Файл: Тема Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Вопрос 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 критерий оценки жизненного и профессионального плана личности, проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими.
8 зарубежный автор периодизации профессионального развития, выделивший пять основных этапов «профессиональной зрелости»: 1) рост, 2) исследовательский этап; 3) утверждение; 4) создание устойчивого профессионального положения; 5) спад.
9 автор отечественной теории профессионального развития, который считает, что “сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации”.
11 автор отечественной теории профессионального самоопределения, в понимании которого «профессиональное самоопределение» это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.
Тема 4. Основы профориентологии: цель и задачи профориентации. Современный мир профессий
Вопрос 1
В каком году в России возникло первое учреждение по профориентации – служба по приисканию работы?
Выберите один ответ:
a. 1927
b. 1897
c. 1922
Вопрос 2
Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное
b. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии
c. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами
Вопрос 3
К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?
Выберите один ответ:
a. Человек-техника
b. Человек-художественный образ
c. Человек-природа
d. Человек-человек
e. Человек-знаковая система
Вопрос 4
Кто в настоящее время является научным руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном при МГУ?
Выберите один ответ:
a. О.П. Апостолов
b. С.Н. Чистякова
c. А.Г. Шмелев
d. Е.А. Климов
e. А.М. Голомшток
Вопрос 5
Кто из советских исследователей в 70-80-е годы 20 века отвечал за разработку дидактического и методического обеспечения профориентационной работы?
Выберите один ответ:
a. С.Н. Чистякова
b. Е.А. Климов
c. А.Г. Шмелев
d. О.П. Апостолов
e. А.М. Голомшток
Вопрос 6
Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?
Выберите один ответ:
a. А.М. Голомшток
b. О.П. Апостолов
c. Е.А. Климов
d. Н.С. Пряжников
Вопрос 7
Основной целью профориентационной работы является:
Выберите один ответ:
a. выбор старшеклассником будущей профессии
b. формирование адекватной личностной самооценки
c. формирование готовности к профессиональному самоопределению
Вопрос 8
Разрушение системы профориентации в 90-е годы 20-го века связывают с переходом службы профориентации из школы в центры занятости населения. Назовите период, когда это произошло?
Выберите один ответ:
a. 1991-1995 гг
b. 1990-2016 гг
c. 1991-1992 гг
Вопрос 9
С 1921 по 1936 год в советской России шел процесс становления системы профориентации молодежи. Сколько бюро профконсультация было открыто в России в этот период?
Выберите один ответ:
a. 47
b. более 100
c. 15
Вопрос 10
Что является конкретным результатом профессионального самоопределения старшеклассника?
Выберите один ответ:
a. готовность к профессиональному самоопределению
b. выбор старшеклассником будущей профессии
c. личный профессиональный план
Тема 5. Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм
Вопрос 1
В чем заключается принцип «дифференцированного профессиографирования»?
Выберите один ответ:
a. в избирательном профессиографировании отдельных профессий
b. в научном исследовании профессионального развития личности
c. в подчинении профессиографирования решению конкретных практических задач
Вопрос 2
Какие социологические методы используются при составлении профессиограммы?
Выберите один ответ:
a. интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности
b. анкеты, опросы, включенное наблюдение
c. измерение артериального давления, антропометрических и технических данных
Вопрос 3
Какие часть профессиограммы являются наиболее важными для целей профориентации?
Выберите один ответ:
a. требованиях в квалификации, способностям и психологически важным качествам, которые обеспечивают успешное освоение профессии
b. название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы)
c. диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры
Вопрос 4
Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:
Выберите один ответ:
a. психофизиологические качества
b. внутренние качества личности
c. профессионально важные качества
Вопрос 5
Кто из исследователей психологи труда выделил модульный подход в профессиографии, который заключается в том, что профессиограмма составляется из ряда модулей, каждый из которых является типовым элементом профессиональной деятельности и может быть присущ нескольким профессиям.
Выберите один ответ:
a. А.К. Маркова
b. Е.И. Гарбер
c. В.Е. Гаврилов
Вопрос 6
Процесс непрерывного отражения в сознании работника меняющейся обстановки, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций – это:
Выберите один ответ:
a. внешняя картина труда
b. профессиональная память
c. внутренняя картина труда
Вопрос 7
Психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией – это:
Выберите один ответ:
a. психограмма
b. профессиограмма
c. описание профессии
Вопрос 8
Разделом каких двух наук является профессиография:
Выберите один или несколько ответов:
a. психология труда
b. профессиология
c. профориентация
d. инженерная психология
Вопрос 9
Самая простая схема профессиографирования, предложенная Е.А. Климовым, содержит описание профессии по следующим характеристикам:
Выберите один ответ:
a. тип профессии и профессионально важные качества
b. класс профессии (цель труда) и группа профессии (преимущественные условия труда)
c. тип профессии (предмет труда), класс профессии (цель труда), отдел (использование средств труда), группа профессий (преимущественные условия труда)
Вопрос 10
Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. профессиография
c. психограмма
Тема 6. Примеры профессиограмм и психограмм и их использование в профконсультировании
Вопрос 1
Выберите из предложенных примеров описание доминирующего вида деятельности для профессии программист.
Выберите один или несколько ответов:
a. составление алгоритма - детального плана решения задачи, - или выбор оптимального для решения данной задачи алгоритма
b. разработка и внедрение методов автоматизации программирования (использование простых программ для создания программ более высокого уровня)
c. разработка на основе анализа математических алгоритмов программы (полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке)
Вопрос 2
Деятельность, которая является основной в профессии, занимающей более 50% времени, на которую приходится наибольшее число повторяющихся действий и операций называют:
Выберите один ответ:
a. ведущая деятельность
b. профессиональная деятельность
c. доминирующий вид деятельности
Вопрос 3
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к способностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. склонность к интеллектуальным видам деятельности
b. аккуратность
c. логическое мышление
d. высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания
e. развитое воображение
Вопрос 4
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к личным качествам и склонностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. гибкость мышления
b. внимательность
c. настойчивость
d. высокий уровень концентрации внимания
e. терпеливость
Вопрос 5
Какой из разделов должен обязательно входить в профессиограмму, созданную для целей профориентации и профконсультирования?
Выберите один ответ:
a. учебные заведения, где можно получить данную профессию
b. особенности межличностного взаимодействия
c. условия работы
Вопрос 6
Назовите фамилию психолога, который разработал методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности и предложил термин «психограмма»
Выберите один ответ:
a. Климов
b. Штерн
c. Платонов
Вопрос 7
Описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления – это:
Выберите один ответ:
a. психограмма
b. профессиограмма
c. психотип
Вопрос 8
Специфика психограммы, разработанной в целях оптимизации режимов труда состоит в:
Выберите один ответ:
a. в акцентировании внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией
b. широте ее содержания и наличии двух частей – основной и дополнительной
c. в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда
Вопрос 9
Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. психологические знания о труде, профессии
b. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
c. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
d. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
Вопрос 10
Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
b. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
c. психологические знания о труде, профессии
d. профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии
e. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
Практическое задание 2Тест
Вопрос 1
Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым.