Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
|
|
Т а б л и ц а 91 |
|
Результаты эксплуатационных |
испытаний зимних |
масел |
|
с различными |
присадками на тракторах С-100 с двигателем КДМ-46 |
||
Показатели |
работоспособности |
ДС-8 с 4,5% |
|
ОЛОА-2054 и |
Д-8 |
||
двигателя |
0,5% ОЛОА-267 |
с 8% БФК |
|
|
|
(эталон) |
|
Чистота деталей при испытании по |
|
|
|
методу ПЗВ, |
баллы |
|
|
головка поршня |
0,7 |
0,2 |
|
юбка поршня |
|
1,6 |
и |
Отложения нагара, г |
|
|
|
на поршне |
|
2,8 |
4,3 |
на головке цилиндра |
11,5 |
7,8 |
|
Износ, мк |
|
|
|
гильзы цилиндра |
30 |
50 |
|
поршневого кольца |
80 |
50 |
Подбор композиции присадок для масел группы Г
Быстроходные форсированные двигатели со средним и высоким наддувом, работающие на сернистых топливах, предъявляют к качеству смазочных масел весьма жесткие требования. Масла должны обладать «высокой термической ■ стабильностью, моющими и другими [положительными каче ствами, что обеспечивается подбором более аффективных присадок и увеличением их концентрации в маслах.
Т а б л и ц а 92
Результаты отборочных лабораторных испытаний масел группы Г
|
|
ДС-11 Н9% Мон- |
Д - 1 Ы 1 % |
|
Показатели качеств |
TO-613-f0,7 % |
БФ К +4% |
||
Санталюб-193 |
СБ-3+0,005% |
|||
|
|
эталон группы Г) |
ПМС-200А |
|
Зольность, |
% |
1,66 |
1,17 |
|
Термостабильность по методу Папок, |
103 |
116 |
||
мин |
|
|||
Окисление в аппарате ДК-2 |
|
|
||
(50 часов) |
следы |
5,73 |
||
осадок, |
% |
|||
увеличение вязкости при 100°С, ест |
6,66 |
14,3 |
||
Коррозия |
по ужесточенному методу |
|
|
|
(с катализатором нафтенатом меди) |
отс. |
7,3 |
||
за 25 часов, г/м2 |
||||
о п и |
_g |
56,3 |
53,7 |
|
702 |
||||
Электропроводность, 1 /ом 10 |
440 |
194 \
Для масел группы Г рекомендована композиция приса док, состоящая из 11% БФК, 4% СБ и 3 и 0,005 ПМС-200А.
В табл. 92 указаны качества масла Д-11 из бакинской нефти с рекомендованной композицией присадок и эталон ного, представляющего собой масло ДС-11 из восточных нефтей с 9% присадки Монто-6-13 и 0,7% Санталюб-493. Ре комендуемая композиция присадок в смеси с маслам Д-11 и эталонное масло испытывались на двигателе ЯАЗ-204 в тече ние 600 часов. Двигатель работал на дизельном топливе с содержанием 1,07% серы (табл. 93). Данные табл. 93 пока
|
|
|
|
|
|
та б л и ц а 93 |
||
|
Результаты длительных испытаний масел группы Г |
|
||||||
|
|
на двигателе ЯАЗ-204 |
(600 |
часов) |
|
|||
|
|
|
ДС-11 |
с присадками |
Д-11 с 11% |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
БФК, 4% |
|
Показатели работоспособности |
|
|
|
1196 ВНИИ- |
СБ-3, 196 |
|||
9% Мон- |
370, 496 |
осерн. сти |
||||||
|
|
|
||||||
|
двигателя |
то-613,0, |
|
имея, |
рола и |
|||
|
|
|
7 96 |
Сан |
0,596 Л3-23к |
0,00596 |
||
|
|
|
талюб-493 |
и 0,005% |
ПМС-200 А |
|||
|
|
|
|
|
|
ПМС-200 А |
|
|
Износ гильз цилиндров, мк |
|
22 |
|
23,5 |
10 |
|||
Потеря веса колец: |
|
|
|
0,60 |
0,88 |
|||
компрессионных, |
г |
|
1,21 |
|
||||
маслосъемных, мг |
110 |
|
80 |
100 |
||||
Износ вкладышей, |
мг |
|
56 |
|
40 |
50 |
||
шатунных |
|
|
|
|||||
коренных |
|
|
92 |
|
73 |
78 |
||
Отложения нагара, |
г |
|
0,97 |
|
0,72 |
1,0 |
||
на |
компрессионных кольцах |
|
|
|||||
в |
канавках поршня |
|
2,21 |
|
1,66 |
1,90 |
||
в продувочных окнах |
|
0,94 |
|
3,79 |
0,25 |
|||
на |
днище поршня |
|
0,17 |
|
0,11 |
0,15 |
||
Итого нагара |
|
|
4,42 |
|
6,28 |
3,30 |
||
Подвижность поршневых колец, |
|
1,3 |
|
0,5 |
0,25 |
|||
баллы |
|
|
|
зывают, что масло группы Г из бакинских нефтей с рекомен дуемой композицией присадок ,по «эпосу деталей, подвиж ности поршневых колец и отложениям нагара превосходит масла из восточных нефтей с импортными присадками.
Еще больший эффект достигается при совместном при
менении и увеличении концентрации в масле присадок |
БФК |
и СБ-3. Проведенные нами длительные испытания |
масла |
Д-11 в смеси с присадкой ОБ-3 и -БФК на двигателе ЯАЗ-204 (табл. 94) показали, что эксплуатационные качества этого масла находятся на уровне эталона группы Д.
195
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
94 |
|
|
Результаты |
550-часовых |
стендовых испытаний масел |
|
|||
|
с различными присадками на двигателе |
ЯАЗ-204 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
ДС-11 |
ДС-11 |
гр. Д |
Показатели работоспособности |
двигателя |
|
гр. Д с |
||||
18% Мон- |
с 12% |
БФК |
|||||
|
|
|
|
и 8% СБ-3 |
|||
|
|
|
|
|
то-702 |
|
|
Износ комплекта компрессионных колец по по |
|
|
|
|
|||
тере веса, г |
$ |
|
|
0,54 |
0,60 |
||
Износ гильз цилиндров, мк |
|
|
21,0 |
27,0 |
|
||
Подвижность колец, баллы |
|
|
0,8 |
0,5 |
|
||
Отложения на кольцах, г |
|
|
0,80 |
0,68 |
|||
» |
в канавках, |
г |
|
|
2,16 |
1,8 |
|
» |
на продувочных окнах, |
г |
|
1,11 |
0,7 |
|
|
Лак на поршне, баллы |
|
|
|
1,8 |
1,15 |
Присадки БФК и СБ-3 при концентрации 20% в масле Д-11 из бакинских нефтей (в соотношении 3 : 2 ) обеспечили нормальную работу форсированного двигателя ЯАЗ-204 при использовании топлива е содержанием 1 % серы. Испытан ная композиция присадок не уступает импортным компози циям в эталонном масле. Для всех групп масел концентра ция отечественных присадок в рекомендуемых композициях значительно выше, чем га предлагаемых фирмами «Монсан то» и «Оробйс» (табл. 95).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 95 |
Содержание присадок в исследованных композициях |
||||
Группы |
|
Концентрация присадок, |
% |
|
|
|
|
|
|
масел |
В |
композициях |
в композициях |
в композициях |
|
фирмы „Монсанто* |
фирмы „Оробйс" |
ИХП |
|
А |
|
1,4 |
0,6 |
5,0 |
Б |
|
2,2 |
3,1 |
6,2 |
В |
|
4,25 |
5,0 |
7,0 |
Г |
|
9,7 |
11,0 |
15,0 |
Д |
|
18,0 |
17,0 |
21,0 |
Более высокий расход отечественных присадок в маслах всех групп по сравнению с импортными фирмы «Монсанто» и «Оробйс», введенными в эталонные масла, объясняется их меньшей зольностью и меньшим содержанием активных эле ментов. Данные по зольности и содержанию отдельных
196
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 96 |
|
|
Зольность и содержание функциональных групп в отечественных и зарубежных |
присадках |
|
||||
|
|
|
|
С о д е р ж а н и е, % |
|
|
|
Наименование |
присадок Зольность. % |
|
|
|
|
|
|
|
|
фосфора |
серы |
цинка |
кальция |
бария |
азота |
Монто-613 |
15,6—16,85 |
— |
1,0 |
_ |
_ |
8,8 |
_ |
Монто-702 |
15,3—16,53 |
0,15 |
1,35 |
0,3 |
— |
7,7 |
— |
Оробис-2054 |
9,55-12,6 |
0,03—отсут. |
2,8 |
0,1—отсут. |
3,46 |
— |
0,11 |
СБ-3 |
6—7 |
— |
— |
— |
_ _ |
32,4—3,65 |
— |
Б Ф К |
9—10 |
— |
— |
— |
— |
5,6 |
— |
Санталюб-493 |
28,1 |
8,0—8,1 |
15—18 |
8,8—9,7 |
— |
- |
— |
Оробис-267 |
27,3 |
8,5 |
17 |
7,5 |
— |
— |
— |
Оробис-2112а |
8,94—9,72 |
0,05—отсут. |
2,8 |
0,4—отсут. |
2,8 |
— |
следы |
Оробис-218а |
1 2 -1 7 -9 5 |
отсут. |
3,5 |
0,04 |
5,25 |
— |
следы |
ДФ-11 |
12—14 |
4,5 |
9,55 |
5,28 |
— |
— |
— |
<£> АН-22 |
|
2 |
5 |
— |
1,5 |
— |
— |
функциональных групп iB отечественных и импортных при садках приведены в табл. 96.
Как видно из всего изложенного, содержание жг-атомов металла ирнсадии в одно-м килограмме масла в рекомендуе мых композициях присадок к маслам из (бакинских нефтей почти равно содержанию его в маслах с аналогичными ком позициями -импортных присадок (табл. 97). Поэтому при сравнительных исследованиях целесообразно концентрации присадок в маслах брать по содержанию жг-атома металлов -присадки в одном килограмме масла, а не по их -процент ному содержанию.
Т а б л и ц а 97
Количество лг-атомов металла присадок в одном килограмме масла для различных групп масел
Содержание металла присадок, мг-атома на
Группы масел |
|
кг масла |
|
|
|
|
импортные |
рекомендуемые |
А |
12 |
и |
Б |
21 |
29 |
В |
50 |
51 |
Г |
109 |
110 |
Д |
192 |
152 |
Из многочисленных исследовании в области разработки композиции присадок к моторным маслам следует, что на базе смазочных масел из бакинских нефтей и присадок, синтезиро ванных в ИХП АН Азербайджанской ССР, можно рекомендо вать ряд групп масел, охватывающих требования основного парка отечественных двигателей.
Г Л А В А VI I
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ЗА СЧЕТ ВВЕДЕНИЯ В
СОСТАВ КОМПОЗИЦИЙ ПРИСАДОК ЭФФЕКТИВНЫХ АНТИОКИСЛИТЕЛЕЙ
Применение описанных в главе VI композиций присадок привело к 'заметному (до 30%) увеличению моторесурса карбюраторных и дизельных двигателей, обеспечило их на дежную работу, а также позволило увеличить срок смены масла для автомобильных двигателей с 3000 до 6000 км пробега, для дизельных — со 100 до 200—250 часов.
Проведенные в течение предыдущих лет исследования и испытания различных композиций присадок, имеющих в сво ем составе некоторые антиокислительные присадки, на ряде типов двигателей при общих положительных результатах выявили некоторые недостатки: быстрый износ и прогар ра бочих фасок выхлопных клапанов, коррозию деталей, изго товленных из различных сплавов цветных металлов, повы
шенный износ первого |
поршневого кольца, коррозионный |
■ износ подшипников и т. |
д. |
Исследование причин указанных явлений показало, что антиокислительные присадки, применяемые в ряде компози ций, не обладают достаточной термической стойкостью при температуре около 200° С, по-видимому, подвергаются (раз ложению с образованием кислых продуктов, вызывающих коррозионное разрушение некоторых деталей двигателя. Кроме того, кислые продукты разложения снижают эффек тивность действия алюилфенольных и сульфонатных приса док и приводят к загрязнению деталей. Что касается прогара фасок клапанов и повышенного износа первого поршневого кольца, то это связано с повышенной зольностью применяемых присадок и качествами золы, образующейся при сгорании масла.
199