Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
дуктами окисления кислоты могут образовывать различные 'вторичные продукты некислого характера.
4. Образование в окисленном в присутствии нейтраль ных смол масле большого количества осадков, заметное по вышение коррозии, коксуемости и ‘вязкости показывает, что нейтральные смолы, выделенные из отработанных масел, не обладают антиокислительными свойствами. Предположение ряда исследователей [4, 36 и 37] о том, что нейтральные смолы являются естественными ингибиторами, в наших ис следованиях не подтвердилось.
5. Искусственное введение в масла машинное СУ, Д-11 и ДС-11 асфальтенов не оказало влияния на их термоокислительную стабильность, однако привело к увеличению кислот ного числа и коррозионной агрессивности окисленного масла.
6.Повышение концентр арии исследуемых кислот и про дуктов старения в маслах—'Машинном СУ, ДС-11 и Д-11 увеличивает скорость старения этих масел.
7.Удаление нерастворимых продуктов старения не воз вращает маслам первоначальных качеств. Повторное испы тание этих масел показало, что отложения нагара и лака на деталях двигателя, потеря подвижности поршневых колец и их износ увеличиваются.
8.Искусственное введение в свежие масла осадка, ас фальтенов -с оисикислотами и карбенов с карбоидами при вело к интенсивному износу поршневых колец, отложению лака .и нагара, а также к потере подвижности поршневых колец. Асфальтены и оксикислоты, кроме указанных изме нений, вызвали повышенный износ вкладышей подшипников.
9.Введение органических кислот—-нафтеновых, олеино вой и стеариновой, а также окоикислот в свежие масла при вело к увеличению отложений нагара и лака на деталях, к потере подвижности поршневых колец. Указанные кислоты заметно снизили износ деталей из черных металлов (порш невые кольца, гильзы) и повысили износ вкладышей под шипников из сплава СОС-6-6 и свинцовистой бронзы, а так
же увеличили отложение осадка на шейке коленчатого вала
[3, 14, 29 и 36].
10. Продукты старения масел оказывают более отрица тельное влияние на показатели работы и интенсивнее изме няют качества масел в дизелях по сравнению с соответству ющими показателями в карбюраторных двигателях.
И. Одним из основных и перспективных направлений увеличения работоспособности масел, а следовательно, и удлинения срока службы двигателей является применение более эффективных моющих (щелочных) и антиокислительных присадок, способствующих снижению скорости окисле ния масел и сохранению продуктов окисления в работающем масле в мелкодисперсном состоянии, предотвращая тем са мым осаждение их на деталях двигателя в виде лака и нагара.
Г Л A B A VI
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПОЗИЦИИ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ
При исследовании влияния качеств масел и присадок на показатели работоспособности двигателя (глава IV) было установлено, что базовые масла любой глубины и вида очи стки не обеспечивают нормальной работы современных дви гателей внутреннего сгорания, и одним из наиболее эффек тивных направлений повышения качеств моторных масел и доведения их до уровня требований двмгателестроения явля ется добавление к ним присадок различного назначения.
Присадки к моторным маслам, оказывая влияние на скорость образования продуктов старения и их характер, уменьшают накопление на деталях двигателя нагара и лака, одновременно снижают интенсивность износа и таким обра зом позволяют увеличить срок работы масла в двигателе.
'Проведенные исследования и испытания показали, что подбор присадок к смазочным маслам должен проводиться с учетом факторов, влияющих на изменение качеств масел при работе их в двигателе. В связи с этим была поставлена за дача— разработать композиции присадок, синтезированных в Институте химии присадок АН Азербайджанской ССР к маслам из бакинских нефтей, удовлетворяющие требования современных двигателей, с учетом их конструктивных осо бенностей.
Задача подбора масел, удовлетворяющих требования двигателестроения, и создания минимального количества их сортов для отечественного парка двигателей внутреннего сгорания имеет большое народнохозяйственное значение.
В условиях огромной территории СССР этот парк экс плуатируется в самых различных климатических и дорож ных условиях, к его работе предъявляются специфические требования, определяемые областью применения различных типов двигателей. Вследствие этого они работают с различ-
166
ной частотой чередования холостых пробегов и пробегов с грузом, с различной интенсивностью нагрузок, при устано
вившихся и неустановившихся режимах, |
при использовании |
в них различных сортов топлив и при |
целом ряде других |
сильно различающихся условий. При всем атом, естественно, основным фактом, влияющим на условия работы масла, являются конструктивные особенности двигателей.
Наличие в стране большого ассортимента моторных ма сел и некоторое отставание их качества по сравнению с за рубежными сортами вызвали необходимость коренного улуч шения и упорядочения ассортимента выпускаемых масел >в зависимости от степени форсирования транспортных двига телей внутреннего сгорания с доведением их качества до уровня зарубежных.
В настоящее время оказывается возможным в зависимо сти от конструкции двигателей и условий их эксплуатации классифицировать смазочные масла в пределах пяти групп (А, Б, В, Г и Д). Поэтому задача обеспечения эксплуатиру ющегося парка двигателей внутреннего сгорания (ДВС) не обходимым ассортиментам масел, получаемых на базе неф тей Азербайджана, сводилась к подбору таких композиций присадок к маслам, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к ним условиями работы ДВС, характер ными для каждой из перечисленных выше групп. Известно, что таким построением ассортимента моторных масел харак теризуется общепринятая в большинстве стран их класси фикация, по которой в пределах качеств, предусмотренных для шести основных групп масел с присадками (Premium, Heavy Duty, Supplement-I, Sieriea II, III и IV), охватыва ются требования почти всей номенклатуры эксплуатиру ющихся за рубежом двигателей.
Вариантами подбора качеств масел с присадками на уровне всех шести групп двигателей фирмы «Монсанто» и «Оробис» рекомендуют определенные сочетания присадок в композициях для масел, получаемых на базе нефтей восточ ных месторождений. Получение того или иного сорта масла достигается добавлением к базовым маслам соответству ющих количеств присадок различных типов.
По рекомендации указанных фирм присадки для всех серий масел, исключая III и IV, получаются сочетанием моющего компонента и антиокислительной присадки, при этом количество моющего компонента берется в зависимо сти от серии масел (табл. 70).
Принятые эталоны, представляющие собой масла, полу ченные на базе нефтей восточных месторождений, с импорт ными присадками, позволили ВНИИНП разработать и пред ложить новую классификацию масел, составленную в зави симости от конструктивных особенностей двигателей н усло-
167
Т а б л и ц а 70
Композиции присадок к маслам из восточных нефтей, рекомендованные зарубежными фирмами
Группа |
Ф и р м ы |
|
|
|
|
|
|
масел |
«Монсанто» |
|
«Оробис» |
|
|
||
А |
ДС-11 с 0,7% Монто-613 и |
ДС-11 |
с 0,6% ОЛОА-267 |
|
0,7% Санталюб-493 |
|
|
БДС-И с 1,5% Монто-613 и 0,7% ДС-11 с 2,6% ОЛОА-2054 и
|
Санталюб-493 |
0,5% |
ОЛОА-267 |
В |
ДС-11 с 4% Монто-613 |
и ДС-11 с 4,5% ОЛОА-2054 и |
|
|
0,25% Санталюб-493 |
0,5% |
ОЛОА-267 |
ГДС-11 с 9% Монто-613 и 0,7% ДС-11 с 11% ОЛОА-2054
Санталюб-493
д |
ДС-11 с 1,5% Монто-702 |
ДС-11 с 17% |
ОЛОА-2112а |
Е |
|
МС-20 с 25% |
ОЛОА-216а |
иий их эксплуатации. При создании ассортимента моторных масел на базе нефтей восточных месторождений были подо браны присадки, синтезированные ВНИИНП и другими на- учно-иселедавательюкими оргаяиз ациями.
Нами проведена работа по подбору композиций приса док, синтезированных в ИХ-П АН Азербайджанской ССР под руководством А. М. Кулиева, к маслам из бакинских нефтей; подобранные масла с присадками по качествам соответству ют эталонным маслам с зарубежными присадками. Подбор производился при помощи комплекса лабораторных методов испытания, рекомендованных ВНИИНП, НАМИ и др.
Масла и присадки, получившие положительную оценку в лаборатории, проходили отборочное испытание на установ ке ИТ9-3 по 50-чассво-му методу, предложенному ВНИИНП. Образцы, показавшие лучшие результаты по предваритель ному этапу испытаний, направлялись на стендовые испыта ния в реальных двигателях. Затем лучшие образцы масел с присадками проходили длительные стендовые и эксплуата ционные испытания на различных типах двигателей.
Наши исследования показали, что м.асла из восточных нефтей обладают хорошей приемистостью к присадкам. С композициями отечественных присадок они оказались -на уровне требований, предъявляемых к каждой из групп ма-сел
•с композициями зарубежных присадок. Что касается мас-ел, получаемых из нефтей апшеронских месторождений, то из вестное различие в углеводородном составе этих нефтей и
168
получаемых из «их масляных дистиллятов по сравнению с соответствующими дистиллятами из нефтей восточных райо нов потребовало для получения всех групп масел из бакин ских нефтей провести определенные исследования по подбору присадок, с шторы ми эти масла по качествам были бы на уровне масел с зарубежными присадками.
Сравнительные данные по осадкообразованию, нара станию вязкости и коррозии в окисленном масле (табл. 71) показывают, что качества масел из нефтей апш еромских ме сторождений е композициями зарубежных присадок отлича ются от масел из восточных нефтей с теми же присадками. Поэтому использовать композиции присадок, предложенные фирмами «Монсанто» и «Оробис», в тех же концентрациях, что и для масел из восточных нефтей, оказалось невозмож ным. Более того, попытка варьировать концентрации всех компонентов эталонных ((импортных) присадок в широких пределах также не дала положительных результатов. Прак тически эталонные импортные присадки в сочетании с мас лами из бакинских нефтей не обеспечивают достижения уров ня, соответствующего требованиям масел из восточных нефтей с зарубежными присадками. Эти обстоятельства вы звали необходимость проведения специальных исследований и испытаний по подбору присадок и разработке их компо зиций применительно к маслам из бакинских нефтей.
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МОЮЩИХ И ДИСПЕРГИРУЮЩИХ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ
Задача разработки новых композиций присадок к мас лам из бакинских нефтей с качествами, равноценными ана логичным композициям импортных присадок к восточным маслам, потребовала проведения сравнительных исследова ний отечественных и импортных присадок. С этой целью были изучены эксплуатационные свойства сульфонатных, алкилфенольных и антиокислительных присадок, синтезиро ванных в ИХП АН Азербайджанской ССР под руководством А. М. Кулиева, и аналогичных типов присадок фирм «Мон санто» и «Оробис».
В рекомендуемых нами композициях для всех групп масел из бакинских нефтей в качестве моющих присадок использовались сульфонатные СБ-3, С.К-3 и алкилфенольная БФК, а в принятых эталонных маслах из восточных неф тей—•Монто-613 и 702, а также Оробис-2054. Сравнительные данные по качеству исследуемых моющих присадок приве дены в табл. 72 и на рис. 12, 13. Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее. В маслах Д-1.1 и ДС-11 с присадкой СБ-3 (зольность 0,3—0,5%) содержание
169
о
Восприимчивость масел из бакинских и
маслаГруппа |
Наименование масел |
и присадок |
зольность, % |
термостабиль мин,ность |
|
|
|
АД-11 + 0,7% Монто-613 и 0,7%
Санталюб-493 |
0,31 |
65 |
ДС + 0,7% |
Монто-613 и 0,7% |
|
Санталюб-493 |
0,30 |
63 |
БД-11 + 1,5% Монто-613 и 0,7%
|
Санталюб-493 |
0,43 |
60 |
||
|
ДС-11 |
+ |
1,5% |
Монто-613 и 0,7% |
60 |
|
Санталюб-493 |
0,40 |
|||
В |
Д-11 + |
4% |
Монто-613 и 0,25% |
У» v |
|
|
Санталюб-493 |
0,73 |
52 |
||
|
ДС-11 + 4% |
Монто-613 и 0,25% |
|
||
|
Санталюб-493 |
0,70 |
70 |
ГД-11 + 9% Монто-613 и 0,7%
|
Санталюб-493 |
1,81 |
103 |
|
|
ДС-11 + 9% Монто-613 |
и 0,7% |
|
|
д |
Санталюб-493 |
1,60 |
80 |
|
Д-11 + |
18% Монто-702 |
2,57 |
66 |
|
|
ДС-11 |
+ 18% Монто-702 |
2,80 |
66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 71 |
|
восточных |
нефтей |
к присадкам зарубежных фирм |
|
||||||
,осадок% |
увеличение вязкости |
Качество масел |
с присадками |
щелочность, мг КОН |
моторныйиндекс методупо ИДМф50 |
||||
100'°приС, |
сап |
коррозияс ката лизатором, 25 ча ,сов'1м'г |
обобщенныйпо казатель ( |
электропровод- |
,—ность• 10" 9 ом |
||||
окисление |
в |
|
износа |
|
|
|
|
||
аппарате ДК-2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
опи) |
|
11! |
i |
|
;i |
; |
|
|
|
; |
|
|
||
14,2 |
52,77 |
1,6 |
44,3 |
|
26 |
0,84 |
16,4 |
||
10,3 |
18,9 |
6 |
40 |
|
37 |
_ _ |
11,01 |
||
13,4 |
45,0 |
1,1 |
47 |
|
62 |
1,14 |
5,9 |
||
8,3 |
15,6 |
5,8 |
49 |
|
105 |
-----. |
6,67 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж . . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8,47 |
14,75 |
6,0 |
53 |
|
200 |
2,46 |
4,82 |
||
-К-s |
17,8 |
отс. |
45 |
|
220 |
|
3,08 |
||
5,4 |
|
------ |
|||||||
5,47 |
|
8,55 |
3,1 |
56,5 |
|
714 |
6,59 |
3,69 |
|
следы |
11,34 |
ОТС. |
59,6 |
|
450 |
5,56 |
3,20 |
||
2,49 |
|
6,3 |
|
8,9 |
54 |
|
1238 |
6,94 |
3,12 |
следы |
|
9,16 |
6,0 |
60,7 |
|
1240 |
5,36 |
1,95 |