Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 67
Р езу л ьтаты |
исследования окисляем ости м асел |
н а м и крод ви гателе (продолжительность |
10 часов, топливо А-70) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состав |
осадков, |
|
|
|
|
|
|
Чистота |
Железо |
|
Кислот- |
Оса |
|
% |
Золь |
Термо- |
||
|
|
|
Коксуе |
ное чис |
|
|
стабиль |
||||||
Масло |
с продуктами старения |
поршня, |
в |
масле, |
мость, % |
ло мг |
док, |
оксикис- |
карбены |
ность, 96 |
ность, |
||
|
|
|
баллы |
мг кг |
|
КОН |
96 |
лоты и |
и кар- |
|
мин |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
асфаль |
боиды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тены |
|
|
|
|
Машинное СУ исходное |
4,5 |
209 |
0,26 |
0,22 |
0,27 |
0 |
0,27 |
0,15 |
22 |
||||
Отработанное после удаления осадков |
5—5,5 |
288 |
0,30 |
0,97 |
0,46 |
0,07 |
0,39 |
0,056 |
24 |
||||
Машинное СУ + |
2,5% общего осадка |
5,5—6,0 |
354 |
0,22 |
0,20 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,036 |
20 |
|||
» |
-+ 1,5% карбенов и |
||||||||||||
5,0—5,5 |
279 |
0,30 |
0,11 |
0,22 |
0,06 |
0,16 |
0,075 |
22,5 |
|||||
» |
|
карбоидов |
|||||||||||
+1 % оксикислот и |
5,5—6,0 |
247 |
0,32 |
0,35 |
0,35 |
0,19 |
0,16 |
0,08 |
18 |
||||
|
|
асфальтенов |
»+ 1% нафтеновых кис-
|
|
лот |
4,0—4,5 |
164,2 |
0,184 |
1,75 |
0,12 |
0,03 |
0,09 |
0,036 |
21 |
» |
+ |
1 % олеиновой кис- |
4,0—4,5 |
103,3 |
0,18 |
1,54 |
0,15 |
0,08 |
0,07 |
0,042 |
18,5 |
|
|
ЛОТЫ |
|||||||||
» |
+ |
1 % стеариновой кис- |
3,0—3,5 |
92,1 |
0,42 |
1,46 |
0,18 |
0,05 |
0,13 |
0,033 |
16 |
|
|
ЛОТЫ |
»+ 2% нейтральных
|
|
|
СМОЛ |
4,0—4,5 |
118,8 |
0,27 |
0,49 |
0,25 |
0,05 |
0,20 |
0,14 |
16,5 |
ДС-11 НКЗ исходное |
4,0 |
68,4 |
0,15 |
0,20 |
0,23 |
0,20 |
0,03 |
0,034 |
30 |
|||
» |
+ |
2,5% |
общего осадка |
4,5 |
142,4 |
0,31 |
0,18 |
0,26 |
0,10 |
0,16 |
0,143 |
31 |
» |
+ |
1,5% |
карбенов и карбоидов |
5,0 |
125,6 |
0,26 |
0,19 |
0,38 |
0,09 |
0,29 |
0,140 |
29 |
»+ 1 % оксикислот и асфаль-
|
|
тенов |
5,0—5,5 |
121,4 |
0,25 |
0,32 |
0,41 |
|
0,19 |
0,22 |
0,151 |
32 |
» |
+ 1 % |
нафтеновых кислот |
5,5 |
112,7 |
0,31 |
1,83 |
0,19 |
|
0,12 |
0,07 |
0,06 |
27 |
» |
+ 1 % |
олеиновой кислоты |
5,0 |
93,5 |
0,53 |
1,68 |
0,20 |
|
0,07 |
0,13 |
0,03 |
28 |
» |
+ 1 % |
стеариновой кислоты |
5,0 |
91,6 |
0,14 |
3,25 |
0,33 |
|
0,26 |
0,07 |
0,027 |
21 |
» |
+ 2% |
нейтральных смол |
5,0 |
57,1 |
0,29 |
0,47 |
0,37 |
1 |
0,11 |
0,26 |
0,12 |
21 |
Т а б л и ц а 68
В л и я н и е п р о д у к т о в с т а р е н и я м а с е л и о р г а н и ч е с к и х к и с л о т н а п о к а з а т е л и р а б о т о с п о с о б н о с т и д в и г а т е л я « М о с к в и ч - 4 0 7 »
|
|
|
|
|
>, |
|
|
|
|
|
О |
Показатели |
работоспособности |
<и |
|||
'О |
|||||
двигателя и качества масел |
х |
||||
X |
|||||
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
£ |
Износ поршневых колец, мг |
226,5 |
||||
Износ |
вкладышей |
шатунных |
188,0 |
||
подшипников, мг |
|
|
|||
Отложения нагара на кольцах, |
1,264 |
||||
в канавках и поршнях, г |
|||||
Состояние |
поршневых |
колец, |
0 |
||
баллы |
|
|
|
|
|
Чистота |
поверхности |
поршня, |
|
||
_ баллы |
|
|
|
|
2,5 |
Вязкость при 50°С, |
с с т |
|
42,97 |
||
Коксуемость, % |
|
|
0,06 |
||
Коррозионность (ДК-2,10 ча |
|
||||
сов), г/м2 |
|
|
|
103 |
|
Количество |
осадка, |
г |
|
0,31 |
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отработ. машин послеСУ удале осадковния |
Машинное СУ |
с добав- |
>» |
Машинное СУ |
с добавкой |
|||
|
кой |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
осадка (0,8%)| |
карбенови карбоидов (0,8%) |
асфальте иновоксикислот (0,8%) |
о |
1 нафтено кислотвых (1%) |
1 олеиновой кислоты (1%) |
стеаринокисловой - 1%)ты 1 |
нейтраль смолных )(2% |
|
£ |
||||||||
|
|
|
|
О) |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
j |
: |
| | I |
|
240,0 |
304,2 |
309,6 |
297,2 |
246,6 |
231,0 |
207,4 |
209,1 |
81,3 |
357,3 |
239,0 |
278,0 |
206,0 |
243,9 |
359,3 |
436,0 |
527,8 |
664,8 |
2,613 |
2,473 |
2,530 |
2,243 |
1,264 |
0,551 |
0,685 |
0,352 |
0,396 |
0 |
0 |
0 |
2,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
62,75 |
59,91 |
52,15 |
62,17 |
42,97 |
53,30 |
47,85 |
46,08 |
56,97 |
0,32 |
0,56 |
0,26 |
0,21 |
0,06 |
0,70 |
0,15 |
0,41 |
0,72 |
121 |
133 |
131 |
151 |
103 |
218 |
242 |
261 |
92 |
0,47 |
0,91 |
0,83 |
0,74 |
0,31 |
0,64 |
0,11 |
0,26 |
0,20 |
Т а б л и ц а 69
Анализ масел, отработанных в двигателе «Москвич-407», в смеси с различными кислотами
Вязкость, сст |
Состав осадков, % |
|
при |
||
|
|
|
|
|
Кислот |
Корро |
Коли |
|
|
в смеси с кислотами |
Коксуе |
Золь |
ное |
чество |
||
Масло |
зия, |
||||||
мость, % |
ность, % |
число, |
осадка, |
||||
|
|
г/л» |
|||||
|
|
50°С 100°С |
|
мг КОН |
% |
||
|
|
|
|
оксикис- карбены лоты и и карасфаль боидк тены
Машинное |
СУ исходное |
42,0 |
7,43 |
0,02 |
0,003 |
0,15 |
50,9 |
0 |
0 |
0 |
|
» |
после работы в двигателе |
46,97 |
8,11 |
0,26 |
0,022 |
0,28 |
102,8 |
0,31 |
0 |
0,31 |
|
Машинное СУ -Ь |
1% олеиновой кис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лоты |
43,60 |
7,72 |
0,035 |
0,013 |
0,80 |
112,45 |
0 |
0 |
0 |
» |
после работы в двигателе |
47,85 |
8,42 |
0,15 |
0,025 |
1,28 |
242,15 |
0,21 |
0,08 |
0,13 |
|
Машинное СУ. + |
1 % стеариновой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кислоты |
41,44 |
7,46 |
0,08 |
0,016 |
1,73 |
162,7 |
0 |
0 |
0 |
» |
после работы в двигателе |
46,08 |
8,28 |
0,41 |
0,10 |
1,57 |
260,5 |
0,26 |
0,13 |
0,13 |
|
Машинное СУ + |
1% нафтеновой кис |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
лоты |
48,89 |
7,78 |
0,04 |
0,01 |
1,08 |
131,9 |
0 |
0 |
|
» |
после работы в двигателе |
55,30 |
9,25 |
0,70 |
0,23 |
0,73 |
218,4 |
0,64 |
0,23 |
0,41 |
|
Машинное СУ + |
2% нейтральной |
44,57 |
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|
|
смолы |
7,85 |
0,22 |
0,022 |
0,14 |
43,0 |
0 |
|||
» |
после работы в двигателе |
*56,97 |
9,76 |
0,72 |
0,25 |
0,38 |
92,4 |
0,20 |
0,08 |
0,12 |
лака на поршнях в 1,5—3,0 раза больше, чем в карбюратор ных. У дизеля чаще имеет место потеря подвижности порш невых колец. Изменение качеств масел в смеси с продуктами
|
|
|
|
старения происходит так |
|||||||
|
|
|
|
же более интенсивно в ди |
|||||||
|
|
|
|
зельных двигателях. |
|
||||||
|
|
|
|
Обобщение |
результа |
||||||
|
|
|
|
тов исследований по изу |
|||||||
|
|
|
|
чению влияния продуктов |
|||||||
|
|
|
|
старения масел на показа |
|||||||
|
|
|
|
тели |
работы |
двигателя и |
|||||
|
|
|
|
на изменение качеств ма |
|||||||
|
|
|
|
сел |
позволило |
отметить |
|||||
|
|
|
|
следующее: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
1. Органические кисло |
|||||||
|
|
|
|
ты—нафтеновые, олеино |
|||||||
|
|
|
|
вая и стеариновая, а так |
|||||||
|
|
|
|
же |
продукты |
старения, |
|||||
|
|
|
|
выделенные из отработан |
|||||||
Коррозня ПОДК-2,25 часов 6ЕЗ КАТАЛИЗДТОрЛ |
ных масел, оказывают от |
||||||||||
рицательное |
влияние |
на |
|||||||||
|
|
|
|
изменение |
качеств |
масел |
|||||
Рис. II. Износ вкладышей шатунных |
машинного |
СУ, |
Д-11 |
и |
|||||||
подшипников |
двигателя «Москвич-407» |
ДС-11. |
Однако |
влияние |
|||||||
в зависимости от коррозионной агрессив |
указанных |
продуктов |
на |
||||||||
ности масел: 1—масло СУ; 2—СУ в сме |
|||||||||||
си с нейтральной смолой; 3—СУ+1% |
интенсивность |
изменения |
|||||||||
стеариновой кислоты; 4—СУ+2% карбе |
качеств |
испытанных |
ма |
||||||||
нов и карбоидов; 5—СУ+1% |
олеиновой |
сел различно. |
|
|
|
|
|||||
кислоты; |
6—СУ +1% асфальтенов; 7— |
2. В окисленных в при |
|||||||||
СУ +1% |
оксикислот; 8— СУ +1% нафте |
||||||||||
|
новых кислот. |
|
сутствии продуктов старе |
||||||||
|
|
|
|
ния маслах заметно воз |
|||||||
растают величина коррозионности, коксовое число и количе |
|||||||||||
ство осадков, причем первые два показателя растут более ин |
|||||||||||
тенсивно для масел из восточных нефтей. |
|
|
|
числа |
базовых |
||||||
3. |
|
При резком |
увеличении кислотного |
||||||||
масел в присутствии продуктов старения, за исключением |
|||||||||||
карбенов и |
карбоидов, |
после окисления |
кислотное число |
для одних масел растет, а для других падает. При этом от сутствует какая-либо зависимость между кислотным числом окисленного млела и величиной коррозионности. Это дает основание предполагать, что абсолютные величины кислот ного числа отработанных масел не могут характеризовать их коррозионную агрессивность. Снижение кислотного числа в окисленных маслах, очевидно, можно объяснить тем обстоя тельством, что часть кислот, содержащихся в исходном мас ле и образующихся в процессе окисления, взаимодействия с металлом, расходуется, а низкомолекулярные кислоты уле тучиваются. Кроме того, при взаимодействии с другими про-
164