Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
‘течение 5 минут. Продолжительность прогрева двигателя после пуска до выхода на режим составляет 20 минут. При соблюдении режима испытания двигателя отклонение темпе ратуры в предкамере и температуры выхлопных газов не должно превышать ± 5° С.
В процессе испытания через 5 минут и через каждые 10 часов работы двигателя отбирается проба масла в количе стве 100—200 г. Физико-химические свойства отработанных масел позволяют определить изменения качества масла, происшедшие в процессе работы двигателя. Оценка качества производится по антиизносным, антинагарным и антикорро зионным свойствам, а также по подвижности поршневых ко лец и лакообразующим свойствам масел, оцениваемым сум марным показателем качества масла— моторным индексом.
Метод краткосрочных отборочных испытаний масел на одноцилиндровых двигателях типа 1-410,5/13 и 1-48,5/11
В связи с отсутствием в нашей стране стандартизиро ванных одноцилиндровых экспериментальных двигателей и в целях приближения условий предварительной моторной оценки масел к реальным условиям в ИХП был разработан метод моторной оценки масел на одноцилиндровых двига телях 1-410,5/13 и 1-48,5/11, простых по конструкции и по параметрам, близким к современным. Серийный выпуск этих двигателей на ряде дизелестроительных заводов делает их доступными для исследовательских целей.
Этот метод широко применяется ИХП в исследователь ских работах уже 10 лет. Суть его заключается в оценке противоизносных, моющих и антинагарных свойств смазоч ных масел и масел с присадками, а также в оценке измене ния физико-химических свойств отработанных масел по срав нению с исходными.
При выборе режима моторного испытания за основу на ми были приняты режимы работы двигателя Д-40 в реаль ных эксплуатационных условиях. Продолжительность испы тания принята равной 100 часам с повторяющимися 10 этапами, по 10 часов каждый.
Для изучения изменения физико-химических свойств масел е работающего двигателя отбираются пробы масла в количестве 0,2 кг через 15 минут и после каждых 10 часов работы двигателя. Испытания проводятся без фильтра тон кой очистки масла, при температуре воды на выходе 8 5 ± 5 °С
имасла 65—70° С.
Вкачестве оценочных параметров приняты:
а) износ поршневых колец по потере веса, мг; б) количество отложений (.раздельно) на днище поршня,
67
поршневых кольцах и в канавках, прорезях маслосъемных колец, дренажных отверстиях поршня и на перемычках, мг;
в) цвет лаковых отложений на поршне в баллах; г) изменение физико-химических свойств масел.
Общая оценка ведется по отрицательной системе. С целью предварительной оценки эксплуатационных свойств масел для поршневых авиационных, тепловозных, судовых, стационар ных и ряда специальных двигателей созданы эксперимен тальные одноцилиндровые отсеки натурных двигателей и разработаны методы отборочных испытаний масел на них. Краткое содержание ряда указанных методов излагается ниже.
Метод оценки масел для авиационных поршневых двигателей на установке ЭУ-5
Оценка эксплуатационных свойств авиационных масел типа МК-22, МС-20 и др. производится -на установке ЭУ-5 с цилиндром двигателя АШ-82<!н. Испытание состоит из 20 этапов продолжительностью по 2 часа 30 минут каждый и длится в общей сложности 50 часов. В процессе работы дви гателя смены масла -не производят. Пробы отбирают через 10, 20, 30, 40 и 50 часов в количестве 0,5 л определяют их физико-химические свойства. Сравнение физико-химических свойств исходных и отработанных масел -позволяет судить об изменении их качества в процессе работы двигателя.
По окончании испытания двигатель разбирают, осматри вают и производят микром-етражный замер деталей, что позволяет определить износные, антинагарные, антикорро зионные и моющие свойства опытного масла. Опыт ир-имене- ния этого метода показал, что результаты -испытания уста новки ЭУ-5 не всегда совладают с результатами испытаний на натурных двигателях. Для приближения условий работы одноцилиндрового двигателя к натурным и для получения более ощутимых величин износа, нагара и осадков настоя щая методика испытания авиационных масел ИХП АН Азербайджанской GCP была усовершенствована. Продолжи тельность испытания принята равной 100 часам, в этот пе риод смены масла не производят.
Сборка цилиндра и -поршневой (группы, -микрометриче ский обмер деталей в каждом испытании производятся в со ответствии с техническими условиями ремонта двигателя АШ-82 т Предварительно двигатель подвергают горячей обкатке в течение трех ча-сов в режиме, заданном методикой,
на испытуемом масле.
Перед началом испытания согласно методике замеряют мощность двигателя, расход топлива, давление масла, над
68
дув, число оборотов коленчатого вала, скорость прокачки масла через двигатель и температуру головки цилиндра вы хлопных газов и т. п. Эти данные позволяют установить тех ническое состояние двигателя, обеспечивающее проведение испытания по заданным показателям. В ,процессе испытания через 10 часов отбирают пробу масла и определяют следу ющие константы: кинематическую вязкость при 100° С; кок суемость, %; зольность %; кислотное число, мг КОН на 1 г масла; содержание механических примесей, %• Анализ отра ботанного масла позволяет установить степень его старения.
По окончании испытания производится микрометриче ский замер деталей двигателя и определяются:
а) износ основных деталей, б) количество нагара на деталях,
в) толщина лаковой пленки на внутренней поверхности днища поршня,
г) количество отложений в носке коленчатого вала и в шатунной шейке. Нагары и отложения анализируют и опре деляют в них содержание органической и неорганической составляющих.
Полученные при этом результаты по износу деталей, количеству и составу отложений и нагара, а также анализ отработанных масел позволяют судить об эксплуатационных свойствах опытного образца в сравнении с результатами ис пытания эталонного масла. За эталонное принимается масло МК-22 или МС-20 по ГОСТу 1013-49.
Наличие удовлетворительной сходимости параллельных испытаний (до 10%) и достаточная чувствительность указан ного метода предварительной моторной оценки качества ма сел обеспечивают получение сопоставимых результатов испы тания на установке ЭУ-5 и на натурном авиационном дви гателе.
Метод оценки качества масел на одноцилиндровом отсеке двигателя В-2-300
Для подбора масел, обеспечивающих нормальную рабо ту широко распространенных двигателей типа В-2, на базе отсека этого двигателя ОД-2 Е. Г. Кузнецовым разработана методика, позволяющая оценивать склонность масел к вы сокотемпературным отложениям. Испытания проводятся в течение 30 часов. В картер заливают 65 кг масла. Темпера тура масла и воды перед пуском доводится до 55—60° С, а при нагрузочном режиме на выходе она поддерживается
равной |
135 ± 5 |
° С. Температура |
при |
всасывании не регули |
|
руется |
я колеблется в пределах |
30—50° С. Давление |
масла |
||
должно |
быть |
не менее 4 кг/см2, |
а |
при нагрузочных |
режи |
м ах— около 8 |
кг/см2. 100 г топлива |
расходуется за |
32—33 |
69
секунды, у тл опережения подачи топлива равен 34° до ВМТ. Оценочными .показателями по этому методу являются:
1) отложения нагара и лака на различных участках
и«а поршневых кольцах;
2)подвижность поршневых колец;
3)износ основных деталей двигателей за время испы
таний;
4)изменение физико-химических свойств масел. Результаты испытаний опытных масел сравниваются
между собой или с результатами по эталонному маслу. Ис пытание прекращают при закоксовании поршневого кольца, о чем судят по возрастанию давления в картере выше 300 мм вод. ст.
Одной из модификаций данного метода является испы тание на указанном двигателе в течение 90 часов без смены и долива масла. Каждые 30 часов заменяется поршень с кольцами. По изменению количества отложений нагара и лака на поршнях за 30 часов их работы и физико-химических свойств масла судят о возможной длительности работы мас ла в этих довольно жестких условиях и о способности при садок тормозить процесс старения масла.
В настоящее время рядом исследовательских институтов (ВНИИ НИ, ИДТИ, НАМИ, ИХП и др.) разрабатываются конструкции дизельного и карбюраторного двигателей, на ба зе которых будут созданы и стандартизованы единые методы моторной оценки масел на одноцилиндровых двигателях.
СТЕНДОВЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ МАСЕЛ НА НАТУРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
С целью окончательной оценки эксплуатационных свойств и для подбора масел, удовлетворяющих требования конкретного типа двигателя, опытный образец масла, про шедший испытание на одноцилиндровых двигателях с поло жительными результатами, испытывают на натурных дви
гателях.
Испытания масел на развернутых двигателях проводят ся вначале при краткосрочном, а в случае положительных результатов — при длительном режиме. Окончательный этап испытаний осуществляется в эксплуатационных условиях. Методы проведения их довольно подробно освещены в лите ратуре и в ГОСТах, поэтому останавливаться на них не име
ет смысла.
Анализ состояния работ в области разработки объектив ных лабораторных и моторных методов оценки эксплуата ционных свойств смазочных ;масел у нас и за рубежом позво ляет сделать следующие выводы:
70