Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
нефтей происходит с образованием асфальтенов, океитоислот и значительного количества карбенов и карбоидов, тогда как масла из восточных нефтей при окислении образуют в основ ном асфальтены и оксикислоты.
д. Исследованные анниакислительные присадки увеличи вают количество осадка в окисленном масле по сравнению с базовыми маслами. Исключение составляет антиокислительная присадка ИНХП-21, повышение концентрации которой приводит к снижению образования осадков в окисленном масле.
Моторная испаряемость и рабочая фракция масел с присадками
Результаты испытания масел с различными присадками на их моторную испаряемость и рабочую фракцию (табл.
49)позволили сделать следующие выводы:
а) масла селективной очистки из бакинских нефтей по сравнению с аналогичными маслами из восточных нефтей отличаются высоким процентом испаряемости — 83—93% против 50—76%. Вследствие этого рабочая фракция у масел из бакинских нефтей меньше;
б) из испытанных присадок лишь АзНИИ-в и БФК ока зались эффективными в части повышения рабочей фракции и снижения лака.
Моющая способность различных присадок
Испытания моющей способности присадок проводились в течение 2, 4 и 6 часов, без долива и замены масла на уста новке ПЗВ. Такая последовательность позволила, помимо выявления моющего эффекта различных присадок, изучить влияние их на арок службы масла. Результаты исследований привели к заключению:
а) |
присадки СБ-3 и БФК |
в концентрации соответствен |
но 10 |
и 8% обеспечивают |
абсолютную чистоту поршня, |
оцениваемую в 0—0,5 балла; б) трехкратное увеличение продолжительности испыта
ний без долива и замены масла показало, что во всех мас лах с присадками СБ-3 и БФК ухудшается их моющее свой ство. За каждый двухчасовой цикл оценка масла повышается на 0,5 балла.
Противоизносные свойства масел с присадками
Пр'отивоизносные свойства масел с присадками, подоб но как и масел без присадок, оценивались на четырехшари ковой машине трения. Результаты (табл. 50) свидетельству-
130
Т а б л и ц а 49
М о т о р н а я и с п а р я е м о с т ь , р а б о ч а я ф р а к ц и я и л а к м а с е л с п р и с а д к а м и
(длительность нагрева 30 м и н , температура 250°С)
|
|
Масла с присадками |
Моторная |
Рабочая |
Лак, % |
|||
|
|
испаряе |
||||||
|
|
фракция, % |
||||||
|
|
|
|
|
|
мость, % |
|
|
Машинное СУ |
|
93 |
0 |
7 |
||||
» |
|
+5% |
АзНИИ-7 |
92 |
2 |
6 |
||
> |
|
+3% |
ЦИАТИМ-339 |
92 |
1 |
7 |
||
АК-10 |
+ |
10% |
СБ-3 |
84 |
11 |
5 |
||
» |
85 |
9 |
6 |
|||||
» |
+ 3 % |
|
АзНИИ-8 |
84 |
13 |
3 |
||
АС-10 |
|
|
|
|
|
86 |
4 |
10 |
» |
+ |
10% |
СБ-3 |
85 |
7 |
3 |
||
» |
+ |
8% |
|
БФК |
83 |
15 |
2 |
|
АС-9,5 |
+ |
10% |
СБ-3 |
76 |
18 |
6 |
||
» |
78 |
15 |
7 |
|||||
» |
+ |
8% |
БФК |
80 |
15 |
5 |
||
» |
+ 3% АзНИИ-8 |
84 |
15 |
1 |
||||
АС-6 |
НКЗ |
|
|
|
50 |
1 |
9 |
|
» |
+ 1 0 % СБ-3 |
88 |
3 |
9 |
||||
» |
+ |
8% |
БФК |
88 |
9 |
3 |
||
» |
+ |
3% |
|
АзНИИ-8 |
93 |
6 |
1 |
|
Д-11 |
+ 5% АзНИИ-7 |
83 |
6 |
11 |
||||
» |
83 |
14 |
9 |
|||||
» |
+ 3 % |
|
ЦИАТИМ-339 |
82 |
16 |
2 |
||
» |
+ |
10% |
|
СБ-3 |
80 |
9 |
11 |
|
» |
+ |
8% |
БФК |
33 |
17 |
0 |
||
Д-7 |
+ 5% АзНИИ-7 |
93 |
0 |
7 |
||||
» |
96 |
1 |
3 |
|||||
» |
+ 3% ЦИАТИМ-339 |
96 |
1 |
3 |
||||
» |
+ |
10% |
|
СБ-3 |
90 |
1 |
9 |
|
» |
+ |
8% |
БФК |
94 |
4 |
2 |
||
ДС-11 |
НКЗ |
|
|
|
79 |
26 |
0 |
|
> |
+ 5% АзНИИ-7 |
79 |
21 |
0 |
||||
» |
+ 3 % |
ЦИАТИМ-339 |
70 |
30 |
0 |
|||
» |
+ |
10% |
|
СБ-3 |
77 |
20 |
3 |
|
» |
+ |
8% БФК |
66 |
34 |
0 |
131
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
50 |
||
Противоизносные свойства масел на четырехшариковой |
|
|||||||||
|
|
|
машине трения |
|
|
|
|
|
||
|
Машинное СУ |
Д-11 |
из бакинск. |
ДС-11 |
из воет, |
|||||
|
|
нефтей |
|
нефтей |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Показатели |
|
с присадка |
|
с присадка |
|
с присадка |
||||
износа |
базо- |
|
ми |
базо- |
|
ми |
базо- |
|
ми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
вое |
10% |
8% |
вое |
10% |
8% |
вое |
10% |
8% |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
СБ-З |
БФК |
|
СБ-З |
БФК |
|
СБ-З |
БФК |
|
Диаметр сле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
да трения, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мм |
0,60 |
0,41 |
0,38 |
0,59 |
0,42 |
0,39 |
0,63 |
|
0,47 |
0,42 |
Максималь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ная наг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рузка Рк, |
57 |
112 |
120 |
61 |
110 |
115 |
54 |
|
101 |
ПО |
кг!см* |
|
ют о том, что испытанные присадки улучшают противоизиосные свойства масел. Более эффективна в этом отношении оказалась БФК-
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАРЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ
Исследование процесса старения всех автолов проводи лось на автомобильном двигателе «Моаивич-407», а дизель ных масел — на одноцилиндровых двигателях типа 4-10,5/13 и УИМ-6. Продолжительность испытания составляла 50 ча сов. При этом учитывалась необходимость получения в от работанных маслах заметного количества продуктов ста рения.
Процесс старения дизельных масел
На одноцилиндровом двигателе 4-10,5/13 была разрабо тана методика 50-часового испытания масел с присадками и без них. В картер заливали 5 кг испытуемого масла, во вре мя испытаний долива и замены масла не производили. Фильтр тонкой очистки масла был отключен. Температура воды на выходе из двигателя поддерживалась на уровне 75—85° С, температура масла в картере— 65—70° С.
В конце испытания пробы отработанного масла подвер гали анализу в соответствии с ГОСТом, определяли количе ство общего осадка и его составных частей, а также кор розионную агрессивность и приращение вязкости отработан ного масла. Для определения износа до и после испытания
132
производили микрометрический обмер деталей двигателя. По количеству отложений нагара визуальным осмотром опре делялась степень чистоты деталей. В качестве оценочных параметров были приняты: а) чистота деталей двигателя по визуальному осмотру; б) изменение качества отработанных масел; в) износ деталей двигателя; г) подвижность поршне вых колец; д) отложения на деталях двигателя. Общая оцен ка эксплуатационных свойств масел производилась по балльной системе.
Результаты испытаний дизельных масел Д-11, ДС-11 и машинного СУ как в чистом виде, так и с присадками СБ-3 и БФК на малосернистом и высокосернистом дизельном топливе .представлены в табл. 51, 52.
Данные параллельных испытаний позволяют сделать следующие выводы:
1.Разработанная БОнчасовая методика испытаний ди зельных масел обеспечивает получение сходимости резуль татов при параллельных испытаниях порядка ± 10%, значи тельных величин по абсолютному износу и отложениям, а также по изменению физико-химических свойств испытуемых масел.
2.Несмотря на идентичные условия окисления испытуе мых масел в двигателе 1-410,5/13, в зависимости от приро ды исходного сырья фактическое окисление происходит с разной скоростью и глубиной. Масло Д-01 из бакинских нефтей в условиях работы двигателя дает большее количе ство продуктов окисления и в составе осадков наряду с кар-
бенами и карбоидами образуются оксикислоты и асфальте ны, в связи с чем значительно повышается кинематическая вязкость. В этих же условиях масло ДС-11 из восточных нефтей образует меньшее количество осадков.
3. При .применении дизельного топлива с содержанием серы до 1% количество продуктов старения масла заметно растет и ухудшаются показатели работоспособности двига теля. Физико-химические свойства отработанных масел при применении сернистого топлива подвергаются значительному изменению по всем показателям.
4. Присадки СБ-3 и БФК оказывают благоприятное влияние на изменение физико-химических свойств масел при работе двигателя на малоеернистом и высокосарнистюм топ ливе. Применение указанных присадок способствует значи тельному снижению содержания кокса, механических приме сей, не растворимых в масле геществ, кислотного числа, коррозии, содержания железа .в масле и, наконец, общего осадка в окисленном масле. Однако степень изменения фи зико-механических свойств масел при работе двигателя на г.ысокоеернистом топливе и в этом случае остается значи тельно выше, чем при работе на малосернистом топливе.
133
|
|
Результаты |
моторных испытаний |
базовых масел |
|||||
|
|
|
|
|
|
Топливо ГОСТ |
|||
|
! |
Машинное СУ |
|
Д-11 |
|
1 |
|||
Показатели |
! |
|
с присад |
|
с присад |
|
|||
работоспо |
|
|
базо |
||||||
собности |
двигателя |
базо- |
ками |
базо- |
ками |
||||
вое |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
вое |
8% |
1«% |
вое |
8% |
10% |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
БФК |
СБ-3 |
|
БФК |
СБ-3 |
|
|
Износ всех |
поршневых |
|
|
|
|
|
|
|
|
колец, мг |
|
248 |
155 |
130 |
296 |
217 |
145 |
307 |
|
Отложения нагара с ко |
|
|
|
|
|
|
0,65 |
||
лец и канавок, г |
0,55 |
0,10 |
0,15 |
0,66 |
0,05 |
0,08 |
|||
Чистота поршня, баллы |
4,0 |
2,5 |
2,5 |
5,0 |
2,5 |
2,5 |
4,5 |
||
Состояние поршневых |
|
|
|
|
|
|
|
||
колец, баллы |
0 |
0 |
0 |
1,0 |
0 |
0 |
1,5 |
Присадка БФК оказалась более эффективной, чем GB-3, поэтому степень изменения физико-химических свойств ма сел с первой присадкой меньше, чем со второй.
5. Изменение физико-химических свойств масел при их работе оказывает влияние на чистоту деталей двигателя, на износ и отложения нагара. Образование при окислении мас ла ДС-11 из восточных нефтей осадка, состоящего исключи тельно из карбенов и карбоидов, приводит к значительному повышению износа поршневых колец, по сравнению с маслом Д-11 из баки,неких нефтей. Асфальтены и оксикислоты, обра зующиеся при окислении Д-11, способствуют большему от ложению нагара на деталях двигателя, чем при окислении ДС-11.
6. Применение сернистого топлива почти в 2—2,5 раза повысило износ деталей и отложения нагара на них по срав нению с малосернистьгм топливам. Интенсивность изменения физико-химических свойств ,в последнем случае была почти в 1,5—2 раза меньше.
Применение присадок СБ-3 и БФК снизило износ и от ложения нагара почти в 1,5—2 раза, что соответствует из менению качества масел в процессе испытания.
7. Чистота деталей двигателя и подвижность поршневых колец также соответствуют изменению физико-химических свойств испытанных масел. Применение сернистого топлива при использовании всех масел вызвало ограничение подвиж ности поршневых колец, забивку нагаром их канавок, проре зей маслосъемных колец и дренажных отверстий в поршнях, покрытие лаком поверхностей поршня. Присадки СБ-3 и
134