Файл: Тема Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Вопрос 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии

Вопрос 1

«Формирование... внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:

Выберите один ответ:

a. основной метод профессионального самоопределения

b. одна из задач профессионального самоопределения

c. главная цель профессионального самоопределения

Вопрос 2

Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности

Выберите один или несколько ответов:

a. неадекватная самооценка

b. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии

c. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

d. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»

Вопрос 3

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?

Выберите один ответ:

a. 5

b. 10

c. 8

Вопрос 4

Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»

Выберите один ответ:

a. Пряжников Н.С

b. Маркова А.К

c. Климов Е.А

Вопрос 5

Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?

Выберите один ответ:

a. Е.А. Климов

b. А.К. Маркова

c. Л.И. Божович

d. Н.С. Пряжников

Вопрос 6

Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.

Выберите один ответ:

a. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы
выбора профессии

b. интересы и склонности старшеклассника

c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии

Вопрос 7

Профессиональное самоопределение – это:

Выберите один ответ:

a. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности

b. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития

c. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации

Вопрос 8

Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:

Выберите один ответ:

a. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения

b. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения

c. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга

Вопрос 9

Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?

Выберите один ответ:

a. осознанный выбор профессии

b. профессиональная мечта

c. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный

Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации

Вопрос 1

В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:

Выберите один или несколько ответов:

a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы

b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

c. выбор пр офессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки

d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику

Вопрос 2

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.



Выберите один ответ:

a. все ответы верны

b. 11-14 лет

c. 11-18 лет

d. 6-11 лет

e. 15-18 лет

Вопрос 3

Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?

Выберите один ответ:

a. рост

b. исследовательский

c. утверждение

Вопрос 4

На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?

Выберите один ответ:

a. на стадии авторитета

b. на стадии оптации

c. на стадии адаптанта

Вопрос 5

Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?

Выберите один или несколько ответов:

a. полнота предоставленной информации о мире профессий

b. специфика рынка труда конкретного региона

c. мотивация профессионального самоопределения оптанта

d. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения

e. социально-экономическое положение в стране

f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта

Вопрос 6

Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?

Выберите один ответ:

a. Е.А. Климов

b. В.И. Слободчиков

c. Д. Сьюпер

Вопрос 7

Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения

Выберите один или несколько ответов:

a. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами

b. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением)

c. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

d. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает

e. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой

f. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной

g. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией

Вопрос 8

Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?

Выберите один ответ:

a. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией


b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений

c. случайные судьбоносные события в жизни

d. все ответы верны

Тема 3. Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения. Гендерные особенности профессионального самоопределения

Вопрос 1

Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.

Полоролевой подход подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам

Гендерный подход создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях

Вопрос 2

Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:

Выберите один ответ:

a. объективная социально-экономическая ситуация

b. ценностные ориентации

c. структурные элементы личности

Вопрос 3

В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:

Выберите один ответ:

a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии

b. размышления юноши при выборе профессии

c. осознание человеком самого себя, своего «Я»

Вопрос 4

Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 5

Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

Вопрос 6

Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

Вопрос 7

Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»

Выберите один ответ:

a. средний

b. низкий

c. высокий


Вопрос 8

К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. трудовой и жизненный опыт

b. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере

c. потребность в профессиональном самоопределении

d. волевые черты характера

e. учебные и профессиональные интересы и склонности

Вопрос 9

Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?

Выберите один ответ:

a. социально-обусловленная модель выбора профессии

b. восемь углов (факторов) выбора профессии

c. схема периода оптации

d. «восемь нот»

Вопрос 10

Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?

Выберите один ответ:

a. позиция товарищей, подруг, сверстников

b. личные профессиональные планы старшеклассника

c. способности

d. позиция старших членов семьи (родителей)

Практическое задание 1Кроссворд

1 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.

2 важный фактор выбора профессии, один из «8 углов ситуации выбора профессии» по Е.А. Климову, представляющий собой владение неискаженной информацией о мире профессий, способах получения необходимого образования и востребованности профессии на рынке труда.

7 человек «выбирающий профессию».

3 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, который выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.

8 познание самого себя через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей; одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

4 в периодизации профессионального развития Е.А. Климова, профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. «Учителя – это не те, кто нас учит, а те – у кого мы учимся».

10 автор отечественной теории профессионального самоопределения, который рассматривает самоопределение как процесс, в рамках которого основными механизмами являются самоосознание и выбор критериев самоотношения.

5 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, который определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Зависит от уже имеющихся жизненных достижений.