Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В тех случаях, когда ущерб потерпевшей стороны мог быть определен в денежном выражении, согрешивший обязан был не только барана привести в жертву за свою вину, но и компенсировать пострадавшему понесенный им ущерб — имуществом или серебром, плюс заплатить штраф в размере 20 процентов от определенной ему суммы компенсации.
1) Приношение за вину в случае неумышленного преступления против священной собственности (5:14−16).
Тут могли иметься в виду использование не по назначению жертвенного мяса, которое полагалось съедать жертвователям после принесения мирной жертвы, или неверное использование «самых святых» частей хлебного приношения и т. д. Животным, которое обычно предписывалось приносить в жертву за вину, был овен (баран) без порока, бедному — птица.
Возмещение нарушенного права собственности плюс выплата штрафа в размере 20 процентов были дополнением к принесению в жертву овна. Поскольку в этом случае грех совершался против Господа, возмещение (компенсацию) получал Его представитель, т. е. священник.
2) Жертва повинности за предполагаемое нарушение Господних заповедей.
В этих стихах, по-видимому, говорится о каком-то более очевидном нарушении одной из заповедей Господних. На этот счет высказывается такое предположение: преступивший лишь подозревал, что сделал что-то не то, поскольку его мучила совесть, однако, полной уверенности в этом у него не было. Может быть, именно поэтому в подобных случаях — помимо жертвоприношения — компенсация и штраф.
3) Жертва повинности за нарушение права собственности.
В стихах 2−3 перечисляются такие согрешения, как присвоение чужого имущества, кража, вымогательство, невозвращение чужой потерянной собственности.
В таких случаях, поскольку преступление совершалось против человеческого права собственности, возмещение и штраф выплачивались потерпевшему владельцу в тот же день, когда согрешивший приносил свою жертву повинности (Лев 6:5). А если потерпевшего уже не было в живых, и не оставалось в живых никого из его родственников, то возмещение и штраф должны были быть выплачены священнику. И снова результатом принесения жертвы повинности были очищение и прощение (Лев 6:7).
Отличительной особенностью жертвы повинности было то, что ей сопутствовали выплата компенсации и штрафа пострадавшей стороне, будь то человек или Бог. Овен как жертва повинности отношения к возмещению не имел, он приносился во искупление греха пред Богом.
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ (6:8 — 7:38).
Данный раздел дополняет руководство по жертвоприношениям (1:1 — 6:7) и содержит в себе новые подробности относительно соответствующего ритуала — к сведению священников; прежде всего они касаются процедуры разделения мяса и тех частей жертвенного животного, которые не сжигались на жертвеннике.
Главной задачей раздела являлось установление того, кто и где мог совершать ритуал жертвоприношения, а также, какие части жертвенной туши приемлемы для Бога.
а. Установления для священников по поводу принесения всесожжении (6:8−13). Т.к. в пищу священнику или жертвователю употреблять нельзя, то здесь нужно было поддерживать жар и золу. Утром в соответствующей одежде священник должен был убрать пепел с жертвенника и отнести его в чистое с обрядовой точки зрения место вне стана.
б. Установления для священников по поводу хлебного приношения (6:14−23).
Слова великая святыня (6:17) уподобляют хлебное приношение жертвенному мясу, есть которое могли только священники (все потомки Аароновы мужского пола).
О ежедневном хлебном приношении священника не упоминалось в Лев.2.Его следовало совершать тому из сынов Аароновых, который был в данное время помазан на место его, т. е. в первосвященники (6:22); половину его следовало приносить утром, а другую половину — вечером.
Поскольку священнику не полагалось съедать свое собственное жертвоприношение, его надо было полностью сжигать на жертвеннике.
в. Приношение за грех; установления для священников (6:24−30). Здесь говорится о:
-
процедуре, которой должен был следовать священник, поедая мясо жертвы за грех (стих 26), и его родственники мужского пола (стих 29). -
ритуальном очищении одежды, случайно забрызганной жертвенной кровию, а также посуды, которой касалось жертвенное мясо (стихи 27−28) -
запрещении есть мясо жертвы за грех, предложенной священником или обществом и проведенной через особый ритуал — внесения крови этой жертвы в скинию собрания.
г. Приношение за вину; установления для священников (7:1−6).
Указывается, что закалывать жертву повинности (7:2) следовало на том месте, где закалывались жертвы всесожжения, т. е. на северной стороне жертвенника. Что касается ритуальной процедуры священнодействия с кровью (7:2) и сожжения жертвы на жертвеннике, то они соответствовали таковым при принесении мирной жертвы. В этом случае жертвенное мясо поедалось (7:6) с соблюдением тех же правил
, что и при принесении жертвы за грех.
д. О праве священников на искупительные и посвятительные приношения (7:7−10). В этом параграфе упоминается о четырех первых жертвоприношениях (за грех, за вину, всесожжения и хлебного), и в итоге говорится, что, частично или полностью, каждое из них принадлежало священнику. Печеные хлебные приношения предназначались тому священнику, который приносил их (стих 8), а непеченые — делились между всеми священниками.
е. Мирное жертвоприношение; установления для священников (7:11−21)
В случае принесения жертвы благодарности — наиболее распространенного вида мирной жертвы должно было принести, наряду с собственно жертвой благодарности по одному из каждого вида пресных хлебных приношений.
Ту часть мяса мирной жертвы благодарности, которая предназначалась для общинной трапезы, надо было съесть в день ее принесения.Участниками этой трапезы были жертвователь и члены его семьи. Могли ими быть и левит, представлявший их общину, а также те бедные, которые сами не в состоянии были принести мирную жертву. Съедать эту жертву полагалось на месте, указанном Богом.
Однако в случае принесения мирной жертвы по обету или от усердия все, что оставалось от нее, можно было есть и на следующий день. Употребление в пищу какого бы то ни было мяса на третий день лишало все жертвоприношение его значения, а совершивший этот проступок подлежал Божиему наказанию.
Общее правило относительно потребления мяса мирной жертвы в пищу состояло в том, что и мясо, и тот, кто ел его, должны были быть чистыми с обрядовой точки зрения.
ж. Дополнительные правила для израильского народа (7:22−36)
1) Запрещение есть жир или кровь.
2) Доля священников из мирной жертвы. Как и в случаях других видов жертвоприношений (за исключением всесожжении) священник получал свою долю пищи. Грудь… мирной жертвы следовало потрясать пред Господом: это было приношение потрясания.
3) Доля священников при жертвоприношениях; подведение итога.
В этих стихах подводится итог всему, что было сказано в 6:8 — 7:34. Сразу же после помазания их на служение священники начинали получать свою постоянную долю и это продолжалось из рода в род.
з. Заключительные слова закона о жертвоприношениях (7:37−38)
Жертвоприношения перечислены здесь в административном порядке, поскольку именно в таком порядке перечислены они в правилах для священников.
Напоминанием о том, что все постановления, перечисленные выше, и есть те самые, которые дал Господь Моисею на горе Синае, подчеркивается, что система жертвоприношений входила в обязательства, наложенные на израильтян заветом, который был дан им в пустыне Синайской
Билет 9
1. Первое (Быт. 12:1-3), второе (Быт. 12:7) и третье богоявления (Быт. 13:3-14) Авраму.
Первое богоявление. Аврам призван именно в Уре Халдейском. Первым повелением было «выйти» (пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе).
«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2-3).
Бог призывает одного Аврама, но он берет с собой жену, племянника и слуг. Призвание Аврама — первое серьезное жизненное
испытание. Особо следует заметить, что ему, горожанину, в это время было 75 лет, то есть он был престарелым человеком, полностью оформившимся и привыкшим к определенному образу жизни. Теперь, на склоне лет, ему повелевается идти в чужую землю и стать кочевником. Другой человек отказался бы, сославшись на возраст. Но не таков Аврам. Слово Божье для него закон.
Второе богоявление. Господь не оставляет праведника без подкрепления веры, являясь ему во второй раз, подтверждая правильность его пути и, укрепляя его веру, повторяет обетования «потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:6-7).
Бог обещает ему землю в наследство, а в этой земле голод. Но и в этих обстоятельствах он не потерял веры. Он просто сошел в житницу мира — Египет, чтобы там пережить голодные годы.
В древнем Востоке отнять жену у мужа было обычным делм, испугавшись, Аврам представляется ее братом. Теперь ему нужно угождать, подносить почести, дабы Аврам одобрил брак. Но Авраму нужно было лишь потянуть время. Еще одно испытание Аврама. Из обещанного Богом еще ничего не сбылось, зато теперь отняли жену. Произошло непредвиденное. Аврам недооценивал красоту Сары. В этой ситуации спорить не приходится. Конец был бы печальным, если бы не особая помощь Божья. Зато теперь Аврам обогатился рабами и скотом.
После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля. Между пастухами Аврама и Лота возникли распри из-за пастбищ скота. Долг Лота был настоять, что Аврам старший и первым должен жить здесь, но Аврам уступил ему. жительства. Он стал просто жить в земле Ханаанской, в то время как Лот выбрал себе для проживания долину содомскую.
Здесь также нетрудно увидеть еще одно испытание Аврама. Благополучно вернувшись