Файл: Тема Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Вопрос 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классифицируйте предложенные профессии согласно данной классификации, заполнив таблицу.
Вопрос 2
Изучите понятие «профессиография». Заполните пропуски слов в тексте.
Результатом профессиографирования является профессиограмма , которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной ее составляющей является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Это своего рода психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
Вопрос 3
Изучите различные схемы профессиографирования. Заполните таблицу о схеме профессиографирования, предложенной Е.А. Климовым, выделив критерии, по которым профессию относят к определенному типу, группе, отделу классу.
Вопрос 4
Основной целью профориентационной работы является формирование готовности к самоопределению. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
Тема 7. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий
Вопрос 1
В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?
Выберите один ответ:
a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов
b. в недостаточной валидности и надежности
c. в сложности проведения и интерпретации результатов
Вопрос 2
Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики
профессиональной направленности?
Выберите один или несколько ответов:
a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО)
b. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)
c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО)
d. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)
Вопрос 3
Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?
Выберите один ответ:
a. Цель-Средство-Результат
b. Якоря карьеры
c. Ориентация
d. ДДО
e. Профессиональные намерения
Вопрос 4
Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?
Выберите один ответ:
a. Цель-Средство-Результат
b. ДДО
c. Профессиональные намерения
d. Якоря карьеры
e. Ориентация
Вопрос 5
Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?
Выберите один или несколько ответов:
a. "человек-знаковая система"
b. "человек-художественный образ"
c. "человек-система управления"
d. "человек-техника"
e. "человек-природа"
f. "человек-энергетическая система"
g. "человек-человек"
Вопрос 6
Кто является разработчиком методики семантического дифференциала, применяемой в профдиагностике?
Выберите один ответ:
a. Э.Ф. Зеер
b. Ч. Осгуд
c. Л.Н. Кабардова
d. Е.А. Климов
Вопрос 7
Мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере – это:
Выберите один ответ:
a. мотивация профессионального самоопределения
b. профессиональная направленность
c. профессиональные способности
Вопрос 8
Процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности – это:
Выберите один ответ:
a. профконсультация
b. профориентационная диагностика
c. профпросвещение
Вопрос 9
Расшифруйте аббревиатуру ДДО, принятую в профдиагностике.
Выберите один ответ:
a. дифференциально-деятельностный опросник
b. диагностика деятельности и общения
c. дифференциально-диагностический опросник
Вопрос 10
Что определяется в процессе диагностики профессиональной направленности с помощью опросника «Карта интересов» А.Е. Голомштока?
Выберите один ответ:
a. профессия, наиболее близкая интересам и склонностям опрашиваемого
b. степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности
c. специфические типы высшей нервной деятельности
Тема 8. Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации
Вопрос 1
Верно ли высказывание: «Групповая профконсультация предоставляет широкие возможности для профдиагностики интересов и склонностей»?
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Вопрос 2
Для решения каких задач наиболее всего подходит диагностическая групповая профконсультация?
Выберите один ответ:
a. выявления уровня информированности в профессиональной сфере
b. установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля)
c. все ответы верны
d. определения сформированности профессиональных планов клиента
e. изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии
Вопрос 3
Любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой является:
Выберите один ответ:
a. групповой профконсультацией
b. профконсультационным тренингом
c. панельной профконсультацией
Вопрос 4
На каком из этапов групповой диагностической консультации профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал?
Выберите один ответ:
a. на первом этапе
b. на третьем этапе
c. на вводном этапе
d. на заключительном этапе
e. на втором этапе
Вопрос 5
Назовите основные источники профессиограмм, в которых собраны актуальные на сегодняшний день описания профессий.
Выберите один или несколько ответов:
a. проект «Атлас профессий»
b. материалы в сети Интернет
c. методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости
Вопрос 6
Основным видом деятельности профконсультанта является:
Выберите один ответ:
a. справочно-информационная профконсультация, направленная одновременно и на информирование клиента о мире профессий, и на возможности обучения и переобучения по различным специальностям
b. индивидуальная профконсультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения
c. групповая профконсультация как метод профпросвещения и профдиагностики
Вопрос 7
Различают два вида профконсультационной работы. Укажите, какие.
Выберите один ответ:
a. индивидуальное и смешанное профконсультирование
b. школьное и внешкольное профконсультирование
c. родитель-консультант и родитель-ребенок-консультант
d. групповое и индивидуальное профконсультирование
Вопрос 8
Чтобы определить сформированность профессиональных планов в процессе групповой профконсультации используют метод:
Выберите один ответ:
a. анализа эссе
b. тестирования
c. анкетирования
d. опроса
Тема 9. Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования
Вопрос 1
В основе какой из допустимых стратегий профориентационной работы лежит использование стандартизированных испытаний профпригодности?
Выберите один ответ:
a. тестологическая
b. рационалистическая
c. организационно-управленческая
d. «гуманистическая-психотерапевтическая»
e. все ответы верны
f. информационно-просветительская
g. «глубинная», психоаналитическая стратегия
Вопрос 2
В развернутой схеме профконсультирования, с чего начинается работа профконсультанта?
Выберите один ответ:
a. с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений
b. с анализа мира профессий и конкретизации «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий
c. с формирования образа «идеальной» профессии
Вопрос 3
В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на подготовительном этапе?
Выберите один ответ:
a. составить общее представление о проблеме клиента
b. консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации
c. помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента
Вопрос 4
В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на шестом этапе профконсультирования?
Выберите один ответ:
a. помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента
b. консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации
c. совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных)
d. составление окончательного протокола консультации
Вопрос 5
К допустимым стратегиям профориентационной помощи относят:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. информационно-просветительскую
c. «глубинная», психоаналитическая стратегия
d. тестологическую
e. рационалистическая
f. организационно-управленческая
g. «гуманистическая-психотерапевтическая»
Вопрос 6
Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерна ограниченная помощь, например, только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения
Выберите один ответ:
a. стратегия самообмана
b. «частичные услуги»
c. идеологическая
d. принудительная
Вопрос 7
Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерно: «реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии являйся активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы»
Выберите один ответ:
a. стратегия обмана
b. активизирующая
c. принудительная
d. тестологическая
Вопрос 8
Развернутая схема профконсультирования применяется: