Файл: Тема Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Вопрос 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии
Вопрос 1
«Формирование... внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:
Выберите один ответ:
a. основной метод профессионального самоопределения
b. одна из задач профессионального самоопределения
c. главная цель профессионального самоопределения
Вопрос 2
Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности
Выберите один или несколько ответов:
a. неадекватная самооценка
b. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии
c. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
d. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»
Вопрос 3
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?
Выберите один ответ:
a. 5
b. 10
c. 8
Вопрос 4
Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»
Выберите один ответ:
a. Пряжников Н.С
b. Маркова А.К
c. Климов Е.А
Вопрос 5
Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?
Выберите один ответ:
a. Е.А. Климов
b. А.К. Маркова
c. Л.И. Божович
d. Н.С. Пряжников
Вопрос 6
Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.
Выберите один ответ:
a. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы
выбора профессии
b. интересы и склонности старшеклассника
c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии
Вопрос 7
Профессиональное самоопределение – это:
Выберите один ответ:
a. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности
b. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития
c. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации
Вопрос 8
Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:
Выберите один ответ:
a. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения
b. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения
c. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга
Вопрос 9
Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?
Выберите один ответ:
a. осознанный выбор профессии
b. профессиональная мечта
c. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный
Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации
Вопрос 1
В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:
Выберите один или несколько ответов:
a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы
b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
c. выбор пр офессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки
d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику
Вопрос 2
В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. 11-14 лет
c. 11-18 лет
d. 6-11 лет
e. 15-18 лет
Вопрос 3
Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?
Выберите один ответ:
a. рост
b. исследовательский
c. утверждение
Вопрос 4
На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. на стадии авторитета
b. на стадии оптации
c. на стадии адаптанта
Вопрос 5
Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?
Выберите один или несколько ответов:
a. полнота предоставленной информации о мире профессий
b. специфика рынка труда конкретного региона
c. мотивация профессионального самоопределения оптанта
d. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения
e. социально-экономическое положение в стране
f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта
Вопрос 6
Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?
Выберите один ответ:
a. Е.А. Климов
b. В.И. Слободчиков
c. Д. Сьюпер
Вопрос 7
Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения
Выберите один или несколько ответов:
a. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами
b. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением)
c. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
d. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает
e. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
f. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной
g. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
Вопрос 8
Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?
Выберите один ответ:
a. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
c. случайные судьбоносные события в жизни
d. все ответы верны
Тема 3. Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения. Гендерные особенности профессионального самоопределения
Вопрос 1
Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.
Полоролевой подход подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам
Гендерный подход создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях
Вопрос 2
Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:
Выберите один ответ:
a. объективная социально-экономическая ситуация
b. ценностные ориентации
c. структурные элементы личности
Вопрос 3
В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:
Выберите один ответ:
a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии
b. размышления юноши при выборе профессии
c. осознание человеком самого себя, своего «Я»
Вопрос 4
Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Вопрос 5
Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Вопрос 6
Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Вопрос 7
Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»
Выберите один ответ:
a. средний
b. низкий
c. высокий
Вопрос 8
К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:
Выберите один или несколько ответов:
a. трудовой и жизненный опыт
b. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере
c. потребность в профессиональном самоопределении
d. волевые черты характера
e. учебные и профессиональные интересы и склонности
Вопрос 9
Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?
Выберите один ответ:
a. социально-обусловленная модель выбора профессии
b. восемь углов (факторов) выбора профессии
c. схема периода оптации
d. «восемь нот»
Вопрос 10
Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?
Выберите один ответ:
a. позиция товарищей, подруг, сверстников
b. личные профессиональные планы старшеклассника
c. способности
d. позиция старших членов семьи (родителей)
Практическое задание 1Кроссворд
1 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельных последовательных этапов.
2 важный фактор выбора профессии, один из «8 углов ситуации выбора профессии» по Е.А. Климову, представляющий собой владение неискаженной информацией о мире профессий, способах получения необходимого образования и востребованности профессии на рынке труда.
7 человек «выбирающий профессию».
3 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, который выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.
8 познание самого себя через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей; одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.
4 в периодизации профессионального развития Е.А. Климова, профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. «Учителя – это не те, кто нас учит, а те – у кого мы учимся».
10 автор отечественной теории профессионального самоопределения, который рассматривает самоопределение как процесс, в рамках которого основными механизмами являются самоосознание и выбор критериев самоотношения.
5 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, который определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Зависит от уже имеющихся жизненных достижений.