Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

‘течение 5 минут. Продолжительность прогрева двигателя после пуска до выхода на режим составляет 20 минут. При соблюдении режима испытания двигателя отклонение темпе­ ратуры в предкамере и температуры выхлопных газов не должно превышать ± 5° С.

В процессе испытания через 5 минут и через каждые 10 часов работы двигателя отбирается проба масла в количе­ стве 100—200 г. Физико-химические свойства отработанных масел позволяют определить изменения качества масла, происшедшие в процессе работы двигателя. Оценка качества производится по антиизносным, антинагарным и антикорро­ зионным свойствам, а также по подвижности поршневых ко­ лец и лакообразующим свойствам масел, оцениваемым сум­ марным показателем качества масла— моторным индексом.

Метод краткосрочных отборочных испытаний масел на одноцилиндровых двигателях типа 1-410,5/13 и 1-48,5/11

В связи с отсутствием в нашей стране стандартизиро­ ванных одноцилиндровых экспериментальных двигателей и в целях приближения условий предварительной моторной оценки масел к реальным условиям в ИХП был разработан метод моторной оценки масел на одноцилиндровых двига­ телях 1-410,5/13 и 1-48,5/11, простых по конструкции и по параметрам, близким к современным. Серийный выпуск этих двигателей на ряде дизелестроительных заводов делает их доступными для исследовательских целей.

Этот метод широко применяется ИХП в исследователь­ ских работах уже 10 лет. Суть его заключается в оценке противоизносных, моющих и антинагарных свойств смазоч­ ных масел и масел с присадками, а также в оценке измене­ ния физико-химических свойств отработанных масел по срав­ нению с исходными.

При выборе режима моторного испытания за основу на­ ми были приняты режимы работы двигателя Д-40 в реаль­ ных эксплуатационных условиях. Продолжительность испы­ тания принята равной 100 часам с повторяющимися 10 этапами, по 10 часов каждый.

Для изучения изменения физико-химических свойств масел е работающего двигателя отбираются пробы масла в количестве 0,2 кг через 15 минут и после каждых 10 часов работы двигателя. Испытания проводятся без фильтра тон­ кой очистки масла, при температуре воды на выходе 8 5 ± 5 °С

имасла 65—70° С.

Вкачестве оценочных параметров приняты:

а) износ поршневых колец по потере веса, мг; б) количество отложений (.раздельно) на днище поршня,

67


поршневых кольцах и в канавках, прорезях маслосъемных колец, дренажных отверстиях поршня и на перемычках, мг;

в) цвет лаковых отложений на поршне в баллах; г) изменение физико-химических свойств масел.

Общая оценка ведется по отрицательной системе. С целью предварительной оценки эксплуатационных свойств масел для поршневых авиационных, тепловозных, судовых, стационар­ ных и ряда специальных двигателей созданы эксперимен­ тальные одноцилиндровые отсеки натурных двигателей и разработаны методы отборочных испытаний масел на них. Краткое содержание ряда указанных методов излагается ниже.

Метод оценки масел для авиационных поршневых двигателей на установке ЭУ-5

Оценка эксплуатационных свойств авиационных масел типа МК-22, МС-20 и др. производится -на установке ЭУ-5 с цилиндром двигателя АШ-82<!н. Испытание состоит из 20 этапов продолжительностью по 2 часа 30 минут каждый и длится в общей сложности 50 часов. В процессе работы дви­ гателя смены масла -не производят. Пробы отбирают через 10, 20, 30, 40 и 50 часов в количестве 0,5 л определяют их физико-химические свойства. Сравнение физико-химических свойств исходных и отработанных масел -позволяет судить об изменении их качества в процессе работы двигателя.

По окончании испытания двигатель разбирают, осматри­ вают и производят микром-етражный замер деталей, что позволяет определить износные, антинагарные, антикорро­ зионные и моющие свойства опытного масла. Опыт ир-имене- ния этого метода показал, что результаты -испытания уста­ новки ЭУ-5 не всегда совладают с результатами испытаний на натурных двигателях. Для приближения условий работы одноцилиндрового двигателя к натурным и для получения более ощутимых величин износа, нагара и осадков настоя­ щая методика испытания авиационных масел ИХП АН Азербайджанской GCP была усовершенствована. Продолжи­ тельность испытания принята равной 100 часам, в этот пе­ риод смены масла не производят.

Сборка цилиндра и -поршневой (группы, -микрометриче­ ский обмер деталей в каждом испытании производятся в со­ ответствии с техническими условиями ремонта двигателя АШ-82 т Предварительно двигатель подвергают горячей обкатке в течение трех ча-сов в режиме, заданном методикой,

на испытуемом масле.

Перед началом испытания согласно методике замеряют мощность двигателя, расход топлива, давление масла, над­

68


дув, число оборотов коленчатого вала, скорость прокачки масла через двигатель и температуру головки цилиндра вы­ хлопных газов и т. п. Эти данные позволяют установить тех­ ническое состояние двигателя, обеспечивающее проведение испытания по заданным показателям. В ,процессе испытания через 10 часов отбирают пробу масла и определяют следу­ ющие константы: кинематическую вязкость при 100° С; кок­ суемость, %; зольность %; кислотное число, мг КОН на 1 г масла; содержание механических примесей, %• Анализ отра­ ботанного масла позволяет установить степень его старения.

По окончании испытания производится микрометриче­ ский замер деталей двигателя и определяются:

а) износ основных деталей, б) количество нагара на деталях,

в) толщина лаковой пленки на внутренней поверхности днища поршня,

г) количество отложений в носке коленчатого вала и в шатунной шейке. Нагары и отложения анализируют и опре­ деляют в них содержание органической и неорганической составляющих.

Полученные при этом результаты по износу деталей, количеству и составу отложений и нагара, а также анализ отработанных масел позволяют судить об эксплуатационных свойствах опытного образца в сравнении с результатами ис­ пытания эталонного масла. За эталонное принимается масло МК-22 или МС-20 по ГОСТу 1013-49.

Наличие удовлетворительной сходимости параллельных испытаний (до 10%) и достаточная чувствительность указан­ ного метода предварительной моторной оценки качества ма­ сел обеспечивают получение сопоставимых результатов испы­ тания на установке ЭУ-5 и на натурном авиационном дви­ гателе.

Метод оценки качества масел на одноцилиндровом отсеке двигателя В-2-300

Для подбора масел, обеспечивающих нормальную рабо­ ту широко распространенных двигателей типа В-2, на базе отсека этого двигателя ОД-2 Е. Г. Кузнецовым разработана методика, позволяющая оценивать склонность масел к вы­ сокотемпературным отложениям. Испытания проводятся в течение 30 часов. В картер заливают 65 кг масла. Темпера­ тура масла и воды перед пуском доводится до 55—60° С, а при нагрузочном режиме на выходе она поддерживается

равной

135 ± 5

° С. Температура

при

всасывании не регули­

руется

я колеблется в пределах

30—50° С. Давление

масла

должно

быть

не менее 4 кг/см2,

а

при нагрузочных

режи­

м ах— около 8

кг/см2. 100 г топлива

расходуется за

32—33

69



секунды, у тл опережения подачи топлива равен 34° до ВМТ. Оценочными .показателями по этому методу являются:

1) отложения нагара и лака на различных участках

и«а поршневых кольцах;

2)подвижность поршневых колец;

3)износ основных деталей двигателей за время испы­

таний;

4)изменение физико-химических свойств масел. Результаты испытаний опытных масел сравниваются

между собой или с результатами по эталонному маслу. Ис­ пытание прекращают при закоксовании поршневого кольца, о чем судят по возрастанию давления в картере выше 300 мм вод. ст.

Одной из модификаций данного метода является испы­ тание на указанном двигателе в течение 90 часов без смены и долива масла. Каждые 30 часов заменяется поршень с кольцами. По изменению количества отложений нагара и лака на поршнях за 30 часов их работы и физико-химических свойств масла судят о возможной длительности работы мас­ ла в этих довольно жестких условиях и о способности при­ садок тормозить процесс старения масла.

В настоящее время рядом исследовательских институтов (ВНИИ НИ, ИДТИ, НАМИ, ИХП и др.) разрабатываются конструкции дизельного и карбюраторного двигателей, на ба­ зе которых будут созданы и стандартизованы единые методы моторной оценки масел на одноцилиндровых двигателях.

СТЕНДОВЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ МАСЕЛ НА НАТУРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

С целью окончательной оценки эксплуатационных свойств и для подбора масел, удовлетворяющих требования конкретного типа двигателя, опытный образец масла, про­ шедший испытание на одноцилиндровых двигателях с поло­ жительными результатами, испытывают на натурных дви­

гателях.

Испытания масел на развернутых двигателях проводят­ ся вначале при краткосрочном, а в случае положительных результатов — при длительном режиме. Окончательный этап испытаний осуществляется в эксплуатационных условиях. Методы проведения их довольно подробно освещены в лите­ ратуре и в ГОСТах, поэтому останавливаться на них не име­

ет смысла.

Анализ состояния работ в области разработки объектив­ ных лабораторных и моторных методов оценки эксплуата­ ционных свойств смазочных ;масел у нас и за рубежом позво­ ляет сделать следующие выводы:

70