Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Моисей — автор Священных Писаний; он создавал их, охваченный особым вдохновением. Именно и только под руководством Святого Духа мог человек заявить подобное о самом себе, вероятно, вопреки собственной воле и природным наклонностям.

Чис 12:4−8. В их конфликт вмешался Господь. Он принял сторону Моисея. В возвышенно-поэтическом обращении к ним Господь напоминает, что обычно Он открывается пророку в видении и говорит с ним во сне, но с Моисеем… не так, как с другими, ибо с ним Он говорит устами к устам (сравните Втор 34:10) — антропоморфический образ, означающий, что Бог говорил с Моисеем непосредственно. И это потому, что Моисей — верен во всем дому Моем (Чис 12:7; сравните Евр 3:2); имеется в виду верное исполнение Моисеем его роли посредника между Богом и Израилем.

Бог говорил к Моисею явно, а не в гаданиях. Ему не надо было приспосабливаться к Моисею посредством метафор и разного рода иносказаний: Моисей пребывал с Богом в столь личных отношениях, что в состоянии был понимать «язык» неба.

Моисей видел лишь образ Господа, но и это было привилегией, которой никто, кроме него, удостоен не был.

Чис 12:9−15. Господь наказал Мариамь проказой. Аарон сразу обратился к Моисею, попросив его заступиться за нео перед Господом. И Моисей взмолился Богу, движимый как чувством любви к сестре, так и потребностью вмешаться, и умолял Его исцелить Мариамь.

Господь заклеймил презрением самонадеянность Мариамь, наслав на нее ужасную кожную болезнь. И вот, в соответствии с церемониальным законом, который требовал, чтобы больной человек жил вне стана семь дней (Лев 13−14), Мариами именно так и пришлось поступить.

Билет 5.

1. Творение мира (Быт. 1:1-25, 2:1-6) и человека (Быт. 1:26-30, Быт. 2:7-25).

По сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел «из ничего» самое вещество мира. Это первое творение, когда «Все вообще создал Живущий во века» (Сир. 18:1) затем уже из первозданного, но ещё «неустроенного» вещества происходит второе творение, совершившееся в течение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (11:18).

Создавая этот труд для Израиля, Моисей стремился изобразить Бога как Основателя и Творца жизни во всей ее полноте; он стремился показать, что Бог, сотворивший Израиля, — тот же самый Бог, который сотворил мир и все, что в нем, и что теократическая форма правления зиждется таким образом на высшей и всеобъемлющей власти Бога-Творца. Израилю следовало познать, какой Бог образовал его как народ, познать, что он сам, его закон, обычаи и верования уходят корнями в то, что представляет собой этот Бог.


Мир выстроен не сразу, постепенно. Состояние [тоху вавоху] сотворено, потом происходили изменения. Мир создан не на уничтожение тьмы, а на прохождение света во тьме Тьма не существует вместе со светом, но и свет не уничтожает тьму.

В первые три дня творения периодическая смена дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а вращением земного шара. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения.

Быт 1:6−8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее, по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике — «покрышка»). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность «обволакивала» землю.

Быт 1:9−13. Суша, с ее растительным покровом, была сотворена в день третий. Растительная жизнь является частью упорядоченной вселенной, и начало ей положил Бог — однажды и навсегда (а не по принципу «циклического» умирания и возобновления жизни, как этот описывается в языческих мифах). И Он же положил пределы суше и морям (сравните с Иов 38:8−11), так что тщетно веровали язычники в «божества бездны» как в силы, с которыми следует считаться.

Быт 1:14−19. В день четвертый появляются солнце (для управления днем; стих 16), а также луна и звезды — для управления ночью. Светила эти либо были сотворены уже имеющими определенный возраст либо были созданы ранее, и только теперь стали видимы с земли.

Быт 1:20−23. Пресмыкающихся (по другим переводам — «движущихся») тварей морских и птиц небесных Бог сотворил в день пятый. В стихе 21 второй раз в этой главе повторяется «бара» — «сотворил». Крупные морские «чудища», ставшие предметом языческого поклонения в древнем мире, были таким образом ничем иным, как творением могучего Бога. И самая способность их плодиться и размножаться явилась результатом Его благословения (стих 22).

Быт 1:24−31. День шестой, когда Бог сотворил не только диких зверей земных, часть которых будет впоследствии приручена людьми и станет «домашними» (скотом) и наземных пресмыкающихся (гадов), но и человека, стал кульминационным днем творения. Упоминаемый последним при перечислении всего созданного Богом, человек, тем не менее, был именно сотворен, а не сформировался в процессе эволюции.



Творение человека. (Быт. 1:26-30). Он был сотворен по образу Божию (стих 27; буквально — «в существе своем по образу Божию»); заметим, что к образу этому был приобщен лишь человек. Но самое слово «образ» (селем) употреблено тут в переносном смысле, потому что Богу человеческое обличье не присуще. Быть созданным по образу Божию означает, что люди разделяют — хотя и не в совершенстве и ограниченно — Божию природу, то есть обладают рядом Его атрибутов, которые и обусловливают их способность к духовному общению с Творцом; вот они, эти атрибуты: человек — это личность; ему дана жизнь; ему присущи стремление к истине, мудрость, любовь, святость, жажда справедливости.

Сотворение Богом человека по образу Своему было целенаправленным: людям предстояло владычествовать (стихи 26,28), т. е. управлять; другими словами, быть «представителями» на земле суверенного небесного Владыки. (В свое время фараоны — идолопоклонники практиковали нечто «подобное»: они приказывали отливать изображавшие их статуи, как бы «представлявшие» их владычество над землей Египта.) Однако по причине вторжения в мир греха не все покорилось человеческой власти (Евр 2:8). Полное владычество над землей осуществит Иисус Христос (Евр 2:5−8) по Своем втором пришествии.

Сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их, дав им способность плодиться и размножаться. Самое это понятие — «благословения» подразумевает в книге Бытия дарование процветания и плодородия (чадородия). Какой огромный смысл таили в себе на будущее эти дивные распоряжения Бога для Израиля, которому предназначено было стать Его «уполномоченным» на земле! Ведь именно Израилю надлежало войти в обетованную землю и жить там в ожидании не оскудевающих Божьих благословений.

Божественный образ, свойственный человеку, личности Адама, относится ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям… Существует одна природа, общая для всех людей.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,

и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а


всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в

котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт 1:29-30).

Первоначальная пища человека — растительная. Первоначально (до грехопадения) поедание одного живого существа другим было в принципе невозможно, поскольку это связано со смертью. Господь назначает в пищу человека «всякую траву, сеющую семя», то есть хлебные злаки, и всякое древо «всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя», то есть плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу «всю зелень травную», то есть траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт 9:3).

Творение мира и человека (продолжение). Быт 2:1−3. К седьмому дню Бог сотворил небо и землю, и все воинство их. Под «воинством небесным» подразумеваются или ангелы или горящие на небосклоне звезды, которые напоминают «воинские ряды»; «их» означают, однако, что речь идет о воинстве небес и земли, и тут, по-видимому, разумеется все то лучшее, что имеется в обеих сферах. Именно эта мысль передана в Септуагинте, где слову «воинство» соответствует «украшение» (зеба).

Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без дождя и без рук человеческих (Быт. 2:5), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обильными испарениями, поднимавшимися с земли (Быт. 2:6).

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, потому что им запечатлено было завершение творения. С этого момента субботний покой Бога становится преобладающей темой Писания.

Творение человека. Здесь обращают на себя внимание два момента: сотворив человека из праха земного, Господь вдунул в него (буквально — «в ноздри его») дыхание жизни. Человек был создан Им из «земного материала» и является земным. Вопреки мечтам, которые овладеют им позднее, «стать, как боги» (3:5).

Быт 2:8−10. Человек был помещен в совершенные условия. Рай (или сад в Едеме) явился местом испытания человека на способность к послушанию. Описание рая (стих 8) и деревьев (стих 9), и реки, вытекавшей из него (стих 10), завершается заповедью: человек мог наслаждаться всем этим, но не должен был есть от запретного дерева (стих 17).


Бог создал деревья, два из них были особыми: одно давало жизнь, второе давало познание добра и зла, если съесть их плоды.

Быт 2:11-14. Здесь описываются богатство известного тогда мира.

Быт 2:15-17. Назначение человека состояло в осуществлении им духовного служения. Какую бы работу ни исполнял человек, она должна быть его служением Богу.

Первая заповедь Бога, обращенная к человеку, касалась жизни и смерти, добра и зла. Человек может есть плоды от любого дерева в саду, но вкусив плод от запретного — умрет.

Быт 2:18-25. В стихах рассказывается о сотворении женщины и об установлении института брака. Мужу и жене Бог предназначил быть в духовном единстве, чтобы они могли Ему служить. Адам был один, одинок, тогда Он усыпил его и из ребра сотворил жену.

Адама и Еву объединяла общая природа. Высшая точка — брак.

Нагота Адама и Евы (стих 25) говорит о том, что они не стеснялись друг друга, не подозревая один в другом нечистых или злых умыслов. Такое общение, исполненное взаимного доверия, нарушилось при грехопадении и лишь в благополучном браке сохраняется до известной степени. «Нагота» имеет тут и буквальный и переносный смысл, свидетельствуя о первоначальной безгрешности первой четы.