Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нефтей происходит с образованием асфальтенов, океитоислот и значительного количества карбенов и карбоидов, тогда как масла из восточных нефтей при окислении образуют в основ­ ном асфальтены и оксикислоты.

д. Исследованные анниакислительные присадки увеличи­ вают количество осадка в окисленном масле по сравнению с базовыми маслами. Исключение составляет антиокислительная присадка ИНХП-21, повышение концентрации которой приводит к снижению образования осадков в окисленном масле.

Моторная испаряемость и рабочая фракция масел с присадками

Результаты испытания масел с различными присадками на их моторную испаряемость и рабочую фракцию (табл.

49)позволили сделать следующие выводы:

а) масла селективной очистки из бакинских нефтей по сравнению с аналогичными маслами из восточных нефтей отличаются высоким процентом испаряемости — 83—93% против 50—76%. Вследствие этого рабочая фракция у масел из бакинских нефтей меньше;

б) из испытанных присадок лишь АзНИИ-в и БФК ока­ зались эффективными в части повышения рабочей фракции и снижения лака.

Моющая способность различных присадок

Испытания моющей способности присадок проводились в течение 2, 4 и 6 часов, без долива и замены масла на уста­ новке ПЗВ. Такая последовательность позволила, помимо выявления моющего эффекта различных присадок, изучить влияние их на арок службы масла. Результаты исследований привели к заключению:

а)

присадки СБ-3 и БФК

в концентрации соответствен­

но 10

и 8% обеспечивают

абсолютную чистоту поршня,

оцениваемую в 0—0,5 балла; б) трехкратное увеличение продолжительности испыта­

ний без долива и замены масла показало, что во всех мас­ лах с присадками СБ-3 и БФК ухудшается их моющее свой­ ство. За каждый двухчасовой цикл оценка масла повышается на 0,5 балла.

Противоизносные свойства масел с присадками

Пр'отивоизносные свойства масел с присадками, подоб­ но как и масел без присадок, оценивались на четырехшари­ ковой машине трения. Результаты (табл. 50) свидетельству-

130

Т а б л и ц а 49

М о т о р н а я и с п а р я е м о с т ь , р а б о ч а я ф р а к ц и я и л а к м а с е л с п р и с а д к а м и

(длительность нагрева 30 м и н , температура 250°С)

 

 

Масла с присадками

Моторная

Рабочая

Лак, %

 

 

испаряе­

 

 

фракция, %

 

 

 

 

 

 

мость, %

 

 

Машинное СУ

 

93

0

7

»

 

+5%

АзНИИ-7

92

2

6

>

 

+3%

ЦИАТИМ-339

92

1

7

АК-10

+

10%

СБ-3

84

11

5

»

85

9

6

»

+ 3 %

 

АзНИИ-8

84

13

3

АС-10

 

 

 

 

 

86

4

10

»

+

10%

СБ-3

85

7

3

»

+

8%

 

БФК

83

15

2

АС-9,5

+

10%

СБ-3

76

18

6

»

78

15

7

»

+

8%

БФК

80

15

5

»

+ 3% АзНИИ-8

84

15

1

АС-6

НКЗ

 

 

 

50

1

9

»

+ 1 0 % СБ-3

88

3

9

»

+

8%

БФК

88

9

3

»

+

3%

 

АзНИИ-8

93

6

1

Д-11

+ 5% АзНИИ-7

83

6

11

»

83

14

9

»

+ 3 %

 

ЦИАТИМ-339

82

16

2

»

+

10%

 

СБ-3

80

9

11

»

+

8%

БФК

33

17

0

Д-7

+ 5% АзНИИ-7

93

0

7

»

96

1

3

»

+ 3% ЦИАТИМ-339

96

1

3

»

+

10%

 

СБ-3

90

1

9

»

+

8%

БФК

94

4

2

ДС-11

НКЗ

 

 

 

79

26

0

>

+ 5% АзНИИ-7

79

21

0

»

+ 3 %

ЦИАТИМ-339

70

30

0

»

+

10%

 

СБ-3

77

20

3

»

+

8% БФК

66

34

0

131



 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

50

Противоизносные свойства масел на четырехшариковой

 

 

 

 

машине трения

 

 

 

 

 

 

Машинное СУ

Д-11

из бакинск.

ДС-11

из воет,

 

 

нефтей

 

нефтей

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

с присадка­

 

с присадка­

 

с присадка­

износа

базо-

 

ми

базо-

 

ми

базо-

 

ми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вое

10%

8%

вое

10%

8%

вое

10%

8%

 

 

 

 

 

 

СБ-З

БФК

 

СБ-З

БФК

 

СБ-З

БФК

Диаметр сле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да трения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мм

0,60

0,41

0,38

0,59

0,42

0,39

0,63

 

0,47

0,42

Максималь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная наг­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рузка Рк,

57

112

120

61

110

115

54

 

101

ПО

кг!см*

 

ют о том, что испытанные присадки улучшают противоизиосные свойства масел. Более эффективна в этом отношении оказалась БФК-

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАРЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ

Исследование процесса старения всех автолов проводи­ лось на автомобильном двигателе «Моаивич-407», а дизель­ ных масел — на одноцилиндровых двигателях типа 4-10,5/13 и УИМ-6. Продолжительность испытания составляла 50 ча­ сов. При этом учитывалась необходимость получения в от­ работанных маслах заметного количества продуктов ста­ рения.

Процесс старения дизельных масел

На одноцилиндровом двигателе 4-10,5/13 была разрабо­ тана методика 50-часового испытания масел с присадками и без них. В картер заливали 5 кг испытуемого масла, во вре­ мя испытаний долива и замены масла не производили. Фильтр тонкой очистки масла был отключен. Температура воды на выходе из двигателя поддерживалась на уровне 75—85° С, температура масла в картере— 65—70° С.

В конце испытания пробы отработанного масла подвер­ гали анализу в соответствии с ГОСТом, определяли количе­ ство общего осадка и его составных частей, а также кор­ розионную агрессивность и приращение вязкости отработан­ ного масла. Для определения износа до и после испытания

132


производили микрометрический обмер деталей двигателя. По количеству отложений нагара визуальным осмотром опре­ делялась степень чистоты деталей. В качестве оценочных параметров были приняты: а) чистота деталей двигателя по визуальному осмотру; б) изменение качества отработанных масел; в) износ деталей двигателя; г) подвижность поршне­ вых колец; д) отложения на деталях двигателя. Общая оцен­ ка эксплуатационных свойств масел производилась по балльной системе.

Результаты испытаний дизельных масел Д-11, ДС-11 и машинного СУ как в чистом виде, так и с присадками СБ-3 и БФК на малосернистом и высокосернистом дизельном топливе .представлены в табл. 51, 52.

Данные параллельных испытаний позволяют сделать следующие выводы:

1.Разработанная БОнчасовая методика испытаний ди­ зельных масел обеспечивает получение сходимости резуль­ татов при параллельных испытаниях порядка ± 10%, значи­ тельных величин по абсолютному износу и отложениям, а также по изменению физико-химических свойств испытуемых масел.

2.Несмотря на идентичные условия окисления испытуе­ мых масел в двигателе 1-410,5/13, в зависимости от приро­ ды исходного сырья фактическое окисление происходит с разной скоростью и глубиной. Масло Д-01 из бакинских нефтей в условиях работы двигателя дает большее количе­ ство продуктов окисления и в составе осадков наряду с кар-

бенами и карбоидами образуются оксикислоты и асфальте­ ны, в связи с чем значительно повышается кинематическая вязкость. В этих же условиях масло ДС-11 из восточных нефтей образует меньшее количество осадков.

3. При .применении дизельного топлива с содержанием серы до 1% количество продуктов старения масла заметно растет и ухудшаются показатели работоспособности двига­ теля. Физико-химические свойства отработанных масел при применении сернистого топлива подвергаются значительному изменению по всем показателям.

4. Присадки СБ-3 и БФК оказывают благоприятное влияние на изменение физико-химических свойств масел при работе двигателя на малоеернистом и высокосарнистюм топ­ ливе. Применение указанных присадок способствует значи­ тельному снижению содержания кокса, механических приме­ сей, не растворимых в масле геществ, кислотного числа, коррозии, содержания железа .в масле и, наконец, общего осадка в окисленном масле. Однако степень изменения фи­ зико-механических свойств масел при работе двигателя на г.ысокоеернистом топливе и в этом случае остается значи­ тельно выше, чем при работе на малосернистом топливе.

133


 

 

Результаты

моторных испытаний

базовых масел

 

 

 

 

 

 

Топливо ГОСТ

 

!

Машинное СУ

 

Д-11

 

1

Показатели

!

 

с присад­

 

с присад­

 

работоспо­

 

 

базо­

собности

двигателя

базо-

ками

базо-

ками

вое

 

 

 

 

 

 

 

 

вое

8%

1«%

вое

8%

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БФК

СБ-3

 

БФК

СБ-3

 

Износ всех

поршневых

 

 

 

 

 

 

 

колец, мг

 

248

155

130

296

217

145

307

Отложения нагара с ко­

 

 

 

 

 

 

0,65

лец и канавок, г

0,55

0,10

0,15

0,66

0,05

0,08

Чистота поршня, баллы

4,0

2,5

2,5

5,0

2,5

2,5

4,5

Состояние поршневых

 

 

 

 

 

 

 

колец, баллы

0

0

0

1,0

0

0

1,5

Присадка БФК оказалась более эффективной, чем GB-3, поэтому степень изменения физико-химических свойств ма­ сел с первой присадкой меньше, чем со второй.

5. Изменение физико-химических свойств масел при их работе оказывает влияние на чистоту деталей двигателя, на износ и отложения нагара. Образование при окислении мас­ ла ДС-11 из восточных нефтей осадка, состоящего исключи­ тельно из карбенов и карбоидов, приводит к значительному повышению износа поршневых колец, по сравнению с маслом Д-11 из баки,неких нефтей. Асфальтены и оксикислоты, обра­ зующиеся при окислении Д-11, способствуют большему от­ ложению нагара на деталях двигателя, чем при окислении ДС-11.

6. Применение сернистого топлива почти в 2—2,5 раза повысило износ деталей и отложения нагара на них по срав­ нению с малосернистьгм топливам. Интенсивность изменения физико-химических свойств ,в последнем случае была почти в 1,5—2 раза меньше.

Применение присадок СБ-3 и БФК снизило износ и от­ ложения нагара почти в 1,5—2 раза, что соответствует из­ менению качества масел в процессе испытания.

7. Чистота деталей двигателя и подвижность поршневых колец также соответствуют изменению физико-химических свойств испытанных масел. Применение сернистого топлива при использовании всех масел вызвало ограничение подвиж­ ности поршневых колец, забивку нагаром их канавок, проре­ зей маслосъемных колец и дренажных отверстий в поршнях, покрытие лаком поверхностей поршня. Присадки СБ-3 и

134