Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что нарастание вязкости масла в процессе его окисления является следствием накопления в нем как нейтральных смол, так асфальтенов и окоикислот;

д) количество осадков и соответственно их компонентов у масел селективной очистки из бакинских нефтей несколь­ ко больше, чем у масел из восточных нефтей. При этом при­ ращение вязкости у бакинских масел также выше, чем у во­ сточных, что объясняется их окислением и образованием асфальтенов и оксикислот, а также наличием в маслах из пер­ спективного сырья месторождения Нефтяные Камни смоли­ стых веществ. Повышение температуры и продолжительности испытания увеличивает количество осадков и вязкость масел.

Таким образом, исследование смазочных масел, полу­ ченных из различного сырья при различной технологии про­ изводства, по указанным методам окисления, приводит к следующим выводам:

1) на термическую стабильность масла лв тонком слое в объеме и по поглощению кислосрода существенное влияние оказывают природа нефтей и технология производства сма­ зочных масел; масло из более благородного сырья—icypa- ханской отборной нефти обладает лучшими термоокислительными свойствами, чем масла из перспективной смеси нефтей;

2)селективная очистка улучшает термическую стабиль­ ность смазочных масел;

3)общее количество осадков и составляющих их ком­

понентов, а также приращение вязкости окисленных масел из бакинских нефтей выше, чем из восточных, это объясня­ ется различной природой исходного сырья.

КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ МАСЕЛ

В условиях работы двигателя коррозионная агрессив­ ность смазочных масел играет большую роль. При этом на величину коррозии оказывают решающее влияние темпера­ турные условия, характер трения, давление, а также контакт масла с кислородом воздуха и металлами. Под влиянием этих фактарте в окисленном масле образуются различные кислоты. Аппарат ДК-НАМИ обеспечивает контактирование масла с кислородом воздуха, с различными металлами или их солями, при различных температурах.

Результаты испытания базовых масел на коррозионную агрессивность приведены в табл. 39, из которой видно, что:

а) масла кислотно-контактной очистки обладают более высокой коррозионной агрессивностью, чем масла селектив­ ной очистки;

1 1 9

Т а б л и ц а 39

 

Потенциальная коррозия испытанных масел, г/м*1

 

 

 

Продолжительность испытания,

нас

Наименование масел

 

 

 

 

 

 

 

5

Ш

15

20

25

Д-11 из бакинских нефтей

5,95

35,90

65,3

95,1

123,9 .

АС-10

»

____

____

____

АС-6

»

24,2

66,3

103,5

134,2

163,2

Машинное СУ

29,1

56,65

69,55

88,25

106,35

ДС-11НКЗ

1,8

4,2

6,3

7,0

7,4

АС-9,5

»

1,3

8,1

12,1

14,4

17,5

АС-10

»

1,7

4,2

5,0

5,2

5,4

б) коррозионная агрессивность масел селективной очи­ стки из бакинских нефтей значительно выше, чем у масел из восточных нефтей, и интенсивно растет в зависимости от продолжительности опыта.

Противоизносные свойства масел

Противоизносные свойства исследованных масел оцени­ вались на четырехшэриковой 'Машине трения. Результаты этих исследований представлены в табл. 40, откуда видно, что по противоизносным свойствам масла отличаются незна* чительно.

 

 

 

Т а б л и ц а 40

 

Противоизносные

свойства исследованных масел

 

 

На четырехшариковой машине

Наименование масел

 

Максимальна* нагрузка

 

Дмжметр следа тре­

 

 

ния, мм

заедания Р к, кг см'2

Машинное СУ

0,6

57

Д-11

бакинское

0,59

61

ДС-11

НКЗ

0,63

54

АС-10

бакинское

0,58

60

АС-9,5 НКЗ

0,62

55

АС-6

бакинское

0,64

50

АС-6

НКЗ

0,67

51

120



ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БАЗОВЫХ МАСЕЛ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ДВИГАТЕЛЕ

Моторная оценка дизельных масел

Дизельные масла Д-11 из бакинских нефтей, ДС-И из восточных и машинное СУ были испытаны на одноцилиндро­ вом двигателе МЧ-10,5/13 по методике, описанной во второй главе. Испытание указанных масел проводилось при работе на малосернистом летнем топливе из бакинских нефтей и на сернистом (S = 1%) из восточных нефтей. После испытания определялись: износ деталей, отложения нагара и лака на них, подвижность поршневых колец, производился анализ отработанных масел. Результаты этих испытаний приведены в табл. 41 и 42. Все испытанные базовые масла не отвечают

Т а б л и ц а 41

Сводная таблица результатов испытания базовых дизельных масел на двигателе 4-10,5/13

Показатели работоспо­ собности двигателя

Машинное СУ

Д-11 бакинское

ДС-11

НКЗ

Малосер­ нистое топ­ ливо

Сернистое топливо

Малосериистое топливо

Сернистое топливо

Малосер­ нистое топливо

Сернистое топливо

Износ колец, мг

 

247,5

303,1

306,9

397,5

294,7

372,0

Отложения

нагара на

 

 

 

 

 

 

поршне,

г

 

0,85

1,55

1,06

2,04

1,05

1,84

Состояние

колец,

балл

0,5

2,5

0,5

2,5

2,0

2,5

Лак на поршне,

балл

4,5

5,5

5,0

6,0

5,0

6,0

Коррозионность

отрабо-

 

 

 

 

 

71,5

тайного

масла,

г/м2

93,9

118,9

96,0

139,7

1,5

Моторный

индекс

 

0,32

16,82

10,66

19,54

12,02

18,14

требованиям двигателя МЧ-10,5/13, особенно при работе его на сернистом топливе, так как в этом случае отложения на­ гара и лака в 1,5—2 раза больше, чем при работе двигателя на м-алосернистом топливе.

Из испытанных масел наилучшим по показателям износа колец оказалось машинное СУ, затем Д-11 и ДС-11, а по отложению нагара и лаку— (машинное СУ. Качество масел Д-11 и ДС-11 практически одинаково, но Д-11 обеспечивает несколько лучшую подвижность поршневых колец. Различ­ ны также изменения качества отработанных масел Д-11, ДС-11 и машинного СУ. Увеличение коксового числа, золь­ ности и вязкости у машинного СУ меньше, чем у Д-11 и ДС-

L21


И з м е н е н и е к а ч е с т в а м а с е л в п р о ц е с с е р а б о т ы д в и г а т е л я

 

Вязкость,

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

ч

 

 

сст

 

 

 

га

о

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

в ^

я

 

 

 

 

 

 

а

ш

Наименование масел

 

 

*

 

&

ю

о .

 

 

 

? Я

QJ

я Е

 

 

U

о

 

к 5

g-я

о О

 

 

*5

* га

 

 

О

X

 

а з

5 *

 

о

О

О

 

Я га

 

О

1x2

СО

 

а: о

й Ч

 

гО

 

 

 

 

 

Автолы на двигателе «Москвич-407»

АС-10 из бакинской

 

 

0,63

0,08

0,079

0,029

0,15

нефти

87,68

11,02

АС-6

52,3

10,23

0,47

0,07

0,24

0,044

0,15

Машинное СУ

59,1

9,21

0,26

0,036

0,071

0,024

0,24

АС-9,5 НКЗ

60,31

10,05

0,87

0,05

0,121

0,06

0,16

АС-6 из бакинской нефти

56,29

8,75

0,39

0,062

0,091

0,023

0,31

4)

п

О

ч.

3

 

аев

о

X

м

W

о

0) Г4

«=: *4

а.

сх

£ ^

о

1*2

267

61,12

342

5,9

159

58,0

371

43,17

239

65,9

#

X Состав осадков, %

о

t=(

и

З ё

 

s а

о

 

«с

 

 

я 5

X

1 5

 

* 5

я

<и о

3

I S

о <о

VO

■6-

н

а а

О

и

О

га га

га я ч

X X

0,44

0,44

0,24

0,07

0,17

0,28

0,28

1.И

0,69

0,42

0,59

0,44

0,15

 

 

 

Дизельное масло на двигателе 4-10,5/13

 

 

 

 

 

Д-11 из бакинской нефти

96,72

13,30

2,35

0,22

1,064

0,082

0,86

198,3

95,5

2,72

0,363

2,28

ДС-11 НКЗ

80,1

12,76

2,24

0,22

0,749

0,028

0,080

171

43,0

1,37

0,435

1,37

Машинное СУ

57,35

9,35

2,03

0,09

1,011

0,032

0,110

93,8

186

2,39

0,402

2,01


11. По образованию механических примесей и осадков масло ДС-11 по сравнению с другими имеет лучшие показатели. По коррозионной агрессивности первое место занимает ма­ шинное СУ, затем Д-11 и ДС-11.

М оторная оценка автолов

Автолы АС-6 и АС-10 из бакинских и восточных нефтей и машинное СУ испытывались на двигателе «Москвич-407» по 50-часовой методике, без смены и долива масла. В каче­ стве оценочных параметров были приняты показатели рабо­

тоспособности

двигателя

по

 

износу,

отложениям

нагара и

лака, подвижности поршневых колец.

 

 

 

 

Испытания

базовых

масел показали следующее (табл.

42, 43):

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты испытаний

 

моторных

свойств

автолов

 

 

 

 

 

 

на двигателе

«Москвич-407»

 

 

 

 

 

(продолжительность

50 часов, топливо А-70)

 

 

 

 

 

 

Масла

из бакинских неф­

Масла

из восточ­

Показатели работоспо­

 

 

тей

 

ных нефтей

 

 

 

 

 

 

собности двигателя

 

 

АС-6

АС-10

АС-6

АС-9,5

 

 

 

 

 

СУ

 

Износ

поршневых

 

колец,

 

 

 

 

 

 

мг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всех

колец

 

198,0

 

172,0

336,0

216,0

585,0

1

+

2 кольцо

 

75,0

 

62,0

167,0

79,0

198,0

в среднем на одно

 

 

 

 

 

 

кольцо

 

 

48,8

 

11,0

21,0

53,0

15,8

Отложения нагара,

г

 

 

 

 

 

0,52

с

колец

 

 

 

0,53

 

0,50

0,52

0,24

с

канавок

 

 

0,58

 

0,22

0,69

0,51

с днища

 

 

 

0,23

 

0,63

0,51

0,655

0,52

Подвижность поршневых

 

 

 

 

 

 

колец

 

 

 

14

 

 

14

14

14

свободных

 

 

 

11

П Л О ТН Ы Х

 

 

 

 

5

1

2

1

прихваченных

 

 

2

 

0

1

0

1

Лак на поршне, баллы

4,5

 

6,0

5,0

4,2

4,5

Коррозионность

отрабо­

 

 

 

 

 

 

танных

масел,

г/л2

7,05

 

61,2

66,6

6,45

10,8

Моторный

индекс

 

19,60

 

18,38

18,21

19,72

17,73

а) наименьший износ поршневых колец обеспечивает применение автола АС-б, а затем машинное СУ. Последнее место по этому показателю принадлежит автолу АС-10. При этом АС-6 и АС-10 из бакинских нефтей дают меньший из­ нос, чем те же автолы из восточных нефтей. По отложению

123