исключение делалось для источника или колодца (стих 36), может быть, из-за острой нужды в источниках воды.

Лев 11:39−40. Даже и трупы чистых животных делали человека, прикоснувшегося к ним, нечистым и нуждавшимся в процедуре омытия и ожидания.

в. Подведение итогов и заключение богословского характера (11:41−47). Как Божий народ должен был различать между чистыми и нечистыми, так и Бог провел разделяющую черту между ним и другими народами. Эти правила о еде должны были служить постоянным напоминанием о святости Божией и о Его милости, выразившейся в избрании Израиля.

2. ЗАКОН О РОЖЕНИЦАХ (ГЛ. 12).

а. Период послеродовой нечистоты (12:1−5). Во время родов мать становилась нечистой, на длительный период (40-80 дней). Нечистым было не рождение ребенка, а кровотечение после. Если женщина родила сына — нечистой она была 7 дней плюс 33 дня, пока не очистится. Если девочку — в два раза дольше. Причина большей длительности этого периода после рождения девочки не указывается — может быть, объяснение — в более долгом процессе очищения материнского организма в этом случае. А, может быть, дело в том, что в будущем девочка сама станет периодически подвергаться осквернению — при менструации и деторождении.