Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дуктами окисления кислоты могут образовывать различные 'вторичные продукты некислого характера.

4. Образование в окисленном в присутствии нейтраль­ ных смол масле большого количества осадков, заметное по­ вышение коррозии, коксуемости и ‘вязкости показывает, что нейтральные смолы, выделенные из отработанных масел, не обладают антиокислительными свойствами. Предположение ряда исследователей [4, 36 и 37] о том, что нейтральные смолы являются естественными ингибиторами, в наших ис­ следованиях не подтвердилось.

5. Искусственное введение в масла машинное СУ, Д-11 и ДС-11 асфальтенов не оказало влияния на их термоокислительную стабильность, однако привело к увеличению кислот­ ного числа и коррозионной агрессивности окисленного масла.

6.Повышение концентр арии исследуемых кислот и про­ дуктов старения в маслах—'Машинном СУ, ДС-11 и Д-11 увеличивает скорость старения этих масел.

7.Удаление нерастворимых продуктов старения не воз­ вращает маслам первоначальных качеств. Повторное испы­ тание этих масел показало, что отложения нагара и лака на деталях двигателя, потеря подвижности поршневых колец и их износ увеличиваются.

8.Искусственное введение в свежие масла осадка, ас­ фальтенов -с оисикислотами и карбенов с карбоидами при­ вело к интенсивному износу поршневых колец, отложению лака .и нагара, а также к потере подвижности поршневых колец. Асфальтены и оксикислоты, кроме указанных изме­ нений, вызвали повышенный износ вкладышей подшипников.

9.Введение органических кислот—-нафтеновых, олеино­ вой и стеариновой, а также окоикислот в свежие масла при­ вело к увеличению отложений нагара и лака на деталях, к потере подвижности поршневых колец. Указанные кислоты заметно снизили износ деталей из черных металлов (порш­ невые кольца, гильзы) и повысили износ вкладышей под­ шипников из сплава СОС-6-6 и свинцовистой бронзы, а так­

же увеличили отложение осадка на шейке коленчатого вала

[3, 14, 29 и 36].

10. Продукты старения масел оказывают более отрица­ тельное влияние на показатели работы и интенсивнее изме­ няют качества масел в дизелях по сравнению с соответству­ ющими показателями в карбюраторных двигателях.

И. Одним из основных и перспективных направлений увеличения работоспособности масел, а следовательно, и удлинения срока службы двигателей является применение более эффективных моющих (щелочных) и антиокислительных присадок, способствующих снижению скорости окисле­ ния масел и сохранению продуктов окисления в работающем масле в мелкодисперсном состоянии, предотвращая тем са­ мым осаждение их на деталях двигателя в виде лака и нагара.


Г Л A B A VI

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПОЗИЦИИ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ

При исследовании влияния качеств масел и присадок на показатели работоспособности двигателя (глава IV) было установлено, что базовые масла любой глубины и вида очи­ стки не обеспечивают нормальной работы современных дви­ гателей внутреннего сгорания, и одним из наиболее эффек­ тивных направлений повышения качеств моторных масел и доведения их до уровня требований двмгателестроения явля­ ется добавление к ним присадок различного назначения.

Присадки к моторным маслам, оказывая влияние на скорость образования продуктов старения и их характер, уменьшают накопление на деталях двигателя нагара и лака, одновременно снижают интенсивность износа и таким обра­ зом позволяют увеличить срок работы масла в двигателе.

'Проведенные исследования и испытания показали, что подбор присадок к смазочным маслам должен проводиться с учетом факторов, влияющих на изменение качеств масел при работе их в двигателе. В связи с этим была поставлена за­ дача— разработать композиции присадок, синтезированных в Институте химии присадок АН Азербайджанской ССР к маслам из бакинских нефтей, удовлетворяющие требования современных двигателей, с учетом их конструктивных осо­ бенностей.

Задача подбора масел, удовлетворяющих требования двигателестроения, и создания минимального количества их сортов для отечественного парка двигателей внутреннего сгорания имеет большое народнохозяйственное значение.

В условиях огромной территории СССР этот парк экс­ плуатируется в самых различных климатических и дорож­ ных условиях, к его работе предъявляются специфические требования, определяемые областью применения различных типов двигателей. Вследствие этого они работают с различ-

166

ной частотой чередования холостых пробегов и пробегов с грузом, с различной интенсивностью нагрузок, при устано­

вившихся и неустановившихся режимах,

при использовании

в них различных сортов топлив и при

целом ряде других

сильно различающихся условий. При всем атом, естественно, основным фактом, влияющим на условия работы масла, являются конструктивные особенности двигателей.

Наличие в стране большого ассортимента моторных ма­ сел и некоторое отставание их качества по сравнению с за­ рубежными сортами вызвали необходимость коренного улуч­ шения и упорядочения ассортимента выпускаемых масел >в зависимости от степени форсирования транспортных двига­ телей внутреннего сгорания с доведением их качества до уровня зарубежных.

В настоящее время оказывается возможным в зависимо­ сти от конструкции двигателей и условий их эксплуатации классифицировать смазочные масла в пределах пяти групп (А, Б, В, Г и Д). Поэтому задача обеспечения эксплуатиру­ ющегося парка двигателей внутреннего сгорания (ДВС) не­ обходимым ассортиментам масел, получаемых на базе неф­ тей Азербайджана, сводилась к подбору таких композиций присадок к маслам, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к ним условиями работы ДВС, характер­ ными для каждой из перечисленных выше групп. Известно, что таким построением ассортимента моторных масел харак­ теризуется общепринятая в большинстве стран их класси­ фикация, по которой в пределах качеств, предусмотренных для шести основных групп масел с присадками (Premium, Heavy Duty, Supplement-I, Sieriea II, III и IV), охватыва­ ются требования почти всей номенклатуры эксплуатиру­ ющихся за рубежом двигателей.

Вариантами подбора качеств масел с присадками на уровне всех шести групп двигателей фирмы «Монсанто» и «Оробис» рекомендуют определенные сочетания присадок в композициях для масел, получаемых на базе нефтей восточ­ ных месторождений. Получение того или иного сорта масла достигается добавлением к базовым маслам соответству­ ющих количеств присадок различных типов.

По рекомендации указанных фирм присадки для всех серий масел, исключая III и IV, получаются сочетанием моющего компонента и антиокислительной присадки, при этом количество моющего компонента берется в зависимо­ сти от серии масел (табл. 70).

Принятые эталоны, представляющие собой масла, полу­ ченные на базе нефтей восточных месторождений, с импорт­ ными присадками, позволили ВНИИНП разработать и пред­ ложить новую классификацию масел, составленную в зави­ симости от конструктивных особенностей двигателей н усло-

167


Т а б л и ц а 70

Композиции присадок к маслам из восточных нефтей, рекомендованные зарубежными фирмами

Группа

Ф и р м ы

 

 

 

 

масел

«Монсанто»

 

«Оробис»

 

 

А

ДС-11 с 0,7% Монто-613 и

ДС-11

с 0,6% ОЛОА-267

 

0,7% Санталюб-493

 

 

БДС-И с 1,5% Монто-613 и 0,7% ДС-11 с 2,6% ОЛОА-2054 и

 

Санталюб-493

0,5%

ОЛОА-267

В

ДС-11 с 4% Монто-613

и ДС-11 с 4,5% ОЛОА-2054 и

 

0,25% Санталюб-493

0,5%

ОЛОА-267

ГДС-11 с 9% Монто-613 и 0,7% ДС-11 с 11% ОЛОА-2054

Санталюб-493

д

ДС-11 с 1,5% Монто-702

ДС-11 с 17%

ОЛОА-2112а

Е

 

МС-20 с 25%

ОЛОА-216а

иий их эксплуатации. При создании ассортимента моторных масел на базе нефтей восточных месторождений были подо­ браны присадки, синтезированные ВНИИНП и другими на- учно-иселедавательюкими оргаяиз ациями.

Нами проведена работа по подбору композиций приса­ док, синтезированных в ИХ-П АН Азербайджанской ССР под руководством А. М. Кулиева, к маслам из бакинских нефтей; подобранные масла с присадками по качествам соответству­ ют эталонным маслам с зарубежными присадками. Подбор производился при помощи комплекса лабораторных методов испытания, рекомендованных ВНИИНП, НАМИ и др.

Масла и присадки, получившие положительную оценку в лаборатории, проходили отборочное испытание на установ­ ке ИТ9-3 по 50-чассво-му методу, предложенному ВНИИНП. Образцы, показавшие лучшие результаты по предваритель­ ному этапу испытаний, направлялись на стендовые испыта­ ния в реальных двигателях. Затем лучшие образцы масел с присадками проходили длительные стендовые и эксплуата­ ционные испытания на различных типах двигателей.

Наши исследования показали, что м.асла из восточных нефтей обладают хорошей приемистостью к присадкам. С композициями отечественных присадок они оказались -на уровне требований, предъявляемых к каждой из групп ма-сел

•с композициями зарубежных присадок. Что касается мас-ел, получаемых из нефтей апшеронских месторождений, то из­ вестное различие в углеводородном составе этих нефтей и

168


получаемых из «их масляных дистиллятов по сравнению с соответствующими дистиллятами из нефтей восточных райо­ нов потребовало для получения всех групп масел из бакин­ ских нефтей провести определенные исследования по подбору присадок, с шторы ми эти масла по качествам были бы на уровне масел с зарубежными присадками.

Сравнительные данные по осадкообразованию, нара­ станию вязкости и коррозии в окисленном масле (табл. 71) показывают, что качества масел из нефтей апш еромских ме­ сторождений е композициями зарубежных присадок отлича­ ются от масел из восточных нефтей с теми же присадками. Поэтому использовать композиции присадок, предложенные фирмами «Монсанто» и «Оробис», в тех же концентрациях, что и для масел из восточных нефтей, оказалось невозмож­ ным. Более того, попытка варьировать концентрации всех компонентов эталонных ((импортных) присадок в широких пределах также не дала положительных результатов. Прак­ тически эталонные импортные присадки в сочетании с мас­ лами из бакинских нефтей не обеспечивают достижения уров­ ня, соответствующего требованиям масел из восточных нефтей с зарубежными присадками. Эти обстоятельства вы­ звали необходимость проведения специальных исследований и испытаний по подбору присадок и разработке их компо­ зиций применительно к маслам из бакинских нефтей.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МОЮЩИХ И ДИСПЕРГИРУЮЩИХ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ

Задача разработки новых композиций присадок к мас­ лам из бакинских нефтей с качествами, равноценными ана­ логичным композициям импортных присадок к восточным маслам, потребовала проведения сравнительных исследова­ ний отечественных и импортных присадок. С этой целью были изучены эксплуатационные свойства сульфонатных, алкилфенольных и антиокислительных присадок, синтезиро­ ванных в ИХП АН Азербайджанской ССР под руководством А. М. Кулиева, и аналогичных типов присадок фирм «Мон­ санто» и «Оробис».

В рекомендуемых нами композициях для всех групп масел из бакинских нефтей в качестве моющих присадок использовались сульфонатные СБ-3, С.К-3 и алкилфенольная БФК, а в принятых эталонных маслах из восточных неф­ тей—•Монто-613 и 702, а также Оробис-2054. Сравнительные данные по качеству исследуемых моющих присадок приве­ дены в табл. 72 и на рис. 12, 13. Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее. В маслах Д-1.1 и ДС-11 с присадкой СБ-3 (зольность 0,3—0,5%) содержание

169


о

Восприимчивость масел из бакинских и

маслаГруппа

Наименование масел

и присадок

зольность, %

термостабиль­ мин,ность

 

 

 

АД-11 + 0,7% Монто-613 и 0,7%

Санталюб-493

0,31

65

ДС + 0,7%

Монто-613 и 0,7%

 

Санталюб-493

0,30

63

БД-11 + 1,5% Монто-613 и 0,7%

 

Санталюб-493

0,43

60

 

ДС-11

+

1,5%

Монто-613 и 0,7%

60

 

Санталюб-493

0,40

В

Д-11 +

4%

Монто-613 и 0,25%

У» v

 

Санталюб-493

0,73

52

 

ДС-11 + 4%

Монто-613 и 0,25%

 

 

Санталюб-493

0,70

70

ГД-11 + 9% Монто-613 и 0,7%

 

Санталюб-493

1,81

103

 

ДС-11 + 9% Монто-613

и 0,7%

 

д

Санталюб-493

1,60

80

Д-11 +

18% Монто-702

2,57

66

 

ДС-11

+ 18% Монто-702

2,80

66

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 71

восточных

нефтей

к присадкам зарубежных фирм

 

,осадок%

увеличение вязкости

Качество масел

с присадками

щелочность, мг КОН

моторныйиндекс методупо ИДМф50

100'°приС,

сап

коррозияс ката­ лизатором, 25 ча­ ,сов'1м'г

обобщенныйпо­ казатель (

электропровод-

,—ность• 10" 9 ом

окисление

в

 

износа

 

 

 

 

аппарате ДК-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опи)

 

11!

i

 

;i

;

 

 

 

;

 

 

14,2

52,77

1,6

44,3

 

26

0,84

16,4

10,3

18,9

6

40

 

37

_ _

11,01

13,4

45,0

1,1

47

 

62

1,14

5,9

8,3

15,6

5,8

49

 

105

-----.

6,67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,47

14,75

6,0

53

 

200

2,46

4,82

-К-s

17,8

отс.

45

 

220

 

3,08

5,4

 

------

5,47

 

8,55

3,1

56,5

 

714

6,59

3,69

следы

11,34

ОТС.

59,6

 

450

5,56

3,20

2,49

 

6,3

 

8,9

54

 

1238

6,94

3,12

следы

 

9,16

6,0

60,7

 

1240

5,36

1,95