Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
что нарастание вязкости масла в процессе его окисления является следствием накопления в нем как нейтральных смол, так асфальтенов и окоикислот;
д) количество осадков и соответственно их компонентов у масел селективной очистки из бакинских нефтей несколь ко больше, чем у масел из восточных нефтей. При этом при ращение вязкости у бакинских масел также выше, чем у во сточных, что объясняется их окислением и образованием асфальтенов и оксикислот, а также наличием в маслах из пер спективного сырья месторождения Нефтяные Камни смоли стых веществ. Повышение температуры и продолжительности испытания увеличивает количество осадков и вязкость масел.
Таким образом, исследование смазочных масел, полу ченных из различного сырья при различной технологии про изводства, по указанным методам окисления, приводит к следующим выводам:
1) на термическую стабильность масла лв тонком слое в объеме и по поглощению кислосрода существенное влияние оказывают природа нефтей и технология производства сма зочных масел; масло из более благородного сырья—icypa- ханской отборной нефти обладает лучшими термоокислительными свойствами, чем масла из перспективной смеси нефтей;
2)селективная очистка улучшает термическую стабиль ность смазочных масел;
3)общее количество осадков и составляющих их ком
понентов, а также приращение вязкости окисленных масел из бакинских нефтей выше, чем из восточных, это объясня ется различной природой исходного сырья.
КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ МАСЕЛ
В условиях работы двигателя коррозионная агрессив ность смазочных масел играет большую роль. При этом на величину коррозии оказывают решающее влияние темпера турные условия, характер трения, давление, а также контакт масла с кислородом воздуха и металлами. Под влиянием этих фактарте в окисленном масле образуются различные кислоты. Аппарат ДК-НАМИ обеспечивает контактирование масла с кислородом воздуха, с различными металлами или их солями, при различных температурах.
Результаты испытания базовых масел на коррозионную агрессивность приведены в табл. 39, из которой видно, что:
а) масла кислотно-контактной очистки обладают более высокой коррозионной агрессивностью, чем масла селектив ной очистки;
1 1 9
Т а б л и ц а 39
|
Потенциальная коррозия испытанных масел, г/м*1 |
|
||||
|
|
Продолжительность испытания, |
нас |
|||
Наименование масел |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Ш |
15 |
20 |
25 |
Д-11 из бакинских нефтей |
5,95 |
35,90 |
65,3 |
95,1 |
123,9 . |
|
АС-10 |
» |
— |
— |
____ |
____ |
____ |
АС-6 |
» |
24,2 |
66,3 |
103,5 |
134,2 |
163,2 |
Машинное СУ |
29,1 |
56,65 |
69,55 |
88,25 |
106,35 |
|
ДС-11НКЗ |
1,8 |
4,2 |
6,3 |
7,0 |
7,4 |
|
АС-9,5 |
» |
1,3 |
8,1 |
12,1 |
14,4 |
17,5 |
АС-10 |
» |
1,7 |
4,2 |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
б) коррозионная агрессивность масел селективной очи стки из бакинских нефтей значительно выше, чем у масел из восточных нефтей, и интенсивно растет в зависимости от продолжительности опыта.
Противоизносные свойства масел
Противоизносные свойства исследованных масел оцени вались на четырехшэриковой 'Машине трения. Результаты этих исследований представлены в табл. 40, откуда видно, что по противоизносным свойствам масла отличаются незна* чительно.
|
|
|
Т а б л и ц а 40 |
|
Противоизносные |
свойства исследованных масел |
|
|
|
На четырехшариковой машине |
|
Наименование масел |
|
Максимальна* нагрузка |
|
|
Дмжметр следа тре |
||
|
|
ния, мм |
заедания Р к, кг см'2 |
Машинное СУ |
0,6 |
57 |
|
Д-11 |
бакинское |
0,59 |
61 |
ДС-11 |
НКЗ |
0,63 |
54 |
АС-10 |
бакинское |
0,58 |
60 |
АС-9,5 НКЗ |
0,62 |
55 |
|
АС-6 |
бакинское |
0,64 |
50 |
АС-6 |
НКЗ |
0,67 |
51 |
120
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БАЗОВЫХ МАСЕЛ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ДВИГАТЕЛЕ
Моторная оценка дизельных масел
Дизельные масла Д-11 из бакинских нефтей, ДС-И из восточных и машинное СУ были испытаны на одноцилиндро вом двигателе МЧ-10,5/13 по методике, описанной во второй главе. Испытание указанных масел проводилось при работе на малосернистом летнем топливе из бакинских нефтей и на сернистом (S = 1%) из восточных нефтей. После испытания определялись: износ деталей, отложения нагара и лака на них, подвижность поршневых колец, производился анализ отработанных масел. Результаты этих испытаний приведены в табл. 41 и 42. Все испытанные базовые масла не отвечают
Т а б л и ц а 41
Сводная таблица результатов испытания базовых дизельных масел на двигателе 4-10,5/13
Показатели работоспо собности двигателя
Машинное СУ |
Д-11 бакинское |
ДС-11 |
НКЗ |
||
Малосер нистое топ ливо |
Сернистое топливо |
Малосериистое топливо |
Сернистое топливо |
Малосер нистое топливо |
Сернистое топливо |
Износ колец, мг |
|
247,5 |
303,1 |
306,9 |
397,5 |
294,7 |
372,0 |
|
Отложения |
нагара на |
|
|
|
|
|
|
|
поршне, |
г |
|
0,85 |
1,55 |
1,06 |
2,04 |
1,05 |
1,84 |
Состояние |
колец, |
балл |
0,5 |
2,5 |
0,5 |
2,5 |
2,0 |
2,5 |
Лак на поршне, |
балл |
4,5 |
5,5 |
5,0 |
6,0 |
5,0 |
6,0 |
|
Коррозионность |
отрабо- |
|
|
|
|
|
71,5 |
|
тайного |
масла, |
г/м2 |
93,9 |
118,9 |
96,0 |
139,7 |
1,5 |
|
Моторный |
индекс |
|
0,32 |
16,82 |
10,66 |
19,54 |
12,02 |
18,14 |
требованиям двигателя МЧ-10,5/13, особенно при работе его на сернистом топливе, так как в этом случае отложения на гара и лака в 1,5—2 раза больше, чем при работе двигателя на м-алосернистом топливе.
Из испытанных масел наилучшим по показателям износа колец оказалось машинное СУ, затем Д-11 и ДС-11, а по отложению нагара и лаку— (машинное СУ. Качество масел Д-11 и ДС-11 практически одинаково, но Д-11 обеспечивает несколько лучшую подвижность поршневых колец. Различ ны также изменения качества отработанных масел Д-11, ДС-11 и машинного СУ. Увеличение коксового числа, золь ности и вязкости у машинного СУ меньше, чем у Д-11 и ДС-
L21
И з м е н е н и е к а ч е с т в а м а с е л в п р о ц е с с е р а б о т ы д в и г а т е л я
|
Вязкость, |
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
ч |
||
|
|
сст |
|
|
|
га |
о |
|
|
|
|
|
X |
||
|
|
|
|
|
в ^ |
я |
|
|
|
|
|
|
а |
ш |
|
Наименование масел |
|
|
* |
|
& |
ю |
о . |
|
|
|
? Я |
QJ |
я Е |
||
|
|
U |
о |
|
к 5 |
g-я |
о О |
|
|
*5 |
* га |
||||
|
|
О |
X |
|
а з |
5 * |
|
|
о |
О |
О |
|
Я га |
||
|
О |
1x2 |
СО |
|
а: о |
й Ч |
|
|
гО |
|
|
||||
|
|
|
Автолы на двигателе «Москвич-407» |
||||
АС-10 из бакинской |
|
|
0,63 |
0,08 |
0,079 |
0,029 |
0,15 |
нефти |
87,68 |
11,02 |
|||||
АС-6 |
52,3 |
10,23 |
0,47 |
0,07 |
0,24 |
0,044 |
0,15 |
Машинное СУ |
59,1 |
9,21 |
0,26 |
0,036 |
0,071 |
0,024 |
0,24 |
АС-9,5 НКЗ |
60,31 |
10,05 |
0,87 |
0,05 |
0,121 |
0,06 |
0,16 |
АС-6 из бакинской нефти |
56,29 |
8,75 |
0,39 |
0,062 |
0,091 |
0,023 |
0,31 |
4) |
п |
|
О |
||
ч. |
||
3 |
|
аев
о |
X |
м |
|
W |
о |
0) Г4 |
|
«=: *4 |
а. |
сх |
|
£ ^ |
о |
1*2 |
267 |
61,12 |
342 |
5,9 |
159 |
58,0 |
371 |
43,17 |
239 |
65,9 |
#
X Состав осадков, %
о
t=(
и |
З ё |
|
s а |
о |
|
||
«с |
|
|
я 5 |
X |
1 5 |
|
* 5 |
я |
<и о |
||
3 |
I S |
о <о |
|
VO |
■6- |
н |
а а |
О |
и |
О |
га га |
га я ч |
X X |
0,44 |
— |
0,44 |
0,24 |
0,07 |
0,17 |
0,28 |
— |
0,28 |
1.И |
0,69 |
0,42 |
0,59 |
0,44 |
0,15 |
|
|
|
Дизельное масло на двигателе 4-10,5/13 |
|
|
|
|
|
||||
Д-11 из бакинской нефти |
96,72 |
13,30 |
2,35 |
0,22 |
1,064 |
0,082 |
0,86 |
198,3 |
95,5 |
2,72 |
0,363 |
2,28 |
ДС-11 НКЗ |
80,1 |
12,76 |
2,24 |
0,22 |
0,749 |
0,028 |
0,080 |
171 |
43,0 |
1,37 |
0,435 |
1,37 |
Машинное СУ |
57,35 |
9,35 |
2,03 |
0,09 |
1,011 |
0,032 |
0,110 |
93,8 |
186 |
2,39 |
0,402 |
2,01 |
11. По образованию механических примесей и осадков масло ДС-11 по сравнению с другими имеет лучшие показатели. По коррозионной агрессивности первое место занимает ма шинное СУ, затем Д-11 и ДС-11.
М оторная оценка автолов
Автолы АС-6 и АС-10 из бакинских и восточных нефтей и машинное СУ испытывались на двигателе «Москвич-407» по 50-часовой методике, без смены и долива масла. В каче стве оценочных параметров были приняты показатели рабо
тоспособности |
двигателя |
по |
|
износу, |
отложениям |
нагара и |
|||||
лака, подвижности поршневых колец. |
|
|
|
||||||||
|
Испытания |
базовых |
масел показали следующее (табл. |
||||||||
42, 43): |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 43 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Результаты испытаний |
|
моторных |
свойств |
автолов |
|
|||
|
|
|
|
|
на двигателе |
«Москвич-407» |
|
|
|||
|
|
|
(продолжительность |
50 часов, топливо А-70) |
|
||||||
|
|
|
|
|
Масла |
из бакинских неф |
Масла |
из восточ |
|||
Показатели работоспо |
|
|
тей |
|
ных нефтей |
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
собности двигателя |
|
|
АС-6 |
АС-10 |
АС-6 |
АС-9,5 |
|||||
|
|
|
|
|
СУ |
|
|||||
Износ |
поршневых |
|
колец, |
|
|
|
|
|
|
||
мг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всех |
колец |
|
198,0 |
|
172,0 |
336,0 |
216,0 |
585,0 |
|||
1 |
+ |
2 кольцо |
|
75,0 |
|
62,0 |
167,0 |
79,0 |
198,0 |
||
в среднем на одно |
|
|
|
|
|
|
|||||
кольцо |
|
|
48,8 |
|
11,0 |
21,0 |
53,0 |
15,8 |
|||
Отложения нагара, |
г |
|
|
|
|
|
0,52 |
||||
с |
колец |
|
|
|
0,53 |
|
0,50 |
0,52 |
0,24 |
||
с |
канавок |
|
|
0,58 |
|
0,22 |
0,69 |
0,51 |
|||
с днища |
|
|
|
0,23 |
|
0,63 |
0,51 |
0,655 |
0,52 |
||
Подвижность поршневых |
|
|
|
|
|
|
|||||
колец |
|
|
|
14 |
|
|
14 |
14 |
14 |
||
свободных |
|
|
|
11 |
|||||||
П Л О ТН Ы Х |
|
|
|
— |
|
5 |
1 |
2 |
1 |
||
прихваченных |
|
|
2 |
|
0 |
1 |
0 |
1 |
|||
Лак на поршне, баллы |
4,5 |
|
6,0 |
5,0 |
4,2 |
4,5 |
|||||
Коррозионность |
отрабо |
|
|
|
|
|
|
||||
танных |
масел, |
г/л2 |
7,05 |
|
61,2 |
66,6 |
6,45 |
10,8 |
|||
Моторный |
индекс |
|
19,60 |
|
18,38 |
18,21 |
19,72 |
17,73 |
а) наименьший износ поршневых колец обеспечивает применение автола АС-б, а затем машинное СУ. Последнее место по этому показателю принадлежит автолу АС-10. При этом АС-6 и АС-10 из бакинских нефтей дают меньший из нос, чем те же автолы из восточных нефтей. По отложению
123