Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а 91

Результаты эксплуатационных

испытаний зимних

масел

с различными

присадками на тракторах С-100 с двигателем КДМ-46

Показатели

работоспособности

ДС-8 с 4,5%

 

ОЛОА-2054 и

Д-8

двигателя

0,5% ОЛОА-267

с 8% БФК

 

 

(эталон)

 

Чистота деталей при испытании по

 

 

методу ПЗВ,

баллы

 

 

головка поршня

0,7

0,2

юбка поршня

 

1,6

и

Отложения нагара, г

 

 

на поршне

 

2,8

4,3

на головке цилиндра

11,5

7,8

Износ, мк

 

 

 

гильзы цилиндра

30

50

поршневого кольца

80

50

Подбор композиции присадок для масел группы Г

Быстроходные форсированные двигатели со средним и высоким наддувом, работающие на сернистых топливах, предъявляют к качеству смазочных масел весьма жесткие требования. Масла должны обладать «высокой термической ■ стабильностью, моющими и другими [положительными каче­ ствами, что обеспечивается подбором более аффективных присадок и увеличением их концентрации в маслах.

Т а б л и ц а 92

Результаты отборочных лабораторных испытаний масел группы Г

 

 

ДС-11 Н9% Мон-

Д - 1 Ы 1 %

Показатели качеств

TO-613-f0,7 %

БФ К +4%

Санталюб-193

СБ-3+0,005%

 

 

эталон группы Г)

ПМС-200А

Зольность,

%

1,66

1,17

Термостабильность по методу Папок,

103

116

мин

 

Окисление в аппарате ДК-2

 

 

(50 часов)

следы

5,73

осадок,

%

увеличение вязкости при 100°С, ест

6,66

14,3

Коррозия

по ужесточенному методу

 

 

(с катализатором нафтенатом меди)

отс.

7,3

за 25 часов, г/м2

о п и

_g

56,3

53,7

702

Электропроводность, 1 /ом 10

440

194 \


Для масел группы Г рекомендована композиция приса­ док, состоящая из 11% БФК, 4% СБ и 3 и 0,005 ПМС-200А.

В табл. 92 указаны качества масла Д-11 из бакинской нефти с рекомендованной композицией присадок и эталон­ ного, представляющего собой масло ДС-11 из восточных нефтей с 9% присадки Монто-6-13 и 0,7% Санталюб-493. Ре­ комендуемая композиция присадок в смеси с маслам Д-11 и эталонное масло испытывались на двигателе ЯАЗ-204 в тече­ ние 600 часов. Двигатель работал на дизельном топливе с содержанием 1,07% серы (табл. 93). Данные табл. 93 пока­

 

 

 

 

 

 

та б л и ц а 93

 

Результаты длительных испытаний масел группы Г

 

 

 

на двигателе ЯАЗ-204

(600

часов)

 

 

 

 

ДС-11

с присадками

Д-11 с 11%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БФК, 4%

Показатели работоспособности

 

 

 

1196 ВНИИ-

СБ-3, 196

9% Мон-

370, 496

осерн. сти­

 

 

 

 

двигателя

то-613,0,

 

имея,

рола и

 

 

 

7 96

Сан­

0,596 Л3-23к

0,00596

 

 

 

талюб-493

и 0,005%

ПМС-200 А

 

 

 

 

 

 

ПМС-200 А

 

Износ гильз цилиндров, мк

 

22

 

23,5

10

Потеря веса колец:

 

 

 

0,60

0,88

компрессионных,

г

 

1,21

 

маслосъемных, мг

110

 

80

100

Износ вкладышей,

мг

 

56

 

40

50

шатунных

 

 

 

коренных

 

 

92

 

73

78

Отложения нагара,

г

 

0,97

 

0,72

1,0

на

компрессионных кольцах

 

 

в

канавках поршня

 

2,21

 

1,66

1,90

в продувочных окнах

 

0,94

 

3,79

0,25

на

днище поршня

 

0,17

 

0,11

0,15

Итого нагара

 

 

4,42

 

6,28

3,30

Подвижность поршневых колец,

 

1,3

 

0,5

0,25

баллы

 

 

 

зывают, что масло группы Г из бакинских нефтей с рекомен­ дуемой композицией присадок ,по «эпосу деталей, подвиж­ ности поршневых колец и отложениям нагара превосходит масла из восточных нефтей с импортными присадками.

Еще больший эффект достигается при совместном при­

менении и увеличении концентрации в масле присадок

БФК

и СБ-3. Проведенные нами длительные испытания

масла

Д-11 в смеси с присадкой ОБ-3 и -БФК на двигателе ЯАЗ-204 (табл. 94) показали, что эксплуатационные качества этого масла находятся на уровне эталона группы Д.

195


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

94

 

Результаты

550-часовых

стендовых испытаний масел

 

 

с различными присадками на двигателе

ЯАЗ-204

 

 

 

 

 

 

 

ДС-11

ДС-11

гр. Д

Показатели работоспособности

двигателя

 

гр. Д с

18% Мон-

с 12%

БФК

 

 

 

 

и 8% СБ-3

 

 

 

 

 

то-702

 

 

Износ комплекта компрессионных колец по по­

 

 

 

 

тере веса, г

$

 

 

0,54

0,60

Износ гильз цилиндров, мк

 

 

21,0

27,0

 

Подвижность колец, баллы

 

 

0,8

0,5

 

Отложения на кольцах, г

 

 

0,80

0,68

»

в канавках,

г

 

 

2,16

1,8

 

»

на продувочных окнах,

г

 

1,11

0,7

 

Лак на поршне, баллы

 

 

 

1,8

1,15

Присадки БФК и СБ-3 при концентрации 20% в масле Д-11 из бакинских нефтей (в соотношении 3 : 2 ) обеспечили нормальную работу форсированного двигателя ЯАЗ-204 при использовании топлива е содержанием 1 % серы. Испытан­ ная композиция присадок не уступает импортным компози­ циям в эталонном масле. Для всех групп масел концентра­ ция отечественных присадок в рекомендуемых композициях значительно выше, чем га предлагаемых фирмами «Монсан­ то» и «Оробйс» (табл. 95).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 95

Содержание присадок в исследованных композициях

Группы

 

Концентрация присадок,

%

 

 

 

 

масел

В

композициях

в композициях

в композициях

 

фирмы „Монсанто*

фирмы „Оробйс"

ИХП

А

 

1,4

0,6

5,0

Б

 

2,2

3,1

6,2

В

 

4,25

5,0

7,0

Г

 

9,7

11,0

15,0

Д

 

18,0

17,0

21,0

Более высокий расход отечественных присадок в маслах всех групп по сравнению с импортными фирмы «Монсанто» и «Оробйс», введенными в эталонные масла, объясняется их меньшей зольностью и меньшим содержанием активных эле­ ментов. Данные по зольности и содержанию отдельных

196


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 96

 

Зольность и содержание функциональных групп в отечественных и зарубежных

присадках

 

 

 

 

 

С о д е р ж а н и е, %

 

 

Наименование

присадок Зольность. %

 

 

 

 

 

 

 

 

фосфора

серы

цинка

кальция

бария

азота

Монто-613

15,6—16,85

1,0

_

_

8,8

_

Монто-702

15,3—16,53

0,15

1,35

0,3

7,7

Оробис-2054

9,55-12,6

0,03—отсут.

2,8

0,1—отсут.

3,46

0,11

СБ-3

6—7

_ _

32,4—3,65

Б Ф К

9—10

5,6

Санталюб-493

28,1

8,0—8,1

15—18

8,8—9,7

-

Оробис-267

27,3

8,5

17

7,5

Оробис-2112а

8,94—9,72

0,05—отсут.

2,8

0,4—отсут.

2,8

следы

Оробис-218а

1 2 -1 7 -9 5

отсут.

3,5

0,04

5,25

следы

ДФ-11

12—14

4,5

9,55

5,28

<£> АН-22

 

2

5

1,5


функциональных групп iB отечественных и импортных при­ садках приведены в табл. 96.

Как видно из всего изложенного, содержание жг-атомов металла ирнсадии в одно-м килограмме масла в рекомендуе­ мых композициях присадок к маслам из (бакинских нефтей почти равно содержанию его в маслах с аналогичными ком­ позициями -импортных присадок (табл. 97). Поэтому при сравнительных исследованиях целесообразно концентрации присадок в маслах брать по содержанию жг-атома металлов -присадки в одном килограмме масла, а не по их -процент­ ному содержанию.

Т а б л и ц а 97

Количество лг-атомов металла присадок в одном килограмме масла для различных групп масел

Содержание металла присадок, мг-атома на

Группы масел

 

кг масла

 

 

 

импортные

рекомендуемые

А

12

и

Б

21

29

В

50

51

Г

109

110

Д

192

152

Из многочисленных исследовании в области разработки композиции присадок к моторным маслам следует, что на базе смазочных масел из бакинских нефтей и присадок, синтезиро­ ванных в ИХП АН Азербайджанской ССР, можно рекомендо­ вать ряд групп масел, охватывающих требования основного парка отечественных двигателей.

Г Л А В А VI I

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ЗА СЧЕТ ВВЕДЕНИЯ В

СОСТАВ КОМПОЗИЦИЙ ПРИСАДОК ЭФФЕКТИВНЫХ АНТИОКИСЛИТЕЛЕЙ

Применение описанных в главе VI композиций присадок привело к 'заметному (до 30%) увеличению моторесурса карбюраторных и дизельных двигателей, обеспечило их на­ дежную работу, а также позволило увеличить срок смены масла для автомобильных двигателей с 3000 до 6000 км пробега, для дизельных — со 100 до 200—250 часов.

Проведенные в течение предыдущих лет исследования и испытания различных композиций присадок, имеющих в сво­ ем составе некоторые антиокислительные присадки, на ряде типов двигателей при общих положительных результатах выявили некоторые недостатки: быстрый износ и прогар ра­ бочих фасок выхлопных клапанов, коррозию деталей, изго­ товленных из различных сплавов цветных металлов, повы­

шенный износ первого

поршневого кольца, коррозионный

■ износ подшипников и т.

д.

Исследование причин указанных явлений показало, что антиокислительные присадки, применяемые в ряде компози­ ций, не обладают достаточной термической стойкостью при температуре около 200° С, по-видимому, подвергаются (раз­ ложению с образованием кислых продуктов, вызывающих коррозионное разрушение некоторых деталей двигателя. Кроме того, кислые продукты разложения снижают эффек­ тивность действия алюилфенольных и сульфонатных приса­ док и приводят к загрязнению деталей. Что касается прогара фасок клапанов и повышенного износа первого поршневого кольца, то это связано с повышенной зольностью применяемых присадок и качествами золы, образующейся при сгорании масла.

199