Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 67

Р езу л ьтаты

исследования окисляем ости м асел

н а м и крод ви гателе (продолжительность

10 часов, топливо А-70)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав

осадков,

 

 

 

 

 

Чистота

Железо

 

Кислот-

Оса­

 

%

Золь­

Термо-

 

 

 

Коксуе­

ное чис­

 

 

стабиль­

Масло

с продуктами старения

поршня,

в

масле,

мость, %

ло мг

док,

оксикис-

карбены

ность, 96

ность,

 

 

 

баллы

мг кг

 

КОН

96

лоты и

и кар-

 

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

асфаль­

боиды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тены

 

 

 

Машинное СУ исходное

4,5

209

0,26

0,22

0,27

0

0,27

0,15

22

Отработанное после удаления осадков

5—5,5

288

0,30

0,97

0,46

0,07

0,39

0,056

24

Машинное СУ +

2,5% общего осадка

5,5—6,0

354

0,22

0,20

0,25

0

0,25

0,036

20

»

-+ 1,5% карбенов и

5,0—5,5

279

0,30

0,11

0,22

0,06

0,16

0,075

22,5

»

 

карбоидов

+1 % оксикислот и

5,5—6,0

247

0,32

0,35

0,35

0,19

0,16

0,08

18

 

 

асфальтенов

»+ 1% нафтеновых кис-

 

 

лот

4,0—4,5

164,2

0,184

1,75

0,12

0,03

0,09

0,036

21

»

+

1 % олеиновой кис-

4,0—4,5

103,3

0,18

1,54

0,15

0,08

0,07

0,042

18,5

 

 

ЛОТЫ

»

+

1 % стеариновой кис-

3,0—3,5

92,1

0,42

1,46

0,18

0,05

0,13

0,033

16

 

 

ЛОТЫ

»+ 2% нейтральных

 

 

 

СМОЛ

4,0—4,5

118,8

0,27

0,49

0,25

0,05

0,20

0,14

16,5

ДС-11 НКЗ исходное

4,0

68,4

0,15

0,20

0,23

0,20

0,03

0,034

30

»

+

2,5%

общего осадка

4,5

142,4

0,31

0,18

0,26

0,10

0,16

0,143

31

»

+

1,5%

карбенов и карбоидов

5,0

125,6

0,26

0,19

0,38

0,09

0,29

0,140

29

»+ 1 % оксикислот и асфаль-

 

 

тенов

5,0—5,5

121,4

0,25

0,32

0,41

 

0,19

0,22

0,151

32

»

+ 1 %

нафтеновых кислот

5,5

112,7

0,31

1,83

0,19

 

0,12

0,07

0,06

27

»

+ 1 %

олеиновой кислоты

5,0

93,5

0,53

1,68

0,20

 

0,07

0,13

0,03

28

»

+ 1 %

стеариновой кислоты

5,0

91,6

0,14

3,25

0,33

 

0,26

0,07

0,027

21

»

+ 2%

нейтральных смол

5,0

57,1

0,29

0,47

0,37

1

0,11

0,26

0,12

21



Т а б л и ц а 68

В л и я н и е п р о д у к т о в с т а р е н и я м а с е л и о р г а н и ч е с к и х к и с л о т н а п о к а з а т е л и р а б о т о с п о с о б н о с т и д в и г а т е л я « М о с к в и ч - 4 0 7 »

 

 

 

 

 

>,

 

 

 

 

 

О

Показатели

работоспособности

двигателя и качества масел

х

X

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

£

Износ поршневых колец, мг

226,5

Износ

вкладышей

шатунных

188,0

подшипников, мг

 

 

Отложения нагара на кольцах,

1,264

в канавках и поршнях, г

Состояние

поршневых

колец,

0

баллы

 

 

 

 

Чистота

поверхности

поршня,

 

_ баллы

 

 

 

 

2,5

Вязкость при 50°С,

с с т

 

42,97

Коксуемость, %

 

 

0,06

Коррозионность (ДК-2,10 ча­

 

сов), г/м2

 

 

 

103

Количество

осадка,

г

 

0,31

. ­

 

 

 

 

 

 

 

 

Отработ. машин послеСУ удале осадковния

Машинное СУ

с добав-

Машинное СУ

с добавкой

 

кой

 

 

 

 

 

 

 

осадка (0,8%)|

карбенови карбоидов (0,8%)

асфальте­ иновоксикислот (0,8%)

о

1 нафтено­ кислотвых (1%)

1 олеиновой кислоты (1%)

стеаринокисловой - 1%)ты 1

нейтраль­ смолных )(2%

£

 

 

 

 

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

:

| | I

 

240,0

304,2

309,6

297,2

246,6

231,0

207,4

209,1

81,3

357,3

239,0

278,0

206,0

243,9

359,3

436,0

527,8

664,8

2,613

2,473

2,530

2,243

1,264

0,551

0,685

0,352

0,396

0

0

0

2,0

0

0

0

0

0

3,0

3,0

3,0

3,5

4,0

5,0

5,0

5,0

5,0

62,75

59,91

52,15

62,17

42,97

53,30

47,85

46,08

56,97

0,32

0,56

0,26

0,21

0,06

0,70

0,15

0,41

0,72

121

133

131

151

103

218

242

261

92

0,47

0,91

0,83

0,74

0,31

0,64

0,11

0,26

0,20


Т а б л и ц а 69

Анализ масел, отработанных в двигателе «Москвич-407», в смеси с различными кислотами

Вязкость, сст

Состав осадков, %

при

 

 

 

 

 

Кислот­

Корро­

Коли­

 

в смеси с кислотами

Коксуе­

Золь­

ное

чество

Масло

зия,

мость, %

ность, %

число,

осадка,

 

 

г/л»

 

 

50°С 100°С

 

мг КОН

%

 

 

 

 

оксикис- карбены лоты и и карасфаль­ боидк тены

Машинное

СУ исходное

42,0

7,43

0,02

0,003

0,15

50,9

0

0

0

»

после работы в двигателе

46,97

8,11

0,26

0,022

0,28

102,8

0,31

0

0,31

Машинное СУ -Ь

1% олеиновой кис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лоты

43,60

7,72

0,035

0,013

0,80

112,45

0

0

0

»

после работы в двигателе

47,85

8,42

0,15

0,025

1,28

242,15

0,21

0,08

0,13

Машинное СУ. +

1 % стеариновой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кислоты

41,44

7,46

0,08

0,016

1,73

162,7

0

0

0

»

после работы в двигателе

46,08

8,28

0,41

0,10

1,57

260,5

0,26

0,13

0,13

Машинное СУ +

1% нафтеновой кис­

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

лоты

48,89

7,78

0,04

0,01

1,08

131,9

0

0

»

после работы в двигателе

55,30

9,25

0,70

0,23

0,73

218,4

0,64

0,23

0,41

Машинное СУ +

2% нейтральной

44,57

 

 

 

 

 

 

0

0

 

 

смолы

7,85

0,22

0,022

0,14

43,0

0

»

после работы в двигателе

*56,97

9,76

0,72

0,25

0,38

92,4

0,20

0,08

0,12


лака на поршнях в 1,5—3,0 раза больше, чем в карбюратор­ ных. У дизеля чаще имеет место потеря подвижности порш­ невых колец. Изменение качеств масел в смеси с продуктами

 

 

 

 

старения происходит так­

 

 

 

 

же более интенсивно в ди­

 

 

 

 

зельных двигателях.

 

 

 

 

 

Обобщение

результа­

 

 

 

 

тов исследований по изу­

 

 

 

 

чению влияния продуктов

 

 

 

 

старения масел на показа­

 

 

 

 

тели

работы

двигателя и

 

 

 

 

на изменение качеств ма­

 

 

 

 

сел

позволило

отметить

 

 

 

 

следующее:

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Органические кисло­

 

 

 

 

ты—нафтеновые, олеино­

 

 

 

 

вая и стеариновая, а так­

 

 

 

 

же

продукты

старения,

 

 

 

 

выделенные из отработан­

Коррозня ПОДК-2,25 часов 6ЕЗ КАТАЛИЗДТОрЛ

ных масел, оказывают от­

рицательное

влияние

на

 

 

 

 

изменение

качеств

масел

Рис. II. Износ вкладышей шатунных

машинного

СУ,

Д-11

и

подшипников

двигателя «Москвич-407»

ДС-11.

Однако

влияние

в зависимости от коррозионной агрессив­

указанных

продуктов

на

ности масел: 1—масло СУ; 2—СУ в сме­

си с нейтральной смолой; 3—СУ+1%

интенсивность

изменения

стеариновой кислоты; 4—СУ+2% карбе­

качеств

испытанных

ма­

нов и карбоидов; 5—СУ+1%

олеиновой

сел различно.

 

 

 

 

кислоты;

6—СУ +1% асфальтенов; 7

2. В окисленных в при­

СУ +1%

оксикислот; 8— СУ +1% нафте­

 

новых кислот.

 

сутствии продуктов старе­

 

 

 

 

ния маслах заметно воз­

растают величина коррозионности, коксовое число и количе­

ство осадков, причем первые два показателя растут более ин­

тенсивно для масел из восточных нефтей.

 

 

 

числа

базовых

3.

 

При резком

увеличении кислотного

масел в присутствии продуктов старения, за исключением

карбенов и

карбоидов,

после окисления

кислотное число

для одних масел растет, а для других падает. При этом от­ сутствует какая-либо зависимость между кислотным числом окисленного млела и величиной коррозионности. Это дает основание предполагать, что абсолютные величины кислот­ ного числа отработанных масел не могут характеризовать их коррозионную агрессивность. Снижение кислотного числа в окисленных маслах, очевидно, можно объяснить тем обстоя­ тельством, что часть кислот, содержащихся в исходном мас­ ле и образующихся в процессе окисления, взаимодействия с металлом, расходуется, а низкомолекулярные кислоты уле­ тучиваются. Кроме того, при взаимодействии с другими про-

164