Файл: Тема Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Вопрос 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классифицируйте предложенные профессии согласно данной классификации, заполнив таблицу.



Вопрос 2

Изучите понятие «профессиография». Заполните пропуски слов в тексте.

Результатом профессиографирования является профессиограмма , которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной ее составляющей является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Это своего рода психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Вопрос 3

Изучите различные схемы профессиографирования. Заполните таблицу о схеме профессиографирования, предложенной Е.А. Климовым, выделив критерии, по которым профессию относят к определенному типу, группе, отделу классу.



Вопрос 4

Основной целью профориентационной работы является формирование готовности к самоопределению. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Тема 7. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий

Вопрос 1

В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?

Выберите один ответ:

a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов

b. в недостаточной валидности и надежности

c. в сложности проведения и интерпретации результатов

Вопрос 2

Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики
профессиональной направленности?

Выберите один или несколько ответов:

a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО)

b. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)

c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО)

d. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)

Вопрос 3

Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?

Выберите один ответ:

a. Цель-Средство-Результат

b. Якоря карьеры

c. Ориентация

d. ДДО

e. Профессиональные намерения

Вопрос 4

Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?

Выберите один ответ:

a. Цель-Средство-Результат

b. ДДО

c. Профессиональные намерения

d. Якоря карьеры

e. Ориентация

Вопрос 5

Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?

Выберите один или несколько ответов:

a. "человек-знаковая система"

b. "человек-художественный образ"

c. "человек-система управления"

d. "человек-техника"

e. "человек-природа"

f. "человек-энергетическая система"

g. "человек-человек"

Вопрос 6

Кто является разработчиком методики семантического дифференциала, применяемой в профдиагностике?

Выберите один ответ:

a. Э.Ф. Зеер

b. Ч. Осгуд

c. Л.Н. Кабардова

d. Е.А. Климов

Вопрос 7

Мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере – это:

Выберите один ответ:

a. мотивация профессионального самоопределения

b. профессиональная направленность



c. профессиональные способности

Вопрос 8

Процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности – это:

Выберите один ответ:

a. профконсультация

b. профориентационная диагностика

c. профпросвещение

Вопрос 9

Расшифруйте аббревиатуру ДДО, принятую в профдиагностике.

Выберите один ответ:

a. дифференциально-деятельностный опросник

b. диагностика деятельности и общения

c. дифференциально-диагностический опросник

Вопрос 10

Что определяется в процессе диагностики профессиональной направленности с помощью опросника «Карта интересов» А.Е. Голомштока?

Выберите один ответ:

a. профессия, наиболее близкая интересам и склонностям опрашиваемого

b. степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности

c. специфические типы высшей нервной деятельности

Тема 8. Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации

Вопрос 1

Верно ли высказывание: «Групповая профконсультация предоставляет широкие возможности для профдиагностики интересов и склонностей»?

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 2

Для решения каких задач наиболее всего подходит диагностическая групповая профконсультация?

Выберите один ответ:

a. выявления уровня информированности в профессиональной сфере

b. установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля)

c. все ответы верны

d. определения сформированности профессиональных планов клиента

e. изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии

Вопрос 3

Любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой является:

Выберите один ответ:

a. групповой профконсультацией

b. профконсультационным тренингом

c. панельной профконсультацией

Вопрос 4

На каком из этапов групповой диагностической консультации профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал?


Выберите один ответ:

a. на первом этапе

b. на третьем этапе

c. на вводном этапе

d. на заключительном этапе

e. на втором этапе

Вопрос 5

Назовите основные источники профессиограмм, в которых собраны актуальные на сегодняшний день описания профессий.

Выберите один или несколько ответов:

a. проект «Атлас профессий»

b. материалы в сети Интернет

c. методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости

Вопрос 6

Основным видом деятельности профконсультанта является:

Выберите один ответ:

a. справочно-информационная профконсультация, направленная одновременно и на информирование клиента о мире профессий, и на возможности обучения и переобучения по различным специальностям

b. индивидуальная профконсультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения

c. групповая профконсультация как метод профпросвещения и профдиагностики

Вопрос 7

Различают два вида профконсультационной работы. Укажите, какие.

Выберите один ответ:

a. индивидуальное и смешанное профконсультирование

b. школьное и внешкольное профконсультирование

c. родитель-консультант и родитель-ребенок-консультант

d. групповое и индивидуальное профконсультирование

Вопрос 8

Чтобы определить сформированность профессиональных планов в процессе групповой профконсультации используют метод:

Выберите один ответ:

a. анализа эссе

b. тестирования

c. анкетирования

d. опроса

Тема 9. Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования

Вопрос 1

В основе какой из допустимых стратегий профориентационной работы лежит использование стандартизированных испытаний профпригодности?

Выберите один ответ:

a. тестологическая

b. рационалистическая

c. организационно-управленческая

d. «гуманистическая-психотерапевтическая»

e. все ответы верны

f. информационно-просветительская

g. «глубинная», психоаналитическая стратегия

Вопрос 2

В развернутой схеме профконсультирования, с чего начинается работа профконсультанта?

Выберите один ответ:

a. с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений

b. с анализа мира профессий и конкретизации «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий

c. с формирования образа «идеальной» профессии


Вопрос 3

В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на подготовительном этапе?

Выберите один ответ:

a. составить общее представление о проблеме клиента

b. консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации

c. помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента

Вопрос 4

В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на шестом этапе профконсультирования?

Выберите один ответ:

a. помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента

b. консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации

c. совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных)

d. составление окончательного протокола консультации

Вопрос 5

К допустимым стратегиям профориентационной помощи относят:

Выберите один ответ:

a. все ответы верны

b. информационно-просветительскую

c. «глубинная», психоаналитическая стратегия

d. тестологическую

e. рационалистическая

f. организационно-управленческая

g. «гуманистическая-психотерапевтическая»

Вопрос 6

Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерна ограниченная помощь, например, только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения

Выберите один ответ:

a. стратегия самообмана

b. «частичные услуги»

c. идеологическая

d. принудительная

Вопрос 7

Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерно: «реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии являйся активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы»

Выберите один ответ:

a. стратегия обмана

b. активизирующая

c. принудительная

d. тестологическая

Вопрос 8

Развернутая схема профконсультирования применяется: