Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
до .полного отфильтровывания всего раствора. Если не уда ется отфильтровать весь раствор через пять фильтров, то дальнейшую фильтрацию прекращают и замеряют количе ство оставшегося неотфильтрованного раствора. В таких случаях отмечают, что число фильтрации для испытуемого образца более пяти, при этом показатель загрязнения масла вычисляют по формуле:
- Ц °д !
В
•где х — количество загрязнения в испытуемом образце, мг;
А— вес осадка на б фильтрах;
В— % отфильтрованного образца.
Полученный результат относят к 100 г испытуемого образца. Для определения веса осадка на фильтрах последние укладывают на лист фильтровальной бумаги и в сушильном шкафу при температуре 100° С доводят до постоянного веса. Разница веса фильтра до и после испытания .является коли чеством осадков, накопленных на фильтрах за время испы тания. Расхождение между параллельными испытаниями по загрязнению допускается: до 200 мг/ 100 г не более 20 мг/100 г, а свыше 200 мг/100 г — не более 20% от наименьшего резуль
тата.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Для оценки противоизносных свойств смазочных масел в нашей стране и за рубежом применяются различные машины трения. Наличие большого количества различных конструк ций этих машин вызывает необходимость подразделения их на несколько основных групп. В зависимости от геометрии контакта трущихся поверхностей машины трения можно раз бить .на следующие группы:
этом |
1) с контактом поверхностей трения по площади; при |
максимальное удельное давление достигает 800—• |
|
1000 |
кг/см2; |
2)с линейным контактом трущихся поверхностей; мак симальное давление доходит до 10000— 15000 кг/см2;
3)с точечным контактом трущихся поверхностей; макси
мальное давление доходит до 50000 кг/см2.
Вопрос о предпочтительности той или иной конструкции машины трения для каждого конкретного случая испытания масла может быть решен путем выяснения соответствия ре зультатов испытаний данного продукта на дайной машине с результатами испытаний того же продукта на реальных дви гателях. Простота конструкции и хорошая воспроизводимость
58
параллельных испытаний позволили при исследованиях противоизносяых свойств смазочных масел широко применять четырехшариковую машину трения, которая впервые была предложена Берлоге и Блоком. В дальнейшем рядом иссле дователей (Беком, Боуденом, Павловым, Хрущевым, Мат веевским, Климовым, Листовым и др.) метод оценки противоизносных свойств масел на этой машине был изменен и сама машина подверглась усо вершенствованию. Принцип ра боты четырехшариковой маши ны трения сводится к следую щему: три нижних шара, поме щенных в ванночку с испытуе мым маслом, находятся в не подвижном состоянии, четвер тый, верхний шар вращается
вокруг оси, к которой может прилагаться нагрузка Р. От каж дой нагрузки Р, при определенном числе оборотов за постоян ное время, на трех нижних шарах образуются следы износа эллипсной формы, а на верхнем шарике эти следы образуются в виде пояса. Оценку качества масел производят различно, по следующим показателям:
а) |
по диаметру |
следа износа d u |
, зависящего от давле |
|
ния на смазочную пленку в точке перегиба |
(рис. 1); |
|||
б) |
по диаметрам |
следов износа |
при нагрузке Р к (на |
|
рис. 1 |
Р к соответствует точке б); |
|
|
|
в) |
по средней скорости износа шаров; |
lg Р; |
||
г) |
по наклону линии ей к оси нагрузки |
д) по скачку величины силы трения в момент разрыва масляной пленки.
Указанные методы подробно изложены в книге «Методы испытания автотракторных топлив и масел» [25].
Рассмотрим один из методов определения противоизносных свойств смазочных масел, появившийся в последние годы.
По данному методу определения противоизносных свойств масел в отличие от вышеописанного устанавливается предельная работоспособность масла, поэтому опыт ведется до сваривания трущихся поверхностей после разрыва мас ляной пленки. Испытание проводится на четырехшариковой машине трения в следующей последовательности.
После закрепления шаров в чашке и на шпинделе маши ны в чашку заливают испытуемое масло в таком количестве, чтобы оно полностью покрыло нижние шары. Прикладывая нагрузку к узлу трения машины, опыт ведут в течение
59
10 секунд. Если за это время сваривания трудящихся поверхно стей не происходит, опыт продолжают с большей нагрузкой. Нагрузка, при которой происходит свариваение шаров, при нимается за нагрузку сваривания (Рс).
По окончании опыта на трех нижних шарах при помощи микроскопа с отсчетяой шкалой измеряют величину пятна износа каждого шара в двух направлениях. По результатам испытания определяются нагрузка сваривания Р с я обоб щенный показатель износа ОПИ. Метод подсчета этих пока зателей приведен в ГОСТе 9490-60.
Термоокислительная стабильность масел с присадками
На изменение качества масла в процессе работы двига теля наибольшее влияние оказывают температурные условия и контакт с кислородом воздуха. В реальных условиях экс плуатации в зоне поршневых колец средняя температура достигает 200—340° С. В процессе работы двигателя в эту зону попадает часть масла в виде масляной пленки, которая подвергается воздействию высоких температур, что вызывает такие химические процессы, как окисление, полимеризация, крекинг и т. д. Вследствие этих процессов в масле образу ются продукты термоокислительного процесса и полимериза ции, отлагающиеся на поверхности .поршневой труппы. В картере масла работают при температуре 60— 110°С, что также создает условия для протекания процессов окисления и конденсации. Кроме того, в результате перемещения порш невых колец с большой скоростью углеродистые вещества растираются и через зазоры между трущимися деталями проникают в картерные масла. Все это приводит к насыще нию основной части масла продуктами разложения. Таким образом, смазочные масла в различной зоне двигателя изме няют свои качества в неодинаковой степени.
Закономерность указанных явлений в условиях работы двигателя положена в основу применяемых в настоящее время лабораторных методов оценки термоокислительной стабильности смазочных масел. В исследовательских работах широкое применение получили нижеследующие лаборатор ные методы оценки термоокислительной стабильности сма зочных масел.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МАСЛА В ТОНКОМ СЛОЕ, ГОСТ 9352-60
Сущность этого метода, разработанного проф. К. iK. Па пок и сотрудниками, заключается в следующем. Диск с сим метрично расположенными пятью чашечками помещают в лакообразователь, при нагреве поверхности диска до 250° С
60
б каждую чашечку заливают 37—38 мг испытуемого масла, наблюдают за его испарением и через каждые 10—20 (минут {в зависимости от качества масла и ожидаемой ориентиро вочно термостабильности) снимают ;по одной чашке.
В результате испарения легколетучих частей в чашечке образуются лакообразные вещества. Путем экстрагирования лакообразного вещества в петроленном эфире последнее разде ляется на рабочую фракцию и лак. Рабочая фракция—часть лакового остатка, растворяющаяся в петролейном эфире. Тер моокислительная стабильность масел по этому методу оцени вается временем (в минутах)— Т250, в течение которого испытуемое масло при температуре 250° С превращается в лаковый остаток, состоящий из 50% рабочей фракции и 50% лака. Кроме Т2so 'В минутах, определяют величину лакового остатка Ло при равенстве рабочей фракции лаку и коэффи циент лакообразования Кл •
Исследования позволили установить следующее:
1. Исходные (масла из нефтей восточных районов обла дают термоокислительной стабильностью в тонком слое не сколько более высокой, чем масла из бакинских нефтей
(26 мин против 22).
2. Сульфонатная присадка ОБ-3 практически не оказы вает влияния на изменение термоокислительной стабильно сти масел из бакинских нефтей и незначительно повышает
ееу масел из восточных нефтей (6—8 мин).
3.Присадка БФК незначительно повышает термоокисли
тельную способность масел из восточных и бакинских неф тей (2—3 мин).
4.Присадки СБ-3 и БФК не доводят термоокислительную способность всех испытанных масел до уровня требова ний современных теплойапряженных и быстроходных двига телей.
5.Антиокислительные присадки |ИНХП-21, Санталюб-493
иДФ-11 в сочетании с эффективными диспергирующими присадками СБ-3, БФК и Манто-613 повышают термоокисли тельную стабильность масел из бакинских и восточных неф тей до уровня, способного удовлетворить требования совре менных двигателей (70—(100 мин).
Опыт многолетнего применения в ИНХП указанного ме тода показал, что он чувствителен к антиокислительяым при садкам, т. е. при наличии антиокислительного компонента в масле метод позволяет обнаруживать его и в условиях высо кой температуры (250° С) дифференцировать антиокислительные присадки по их эффективности.
61