Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
Суммарная матрица получилась следующей:
Вариант построения |
|
|
Показатели САк |
|
V |
|
САК |
F |
Р |
D |
Т |
О |
|
|
||||||
м ц к |
16 |
12 |
15 |
13 |
12 |
12 |
УВМ |
и |
14 |
10 |
и |
6 |
8 |
АС |
9 |
10 |
11 |
12 |
8 |
16 |
Согласованность мнений экспертов определялась при ранжирова нии по каждому показателю и оказалась достаточно высокой (W = = 0,64-ь0,73) при уровне значимости коэффициентов конкордации
менее 5%. Умножая рг на суммарный ранг соответствующего по казателя, вычисляем следующие значения суммарных взвешенных рангов для рассматриваемых вариантов:
Вариант |
Суммарный |
построения САк |
взвешенный |
|
ранг |
м ц к |
13,4 |
УВМ |
10,1 |
АС |
12,5 |
Таким образом, лучшим в данном случае признан вариант по
строения САК на базе управляющей вычислительной машины типа
УМ1-НХ, имеющий меньший суммарный взвешенный ранг. Следует
отметить, что, как показал анализ экспертных оценок, решающую
роль сыграла недостаточная освоенность промышленностью агре гативных средств, а также отсутствие опыта их использования в про
ектной практике и эксплуатации.
ГЛАВА
РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ СУДОВЫХ САК
Всякая сложная система состоит из совокупности функциональ
ных и конструктивных узлов (приборов, устройств, модулей). Каждый
функциональный узел, в свою очередь, обладает рядом свойств,
характеризующих его поведение. На любую последовательность входных сигналов он реагирует путем выдачи некоторой последова тельности выходных сигналов. Совокупность таких функциональных
91
узлов с помощью устойчивых связей объединяется в систему, в дан ном случае САК.
Множество функциональных узлов вместе с описанием их пове денческих свойств и функцией устойчивых связей между ними об разуют структуру САК.
Принципы агрегатирования средств контроля требуют, чтобы
номенклатура узлов по соображениям технологического характера
была ограничена. Поэтому задачей разработчика является выбор
структуры с минимальным числом узлов каждого типа и связей между
ними. Очевидно, что при этом необходимо учитывать и ограничения,
которые накладывают объекты контроля на возможные типы струк
тур САК. В то же время, выбранная структура должна позволять выполнение заданных функций судовой САК-
Таким образом, при выборе структуры САК в первую очередь
учитывают данные о контролируемой системе (объектах контроля),
данные о функциях, которые должна выполнять САК, и уровне авто
матизации объектов контроля. На различных этапах разработки
структура уточняется и детализируется. В зависимости от степени
детализации различают: макроструктуру, структуру и микрострук туру. В первом случае описывают не только функции системы, но
и конструктивные особенности различных устройств, расположенных
в отсеках судна. Во втором рассматривается только структура этих
устройств и в третьем структура приборов, в которую входят функ
циональные узлы из технологического набора агрегатированных
средств (так называемые малые функциональные узлы).
§ 3.1
ВЫБОР МАКРОСТРУКТУРЫ СУДОВЫХ САК
Под макроструктурой будем понимать совокупность приборов и устройств САК, распределенных по отсекам судна, со связями, су ществующими между ними.
При определении макроструктуры САК исходят из сведений о структуре контролируемой системы (объектах контроля), которая задается следующими параметрами:
—числом основных объектов контроля и адресами их располо жения;
—числом постов сбора и обработки измерительной информации
(ПСИ) и адресами их расположения;
—связями между объектами контроля внутри контролируемой системы (энергетическими и информационными);
—связями между контролируемой системой и ПСИ.
Эти сведения обычно поступают разработчику в таблично-гра
фической форме —• в виде чертежей расположения объектов контроля
в отсеках судна и схем связей между объектами контроля в системе.
Они необходимы для того, чтобы распределение приборов и уст
ройств САК соответствовало распределению объектов контроля,
а связи между приборами и устройствами отвечали связям (энерге тическим и информационным) между объектами контроля.
92
Действительно, если между паропроизводительной установкой
ППУ и главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА) существуют энергетические связи (тепло- и массоперенос), то и информация об их
работоспособности должна попадать в один и тот же ПСИ. Совмест
ная обработка таких сведений о ППУ и ГТЗА позволит более опе ративно провести анализ их работоспособности.
На рис. 3.1 представлена схема расположения оборудования
судна, выбранного нами в качестве примера, а на рис. 3.2 — схема
связей по ТЗ. Здесь двойными линиями показаны энергетические связи между объектами контроля внутри контролируемой системы, одинарными — информационные связи, отражающие как поток ин
формации, поступающей в ПСИ, так и управление между контроли
руемой системой и основными ПСИ, заданными в ТЗ. Отсеки на ри сунках обозначены римскими цифрами, объекты контроля араб скими. На рис. 3.1 выбрана координатная сетка х,у, г и представлена в таблице, в которой указаны адреса основного оборудования на
этой сетке и его основные габариты. Трудности в разработке САК
вызваны разнообразием судов и уровнем их автоматизации. Много-
режимность функционирования контролируемой системы наклады вает определенные требования на выбор агрегативных средств кон троля. При разработке структуры САК необходимо учитывать также
S3
жесткие требования к живучести всех судовых систем, как след ствие автономности судна.
Специфика судовых САК наиболее полно отражается в системе ограничений, накладываемых на выбор макроструктуры САК струк турой судовых контролируемых систем. Они определяются делением судна на отсеки и расположением оборудования, относящегося
к одной судовой системе, в разных отсеках. Еще одно ограничение
связано с конструктивными особенностями судов. Так, обычно ка
бели, относящиеся к системе контроля, идут в одном пучке с энергети
ческими кабелями по определенным маршрутам через переборки,
таким образом, на длину связей всегда накладываются ограничения.
Уровень помех при этом довольно высок. Наконец последнее огра ничение состоит в следующем: первичные коммуникации от датчи ков параметров до приборов и устройств САК обычно не могут пре вышать некоторой, вполне определенной длины. Это связано чаще всего с использованием в датчиках низких уровней сигнала.
Перечисленные ограничения приводят к выводу о том, что прин
цип единого центра сбора и обработки информации, характерный для промышленных САК, не может быть применен в судовых САК.
Рассредоточение узлов системы, размещение в каждом отсеке такого состава аппаратуры, который бы мог выполнять законченные функ
ции, составляют специфику судовых САК-
Можно сказать, что структура контролируемой системы требует,
чтобы структура САК была в некотором смысле подобна ей, а вход ные узлы САК располагались достаточно близко к объектам кон
94
троля. Перечисленные условия ограничения не устраняют много значность решений, а только ограничивают область возможных решений.
Для возможности выбора макроструктурных решений необхо димо найти некоторую оценочную функцию полезности, определен ную на области возможных решений для последующего поиска
оптимума этой функции, а следовательно, и оптимального решения.
Условие подобия структур контролируемой системы САК позво
ляет выбрать определенное множество структур САК (применительно
к рассматриваемому судну см. рис. 3.1 и 3.2), некоторые примеры
Рис. 3.3.
которых показаны на рис. 3.3—3.5. Для выбора оценочной функции воспользуемся прежде всего последним ограничением. Физически это ограничение заключается в том, что для любого датчика i задается критическая длина первичных связей датчика с системой lt. Так, для некоторых видов датчиков 1{ < 20 м. Определим максимальную длину связей объектом контроля с номером и ПСИ, в который должна поступать информация от этого объекта. По приблизительной оценке
длина будет (рис. 3.6)
Д /= X/ -j- tjj Д- Zj -f- Lj. |
(3.1.1) |
Здесь xjt уj , Zj— координаты расположения /-го объекта (начало
координатной сетки находится в ПСИ).
Геометрически сумма ху -f- г/у- + zyотражает тот факт, что любой кабель на судне не может не идти по переборкам. Наконец,
Lj = |
еj -f т1У+ lj |
(3.1.2) |
есть характеристический размер /-го объекта контроля. Его введение
в (3.1.1) говорит о том, что некоторые датчики могут находиться
в той части объекта, которая максимально удалена от ПСИ. Это оценка Rj сверху, она может уточняться в процессе разработки судна
и САК, но для выбора макроструктуры ее вполне достаточно.
95
Указанное ограничение заставляет решать вопрос о том, нужно ли вводить промежуточные узлы сбора и обработки информации. Однако вопрос о том, какие функции контроля дополнительно могут выпол
няться в промежуточных постах, на данной стадии не решается.
Принять решение в таком случае довольно просто, оно может быть
основано на принципе максимина.
96